ЛК-1. Введение (определение рабочих понятий курса)

Учебный курс «Психология. Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию» (Пс) предназначен для студентов высшего профессионального образования – направление «Педагогика» по специальности «физическая культура»: 050100/11(б). Во вводной лекции предусмотрено определение рабочих понятий учебного курса: его цели, объекта, предмета, задач, методов, средств и результатов.

Названные понятия сначала определим в самом общем виде, а затем уже – для работы по курсу.

Цель – то, что нужно достичь, или «потребное будущее».

Объект – отдельное, существующее независимо от нас.

Предмет – объект, попавший в сферу субъективной активности, или «объект-для-субъекта».

Несколько слов – о соотношении понятий «объект» и «предмет» в различных контекстах. Так, для науки объект – это действительность, а предмет – знание о ней, или открытая система понятий. Для социального института образования объектом становится уже научное знание, а предметом – те грани и те фрагменты научного знания, которые сочтены имеющими значение для образования в различных его формах. Именно они включаются в содержание образовательных стандартов. Для отдельного образовательного учреждения объектом оказывается уже заданный откуда-то «сверху» образовательный стандарт. Предметом же становится учебная программа, которая разрабатывается работниками данного образовательного учреждения в соответствии со «спущенным» им стандартом. Для отдельного преподавателя объект – имеющаяся учебная программа. В соответствии с ней преподаватель готовит свой её рабочий вариант и составляет учебно-тематический и календарный планы занятий, на которых он опять-таки по-своему раскрывает для учащихся учебный материал. Именно этот продукт профессиональной деятельности является предметом преподавательского труда. И этот продукт, в свою очередь, становится объектом учебно-познавательной деятельности уже для учащегося. Учащийся воспринимает предложенный ему материал, а в оптимальном случае и усваивает его, превращает в «материал–для–себя», в свой учебный предмет…

Задачи – это действия, обеспечивающие продвижение к цели.

Методы – это способы действий.

Средства – объекты, расширяющие возможности субъекта во взаимодействии с миром.

Результаты – то, чего удалось достичь в предметной деятельности, используя определённые методы и средства.

Таковы общие определения рабочих понятий. А теперь посмотрим на специализацию (или спецификацию) этих общих понятий в условиях нашей работы по курсу Пс.

Цель курса обозначена при конкретизации его названия: это введение в предметную область научной психологии. В частности, предполагается, что в результате учебной работы студенты, прежде всего, будут осознанно различать:

- психику и не-психику,

- основные функции (роли) психики (души) человека,

- отдельные психические явления и психику (душу) как сущность,

- основные грани (уровни и стороны) человеческой душевной жизни.

А для этого предполагается, что первыми результатами учебной работы будет различение житейских и научных рассуждений о психике (о душе), а также выделение психологических понятий как инструментов для целенаправленного самопознания и саморазвития.

Объект данного учебного курса – это основные понятия психологии, предусмотренные учебной программой.

Предмет курса – это личное знание как усвоение основных понятий в результате восприятия и понимания (осмысления) программного материала. Это то, что студент использует при психологическом подходе к действительности; это то, чем студент осознанно оперирует, решая различные задачи.

Общие задачи работы для достижения поставленной цели по учебному курсу « Психология. Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию» (Пс) суть, во-первых, определение основных понятий; во-вторых, соотнесение этих понятий; в-третьих, использование этих понятий для ориентировки в психологической природе складывающихся жизненных ситуаций и, прежде всего, предлагаемых на учебных занятиях.

Методы работы по курсу суть лекции (по плану – 24 ауд. часа), практические занятия (по плану – 30 ауд. часов), консультации (по плану – всего один час) и самостоятельная работа: 54 часа.

Предполагается получение информации на лекциях и при самостоятельной работе с литературой. Предполагается также систематическая верификация (проверка, корректировка и уточнение) личных конструктов, уже имеющихся и складывающихся, во время аудиторной работы на лекциях и на практических занятиях и в рамках самостоятельной работы – при выполнении отдельных учебных заданий: при поиске ответов на вопросы и при решении предлагаемых задач.

