Еремеев Б. А. Восприятие человека

Восприятие в общем - это получение информации. С точки зрения психологии - это психическое отражение отдельных объектов (тел, явлений) при их непосредственном воздействии на соответствующие органы, называемые анализаторами (или, традиционно, «органами чувств»).

К особенным характеристикам факта восприятия («перцептивного образа») относятся предметность, константность, целостность и обобщённость. Предметность - это данность объекта субъекту, или выделение объекта субъектом как фигуры среди множества прочих объектов, которые при восприятии данного объекта становятся по отношению к нему фоном. Константность - это сохранение образа при изменении внешних (физических) и/или внутренних (психических) условий для его возникновения. Целостность образа восприятия - это объединение в нём различных проявлений объекта. Обобщённость образа - это сохранение его при изменениях воспринимаемого объекта.

По принадлежности своему носителю - человеку - восприятие рассматривается в нескольких аспектах. Во-первых, как функция определённых органов. К началу ХХ1 века науке известны 11 анализаторных систем человека, обеспечивающих пять основных видов его восприятия: зрение, осязание, слух, вкус, обоняние. Во-вторых, восприятие рассматривается как процесс, или последовательность взаимосвязанных изменений, результатом которой становится соответствующий факт - образ с его свойствами. Общая линия становления образа восприятия - это движение от глобальности начального впечатления к его дифференциации (детализации) и интеграции: к становлению внутренне организованной целостности. В-третьих, восприятие рассматривается как определённое состояние, в котором находится человек, - состояние получения поступающей информации. И, в-четвёртых, восприятие рассматривается как особая способность человека, или особое его свойство - наблюдательность, восприимчивость.

Деятельностная природа восприятия раскрывается через характеристику его инструментальной роли при ориентации человека в мире, в котором, по словам Гегеля, «сущность является», а «явление существенно». Восприятие как деятельность выступает  в форме наблюдения. Во-первых, оно связывает человека с окружающей средой, выступающей для него, прежде всего, как мир различных явлений и тел, или «вещей» - в широком смысле слова.  Во-вторых, посредством восприятия человек выделяет в среде объекты, отдельные тела и явления, тем самым анализируя среду, раскрывая для себя её сложное строение. В-третьих, через восприятие человек подстраивается к среде, адаптируется к ней, различая в ней явления, более и менее существенные для себя.

Крайностями восприятия как особой деятельности являются: дефицит информации (перцептивная депривация, «чувственный голод») и её переизбыток; дифференцированность (детализация) ситуации и глобальный подход к ней; строгая избирательность с игнорированием всего «ненужного» и полное отсутствие какой-либо избирательности, или «всеядность».

Человек как объект восприятия обладает, прежде всего, определённым физическим обликом, оформлением внешности и экспрессией, или выразительным поведением. Существенными для окружающих людей являются и такие человеческие проявления, как физиологические отправления организма, ролевое поведение, инструментальное поведение, так называемая «предметная деятельность» в различных сферах и её продукты, проявления духовной деятельности. Более того. Различные компоненты окружающей человека среды, природной или искусственной, имеющие хоть какое-то к нему отношение, могут восприниматься - и воспринимаются - через призму этого отношения: как знаки, в значении которых присутствует тема человека.

Существенно, что любое человеческое проявление, воспринимаемое в условиях общественной жизни, оказывается многозначным, сложным для понимания, даже если речь идёт только о его формальной категоризации (или классификации) с использованием перечисленных здесь вариантов проявлений.

Восприятие является исходным звеном в познании, в том числе и в познании человека человеком как деятельности. Будучи реальным актом душевной жизни, это исходное звено обязательно имеет эмоциональный и регулятивный аспекты и включено в определённый психологический, ситуативный и, шире, в социальный контекст.

Так, чем более пристрастно, более эмоционально воспринимающий относится к воспринимаемому, тем более константным и более обобщённым является образ. А это значит, к примеру, что любящий человек узнаёт любимого даже при самых неблагоприятных условиях восприятия. С другой стороны, это значит, что любящий человек не замечает изменений, происходящих во внешних проявлениях любимого - «любовь слепа». И во всех случаях образ любимого человека настраивает любящего на проявления своего отношения, в частности, на внимание к любимому и на заботу о нём.

