ПЗ-10. Рефлексия проявлений сознания

Цель работы – осознание собственных жизненных проявлений сознания (или их рефлексия). Сначала повторяются исходные определения (часть 1). Затем активизируется распознающая рефлексия в двух формах. Во-первых, – как фиксация наличия у себя некоторых социальных черт из числа вошедших в стимульный список (часть 2). Во-вторых, определяется выраженность личностных проявлений по шкалам опросника (часть 3). Здесь сначала выявляются, а затем агрегируются разнородные частные жизненные проявления человека на уровне сознания.

При подготовке задания использованы следующие источники: Марищук В. Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. – М., 1984. С.51 (раздел 9); Методики изучения психологических особенностей личности студентов: Метод. разработка… / Автор-сост. И. И. Скрипюк. – СПб.: Образование, 1993. С.29-30; Прикладная социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова и А. А. Деркача. – М.-Воронеж, 1998. С.654-669; Калита В. В., Данченко С. А., Янчук М. Н. Алгоритм построения частного семантического дифференциала… // Психология субъективной семантики в фундаментальных и прикладных исследованиях. – М., 2000. С.55-58.

 

Часть 1. Исходные определения

 

1. Определение сознания.

«1. Сознание – это:

(1а) по его качеств. определённости – … ; (Что? В этом подпункте и в следующих после воспроизведения текста лекции постарайтесь передать смысл формулировки другими словами, используя синонимы).

(1б) по способу его существования – … ; (Что?).

(1в) по его месту и роли среди других явлений – … (Что?).

2. Жизненные проявления человека на уровне сознания:

«2. Жизн. проявл-я на уровне сознания: …» (Какие? Перечислите их).

3. Свойства сознания:

«3. Общие свойства сознания: а)…; б) …». (Какие? Назовите их (а) и раскройте каждое названное свойство (б)).

 

Часть 2. Осознание наличия у себя некоторых социальных черт

После этих слов в протоколе делается запись: «Согласен (согласна) с суждениями:», – и далее, через запятую, выписываются номера соответствующих суждений. В Приложении 1 даётся их перечень, содержащий 86 пунктов, раскрывающих различные личностные проявления. Каждое из них нужно примерить к собственной позиции и выписать подходящие номера. После последнего номера ставится знак равенства («=»)и затем подсчитывается и записывается на этой же строке у правого края страницы количество суждений, с которыми согласен отвечающий (Л = ?).

Последующий текст читается и используется только после выполнения этих действий.

Нормативное распределение показателя Л: Л ? 13 – очень мало; Л = 14?33 – ниже среднего; Л = 34?52 – средний диапазон; Л = 53?72 – выше среднего; Л ? 73 – очень много.

Показатель Л рассматривается как характеристика социализованности человека, или как свидетельство его «личностности». Чем ниже показатель, тем меньше включенность человека в межчеловеческие отношения; чем выше показатель, тем эта включенность больше. Крайние значения показателя свидетельствуют, с одной стороны, об отчужденности (об эскапизме), а с другой стороны – о «растворении» человека среди других.

 

Часть 3. Осознание выраженности социальных проявлений, 
предусмотренных шкалами личностного опросника

Здесь три этапа: опрос, обработка ответов и распознавание «типа личности» по результатам опроса.

1.Опрос. Для его оформления готовится бланк ответов – по приведенному ниже образцу. Намечаются три столбца, содержащие по 19 рабочих строк:

Инструкция: Порядковые номера соответствуют последовательности вопросов, которые приведены ниже, в Приложении 2: «Опросник к ПЗ «Осознание личностных проявлений». Вопросы касаются особенностей Вашего поведения и Ваших чувств. Ответы на них должны быть « да» или «нет». Может быть, «скорее да» или «скорее нет», но предпочтение нужно отдать одному варианту из двух. Обращайте внимание на условия: часто, редко, иногда, обычно… Если же это не оговаривается, то руководствуйтесь своим мнением в данный момент. Как правило, первый вариант, пришедший в голову, бывает самым подходящим.

