Еремеев Б. А. Предпочтения мест работы у студентов - будущих социальных работников

На первом курсе психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена в первом семестре для направления бакалавр образования по специальности «социальная работа» учебным планом предусмотрен факультатив «Практика социальной работы: психологические предпосылки». Всего - 34 аудиторных часа практических (лабораторных) занятий.

Предполагается, что в рамках факультатива студенты должны познакомиться с основными психологическими предпосылками для социальной работы. У них должна появиться установка на то, чтобы осознавать свои наличные знания, умения и отношения в области практического человековедения, чтобы учитывать складывающиеся ситуации межчеловеческого взаимодействия и разводить возникающие в них переживания происходящего, его рациональное осмысление и формирование подходящих способов поведения.

В основу программы факультатива положена книга М. Доэла и С. Шадлоу [1]. После двух лекций («Введение» и «Определение базовых понятий») проводятся практические занятия (ПЗ), всего 15. Тема ПЗ-1 - «Ориентирование». Цель занятия - активизация личного опыта в рамках психологической подготовки к освоению новых жизненных ситуаций. Предполагается уменьшать субъективную неопределённость новых ситуаций за счёт осознания её базовых компонентов.

Задание к практическому занятию состоит из трёх частей. Это воспоминание о том, как в детстве была открыта какая-либо новая жизненная ситуация; воспоминание о том, как студентом был открыт для себя психолого-педагогический факультет РГПУ им. А.И. Герцена и моделирование предполагаемой личной ситуации социальной работы. В контексте моделирования предусмотрен выбор предполагаемого места практики, конкретизация вероятных условий (существенных моментов) практики, определение вероятных трудностей, методов и средств их преодоления и необходимых для этого ресурсов.

В частности, был предложен перечень из 100 различных социальных организаций, в рамках которых осуществляется социальная работа. Список был составлен на основе книги [2] и телефонного справочника [3] и здесь приведён в Приложении 1. Студентам нужно было познакомиться с этим списком и выписать номера тех организаций, работа в которых кажется студенту более предпочтительной, чем в других. Непонятные для студентов обозначения были раскрыты. В их числе оказались такие слова, как геронтология, офтальмология, стомированные больные, сурдология, фтизиатрия, хоспис. Количество предпочтительных организаций оставлено на усмотрение студентов - использована процедура «непараметрических выборов».

В работе участвовали 37 первокурсников, в том числе - шесть юношей и 31 девушка. Число организаций, выбранных студентами для практики социальной работы, колеблется от трёх до пятидесяти, в среднем 23-24 со средним квадратическим отклонением ? ? 13 и с ошибкой средней величины m ? 2. Распределение предпочтительных мест для практики социальной работы (ПСР) приведено в Приложении 2.

Организации в стимульном списке получили от нуля до 27 выборов. При статистическом подходе один выбор можно рассматривать как случайный. Тогда на 90%-м уровне вероятности безошибочных прогнозов отличным от однократного выбора является четырёхкратный выбор, на 95%-м уровне - шестикратный, на 99%-м уровне - восьмикратный и на уровне 99,9% - одиннадцатикратный. До трёх выборов включительно получили 24 организации из ста, до пяти выборов - 37 организаций, до семи выборов - 52 и до десяти выборов - 66 организаций из ста.

Самые выбираемые студентами - это центры психологической помощи (27 выборов), детские оздоровительные лагеря (24 выбора), службы экстренной помощи МЧС (23), телефоны доверия (22). Районные органы опеки и попечительства и частные детские сады поделили пятое и шестое места по предпочтительности - по 21 выбору. Кризисные центры для женщин и приюты для животных поделили седьмое и восьмое место - по 20 выборов. Дома ребёнка и социальные гостиницы для сирот - девятое и десятое место: по 19 выборов.

В таблице представлены результаты количественного описания ассоциативной структуры для десяти наиболее выбираемых организаций (f ? 19) - по тому, как они представлены в групповом сознании опрошенных.