Основные средства работы по курсу, которые расширяют возможности студентов при усвоении учебного материала, суть следующие:

1) программа курса,

2) литература,

3) преподаватель,

4) регламент,

5) сокурсники,

6) техническое и, в частности, компьютерное обеспечение с выходом в Интернет,

7) расходные материалы.

 

Конкретизируем названные средства.

1) Базовый вариант программы для РГПУ им. А.И. Герцена разработали проф. Регуш Л.А. и доц. Алексеева Е.В. (2010). На его основе я предлагаю свой вариант компоновки учебного материала, опираясь на собственный опыт преподавания психологии и с учётом специфики работы на первом курсе факультете физической культуры. И основное содержание обоих вариантов программы, и все остальные необходимые учебно-методические материалы по курсу « Психология. Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию» (Пс) выносятся на сайт кафедры психологии человека – см. (через Google): http://humanpsy.ru/ . По ссылке «О кафедре – Психология человека» нужно выйти на страницу, где в меню слева, после списка сотрудников есть подзаголовок «Учебно-методические материалы».

Рабочий вариант нашей учебной программы конкретизируется в материалах аудиторных занятий и маркируется в виде учебно-тематического плана этих занятий.

Учебно-тематический план аудиторных лекционных занятий

1. Введение. Определение рабочих понятий курса

2. Признаки психики

3. Человек как носитель психики и уровни душевной организации

4. Многогранность психики и её функции

5. Предмет психологии. Базовые понятия науки

6. Психические явления. Познавательная сфера

7. Психические явления. Аффективная сфера

8. Развитие человека и его душевная организация

9. Уровни душевной жизни. Темперамент

10. Уровни душевной жизни. Сознание

11. Уровни душевной жизни. Память

12. Уровни душевной жизни. Психическая субъектность

2) Литература по курсу

Программы:

Психологическая подготовка бакалавра по направлениям педагогического образования. Вып. 1. Программы. Аттестационные материалы / Отв. ред. Л.А. Регуш. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. С.6-18, 50-64;

Теоретические основы психологии человека: Программа интегративной учебной дисциплины /Авт. колл.: В.Н. Панферов и др. – СПб.: Изд-во АНО ИПП, 2004. – 100 с.

Из программы Регуш Л.А. – Алексеевой Е.В. (2010): http://humanpsy.ru

Учебники и пособия:

- Богачкина Н.А. Психология. Шпаргалки. – М.: Эксмо, 2009.

- Васильева С.В. и др. Контрольные работы по курсу «Основы общей психологии». – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2007.

- Введение в психологию / Под общей ред. А.В. Петровского. – М., 1996.

- Гинецинский В.И. Пропедевтический курс общей психологии. – СПб., 1997.

- Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии / Пер. с англ. – СПб.: Речь, 2001.

- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. / Пер. с фр. – М., 1992.

- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1988 (есть др. издания).

- Контрольные задания по психологии: Учеб. пособие для студ. …/ … Сост. Першина Л.А. – М.: Изд-ий центр «Академия», 1998.

- Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000 (есть др. изд.).

- Маклаков А.Г. Общая психология: ответы на экзаменационные билеты. – СПб.: Питер, 2009.

- Максименко С.Д. Общая психология. – М., 1999.

- Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. – М., 2001.

- Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2009.

- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2001.

- Психология. Учебник / Под ред. А.А.Крылова. – М., 2004 (есть др. изд.).

- Психология: Учебное пособие / Под ред. Панфёрова В.Н. – СПб.: Питер, 2013.

- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1998 (есть др. изд.)

- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М., 1995.

- Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2002.

- электронные ресурсы: http://humanpsy.ru/ и др.

3) Роль преподавателя при наличии учебно-методического обеспечения раскрывается, прежде всего, как руководство самостоятельной работой студентов: как общая ориентация их познавательных усилий, как текущий и итоговый контроль, как обеспечение обратной связи в форме консультаций и подведения промежуточных и окончательных итогов работы по курсу. Но обычно студентов интересуют не только функциональные, но и какие-то персональные особенности преподавателей. С ними можно познакомиться в Интернете…

4) Регламент работы по курсу определяется, с одной стороны, учебным планом и, с другой стороны, нормами самоорганизации студентов.