2. Обработка результатов. Используются три шкалы, для каждой из которых выделяется строка протокола. Оценка по каждой шкале складывается из совпадений Ваших ответов с эталонными. Каждое совпадение оценивается в один балл и обозначается «единичкой», которые накапливаются в строчку. «Единички» суммируются в пределах строки, соответствующей шкале. Вот эталонные ответы по шкалам («ключи»):

А.: «да» - 6, 24, 36; «нет» - 12, 18, 30, 38, 42, 48, 54;

Б.: «да» - 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

«нет» - 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51;

В.: «да» - 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45,47, 50, 52, 55, 57.

Подсчитайте баллы по каждой шкале: А. = ?; Б. = ?; В. = ?

3. Распознавание «типа личности» по результатам опроса. Используются декартовы координаты. На листе протокола изображается квадрат со стороной 12 см (24 клеточки). Левый нижний угол принимается за начало координат. Шкале Б. соответствует ось абсцисс; шкале В. – ось ординат. По обеим осям одному баллу соответствует отрезок 0,5 см (1 клеточка). Полученные показатели Б. и В. рассматриваются как координаты точки на плоскости рисунка: (Б.; В.). Обозначьте крестиком («х») положение этой точки на плоскости с координатами (Б.; В.).

3.1. Наметьте на рисунке вершины квадрата с координатами: Л (6; 18), М (18; 18), Н (18; 6), П (6; 6). Соедините вершины отрезками – сторонами квадрата. Квадрат ЛМНП ограничивает область неопределённых и мало определённых вариантов, коих обычно бывает большинство. Чем ближе оценки к крайним, полярным значениям, тем ярче выражено своеобразие «типа», понимаемого в данном случае как определённое сочетание показателей.

3.2. Определите содержание каждой шкалы. Каковы крайние (предельные) значения каждого показателя?

Для этого используйте «ключи» из предыдущего пункта (2.Обработка результатов) и текст «Опросника к ПЗ «Осознание личностных проявлений» ( Приложение 2). Просмотрите – а при необходимости выпишите – 3-4 пункта шкалы и соответствующие им ключевые ответы. Обобщите смысл суждений, опираясь на то, что они раскрывают жизненные показатели (проявления) человека как члена общества (как личности).

Если Вы затруднились сделать это сразу, увеличьте число обобщаемых пунктов шкалы до 5-7 и выпишите их краткие формулировки, передающие их основной смысл, в двух вариантах (в два столбика). В одном столбце будут формулировки, которые соответствуют предложенным «ключам», а в другом столбце – противоположные формулировки.

3.3. Определите содержание «типов личности», соответствующих четвертям на рисунке с декартовыми координатами. Опирайтесь при этом на свой опыт и на предыдущие соображения и выводы о природе шкал, отображённых этими координатами.

Выводы

(сформулируйте полные ответы, используя выделенные фрагменты как ключевые)

1. Каковы эмпирические результаты проведенной Вами работы (по первой и второй части)?

2. Что является общим, а что – особенным в проявлениях сознания у студентов на этом ПЗ?

3. Каковы результаты работы на этом ПЗ: а) в контексте учебного курса по психологии? б) в процессе Вашей учебной работы?

4. Прокомментируйте полученные результаты: оцените и интерпретируйте их, используя подходящие, с Вашей точки зрения, основания.

_______________________

 

Приложение 1 к ПЗ «Рефлексия проявлений сознания»

Список личностных проявлений (по: Калита, Данченко, Янчук, 2000 (с изм.))

 

1. Жизнь не сложилась

2. Нужна материальная помощь

3. Нужна уверенность в себе

4. Бог поддерживает в трудные минуты

5. Ради веры готов (готова) пойти на все

6. Хочется уйти от действительности

7. Ищу свое место в жизни

8. Несчастлив (несчастлива) в любви

9. Нужна работа

10. Предпочитаю жесткую дисциплину и порядок

11. Ищу понимания

12. Сострадаю окружающим

13. У меня – душевный кризис

14. Надеюсь получить прощение за грехи

15. Стремлюсь получить новые знания

16. Ощущаю свою нужность людям

17. Стремлюсь проповедовать свои идеи

18. Стремлюсь делать добро

19. Нужно во что-то верить

20. Верю в наказание за неправедный образ жизни

21. Хочу обрести себя

22. Надежда утрачена

23. Ценю морально-нравст-венные качества

24. Использую магию

25. Ищу пристанище

26. У меня – физическое истощение

27. Желаю быть сильным (сильной)