 

Таблица. Количественное описание ассоциативной структуры для десяти взятых организаций

Номера Кол-во выборов (f) Корреляционное описание (r х 100) Описание композиции
по порядку в стимульном списке 2 3 4 5 6 7 8 9 10 специфичность, рад ранг общности
1 6 21 57 46 23 16 51 11 08 50 -04 1,272 1
2 7 19 Х 35 02 -15 19 -09 02 19 14 1,428 4
3 16 19   Х 24 42 -03 13 14 30 -03 1,345 2
4 31 21     Х 27 29 -01 -04 -05 29 1,431 5-6
5 33 24       Х 00 01 -07 08 23 1,463 7
6 36 20         Х 06 29 12 -20 1,431 5-6
7 51 23           Х 28 26 -27 1,517 9
8 56 27             Х 37 -20 1,472 8
9 57 22               Х 01 1,369 3
10 100 20                 Х 1,579 10

Примечание: пороговые значения коэффициента корреляции при N=37 |r|0.95?0,33; |r|0,99?0,42; |r|0,999?0,52

Для каждой пары самых выбираемых организаций определено сходство (пересечение) групп выбравших их студентов; это сходство описано посредством коэффициента корреляции Пирсона для качественных признаков. Корреляционная матрица преобразована в матрицу угловых расстояний - по Фишеру, в радианах. Для каждого элемента структуры - для каждой организации из числа десяти наиболее предпочтительных - определено среднее арифметическое угловое расстояние до всех остальных, или специфичность положения элемента в структуре. Итоговое аналитическое описание структуры дополнено её наглядным изображением в виде корреляционного графа. В нём вершины упорядочены по их общности - специфичности в структуре, а рёбрами являются наиболее выраженные, статистически подкрепляющиеся корреляции. В данном случае это корреляции на уровне Р ? 0,95 (r ? 0,33), объединяющие более специфичные элементы с более общими (т.е. от периферии структуры к её центру). Алгоритм и соответствующие процедуры описаны в работах [4], [5].

В результате структурного описания того, как десять самых предпочитаемых социальных организаций распределяются в субъективном пространстве группового сознания первокурсников, обнаружена следующая картина (см. таблицу). Центральное положение занимают районные органы опеки и попечительства (sp = 1,272 рад). На периферии структуры оказались приюты для животных: sp = 1,579 рад. Остальные организации распределились между центром и периферией следующим образом: социальные гостиницы для выпускников-сирот (1,345), телефоны доверия (1,369), Дома ребёнка (1,428), кризисные центры для женщин и частные детские сады (1,431), детские оздоровительные лагеря (1,463), центры психологической помощи (1,472), службы экстренной помощи МЧС (1,517).

Таким образом, девять из десяти взятых организаций, кроме приютов для животных, находятся в области субъективного пространства с преобладанием центростремительных сил над центробежными. Они субъективно объединяются. Причём смысловым центром такого объединения являются районные органы опеки и попечительства. К ним наиболее близки Дома ребёнка: коэффициент корреляции r = 0,57 (Р ? 0,999). Во вторую очередь это кризисные центры для женщин (r = 0,51), затем телефоны доверия (0,50) и социальные гостиницы для выпускников-сирот (0,46) - при Р ? 0,99. К социальным гостиницам ближе других детские оздоровительные лагеря (0,42), к телефонам доверия - центры психологической помощи: 0,37 (Р ? 0,95). Три остальных организации при взятом пороге (r ? 0,33) оказались изолированными. Лишь в тенденции приюты для животных включаются в структуру через связь с частными детскими садами, которые ближе всего к кризисным центрам для женщин (в обоих случаях r = 0,29), а службы экстренной помощи МЧС субъективно ближе всего к центрам психологической помощи: r = 0,28.

Ни одним студентом не выбраны для практики социальной работы пять организаций. Это городской геронтологический центр, городской детский сурдологический центр, центр инвалидов по слуху, Всероссийское общество глухих, Ассоциация стомированных больных. По одному выбору получили: негосударственные службы помощи лицам БОМЖ, городская фтизиатрическая больница, центры инвалидов по зрению и Всероссийское общество слепых. Существенно, что две последние организации выбраны слабовидящим студентом, а служба помощи лицам БОМЖ выбрана студенткой с ограниченными возможностями в локомоторной сфере.

Только по два выбора отданы шести организациям. Это бюро онкологической экспертизы, районные комбинаты социального питания, городская больница для детей с церебральным параличом, городской диспансерный центр по лечению детей с врождённой патологией развития лица, хосписы и центры инвалидов-опорников. Только по три выбора получили девять организаций. В их число вошли: бюро фтизиатрической экспертизы, школа-интернат для детей с задержкой развития, муниципальный детский сад с компенсацией нарушений опорно-двигательного аппарата, городские службы помощи лицам БОМЖ, детские больницы (ожоговая, онкологическая, ортопедической травматологии), городская инфекционная («Боткинская») больница и Объединение инвалидов спорта.