Так, по плану предполагается отработка 12 лекций (ЛК) и 15 практических (лабораторных) занятий (ПЗ), всего 27 аудиторных занятий. На лекциях предполагается учёт включённости в текущую работу – в форме ответов на вопросы по ходу работы и/или в конце её. При наличии пропуска лекции её тема отрабатывается самостоятельно. По тексту лекции готовятся её аннотация, резюме и 7±2 вопроса, а также выполняются задания к лекции.

(Напомню, что аннотация – это краткий (примерно 7±2 слова) ответ на вопрос, о чём идёт речь в тексте. Резюме – это краткое (примерно 7±2 высказывания) изложение основных положений (идей) текста при ответе на вопрос, чт? именно говорится в тексте.)

Должным образом оформленная отработка сдаётся преподавателю – не позднее, чем через неделю после пропуска. В этом случае отработка учитывается в рамках текущей работы по курсу. Указания-требования к оформлению протоколов аудиторной и самостоятельной работы приводятся ниже. Желательно копию отработки сохранять также у себя в качестве «шпаргалки» по теме.

Работа на практических занятиях по курсу обычно имеет групповой характер, поэтому опоздания на практические занятия не допускаются. Опоздавшие, как и отсутствовавшие по каким-либо причинам, отрабатывают практические занятия самостоятельно. Тексты всех ЛК и ПЗ по курсу, в числе других учебно-методических материалов, доступны для студентов на сайте кафедры психологии человека: http://humanpsy.ru

Требования к оформлению протоколов личной работы

Каждое задание выполняется на двойном листке из ученической тетради или на свернутом пополам листе формата А4: 210 х 297 мм, – с вкладышами, если в них будет необходимость. Тогда все страницы нумеруются. Внизу четвёртой страницы пишется «см. вкл.». При наличии рисунков (вкладышей в протокол) они надписываются на обороте так же, как и первая страница протокола, по стандартной схеме. Дополнительная деталь: в «шапке» рисунка под названием темы указывается порядковый номер пункта (подпункта, вопроса) в соответствии с заданием.

Оформление «шапки» протокола и вкладышей. В левом верхнем углу первой страницы протокола пишется дата: число, месяц, год. Под датой – время начала работы: часы, минуты. В середине верхней строчки – начальные буквы из названия учебной дисциплины: Пc. В следующей (во второй) строке пишется обозначение варианта задания: его порядковый номер (по учебно-тематическому плану) и тема лекции (название занятия).

В правом верхнем углу пишется фамилия исполнителя в именительном падеже, под ней – имя и отчество полностью. В следующей (третьей) строке пишется сокращенное название факультета (ФФК), затем чёрточка и год обучения (1), чёрточка и номер группы. При выполнении зачётной работы будет заполняться и четвёртая строка.

Вкладыши оформляются сокращённо. В середине верхней строки – номер и тема занятия и в скобках «ок.» (окончание). В правом верхнем углу – фамилия и инициалы.

По ходу работы ставится номер вопроса и, вместо полной его формулировки, пишется начало ответа в виде маркера. Это может быть ключевое слово, словосочетание (начало предложения) или даже буквы, буквально привязывающие ответ к вопросу. Иногда маркеры приведены в скобках после вопросов в текстах заданий, иногда – выбираются по смыслу так, чтобы было ясно, о чём идет речь. После маркера ставится двоеточие или тире и далее – ответ. На него, как правило, отводится от одной до двух минут. Оптимально использовать полностью всё время, отведённое для ответа.

Завершение протокола . Последняя написанная строка, даже если в ней будет только фрагмент слова, подчеркивается от одного края страницы до другого. При сравнительно продолжительной работе, начиная с 10 минут и более, слева под чертой пишется время окончания работы (или время ухода на перерыв). Справа под чертой ставится личная подпись исполнителя.

