Еремеев Б. А. О понимании взаимности

Предлагаются дефиниции, которые, по мнению автора, нужны для реального познания взаимности без подмены этого особого объекта действительности его обстоятельствами, условиями или следствиями.

 

При существующем положении дел для понимания взаимности характерно следующее. Во-первых, это признание того, что наличие или отсутствие взаимности в межчеловеческих отношениях является их существенной характеристикой. Справедливо считается, что взаимность отношений зависит от их практики и от произвола субъектов этих отношений; что она влияет на развитие самих этих отношений; что она является их атрибутом, который может рассматриваться и рассматривается как «компонент» в контуре регулирования этих отношений. Тем самым обеспечивается учёт места и роли взаимности в условиях её порождения, существования и функционирования.

Во-вторых, при феноменологическом подходе, при попытках рассмотреть взаимность как факт психологической природы, часто происходит подмена взаимности односторонней позицией - субъективным отношением одного из носителей психики к другому. Так, когда раскрывается очень распространённое выражение «межличностное познание», практически всегда это делается в виде характеристики познания одним человеком другого; имеет место более или менее выраженная конкретизация феноменов и механизмов личностного (или социального) познания. Исследователь даже может говорить о своеобразии познания с какой-либо стороны, делая акцент на оценку его как «лучшего» или «худшего» в каком-то отношении по сравнению с познанием другой стороны. Характеристика взаимности познания, как правило, исчерпывается указанием на её отсутствие или наличие. Взаимность как самостоятельное социально-психологическое явление от анализа, как правило, ускользает.

В-третьих, на эмпирическом уровне познания учёт взаимности раскрывается, чаще всего, как констатация её наличия (или отсутствия) - в частности, при социометрических выборах или при референтометрии. Тем самым фактически обеспечивается опять-таки только лишь её номинативный учёт.

Предлагается рассматривать взаимность в таких координатах её определения, как объект и предмет на уровне науки и на уровне исследования вообще и в психологическом контексте - в частности.

Взаимность предлагается рассматривать как особый объект действительности, как самостоятельную отдельность. Это, прежде всего, симметричное отношение между двумя однородными (при взятом уровне обобщения) и соразмерными отдельностями.

Это определение предполагает общность по любым актуальным основаниям и, прежде всего, общность по исходному пентабазису свойств всего существующего (по В.А. Ганзену): пространственно-временную, субстратную, энергетическую и информационную. Наглядным примером «от противного» может быть когда-то прочитанная мною на 16-й полосе «Литературной газеты» стихотворная метафора о своеобразии безответного любовного отношения: зайца - к капусте, лисы - к зайцу, охотника - к лисе...

Взаимность становится предметом «вообще», как только её начинают рассматривать, выделяя в качестве самостоятельного объекта действительности. Таково объединение в «пару» в милицейском протоколе двух людей, случайно оказавшихся рядом. И наоборот: игнорирование взаимности имеет место при недоуменных вопросах, когда обсуждаются реальные матримониальные пары: «Ну что он в ней нашёл?..» и/или: «Ну что она в нём нашла?..»

Взаимность как объект науки раскрывается в соответствующих понятиях. Так, в человековедении, имея в виду взаимность, говорят о межчеловеческих отношениях. В частности, в контексте представлений о человеке в ленинградской-петербургской психологической школе Б.Г. Ананьева межчеловеческие отношения могут конкретизироваться как межиндивидные, межличностные, межличные, межсубъектные и межиндивидуальные. Яркий пример отсутствия взаимности на уровне межличностных  отношений - это соотношение типичных (наиболее часто встречающихся) ожиданий у мужчин и у женщин, обращающихся за помощью в службы знакомств. Причём социально-типичная асимметрия ожиданий не исключает вероятности их симметрии в отдельных парах, и тогда можно говорить о взаимности, в частности, о социально-психологической общности как об одном из условий совместимости (Н.Н. Обозов).

Взаимность как объект в отдельном психологическом исследовании раскрывается через соотношение между эмпирическими показателями взятых теоретических конструктов (понятий). В рефлексивном конструкте Ч. Кули Я-образ (в широком значении слова) соотносится с моим представлением об образе меня у другого человека. Причём для позиции другого человека характерно такое же соотнесение его Я-образа с его представлением о том, каков у меня его образ. Я.Л. Коломинский, проводя социометрические опросы, использовал и прямые вопросы о предпочтениях по актуальным критериям, и вопросы прогностические: «Кто выберет меня?..»

Взаимность в эмпирическом исследовании раскрывается как общность между симметричными проявлениями активности у членов пары. В исследовании психического отражения («познания» - в широком смысле слова) людьми друг друга это общность между взятыми показателями восприятия людьми друг друга, их отношения друг к другу, их понимания друг друга.

В наших исследованиях учитывается выраженность базовых свойств у актуальных психических образований с обеих сторон - выраженность их предметности, константности, целостности, обобщённости, структурности. Природа взятых показателей этих свойств определяет возможность использовать различные психометрические шкалы: номинативную, последовательную, интервальную и шкалу отношений. Общность по любой из них измеряется двояко: по уровню выраженности (что наиболее распространено в практике психологических исследований) и по соотносительной упорядоченности частных проявлений, что используется гораздо реже. Информативный потенциал второго, «динамического» измерения был хорошо осознан в пермской школе В.С. Мерлина; он также использовался И.М. Палеем, Н.Н. Обозовым и другими исследователями в ленинградской школе Б.Г. Ананьева.

В наших исследованиях рассматриваются факты сознания у различных его носителей. Поэтому актуальны высшие уровни межчеловеческих отношений (кроме межиндивидного): межличностный, межличный, межсубъектный, межиндивидуальный. Взаимность любого отношения в паре предполагает его симметрию - как в статике, так и в динамике. И именно нарушение симметрии (или паритетности) в межчеловеческих отношениях становится объективным основанием для суждений об утрате взаимности.

Опубликовано: Менталитет, мировоззрение, credo в педагогике ненасилия /Сборник научных статей по проблемам педагогики ненасилия. Материалы ХХУ111 Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург 19 апреля 2007 г.) /Под ред. Козловой А.Г., Маралова В.Г., Гавриловой М.С. - СПб,: «67 гимназия. Verba Magistri», 2007. С.32-33. (0,16 а.л.; 200 экз.)