ПЗ-9. Жизненные проявления темперамента

Цель работы – осознание частных и общих проявлений своего темперамента и оценка их социальной типичности.

В работе четыре основных части: исходные определения, ответы по пунктам опросника, обработка результатов по базовым шкалам, оценка типичности персональных ответов. Завершают работу выводы.

Используются: Методики изучения психологических особенностей личности студентов: Метод. разработка… / Автор-сост. И. И. Скрипюк. – СПб.: Образование, 1993. С.29-30, 61-63 (с изм.), – а также результаты обобщения студенческих ответов на занятиях по психологии в РГПУ им. А. И. Герцена.

 

Часть 1. Исходные определения

Работа начинается с формулировки в протоколе ответа на вопрос: «Что я знаю о темпераменте?» (до 3-х мин.).

После этого напоминаются базовые формулировки, предложенные на лекции.

Определение. Темперамент – это (а) первичный уровень психической организации; (б) видовой опыт индивида; (в) инструмент самосохранения и приспособления к среде в самых общих её чертах – как полезной и/или вредной для жизни.

Жизненные проявления темперамента (или свойства человека на уровне темперамента) – по Мерлину В. С.

Сенситивность, или чувствительность по различным анализаторам и в целом.

Активность – как подвижность в различных отношениях и в целом.

Реактивность – как активизацияв ответ на внешние воздействия.

Соотношение активности и реактивности (их баланс).

Пластичность – как податливость внешним воздействиям или её противоположность: ригидность – как сохранение без изменений. Фактически это полюса одного континуума.

Экстра- или интроверсия. Дословно – обращённость во вне или внутрь. Но по психологической природе, как установил В. С. Мерлин, речь идёт о непосредственности текущих впечатлений – при экстраверсии и обих опосредствованности ранее полученными впечатлениями – при интроверсии. Фактически это полюса одного континуума.

Эмоциональная возбудимость (или тревожность, или нейротизм). В обиходе это проявление темперамента называют «повышенной чувствительностью», «горячностью», «темпераментностью»… А малую выраженность этого проявления темперамента (в пределе – невыраженность его) называют «хладнокровием».

Свойства темперамента.

В пространственном плане темперамент характеризуется глобальностью. Это значит, что признаки темперамента обнаруживаются в любых житейских проявлениях его носителя («Как ест, так и работает»).

Во временитемперамент характеризуется генетической первичностью. Этоисходный уровень душевной организации, развитие которого испытывает большое влияние вышележащих уровней. Следствие такого влияния – это маскировка проявлений темперамента. Поэтому главные критерии его познания – это критерий раннего детства и экстремальных ситуаций. Здесь маскирующее влияние более сложных образований выражено гораздо меньше, чем в обычных условиях жизни.

По качествутемпераментобнаруживает формально-динамическую сторону душевной жизни. Общий баланс в работе системы «наград» и системы «наказаний» («рая» и «ада») связан с насущной иерархией органических потребностей

По энергетике темперамент – это главная характеристика жизнеспособности человека. При всём разнообразии её внешних проявлений носители различных «типов» темперамента оказываются жизнеспособными приблизительно в равной мере – за счёт различных форм адаптации.

 

Часть 2. Опрос

Для проведения опроса готовится бланк ответов. Лист протокола делится по ширине тремя линиями на четыре части на высоту в 20 строк. Эти линии становятся базой для формирования рабочих столбцов – так, как это показано ниже. При подготовке таблицы в протоколе записываются только порядковые номера пунктов (вопросов).

Таблица 1

 

Порядковые номера соответствуют последовательности вопросов, которые приведены ниже. Вопросы касаются особенностей Вашего поведения и Ваших чувств. Ответы на них должны быть «да» или «нет». Может быть, «скорее да» или «скорее нет», но всегда нужно отдать предпочтение одному варианту из двух. Обращайте внимание на условия выбора: часто, редко, иногда, обычно… Если же это не оговаривается, то руководствуйтесь своим мнением в данный момент. Как правило, первый вариант, пришедший в голову, бывает самым подходящим.

1.Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?

2.Часто ли Вы нуждаетесь в друзьях, которые Вас понимают, могут ободрить или утешить?

3.Вы беспечный человек?

4.Вам очень трудно отвечать «нет»? (Давать отрицательный ответ)

5.Задумываетесь ли Вы перед тем, как что-либо предпринять?

6.Если Вы обещаете что-то сделать, Вы всегда сдерживаете свои обещания, независимо от того, удобно это Вам или нет?

7.Часто ли у Вас бывают спады и подъёмы настроения?

8.Обычно Вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

9.Часто ли Вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин?

10.Вы сделали бы почти всё, что угодно, на спор?

11.Возникает ли у Вас чувство робости и смущения, когда Вы хотите завести разговор с симпатичной (-ым) незнакомкой (-цем)?

12.Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь ли?

13.Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?

14.Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-то такое, чего не следовало бы делать или говорить?

15.Предпочитаете ли Вы обычно книги встречам с людьми?

16.Легко ли Вас обидеть?

17.Любите ли Вы часто бывать в компании?

18.Бывают ли у Вас иногда мысли, которые Вы хотели бы скрыть от окружающих?

