Еремеев Б. А. Социально-психологический подход к образованию

Образование в социальном контексте понимается как целенаправленная и организованная педагогика, как коммуникация культуры. Научный подход предполагает теоретическую опосредствованность деятельности, которая уменьшает количество «проб и ошибок». Инструментальная роль науки зависит от определённости её предмета, или от определённости имеющейся системы знаний о действительности. Актуальные теоретические конструкты становятся средствами для анализа и синтеза действительности, для программирования и планирования деятельности, для её контроля и регулирования.

Специфика социально-психологического подхода номинативно раскрывается как учёт субъективных аспектов социальной реальности, в нашем случае - как учёт субъективных аспектов образования. То, каковы эти аспекты, раскрывается в базовых определениях, а именно: в определении объекта науки, в формулировке её проблем и принципов (в пределе - её аксиом), в характеристике её методов.

Объект для социальной психологии - это социальная психика. Её  определение раскрывается через специализацию общего определения психики. Социальная психика рассматривается как идеальный атрибут общественного существа, как субъективное отражение общественной действительности и как инструмент общественной же ориентации в среде.

Социальное, или общественное существо («субстрат») - это отдельность на разных уровнях обобщения: человек, группа, социальный институт... В образовании это учащие и учащиеся, это методисты и руководители, это технический и управленческий персонал, это учёные и публицисты... И это также образовательные учреждения различных форм и разных уровней - от прогулочных групп для дошкольников, организуемых родителями, до министерства образования (и науки) на государственном уровне.

Базовые формы атрибутивности - это устойчивость (качественная определенность) и изменчивость, или движение, - в самом общем, философском смысле слова. В разном масштабе устойчивости различаются свойства и состояния, в разном масштабе изменчивости различаются функции и процессы. При понимании идеальности на теоретическом уровне обобщения речь идет о  том, что противоположно материальности как «вещественности». При понимании в пределах эмпирического обобщения идеальность выступает как определённая информация, или значение. И тогда уже приходится говорить о формах информации, в частности, - о знаковых системах и об их использовании (см. далее).

Актуальный идеальный атрибут у всех, кто вовлечён в образовательный процесс, - это, прежде всего, их образованность. Причём образованность тех, кто учит, является эталоном для тех, кто учится.

Социальная действительность - это мир, включенный в человеческую практику. Отражение в общем понимается как изменение одного объекта под воздействием другого объекта и сохранение этого изменения, что оказывает влияние на последующее взаимодействие с действительностью изменившегося объекта. Субъективность, в отличие от субъективизма как предвзятости, понимается как сравнительная активность при отражении, выделяющая носителей этой активности среди других объектов действительности.

Разные  уровни и различные виды образования предусматривают свои предметные области, и это раскрывается в содержании образовательных планов и программ, или в их «учебных предметах».

Социальная среда рассматривается как актуальная область социальной действительности, в пределах которой существует общественный организм. Инструмент - орудие, универсальное и/или специализированное, расширяющее возможности носителя активности в его отношениях с действительностью. Ориентация в исходном значении слова - это определение положения на местности (в пространстве). Затем значение слова расширилось до определения положения на местности и во времени, а ещё позже - до определения положения в социальной действительности со всей её культурной многомерностью. В частности, сложилось особое научное понятие - «ценностные ориентации», - которое учитывает то, как отрефлексирована содержательная определённость общественных потребностей.

В образовании это обозначено понятием «стандарт». В оптимальном случае образовательный стандарт рефлексируется в форме особых ожиданий-требований к выпускнику соответствующего учреждения. Они конкретизируются с трёх сторон: в плане наличия знаний, умений и субъективных отношений («качеств личности»).

Фундаментальные проблемы социальной психологии вытекают из соотнесения её объекта - социальной психики - с условиями порождения этого объекта. Так, есть проблемы, вытекающие из отношений между социальной психикой и другими атрибутами её носителя, имеющими, опять-таки, социальную природу. Эти проблемы группируются как культурологические проблемы социальной психологии. Исследования этого направления обеспечивают выявление и характеристику социально-психологических свойств и состояний, функций и процессов - как атрибутов различных социальных субъектов. В частности, рассматривается образованность всех, кто причастен к образованию, в связи с другими их личностными характеристиками.