В оформлении протокола находит себе выражение учёт рабочей ситуации и включение в неё. Именно с этого начинается осознание исполнителем своей позиции как субъекта предстоящей деятельности. Иными словами, начинается рефлексия субъективной (а затем и субъектной) позиции: сначала – в её проявлениях, а затем – и по существу.

Для стороннего наблюдателя, в частности, для преподавателя, оформление протокола сигнализирует о включённости исполнителя в работу. Включённость в работу – исходное условие продуктивности для любой деятельности. Отклонения от инструкции свидетельствуют о внесознательной, дорефлексивной регуляции, или о недостаточной ситуативной включённости в работу. В практике образовательной деятельности наличие отклонений от предложенного образца становится основанием для педагогического оценивания и для выставления отметок, характеризующих учебную успешность.

5) Сокурсники являются естественными посредниками в отношениях студентов с миром, в том числе – посредниками при вхождении в актуальную предметную сферу деятельности. (При получении образования особенно велика роль ближайшего окружения для девушек). В рамках работы по данному курсу, по курсу «введение в психологию», совместная работа приветствуется.

В оптимальном случае люди, обмениваясь впечатлениями и рассуждениями, действительно обогащают друг друга. Осознанно приходя к совместному ответу на вопрос или к совместному итогу при решении задачи и фиксируя результат в протоколе, следует пометить в скобочках: «совм. с Имярек».

Иногда бывает так, что кто-то ну никак не может ни сам выполнить задание на рациональных основаниях, ни участвовать в обсуждении. И в этом нет ничего страшного. Каждый делает то, что может. В таком случае следует либо отдаться на волю воображения и просто фантазировать, опираясь на свой опыт и имея в виду, что интуиция может оказаться весьма продуктивной. Либо же следует просто списать то, что кажется подходящим, снабдив свою запись соответствующей ссылкой в скобочках: «ист. такой-то». Источником может стать и публикация того или иного рода, и работа товарища, и даже сам товарищ – подсказчик. («Ведь это только в школе подсказывать нельзя…»). Отсутствие попытки ответить в протоколах текущей работы по курсу Пс приравнивается к отсутствию на занятии.

Наличие совместной работы без ссылки на совместность и, тем более, механическое копирование чужого текста без ссылки на автора свидетельствует о нравственной нечистоплотности. В наши дни подобного рода действия учитываются рядом правовых норм в рамках закона о защите авторских прав. В условиях России этот закон с трудностями, но всё-таки приживается.

А вот распознать совместность или заимствование без ссылок в наши дни совсем не трудно. Уже в 60-е – 70-е годы ХХ века было множество публикаций по т.н. «распознаванию образов». И я когда-то написал подходящую методичку на эту тему – «Диагностика познания человека человеком» (Еремеев Б.А., 1991). А в ХХ1 веке стало обыденным, что в СМИ рекламируются доступные программы для обнаружения плагиата и для измерения его доли в любой учебной работе…

Так что если работаем совместно, то не забываем делать пометки об этом в протоколе – по ходу работы и/или в конце её.

6) Техническое (компьютерное) обеспечение в работе по курсу психологии человека, прежде всего, расширяет возможности получения информации – через выход в Интернет. Используется техника и для выполнения простейших вычислений на ПЗ.

7) Расходные материалы. На каждой лекции для ответов на вопросы потребуется одинарный листочек из ученической тетради или половина стандартного листа формата А4 (лист формата А5). При размашистом, широком почерке может потребоваться двойной листок. На ПЗ и при выполнении самостоятельных работ используются двойные листки, при необходимости – с вкладышами.

Результаты работы по курсу, в общем, – это освоение основных разделов учебного курса. Оно характеризуетсяпо содержанию и по форме.

По содержанию оптимальным является достижение поставленных целей. Как уже говорилось, это осознанное различение психики и не-психики; это различение основных функций (ролей) психики (души) человека; это различение отдельных психических явлений и психики (души) как сущности; это различение граней (уровней и сторон) душевной жизни человека. А в соответствии с принятым образовательным стандартом предполагается формирование ряда соответствующих компетенций. (См. п.3. «Ожидаемые результаты освоения учебной дисциплины» в: http://humanpsy.ru , – Из программы Регуш - Алексеевой).