28. Имею свои убеждения

29. Ищу любви

30. Осознаю свою греховность

31. Ищу помощи

32. Верю в загробную жизнь

33. Хочу, чтобы другие меня признали

34. Надеюсь на спасение

35. Хочу развлечься, повеселиться

36. Хочу устранить все помехи на пути к Богу

37. Потерял (потеряла) смысл жизни

38. Жду чуда

39. Верю в осуществление своей мечты

40. Верю в свое предназначение в этой жизни

41. Практикую сексуальные ритуалы

42. Ищу истину

43. Ищу поддержки

44. Борюсь со злом

45. Потрясен (потрясена) смертью близкого, любимого человека

46. Желаю познать глубины религии

47. Отвергаю свои прежние взгляды, ценности

48. Для меня характерны духовные искания

49. Желаю стать независимым (независимой)

50. Ищу свой жизненный путь

51. Испытываю свое бессилие перед миром

52. Ищу друзей

53. Стремлюсь к власти

54. Надеюсь найти свое призвание

55. Готов (готова) умереть за идею

56. Ищу возможность заработать деньги

57. Хочу искупить свою вину

58. Стремлюсь показать другим, как надо жить

59. Желаю обрести близких людей, обрести семью

60. Ищу защиты

61. Ищу душевного покоя

62. Мне многое любопытно, интересно

63. Хочу забыть прошлое

64. Нужна эмоциональная разрядка

65. Мне нужно обрести чувство собственной полноценности

66. Верю в конец света

67. Мне не хватает общения

68. Хочу познать сущность человеческой жизни

69. Реальность меня страшит

70. Хочу помогать другим

71. Стремлюсь изменить мир

72. Хочу жить легко

73. Способен (способна) убить человека, если это нужно

74. Боюсь смерти

75. Я суеверен (суеверна)

76. Стремлюсь к радости, к блаженству, к счастью

77. Ищу спасения от одиночества, от чувства ненужности

78. Верю, что мир полон зла и несправедливости

79. Мне нравятся магические ритуалы и обряды

80. Хотелось бы влиять на людей

81. Верю, что ад существует

82. Хочу спасти людей

83. Одобряю строгие правила и законы

84. Стремлюсь к уединению

85. Я предан (предана) своей идее

86. Надеюсь на Бога

 

Приложение 2 к ПЗ «Рефлексия проявлений сознания». Опросник

1. Вам нравится участвовать в различных торжествах?

2. Когда Вас в детстве дразнили, Вы отвечали тем же?

3. Вы можете подавить свои желания, если они противоречат желаниям других?

4. Правда ли, что, оказавшись свидетелем спора, Вы обычно вмешиваетесь и становитесь его участником на одной из сторон?

5. Вы любите говорить кому-либо о своём расположении к нему (к ней)?

6. Можете ли Вы сказать, что никогда не испытывали стыда за свои действия или мысли?

7. Вы можете сорвать свою досаду по какому-то поводу на окружающих?

8. Верно ли, что для удовлетворенности собой Вы должны помочь кому-то в чём-то?

9. Приходилось ли Вам на пути к своим заветным целям сталкиваться с чьей-то завистью или враждебным непониманием?

10. Встречаясь с друзьями, с однокашниками, с коллегами Вы замечаете, что Ваши заботы как будто исчезают?

11. Вы согласны с тем, что греховность современных людей, в общем, преобладает над их добродетельностью?

12. Пытались ли Вы когда-нибудь в детстве обмануть учителя?

13. Правда ли, что будучи «прижатым к стенке», Вы говорите только то, что не повредит Вашим близким, друзьям и знакомым?

14. Склонны ли Вы при назревании конфликта сразу высказывать все свои претензии другой стороне?

15. Вам нравится влиять на людей?

16. Верно ли, что в нынешних условиях не ст?ит доверять незнакомым людям?