Проблемы, вытекающие из отношений между социальной психикой и её источником, социальной действительностью, группируются в русле экологических проблем социальной психологии. Именно в этом ключе проводятся исследования по психологии социальной среды во всём многообразии её актуальных компонентов и/или аспектов. В частности, это и проблемы содержания образования.

Проблемы, вытекающие из отношений между социальной психикой и практикой, объединяющей социальный организм с действительностью, группируются в русле проблем деятельности в социальной психологии. Причем деятельность понимается широко - и в её исходных, базовых формах (труд, познание, общение, ценностные ориентации), и в её частных, сложных формах, производных от основных. В том числе и в сфере образования - как психологические проблемы деятельности учителя, учащегося, руководителя, методиста, автора учебника, контролёра...

Проблемы вытекают и из отношений между социальной психикой, с одной стороны, и пытающимся её познавать субъектом-исследователем - с другой стороны. Это проблемы познания социальной психики, или методологические проблемы социальной психологии. Здесь, с одной стороны, актуальна объективность (знаковость) осуществления и существования социальной психики. С другой стороны актуальны инструментальные возможности исследователя. Именно здесь, в разрешении этой дилеммы нужно искать и находить ответы на вопросы о реальном содержании образования при наличных условиях, о реальных ситуативных образовательных стандартах и об измерении (а не оценивании!) образованности у всех участников педагогического взаимодействия.

В контексте сказанного нельзя согласиться с огульным отрицанием базовых принципов отечественной психологии, даже если иметь в виду, что они наработаны в условиях идеологического давления. В рамках любой идеологии, когда речь идёт о научном познании, приходится признавать, что всё существующее взаимосвязано (принцип детерминизма); что всё возникшее изменяется и, в конечном счете, исчезает (принцип развития); что сознание и деятельность едины, и единство это обнаруживает себя с разных сторон и в разном масштабе исследований; что действительность в любом её отдельном проявлении конкретна, то есть имеет множество граней и/или компонентов; что эмпирическое описание стремится возможно более полно охватить свой объект, а теоретическое объяснение стремится свести всё множество возможных причин происходящего к минимуму, в пределе - к одной причине...

Общие принципы отечественной психологии «работают» и в социальной психологии, и никакая критика здесь не может поколебать реальное положение дел. К особенным социально-психологическим принципам, с нашей точки зрения, относятся принципы общности, опосредствованности и семиотичности.

Общность есть объединяющее начало и существования чего бы то ни было, и его распознавания. Любая отдельность характеризуется единством общего, особенного и единичного. Для социальной психологии актуально признание общности законов существования и развития социальной психики во всех её формах. В этом плане образование есть формирование культурной общности между носителями культуры и теми, кто в неё вовлекается.

Собственно человеческой является социальная психика, или сознание. Сознание понимается как опосредствованное отражение действительности, или отражение её через призму культурного опыта, аккумулированного в системах значений, которые воплощены в различных знаковых системах и, прежде всего, в языке. В этом плане образованность - это владение языком определённой предметной области.

Семиотичность понимается как принципиальная трехаспектность социальной психики: в единстве знаковой формы её проявления (экстериоризации), её внутреннего содержания - как значения (интериоризации) и их существования - как постоянного использования (функционирования) и преобразования (развития). В этом плане образованность - это включённость в познавательную деятельность.

В социальной психологии специфика общенаучных методов (наблюдения, эксперимента, моделирования) определяется культурной означенностью тех реалий, с которыми имеют дело исследователи. Приходится учитывать не только типичность, но и специфику ситуации порождения социальной психики и ситуации (социального контекста) её рассмотрения. Приходится действовать, используя ситуативно-функциональный подход, при котором именно взятая ситуация диктует исследователю нужный, подходящий (а не только сохраняющийся про запас) инструментарий. Именно это имеет особое значение для образования, для рационального подхода к осмыслению и практическому разрешению его постоянно возникающих проблем.

Опубликовано: Личность, общество и образование в современной социокультурной ситуации: Межвуз. сб. науч. тр. - СПб.: ЛОИРО, 2006. С.92-95 (0,24 а.л.)