В заключение можно сказать следующее. Для большинства студентов-первокурсников специализации «социальная работа» (набор 2006 г.) предпочтительны те организации, названия которых чаще бывают на слуху и приобрели в общественном сознании на бытовом уровне положительный ореол. Не вошли в число предпочтительных для большинства студентов те организации, названия которых весьма специфичны и прямо указывают на самые «больные места» повседневной практики социальной работы.

В процессе организации специального вузовского образования даже в рамках бакалавриата важно иметь в виду необходимость разноуровневой подготовки будущих социальных работников. В плане развития теоретического сознания важно предусмотреть формирование компетентности - как не только использования того, что студенты узнали, но как их готовности разбираться в том, с чем они будут сталкиваться впервые. В плане развития практического сознания важно предусмотреть формирование ситуативной готовности решать актуальные проблемы в избранной профессиональной сфере. А для этого в рамках подготовки студентов по специальности «социальная работа» обязательным должно быть их личное знакомство с постановкой дела в самых различных организациях. Только тогда удастся избежать того, что известно как «профессиональная деформация» и что обычно бывает при узкой специализации и при субъективной ограниченности в профессиональной сфере.

Литература

  1. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы / Пер. с англ. - М.: АО «Аспект Пресс», 1995. - 237 с.
  2. Социальная служба. Услуга. Специалист. Экспертная оценка на рабочих местах (портфель эксперта) /Ред.-сост.: В.А. Барабохина, Г.Р. Замалдинова. - СПб.: Изд-во ЗАО «АСП», 2005. - 208 с.
  3. «Весь Петербург» - 2005: Телефонный справочник Петербургской телефонной сети с приложением «Жёлтые страницы. Санкт-Петербург» - 2005. - 13-е изд. /Гл. ред. А.И. Яковлев. - СПб.: ООО «Издательский Дом «Пресском»», 2004. - 1744 с.
  4. Еремеев Б.А. Статистические процедуры при психологическом изучении текста: Учеб. пособие. - СПб.: Образование, 1996. - 55 с.
  5. Еремеев Б.А. Психометрика мнений о людях: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2003. - 124 с.

Приложение 1. Перечень организаций г. Санкт-Петербурга, имеющих в штате социальных работников (2005 г.)