По форме предполагается отработка учебного плана и сдача экзамена. Для этого нужно различать житейские и научные контексты рассуждения о психике (о душе), нужно различать основные психологические понятия.

Учитывается текущая и итоговая успешность учебной работы.

Контролируется отработка каждой темы. «Весомость» работы определяется тремя обстоятельствами: а) трудоёмкостью темы, б) включённостью студента в работу и в) усвоением материала по теме.

Трудоёмкость оценивается в часах аудиторных занятий – по учебному плану. Включённость в работу проявляется как следование инструкции при оформлении ответов на вопросы и при решении задач. Она проявляется также как активность – в форме собственных вопросов и комментариев по теме. Усвоение материала проявляется в том, что выполнение заданий (ответы на вопросы и решение задач) приближаются к эталонному выполнению.

Предусматриваются следующие формы работы и их оценивания.

1) Посещение аудиторного занятия оценивается в 1 балл, но только при условии включённости в работу. Возможен дополнительный балл – за особую активность и/или за качество выполнения заданий, свидетельствующее об усвоении материала. Таким образом, аудиторная работа может принести от 54 до 108 «сырых» баллов.

2) Пропущенные лекции (ЛК) и практические занятия (ПЗ) отрабатываются самостоятельно: ЛК – в форме обобщения (аннотация, резюме, вопросы к лекции (7±2) и выполнение заданий по лекции), ПЗ – в форме письменных ответов на вопросы и выполнения заданий в соответствии с программой и указаниями преподавателя.

Ещё раз напомню, что аннотация – это краткий (примерно 7±2 слова) ответ на вопрос, о чём идёт речь в тексте. Резюме – это краткое (примерно 7±2 высказывания) изложение основных положений (идей) текста при ответе на вопрос, чт? именно говорится в тексте.

При отработке пропущенного аудиторного занятия в течение недели после пропуска оно оценивается в рамках учёта текущей работы.

3) Разработка 10-минутного сообщения по теме с использованием рекомендованных источников – 1 балл; с использованием дополнительных источников – 2 балла.

4) Подготовка комментария к заданию на предстоящее практическое занятие – в контексте программы и с использованием рекомендованных источников – от 1 до 3 баллов; с использованием дополнительных источников – от 2 до 5 баллов.

5) Разработка лекции или варианта практического занятия по теме (на 45 мин.) с использованием рекомендованных источников – от 5 до 10 баллов; с использованием дополнительных источников – от 6 до 12 баллов.

6) Реферативная работа по одной из тем курса – от 3 до 5 баллов.

7) Выполнение аналитической реферативной работы по учебнику с использованием рекомендованного плана-схемы (подготовка «шпаргалки» к зачёту) – от 5 до 10 баллов.

8) Выполнение творческой учебно-исследовательской или научно-исследовательской работы (УИР-НИР) по теме курса под руководством (и/или при участии преподавателя) – от 5 до 15 баллов.

Накопленная сумма «сырых» баллов за текущую работу нормируется максимумом (108 баллами) и учитывается в процентах. Результат соотносится с четырёхбалльной шкалой отметок, традиционных для отечественного образования:

до 54% (58 «сырых» баллов) включительно – «неудовлетворительно»,

от 55 до 74% (до 80 «сырых» баллов) включительно – «удовлетворительно»,

от 75 до 89% (до 96 «сырых» баллов) включительно – «хорошо»,

от 90% (от 97 «сырых» баллов) и выше – «отлично».

Допускаются к экзамену студенты, набравшие 55% (59 «сырых» баллов) и выше.

 

Зачёт

Зачёт проводится в форме группового тестирования: с постановкой открытых вопросов по всей программе, предполагающих краткие ответы в течение одной – полутора минут каждый. Предполагается, что все они ставились в процессе текущей работы по курсу и должны быть известны учащимся. По содержанию это вопросы трёх видов: на знание основных понятий, на их соотнесение и использование (см. задачи учебного курса). Каждый ответ оценивается в «сырых» баллах:

- 0 баллов – нет ориентировки по вопросу («неудовлетворительно»),

- 1 балл – есть слабые признаки ориентировки по вопросу («удовлетворительно»),

- 2 балла – дан общий правильный ответ («хорошо»),

- 3 балла – дан конкретный ответ, в частности, учтено общее и особенное в том, о чём идет речь («отлично»),

- 4 балла – дан безупречный (эталонный) ответ на вопрос («отлично+»).