Так же обстоит дело с влиянием негативной пристрастности. Чем более кто-то нам не нравится, тем более константным и обобщённым является наше восприятие и непосредственных проявлений этого человека, и всего, что с ним так или иначе связано.

При восприятии отдельного человеческого проявления, будь то внешность в целом или же только физический облик, речь или инструментальное поведение, сначала выделяется особенное - то, что отличает данное проявление среди прочих проявлений того же рода. В естественных общностях, при максимальном проявлении межчеловеческого разнообразия, роль особенных черт играют, прежде всего, антропологические признаки человека: признаки его пола, возраста, расы. Именно их своеобразие воспринимается в первую очередь, и это становится генетически первичным условием для предрассудков (предубеждений).

Возрастное психическое развитие, в частности, интеллектуальное, подводит людей к открытию и использованию этого закона. У подростков это происходит чаще всего даже без осознания. Стремление заявить о себе, выделиться среди окружающих, быть замеченным, ведёт к тому, что подросток использует все доступные ему средства и методы, чтобы чем-то отличаться от других людей. Причём речь идёт именно о проявлениях, которые могли бы быть восприняты окружающими. Содержание их, в частности, социальная и психологическая сущность этих проявлений, могут быть различными. Педагогам знакома ситуация воспитательной беседы, в которой почти обязательным фрагментом являются слова: «Ну зачем ты это сделал(а)?» - «Я не хотел(а)!..»

Если в том, что воспринимается, последовательно выделяются различные компоненты, и оно всё больше детализируется, это значит, что усложняется предметность образа, происходит рост конкретности воспринимаемого для воспринимающего. В объединении выделенных компонентов проявляется целостность образа. При повторном и дальнейшем восприятии того же объекта проявляется константность: условия уже другие, а образ сохраняется. Воспринимаются без изменений те же компоненты, те же их сочетания, в том же наборе (составе), в той же упорядоченности (композиции)...

Восприятие полимодально. Различен вклад отдельных анализаторов в формирование образа. Все изменения образа в пределах от начала восприятия до его конца рассматриваются как процесс его актогенеза. Начало и конец восприятия задают также временные границы пребывания субъекта в состоянии восприятия. А устойчивая во времени сравнительная выраженность различных свойств образа характеризует способность субъекта воспринимать и, в частности, его наблюдательность.

Осознание воспринимаемого происходит в форме его субъективной категоризации в речи посредством языка. Тем самым получение информации оказывается прямо зависящим от личностного опыта воспринимающего. Появляются основания для того, чтобы говорить уже о личностном познании человека: об осознании его проявлений как об их констатации, об их оценке и об их интерпретации (о понимании). Здесь уже актуальны, наряду с восприятием и на его основе, представления, мышление, воображение. Оценки и интерпретации при понимании человека рассматриваются как детерминированные объектом, субъектом, особенностями их взаимодействия и ситуацией, в которой эти оценки и интерпретации стали нужными.

 

Литература

  1.  Аронсон Э. Предрассудок. Стереотипы и предрассудки //Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию /Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1998. С.302-311.
  2. Бодалёв А.А. Человек как объект познания //Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983. С.98-115.
  3. Бодалёв А.А. Восприятие человека человеком //Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983. С.115-132.
  4. Бодалёв А.А. Профессиональные особенности восприятия человека человеком //Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983. С.133-165.
  5. Майерс Д. Что такое предрассудки? //Майерс Д. Социальная психология /Пер. с англ. - СПб.: Питер Ком, 1998. С.434-437.
  6. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. - М.: ООО «ТК Велби», 2003. С.246-254.

Опубликовано с ред. изм.: Еремеев Б. А. Восприятие человека // Воспитание этнотолерантности подростка в семье: Словарь / Под общ. ред. Козловой А. Г. /Серия: В помощь классному руководителю. - СПБ.: ООО НЕСТОР, 2005. - С.36-38.