  1. Бюро медико-социальной экспертизы
  2. Бюро психоневрологической экспертизы
  3. Бюро офтальмологической экспертизы
  4. Бюро онкологической экспертизы
  5. Бюро фтизиатрической экспертизы
  6. Районные органы опеки и попечительства
  7. Дом ребёнка
  8. Психоневрологический дом ребёнка
  9. Дошкольный детский дом
  10. Детский дом
  11. Детский дом для детей с отклонениями в развитии
  12. Детский дом для детей с нарушением зрения
  13. Детский дом-школа
  14. Детский дом-школа для детей с отклонениями в развитии
  15. Детский дом-школа с углублённым изучением иностранных языков
  16. Социальная гостиница для выпускников-сирот
  17. Школа-интернат
  18. Школа-интернат для детей с задержкой развития
  19. Школа-интернат для детей с отклонениями в развитии
  20. Школа закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителй
  21. Школа закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей с отклонением в развитии
  22. Негосударственный приют для безнадзорных детей
  23. Негосударственный семейный детский дом «Детская деревня»
  24. Муниципальный детский сад
  25. Муниципальный детский сад с художественно-эстетическим развитием
  26. Муниципальный детский сад с коррекцией физического и психического развития
  27. Муниципальный детский сад с интеллектуальным развитием
  28. Муниципальный детский сад с компенсацией нарушений речи
  29. Муниципальный детский сад с компенсацией нарушений опорно-двигательного аппарата
  30. Муниципальный детский сад с оздоровительными группами
  31. Частный детский сад
  32. Муниципальная школа
  33. Детский оздоровительный лагерь
  34. Детский спортивно-оздоровительный лагерь
  35. Кризисный центр для детей
  36. Кризисный центр для женщин
  37. Кризисный центр для мужчин
  38. Кризисный центр для пожилых людей
  39. Районный медико-социальный психолого-педагогический центр
  40. Районная служба семьи
  41. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
  42. Приют для мальчиков
  43. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних мам
  44. Городской геронтологический центр
  45. Государственный дом престарелых
  46. Дом-интернат ветеранов сцены
  47. Дом ветеранов войны
  48. Центр социального обслуживания для лиц пожилого возраста
  49. Частный дом престарелых
  50. Региональная миграционная служба
  51. Служба экстренной помощи МЧС
  52. Негосударственные службы помощи лицам группы риска
  53. Городские службы помощи лицам БОМЖ
  54. Негосударственные службы помощи лицам БОМЖ
  55. Районные комбинаты социального питания
  56. Центры психологической помощи
  57. Телефон доверия
  58. Центры медико-социального обслуживания
  59. Районные центры социального обслуживания
  60. Центры социальной реабилитации
  61. Городская детская больница
  62. Частная детская больница
  63. Детский физкультурный диспансер
  64. Городская ожоговая детская больница
  65. Городская онкологическая детская больница
  66. Городская больница для детей с церебральным параличом
  67. Областная детская больница ортопедической травматологии
  68. Психоневрологический центр восстановительного лечения детей
  69. Районный центр восстановительного психиатрического лечения детей
  70. Городской детский сурдологический центр
  71. Городской диспансерный центр по лечению детей с врождённой патологией развития лица
  72. Городской психоневрологический центр восстановительного лечения детей с двигательными нарушениями
  73. Детский городской диабетологический центр
  74. Центры реабилитации детей-инвалидов
  75. Детский хоспис
  76. Муниципальная больница
  77. Частная больница
  78. Городская инфекционная больница (Боткинские бараки)
  79. Городская онкологическая больница
  80. Городская офтальмологическая больница
  81. Городская фтизиатрическая (туберкулёзная) больница
  82. Районный наркологический диспансер
  83. Районный психоневрологический диспансер
  84. Психиатрическая больница
  85. Хоспис
  86. Центры ветеранов и инвалидов войны
  87. Объединение инвалидов спорта
  88. Центры инвалидов по зрению
  89. Центры инвалидов по слуху
  90. Центры инвалидов-опорников (с патологией опорно-двигательного аппарата)
  91. Ассоциация стомированных больных
  92. Ассоциация детей-инвалидов
  93. Ассоциация объединений родителей с детьми-инвалидами
  94. Районные отделения Всероссийского общества инвалидов
  95. Всероссийское общество глухих
  96. Всероссийское общество слепых
  97. Центры реабилитации молодых инвалидов
  98. Психоневрологический интернат
  99. Негосударственный центр поддержки и социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей
  100. Приюты для животных

Приложение 2. Распределение предпочтительных мест для практики социальной работы (ПСР) с указанием порядковых номеров студенческих выборов - по списку из 37 человек