Отсутствие попытки ответить на вопрос оценивается «минус» четырьмя баллами.

В отличие от допустимости совместной текущей работы, на зачёте работа должна быть персональной и без использования каких-либо технических средств. Использование мобильников, печатных материалов и ксерокопий исключено. Можно пользоваться своими рукописными материалами – конспектами и «шпаргалкой». Всё должно иметь персональную авторскую маркировку – без замазывания и исправлений.

Итоговая оценка (отметка) за выполнение зачётной контрольной работы даётся по 100-балльной шкале – как отношение суммы баллов по всем ответам к их эталонной сумме, которая равна числу вопросов, умноженному на четыре.

При 100-балльной оценке для возвращения к традиционной отечественной отметке могут быть актуальны: (а) формальный квартильный подход, (б) социально-психологический подход – с опорой на групповой «ниво»-эффект и (в) сочетание обоих подходов.

При формальном подходе:

- «удовлетворительный» результат соответствует 25 баллам из ста и более,

- «хороший» результат – 50 баллам и более,

- «отличный» результат – 75 баллам и более.

При социально-психологическом подходе учитывается распределение персональных результатов в группе. «Отличными» признаются максимальные показатели, а остальные рассматриваются в сравнении с ними.

Смешанный подход предполагает сохранение нижнего порога для «удовлетворительного» ответа и учёт распределения всех остальных показателей – для выставления «хороших» и «отличных» отметок.

Разработчики стандарта под грифом Министерства образования и науки предлагают «взвешивать» оценки за текущую и итоговую работу, в частности, в пропорции 60-70% – оценки за текущую работу и 30-40% – оценки за экзамен.

В нашей практике учитываются обе отметки (за текущую работу и за ответы на экзамене) и их сумма. Итоговая отметка за работу по курсу « Психология. Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию» (Пс) выставляется с учётом распределения суммарных отметок по группе. Вся информация по учебной успешности, сдаваемая в деканат, доводится до сведения студентов через три-четыре дня после выполнения зачётной контрольной работы.

Итак, на вводной лекции определяются рабочие понятия учебного курса: его цель, объект, предмет, задачи, методы, средства и результаты. Конкретизация этих понятий ориентирует аудиторию в том, зачем, что и как предстоит делать в рамках учебной работы. Предполагается, что на следующих лекциях и практических занятиях будет раскрываться основное содержание учебной программы. И начнём мы на первом практическом занятии с осмысления того, как же соотносятся рассмотренные рабочие понятия. А общие итоги работы по курсу « Психология. Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию» (Пс) предполагается подвести на последней, заключительной нашей аудиторной встрече при выполнении зачётной контрольной работы.

 

Задания для самостоятельной работы по «ЛК-1. Введение»

(в форме начала высказываний. Нужно переписать каждое начало с его номером – слова можно сокращать – и завершить высказывание в течение 1-1,5 минут. Вопросы записывать не нужно)

1. «Думаю, что, начиная новое дело, в т.ч. работу по новому учебному курсу, сначала нужно определить…» Что?

2. «Потому что…» Почему? Аргументируйте свой предыдущий ответ.

3. «Для того, чтобы…» Для чего? Обоснуйте свой первый ответ.

4. «Думаю, что предмет уч. курса меньше его объекта, потому что…» Почему?

5. «Думаю, что предмет уч. курса больше его объекта, потому что…» Почему?

6. «Думаю, что фактический эталонв образованииэтовсегда…» Что?

7. «Потому что…» Почему?

 

Дополнительная литература к лекции (для сравнения):

Еремеев Б.А. Учебная успешность и ценности у студентов педвуза. – СПб.: Изд-во АНО ИПП, 2006. С.39-45.

_____________________________