ПЗ-4а. Типы сложения и их распознавание

Цель работы – ознакомиться с одной из самых распространённых типологий телосложения: по Уильяму Г. Шелдону, – и использовать эту типологию для познания других и для самопознания. В работе четыре части и выводы. В первой части рассматриваются основные положения типологии телосложения по У. Шелдону. Во второй части проводится «примеривание» трёх оценочных шкал Шелдона к телосложению реального человека. В третьей части проводится самооценка телосложения. И в четвёртой части оценки и самооценки сравниваются.

 

 Часть 1. Типология У. Г. Шелдона

Уильям Герберт Шелдона (William Herbert Sheldon; 19.11.1898-17.09. 1977)(1977-09-17) исследовал более 4000 снимков обнажённых студентов колледжа и отобрал три варианта максимально отличающихся друг от друга сложения. В результате этого отбора были описаны так называемые эндоморфный, мезоморфный и эктоморфный типы телосложения.

Термины эндоморф, мезоморф и эктоморф произошли от названий зародышевых листков. Согласно биологической теории зародышевого развития, из эндодермы (внутреннего зародышевого листка) развиваются внутренние органы. Из мезодермы (среднего зародышевого листка) развиваются кости, мышцы, сердце, кровеносные сосуды. И из эктодермы (внешней зародышевый листок) развиваются волосы, ногти и вся нервная система – в том числе спинной и головной мозг с системой анализаторов (иногда говорят о «рецепторном аппарате» или об «органах чувств»).

Чистый эндоморф характеризуется наиболее шарообразными из возможных для человека формами — круглая голова, большой живот, много жира, тонкие запястья и лодыжки.

Для второго типа, мезоморфа, характерны прямоугольные очертания тела, удлиненный торс, широкие плечи и грудная клетка, хорошо развитая мускулатура рук и ног, минимальное количество подкожного жира, массивная голова.

Третий тип, эктоморф, имеет вытянутое лицо, высокий лоб, тонкие, длинные руки и ноги, короткую верхнюю часть туловища, худую и узкую грудную клетку и живот, неразвитую мускулатуру. У него почти полностью отсутствует подкожный жировой слой и хорошо развита нервная система.

В чистом виде все крайние варианты встречаются редко. Каждый компонент телосложения оценивается отдельно по семибалльной шкале. Минимальная выраженность компонента оценивается в 1 балл, максимальная – в 7 баллов. Комбинация этих оценок, состоящая из трёх цифр, количественно описывает тип сложения. Для краткости эту комбинацию цифр называют соматотипом, а процедуру оценки – соматотипированием.

Например, индивид, у которого соматотип «4-6-1», имеет приблизительно среднюю эндоморфию, высокую мезоморфию и отсутствие эктоморфии. Соответственно чистый эндоморф описывается набором «7-1-1», мезоморф – «1-7-1» и эктоморф – «1-1-7».

Телосложение большинства людей по типологии Шелдона имеет промежуточные характеристики. Наиболее распространены соматотипы 3-4-4, 4-3-3, 3-5-2. Но бывает, что отдельные части тела у одного человека могут быть отнесены к разным соматотипам. Такие несоответствия называются «дисплази ями». В системе Шелдона они не учтены.

Для облегчения оценки соматотипов Шелдон разработал и в 1954 году издал специальный атлас. С его помощью можно было избежать специальных замеров, если иметь три фотографии человека в обнажённом виде (спереди, сбоку и сзади) и обладать опытом зрительной оценки.

Но как используются знания о соматотипах в физкультурной и спортивной практике? Оказывается, что атлетам с различными типами сложения требуются различные тренировочные программы и системы питания. Например, тренировка эктоморфа должна отличаться от тренировки эндоморфа и мезоморфа. Для тренировок представителей каждого типа предлагаются различные рекомендации.

Так, в культуризме наиболее выгодным считается сложение мезоморфа. Мышцы культуриста должны быть не просто массивными и объёмными, но и хорошо оформленными и рельефными. И мезоморфу рекомендуются интенсивные тренировки с минимальными паузами для отдыха, а так же максимально разнообразные занятия. Тело мезоморфа легко поддаётся тренировке и относительно быстро набирает мышечную массу. Поэтому нет нужды проводить слишком продолжительные занятия. Диета для мезоморфа – это полноценное, сбалансированное питание с большим количеством протеина. Калорийность же ограничивается до уровня, который позволяет удерживать вес в течение года не более чем на 5-7 кг выше соревновательной нормы.

Рекомендации для эндоморфа отличаются, прежде всего, повышенным вниманием к режиму питания, так как у эндоморфа нет особых трудностей при наборе мышечной массы. Основные трудности эндоморфа – в том, чтобы избавиться от жировых отложений. Для этого нужна диета низкокалорийная, но содержащая все необходимые питательные вещества. Основа такой диеты – это сбалансированность белков и углеводов при минимальном содержании жиров плюс витамины и минеральные вещества. В тренинге рекомендуется большое количество подходов и повторений, короткие паузы для отдыха и упражнения аэробного характера: бег, плавание, велосипед и им подобные.

Основная трудность для эктоморфа – это наращивание мышечной массы. Рекомендации: особое внимание – высококалорийному питанию, употреблению протеиновых смесей и напитков вдобавок к основному рациону. В тренинге следует сосредоточиться на наращивании мышечной массы, на базовых упражнениях. Работать следует с тяжёлыми снарядами; паузы между подходами следует увеличить, чтобы иметь возможность справиться с уровнем нагрузок. Минимизировать дополнительные занятия и прочую активность, чтобы дать возможность организму использовать «сэкономленную» энергию для наращивания мышц.

