Еремеев Б. А. Структурное описание психических образований

В докладе раскрывается обобщённая парадигма эмпирических исследований дескриптивного толка, в которых выявляются структуры психических образований - как устойчивое единство их объективного содержания и субъективной формы при разных масштабах описания. Основой этих исследований является, с одной стороны, признание их ситуативной ограниченности и, с другой стороны, признание того, что именно в их рамках реализуется инструментальный потенциал психологической теории и методологии. Для полиструктурного описания психических образований используется единая общая модель.

Ситуативная ограниченность любого психологического исследования конкретизируется следующим образом. Прежде всего, это определённость условий, в которых возникает и существует объект исследования - любая отдельность душевной жизни, любое психическое явление. Эти условия заданы, в общем случае, источником психического явления, его носителем и взаимодействием носителя с источником. Это также определённость условий познания, при которых психическое явление становится объектом исследования. Главное здесь - то, что исследователь непосредственно имеет дело с телесными (физическими) знаками психического, или с «вещами», в которых оно себя обнаруживает. Эти признаки психического выступают в роли предмета, по которому исследователь судит о своём объекте - о психическом явлении. Именно эти признаки исследователь так или иначе фиксирует, превращая в эмпирический материал своего исследования.

Полиструктурность любой отдельности определяется, прежде всего, разными уровнями её бытия: наличием внутреннего пространства, которое раскрывается через строение этой отдельности; наличием внешнего пространства, объединяющего множество отдельностей того же рода, и наличием внешнего пространства как ситуации порождения, существования и познания этой отдельности.

Говоря об отдельных явлениях душевной жизни как о психических образованиях, имеют в виду их генезис: возникновение и развитие от простого к сложному. По сложности разводятся исходные, абстрактные в своей «чистоте» психические образования и производные, интегративные. В числе исходных, самых простых, традиционно различаются познавательные (когнитивные) психические образования, эмоциональные (эмотивные) и регулятивные (конативные). Среди познавательных образований различаются ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение. Среди эмоциональных образований различаются собственно эмоции и чувства. И среди регулятивных образований выделяются, прежде всего, различные виды внимания.

Самые сложные, производные психические образования суть уровни и стороны душевной организации, имеющие интегративную природу. К уровням психики относят темперамент, сознание, память, субъектность («самость»), духовность. Среди сторон, или «проекций», душевной жизни в целом традиционно различают интеллектуальную, потребностно-мотивационную и исполнительскую «сферы»...

Вторая половина ХХ в. ознаменовалась всплеском внимания исследователей к психологическим аспектам так называемых «реальных человеческих проявлений»: «черт личности» или «человеческих качеств». Им соответствуют психические образования так называемого промежуточного уровня сложности; на практике они составляют открытое множество, которое иногда называют «дурной бесконечностью».

Общая форма любого психического образования зависит от исследовательской позиции. Может быть сделан акцент на его атрибутивности - на его принадлежности своему носителю. И тогда исследуемое психическое образование рассматривается как особое свойство и/или состояние и/или функция и/или процесс у своего носителя. Может быть выражен интерес к психическим образованиям как отдельным фрагментам субъективной картины мира, которые при определённых условиях возникают, развиваются и исчезают, обнаруживая разные фазы своей жизни. Может быть выражен интерес к месту и роли психических образований как особой формы деятельности среди других явлений действительности. И тогда речь идёт об их отношениях с условиями их порождения и существования, в частности, о детерминированности этими условиями, и о «функциях» этих образований на практике. В числе общих функций психических образований выделяются коммуникативная (регулятивная) функция, ориентировочно-осведомительная, ситуативно-адаптивная, творческая (преобразовательная), а также другие, более частные функции.

Структурное описание, или структурирование, - это выявление в действительности упорядоченного множества её устойчивых компонентов: элементов и отношений между ними. Качественная определённость (или своеобразие) структуры задаётся её составом, или природой охваченных структурой элементов. Способ существования структуры задаётся парными отношениями элементов. Универсальный принцип структурирования - это устойчивость элементов и отношений между ними в пространстве и/или во времени. Основанием для структурного описания становится обобщённость учтённого множества компонентов. И, наконец, композиция при структурном описании раскрывается, при взгляде «со стороны», как сгущение компонентов во взятой предметной области. А при взгляде «изнутри» она раскрывается в распределении компонентов по их положению - как расположенных ближе к центру или ближе к периферии. Такую «ядерно-оболочечную модель» для описания сложного целого использовали, в частности, В.А. Ганзен и Р.М. Грановская.

Структурное описание проводится в разных масштабах подхода к действительности, или на разных уровнях. Основные уровни структурного описания суть микро-, мезо- и макроструктурирование. При микроструктурировании выявляется внутреннее строение взятого факта. При мезоструктурировании выявляются соотношения между однородными фактами как более или менее сходными (типичными) во взятом их множестве. При макроструктурировании выявляются отношения между взятым фактом и условиями его порождения и существования.

В общем случае все структурные описания психических образований по качеству составляющих их элементов предметны. Ибо предметна сама психика по её происхождению и существованию - как данность действительности её особому представителю: субъекту. Так, предметны субъективные категории, посредством которых раскрывается действительность для субъекта её познания в рамках отдельного психического образования - при микроструктурировании. Предметны психические образования в пределах взятого их конечного множества - при мезоструктурировании. Предметны условия порождения, существования и познания каждого психического образования как элемента (а) в ситуации взаимодействия носителя психики (субъекта) с её источником (объектом) и (б) в ситуации психологического исследования - при макроструктурировании.

Самый общий способ существования микроструктуры любого психического образования - ассоциативный. Именно ассоциации как пространственно-временные связи субъективных категорий обеспечивают внутреннюю целостность структуры. Общий способ существования мезоструктуры у взятого множества психических образований - это парное сходство между ними как элементами состава структуры; причём, прежде всего, это их сходство по предметности. И общий способ существования макроструктуры любого психического образования - это его ситуативное со-бытие своему источнику, носителю, объединяющей их практике, а также условиям познания данного психического образования.

На все психические образования распространяется универсальность принципа структурного описания. Первичное осознание того, что проявления душевной жизни устойчивы, произошло в форме их категоризации и словесного обозначения. Научная рефлексия этой устойчивости оформилась как выделение особого свойства психических образований - их константности, или сохранения при изменениях условий их порождения и существования (в некоторых пределах), как объективных, так и субъективных.

На все психические образования распространяется и универсальность основания для любого структурного описания. Это обобщённость того, что подлежит структурированию. Обобщённость образа обнаруживает себя как сохранение образа при изменениях его источника, или объекта отражения. Величина обобщённости психического образования определяется величиной класса объектов, вызывающих у носителя психики - у субъекта отражения - одинаковую реакцию. Допустимые изменения отдельного психического образования, [учитываемые,] когда оно становится объектом исследования, ограничены взятой предметной областью - областью признаков, через которые это образование познаётся. Эмпирически эта область обычно конкретизируется как выборка; её главные характеристики суть однородность и объём. При микроструктурировании выборку составляют проявления психического образования, или опыты. При мезоструктурировании это уже множество признаков соотносимых психических образований. И при макроструктурировании выборку образует множество признаков, характеризующих все актуальные компоненты ситуации, в которой психическое порождается, существует и познаётся.