17. Верно ли, что в трудные минуты Вы больше думаете о близких людях, чем о себе?

18. Вы когда-нибудь доставляли своим ближним неприятности, заставляли их лишний раз переживать?

19. Имея дело с людьми, обычно Вы не скрываете своих симпатий и антипатий к ним?

20. Вы согласны с тем, что в межчеловеческих отношениях прав? важнее, чем обязанности?

21. Допустим, пользуясь общественным транспортом, Вы оказываетесь втянутым в перепалку по какому-то поводу. Будете ли Вы до последней минуты отстаивать свою точку зрения?

22. Вам случалось заболевать из-за переживаний по поводу несчастий у Ваших близких?

23. Обычно Вы бываете солидарны с теми, кто критикует руководство?

24. Верно ли, что в отношениях с противоположным полом у Вас не было ни капли фальши?

25. Вам доставляет удовольствие кому-то помогать, даже если это причиняет Вам определённые неудобства?

26. Как правило, Вы пытаетесь убедить других в своей правоте?

27. Бывает ли, что из уважения к другу Вы соглашаетесь с его мнением, даже если он не прав?

28. Случается, что при обсуждении важного вопроса люди, от которых многое зависит, говорят явно не по делу. А у Вас есть конструктивные соображения. Вы будете их высказывать?

29. Бывает ли, что у Вас портится настроение при известии об успехе или о неожиданной удаче знакомого человека?

30. Вы когда-нибудь были бестактны с посторонними людьми?

31. Можно ли сказать, что Вы отстаиваете свою позицию до конца?

32. Правда ли, что Ваши друзья Вам основательно надоели?

33. Вы готовы спорить с кем угодно и по любому поводу?

34. Если Вы заняты важным делом, присутствие людей Вас раздражает?

35. Допустим, что чьи-то дети ведут себя неподобающим образом в общественном месте: шумят, толкают друг друга и т.п. В таких случаях Вы делаете им замечания?

36. Вы всегда бываете вежливы со своими родителями и другими близкими Вам людьми?

37. Можно ли сказать, что приключения и детективы нравятся Вам больше, чем повествования о любви?

38. Бывало ли, что для сохранения авторитета в чьих-то глазах Вы не признавались в своих ошибках и промахах?

39. Верно ли, что для Вас быть среди людей – это основная радость в жизни?

40. Вот кто-то пытается пролезть без очереди перед Вами. Обычно в таких случаях Вы открыто выражаете свое негодование?

41. Сцены насилия в кино привлекают Ваше внимание?

42. В детстве Вы совершали мелкие кражи? Например, брали сладости без разрешения?

43. Убеждая других, Вы пытаетесь раскрыть логику и преимущества своих взглядов?

44. Вы долго переживаете после ссоры с близким человеком?

45. Согласны ли Вы с тем, что творческую работу, в которой есть недочёты и, тем более, ошибки, нельзя допускать на конкурс?

46. Верно ли, что, судя о людях, Вы более полагаетесь на свою интуицию, чем на мнения других людей?

47. Допустим, кто-то из Ваших близких твердит о необходимости быть бережливым и экономным, а сам то и дело совершает бессмысленные траты. Будете ли Вы указывать ему на это противоречие?

48. Было ли так, чтобы Вы соглашались с кем-то, но делали бы всё равно по-своему?

49. Вы сочувствуете тем, у кого нет близких друзей?

50. Было ли так, что Вы высказывали продавцу, который Вас обсчитал или обвесил, всё, что Вы в тот момент думали о нём и о его работе?

51. Когда-нибудь пребывание на людях вызывало у Вас напряженность или даже тревогу?

52. Вам приходилось вымещать своё недовольство руководителем какой-нибудь организации на его подчинённых?

53. Вы можете поступиться своими интересами ради друга?

54. Бывает ли так, что Вы не согласны с мнением авторитетных лиц?

55. Верно ли, что обычно Вы стремитесь добиваться своего?

56. Была ли у Вас в детстве постоянная команда – своя компания, члены которой всегда держались вместе?

57. Как правило, Вы настаиваете на том, чтобы дело было сделано именно так, как Вы хотите?

_______________________________