Понимание своего телосложения экономит атлету много времени и избавляет от разочарований. Эктоморф, который тренируется как эндоморф, может надорваться от тренинга и ничего не добиться. Эндоморф, склонный считать себя мезоморфом, может добиться успеха, но у него всегда будут проблемы с жировыми отложениями.

В истории культуризма были чемпионы с различными типами сложения. Но ни один из ведущих атлетов не является ни эктоморфом, ни эндоморфом. Как правило, все ведущие атлеты – это мезоморфы со сдвигом в экто- или эндо- сторону. Несмотря на различные типы сложения, каждый атлет добивался великолепных результатов.

(Ист.: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%E5%EB%E4%EE%ED,_%D3%E8%EB%FC%FF%EC_%C3%E5%F0%E1%E5%F0%F2 . – С ред. изм.).

В протоколе после подзаголовка «Ч.1. Типология Шелдона» в течение 1-1,5 минут завершите высказывание: «Думаю, что соматотип человека …». Что Вы можете о нём сказать, в общем?

 

Часть 2. Ретроспективная оценка телосложения

Возьмите одинарный листок из тетради и оформите его «шапку» – по аналогии с «шапкой» протокола. Под темой ПЗ напишите: «Ч.2. Оценка». Переверните листок так, чтобы «шапка» была на обороте листка снизу. Перед Вами – чистый вертикальный листок.

Теперь вспомните какого-либо человека, чей физический облик напоминает Вам любой из трёх типов телосложения по Шеннону (приближается к нему). В течение 3 (5) минут нарисуйте три силуэта (контурные фигуры) этого человека – по аналогии с фотографиями Шеннона: вид спереди, сбоку и сзади. Силуэты расположите в ряд, на одном уровне, по ширине страницы.

Под рисунками в свободной строке запишите: «Соматотип: …», – и далее оцените, используя цифры от 1 до 7, выраженность у каждого (!) изображённого силуэта (а) эндоморфии, (б) мезоморфии, (в) эктоморфии. В оптимальном случае все три силуэта будут отображать один соматотип, и три набора цифр под силуэтами будут одинаковыми. Однако на рисунках не всегда получается достичь соматотипического единообразия, поэтому цифровые наборы могут различаться.

После оценки соматотипа нарисованных силуэтов дайте их обладателю имя: вспомните или придумайте. Запишите это имя в следующей строке под рисунками и в течение 1-1,5 минут дайте характеристику обладателю данного соматотипа, которого Вы вспомнили. Какой это человек, так сказать, «по жизни»? Если характеристика не помещается под рисунками, завершите её на оборотной, «протокольной» стороне листка.

В протоколе после подзаголовка «Ч.2. Оценка телосложения» запишите: «См. рис. Оценка».

В следующей строчке запишите: «При оценке телосложения по трём его силуэтным изображениям …», – и далее напишите, что у Вас получилось. Перепишите три цифровых набора и сравните соматотипы: одинаковые ли они, а если различаются, то чем каждый силуэт выделяется на фоне двух других. (От 2 до 5 минут).

 

Часть 3. Самооценка телосложения

Возьмите одинарный листок из тетради и оформите его «шапку» – по аналогии с «шапкой» протокола. Под темой ПЗ напишите: «Ч.3. Самооценка». Переверните листок так, чтобы «шапка» была на обороте листка снизу. Перед Вами – чистый вертикальный листок.

Теперь в течение 3 (5) минут нарисуйте три своих силуэта (контурные фигуры: так, как Вы себя представляете) – опять-таки по аналогии с фотографиями Шеннона: вид спереди, сбоку и сзади. Силуэты расположите в ряд, на одном уровне, по ширине страницы. Можно облегчить эту задачу, сравнивая свои силуэты с уже нарисованными силуэтами знакомого человека. В чём они похожи?.. В чём они различаются?..

Под рисунками в свободной строке запишите: «Соматотип: …», – и далее оцените, используя цифры от 1 до 7, выраженность у каждого (!) изображённого силуэта (а) эндоморфии, (б) мезоморфии, (в) эктоморфии. Напомню, что в оптимальном случае все три силуэта будут отображать один соматотип, и три набора цифр под силуэтами будут одинаковыми. Однако на рисунках не всегда получается достичь соматотипического единообразия, поэтому цифровые наборы могут различаться.

После самоооценки соматотипа нарисованных силуэтов в протоколе после подзаголовка «Ч.3. Самооценка телосложения» запишите: « См. рис. Самооценка».

В следующей строчке запишите: «При самооценке телосложения по трём его силуэтным изображениям …», – и далее напишите, что у Вас получилось. Перепишите три цифровых набора и сравните соматотипы: одинаковые ли они, а если различаются, то чем каждый силуэт выделяется на фоне двух других. (От 2 до 5 минут).

 

Часть 4. Сравнение оценок и самооценок

Подумайте и постарайтесь сформулировать:

(а) чем отличается Ваш соматотип от соматотипа Вашего знакомого?

(б) чем отличается соматотип Вашего знакомого от Вашего соматотипа?

(в) в чём сходство Вашего соматотипа и соматотипа Вашего знакомого?

При формулировке полных ответов на эти вопросы используйте понятия эндоморфия, мезоморфия и эктоморфия, а также актуальные градации соответствующих оценок.

Подумайте и постарайтесь сформулировать, есть ли различия в каких-либо человеческих проявлениях между Вами и Вашим знакомым, чей соматотип Вы оценили. Если различия есть, то – по каким основаниям. Дайте общий ответ, только назвав эти основания. Если же различий нет, то постарайтесь кратко объяснить, почему.

 

Выводы

1. «По-моему, объективное значение работы на этом ПЗ …» В чём?

2. «Субъективный смысл для меня работы на этом ПЗ …» В чём?

___________________________________