19.Верно ли, что Вы иногда полны энергии, так, что всё горит в руках, а иногда – совсем вялы?

20.Предпочитаете ли Вы иметь поменьше друзей, но зато особенно близких?

21.Часто ли Вы мечтаете?

22.Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?

23.Часто ли Вас беспокоит чувство вины?

24.Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

25.Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?

26.Считаете ли Вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

27.Считают ли Вас человеком живым и весёлым?

28.Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, Вы испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?

29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?

30.Вы иногда сплетничаете?

31.Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?

32.Если Вы хотите узнать о чём-то, то Вы предпочтете книгу устным расспросам?

33.Бывают ли у Вас сердцебиения?

34.Нравится ли Вам работа, которая требует от человека постоянного внимания?

35.Бывают ли у Вас приступы дрожи?

36.Вы всегда платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?

37.Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?

38.Вы раздражительны?

39.Нравится ли Вам работа, которая требует быстрых действий?

40.Вы волнуетесь по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?

41.Вы ходите медленно и неторопливо?

42.Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу (на занятия)?

43.Часто ли Вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?

45.Беспокоют ли Вас какие-нибудь боли?

46.Допустим, что длительное время Вы были бы лишены широкого общения с людьми. Вы почувствовали бы себя очень несчастным человеком?

47.Вы можете назвать себя нервным человеком?

48.Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?

49.Можно ли сказать, что Вы весьма уверенный в себе человек?

50.Легко ли Вы обижаетесь, когда кто-то указывает на Ваши ошибки в работе или на Ваши личные промахи?

51.Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

52.Беспокоит ли Вас чувство, будто Вы чем-то хуже других?

53.Легко ли Вам внести оживление в довольно скучную компанию?

54.Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

55.Беспокоитесь ли Вы о своём здоровье?

56.Любите ли Вы подшучивать над другими?

57.Страдаете ли Вы от бессонницы?

________________________

 

Часть 3. Обработка результатов

Используется три шкалы. Оценка по каждой шкале складывается из совпадений Ваших ответов с эталонными ответами. Каждое совпадение оценивается в один балл. Баллы суммируются в пределах шкалы. Вот эталонные ответы по шкалам:

З.: «да» - 6, 24, 36; «нет» - 12, 18, 30, 42, 48, 54;

Экс.: «да» - 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

«нет» - 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51;

Эм.: «да» - 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38,

40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Подсчитайте баллы по каждой шкале: З.= ? ; Экс.= ? ; Эм.= ?.

 

Часть 4. Оценка типичности персональных ответов

Варианты ответов по пунктам характеризуются разной межперсональной устойчивостью. Ниже (таблица 2) приведены показатели такой устойчивости для положительных ответов (ответов «да») по многим студенческим группам (РГПУ им. А. И. Герцена). Эти данные принимаются за эталон.

Таблица 2

«да»(%)

«да»(%)

«да»(%)

«да»(%)

«да»(%)

1

84

13

53

25

89

37

51

49

53

2

78

14

71

26

80

38

56

50

36

3

27

15

16

27

96

39

56

51

07

4

42

16

62

28

53

40

58

52

44

5

100

17

60

29

47

41

00

53

49

6

56

18

98

30

87

42

82

54

76

7

76

19

91

31

76

43

04

55

60

8

27

20

98

32

44

44

13

56

67

9

22

21

89

33

82

45

49

57

09

10

18

22

64

34

40

46

69

 

11

62

23

29

35

53

47

53

 

12

91

24

11

36

09

48

87

 

Задание:

1.Рядом со своими ответами по пунктам опросника (часть 1) запишите эталонные показатели устойчивости, имея в виду, что они относятся к ответам «да ». Ответам «нет» соответствуют дополнительные значения. Например, если ответу «да» соответствуют 84% (см. пункт № 1), то ответу « нет» на тот же вопрос соответствуют 16%.

2.Подсчитайте количество крайних показателей устойчивости:

а) для максимальных оценок (от 86% до 100%) – типичность – Т = ?

б) для минимальных оценок (от 00% до 20%) – своеобразие – С = ?

3.Оцените сравнительную выраженность результатов с учетом их распределения у студентов:

а) по шкале З. (закрытости) средний диапазон оценок – 1-2 балла;

б) по шкале Экс. (экстраверсии) средний диапазон оценок – от 10 до 15 баллов;

в) по шкале Эм. (эмоциональной возбудимости) средний диапазон – 10-16 баллов.

 

Выводы

1) Каков баланс типичности/своеобразия жизненных проявлений Вашего темперамента по итогам их рефлексии на ПЗ (Т/С)?

2) Какова выраженность у Вас следующих показателей на фоне их распределения у студентов:

2а) закрытости,

2б) экстраверсии,

2в) эмоциональной возбудимости.

3) Как, по Вашему мнению, на этом ПЗ обнаружили себя следующие свойства темперамента:

3а) его глобальность,

3б) маскировка его проявлений,

3в) его формально-динамическая природа,

3в) его энергетика.

4) Каковы условия, необходимые и достаточные для осознания Вами жизненных проявлений своего темперамента – бессознательного уровня психической интеграции?

_______________________________________