Карасаева A.M., Еремеев Б.А. Соотношение понятий "личностный смысл" и "социальное познание"

Под социальным познанием понимается деятельность, обеспечивающая ориентацию в определённой культурной среде и, прежде всего, в различных человеческих проявлениях. В частности, социальное познание рассматривается как способность воспринимать и понимать различные факты социальной жизни. В том числе - как способность понимать других людей, понимать их общественное поведение, их эмоции, мысли, намерения, их ситуативные точки зрения и общие жизненные позиции.

Все человеческие отношения предполагают социальное познание. И для жизни среди людей, для целесообразной совместной деятельности необходимо осознавать и внешние проявления окружающих, и их сущность, выраженную в этих проявлениях. Способность к осознанному пониманию развивается медленно. В психологии рассматривается вопрос о том, как соотносятся способы формирования «вещных» и социальных знаний. Те и другие (с.43-44) знания приобретаются путем проб и ошибок, через эмпирический опыт, и путем наблюдений, в процессе специальных исследований, благодаря большим и малым открытиям. Знания о вещах более объективны, они более определённо основаны на фактах. Социальные явления и законы менее единообразны и более вариативны, чем вещи и их отношения. Они сильнее зависят от ситуации и более сложны, поэтому их труднее распознавать, понимать и прогнозировать. И приобретение социальных знаний оказывается явно труднее. И они всегда конвенциальны, всегда определяются актуальными культурными и субкультурными установками людей - их ожиданиями-требованиями, или экспектациями. Подразумевая сложность чего-либо, говорят о системности: о наличии относительно устойчивого множества элементов, связанных друг с другом и образующих функциональное единство.

В качестве основных характеристик системы обычно выделяют целостность, структурность, иерархичность, отношения со средой, множественность возможных отображений (описаний). При этом психологические системы наделяются ещё и динамичностью, самоорганизацией и целеустремлённостью. В отечественной психологии среди системных образований человека рассматривают, в частности, его личность и его смысловую сферу. Смысловая сфера каждого индивида формируется в течение всей его жизни. Личностные смыслы человека формируются у него в условиях жизни среди людей, в условиях определённой национальной культуры и её субкультур со всей их семиотической полисистемностью. А системность личностных смыслов формируется у каждого человека на пересечении основных сфер его социальной жизни. И вся смысловая сфера человека рассматривается как особый психологический орган, в котором отображено и своеобразие личностного развития, и уникальность развития частного лица с его собственным жизненным путём. Для нас сознание является социальным, или личностным, уровнем психической организации человека. Поэтому мы считаем, что осознание чего-то всегда обнаруживает актуальные личностные смыслы. И чем сложнее отношения человека с действительностью, тем более выражена иерархия в системе его личностных смыслов, тем более в этой системе дифференцированы объективная и субъективная реальность, когнитивное содержание и аффективная форма, восприятие и понимание, эмоции и регуляция, как, прежде всего, установки различного рода, в том числе и рефлексивные... А при осознании действительности всё это проявляется в вербальной категоризации, которая в высших своих формах подчиняется законам понятийной мысли. (с.44-45)

Кроме того, в универсальной триаде характеристик психологических систем мы выделяем целеустремлённость носителя психики как главную детерминанту смыслообразования. Эта грань активности определяет превращение познаваемого объекта в предмет, задаёт направление для интерпретации чувственных впечатлений, для перехода от непосредственно данного к скрытому, к сущностному, в том числе и в другом человеке. Целеустремлённость также определяет установку на осознание процесса и результатов своей деятельности по отношению к другим людям. А единство целеустремлённости с самоорганизацией и динамичностью проявляется уже в способности распознавать проблемы, ставить и решать задачи. Мы полагаем, что положение о единстве личностных смыслов и социального познания хорошо согласуется с суждением Г. Дюпона. Человек автономен (т. е. действительно свободен), если умеет согласовывать мораль окружающих и собственные нравственные нормы. Но для этого нужна сформированная самоидентичность, а в её основе лежит осознание отношений между общим, особенным и единичным и их единства в любых проявлениях реальности.

____________________________________

Опубликовано: Карасаева А. М., Еремеев Б. А. Соотношение понятий «личностный смысл» и «социальное познание» // Психология ХХI века: Материалы международной научно-практической конференции молодых учёных «Психология ХХI века» 26-28 апреля 2012 года, Санкт-Петербург / Под науч. ред. Р. А. Березовской. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. - С.43-45 (484 с.)