Места для ПСР (№№ пп) Выбраны студентами (их порядковые номера по списку) Кол-во выборов (f)
1. 1.10.13.14.21.26.29.32.33.34. 10
2. 4.7.12.15.17.18.19.21.23.27.35.37; 12
3. 6.26.32.33. 4
4. 17.27. 2
5. 7.17.22. 3
6. 1.2.4.7.13.15.16.17.18.19.20.21.22.24.25.26.31.32.33.35.37; 21
7. 1.2.3.4.7.15.16.17.19.20.22.25.26.27.30.31.32.35.37; 19
8. 4.15.17.18.27.37; 6
9. 2.3.4.7.15.16.17.19.20.25.31.32.33.35. 14
10. 1.4.7.15.16.17.19.20.22.25.31.32.37; 13
11. 2.4.10.16.17.31. 6
12. 4.6.15.26. 4
13. 1.2.3.4.7.15.18.19.20.22.23.24.25.26.31.32.33.35. 18
14. 4.15.17.22.31. 5
15. 4.7.13.18.20.22.24.30.32.33.35. 11
16. 1.2.4.7.9.10.16.18.19.20.22.23.24.25.26.30.31.32.33. 19
17. 4.6.7.13.16.23.25.31.32. 9
18. 4.17.22. 3
19. 4.10.16.17.31. 5
20. 4.9.16.17.24.25.28.31.32.35.37; 11
21. 4.10.16.17.25. 5
22. 2.4.7.9.10.16.17.21.23.25.31.32.35. 13
23. 1.4.7.15.23.24.25.27.32.33. 10
24. 1.3.4.7.15.19.22.26.32.35. 10
25. 1.3.13.15.18.20.22.24.26.28.30.32.33.34.35. 15
26. 4.10.15.18.22.31.37; 7
27. 3.4.6.7.13.15.17.18.19.20.22.24.26.28.30.32.35. 17
28. 10.13.15.26.32.33. 6
29. 15.16.17. 3
30. 2.7.15.20.22.24.26.30.31.32.33. 11
31. 1.2.4.6.7.8.10.13.14.15.18.19.20.21.23.24.30.31.32.34.35. 21
32. 7.9.15.22.23.24.25.26.29.32.33.35. 12
33. 1.2.4.6.7.8.9.11.13.14.18.20.21.22.23.24.25.26.28.29.30.31.32.33. 24
34. 1.3.6.7.9.13.14.20.21.22.24.25.26.28.30.32.34. 17
35. 2.4.13.14.15.16.17.19.21.23.25.26.27.31.33.35.37; 17
36. 2.7.8.13.14.15.17.18.19.21.22.24.25.27.31.32.33.34.35.37; 20
37. 8.9.11.13.18.19.21.23.25.26.27.35.36. 13
38. 13.15.23.26.29.31.32. 7
39. 1.2.7.13.15.19.21.22.23.24.25.26.28.29.31.33.37; 17
40. 1.2.4.7.9.15.18.20.22.23.24.25.26.28.30.32.35.37; 18
41. 4.7.9.10.11.12.13.15.16.17.19.23.25.26.32.36. 16
42. 2.9.11.17.19.25.36. 7
43. 2.12.15.19.20.25.27.31.32.33.35.37; 12
44. - 0
45. 7.15.26.29. 4
46. 13.15.29.32. 4
47. 7.15.19.20.23.25.26.28.29.32.33. 11
48. 2.7.15.24.26.31.32. 7
49. 7.15.23.24.32.35. 6
50. 2.5.7.9.10.13.20.21.22.23.24.28.31.32.34. 15
51. 1.5.9.10.13.14.16.17.18.19.20.21.23.24.25.26.27.28.29.31.32.34.37; 23
52. 10.12.13.15.18.19.20.21.23.27. 10
53. 2.16.31. 3
54. 16. 1
55. 13.26. 2
56. 2.7.9.10.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.26.27.28.29.31.32.33.35.36.37; 27
57. 1.7.9.10.12.13.14.15.16.17.18.20.21.22.23.25.26.27.30.32.33.37; 22
58. 10.13.19.22.24.25.26.32. 8
59. 1.2.7.22.23.24.25.26.32. 9
60. 9.10.13.15.16.23.25.26.32.35. 10
61. 7.9.16.17.24.26.29.32.33.35.37; 11
62. 1.7.10.13.16.17.18.20.21.23.24.25.32.34.35. 15
63. 3.4.7.22.28.30.32.34. 8
64. 4.16.17. 3
65. 4.16.17. 3
66. 10.16. 2
67. 4.16.17. 3
68. 4.15.16.17.19.21.22.31.32.37; 10
69. 7.12.16.17.18.21.37; 7
70. - 0
71. 16.17. 2
72. 16.17.21.22. 4
73. 2.24.26.32. 4
74. 2.15.16.17.22.26.31. 7
75. 16.17.23.26. 4
76. 9.16.17.24.26.29. 6
77. 5.7.8.10.16.17.18.20.21.23.24.30.32.34.35. 15
78. 12.16.17. 3
79. 16.17.25.27. 4
80. 17.26.32.33. 4
81. 25. 1
82. 2.16.21.22.25.27.31.35. 8
83. 7.16.19.21.22.27.31.37; 8
84. 7.12.16.18.20.23.35.37; 8
85. 16.17. 2
86. 2.15.23.25.26.29.32. 7
87. 15.28.32. 3
88. 26. 1
89. - 0
90. 10.17. 2
91. - 0
92. 2.4.10.17.22.26.31. 7
93. 2.4.15.22.26.27.30.31.32. 9
94. 17.21.24.26.31.32. 6
95. - 0
96. 26. 1
97. 9.10.15.16.17.26.36. 7
98. 4.16.31.37; 4
99. 4.10.12.16.17.18.21.22.23.25.35. 11
100. 1.4.6.7.8.11.12.13.15.19.20.21.23.26.28.30.32.33.34.36. 20

 Всего 37-ю студентами сделано 878 выборов; в среднем на одного опрошенного студента ?x= 24; ? = 13; m = 2.