ПЗ-3. Рассуждения о человеке

Цель работы – осознание различных аспектов человековедческой проблематики с опорой на программный материал и с использованием личного опыта. В работе три части и выводы.

После вопросов в скобках приводятся ключевые буквы и/или слова, с которых следует начать ответ, проставив номер вопроса.

Часть 1. Природа человека

1) Чем человек отличается от других объектов действительности? Чем выделяется? В чём состоит его качественное своеобразие? (« Ч-к – …» Какой, в отличие от других объектов?)

2) Как вы понимаете выражение «природа человека»? («Природа ч-ка – это…» Что?)

3) Какова, с Вашей точки зрения, сущность человека? В чём она заключается? («Сущность ч-ка – ...» В чём?)

4) Какое место занимает, какую роль играет человек вообще среди других явлений действительности? («4a. Место, роль ч-ка вообще: …» Каковы?)

Какое место занимает, какую роль играет отдельный человек в современной России? («4б. Отд. ч-к ...»)

5) Какова ценность отдельного человека? («5а. Ценность ч-ка: ...»)

Чем измеряется человеческая ценность на практике? («5б.Мера ч-ка – ...»)

6) Чем измеряется человеческая жизнь? («6а. Мера жизни – …»)

Сколько ст?ит человеческая жизнь в современной России? («6б. Жизнь ст?ит …»)

7) Каков средний месячный душевой (на душу населения) доход в современной России (в рублях)? («7а. Доход~…»)

Какой средний месячный душевой доход Вы считаете нормальным (в рублях)? («7б. Норм. доход ~…»)

Какой доход вы сочли бы хорошим – достаточным, чтобы не думать о деньгах, но и не разбрасываться ими? («7в. Оптим. доход ~…»)

8) Каковы основные качества современных людей? Какими люди чаще всего бывают? («8а. Чаще: …»)

Каковы основные грехи современного человека? («8б. Грехи: …»)

Каковы основные добродетели современного человека? («8в.Добродетели: …»)

9) Закончите предложение:

«9а. Думаю, что особенности современного человека обусловлены…» Чем?

«9б. Думаю, что особенности современного человека влияют на…» На что?

 

Часть 2. Человеческий мир

В феврале 2001г. городская газета опубликовала статью О. Сенькова, название которой здесь не приводится из дидактических соображений (Петербургский Час Пик № 6 (160). 7 – 13 февраля 2001г.)

В частности, в статье говорится о том, что ООН в течение ряда лет проводит мониторинг «развития человеческого потенциала» в 174 странах мира, учитывая различные показатели – всего их более ста. Взятые показатели обобщаются и выводится интегральный «индекс развития человеческого потенциала» – ИРЧП.

Вопросы:

1а) Назовите страны (до 10), в которых, по Вашему мнению, этот индекс максимален в наши дни. («ИРЧП макс.: …»)

1б) Назовите страны (до 10), в которых ИРЧП минимален. («ИРЧП мин.: …»)

1в) Какое положение среди 174 стран по ИРЧП занимает Россия? Укажите её

приблизительное место или места. («Россия: …»)

(см. далее на обороте)

2) Предложите перечень (около 10) показателей, которые, по Вашему мнению, входят (или же должны входить) в общий ИРЧП. Запишите их в столбик. (« Показатели ИРЧП: …»)

3) Какое положение среди 174 стран по предложенным Вами показателям занимает Россия в наши дни? Приблизительные ранги её места (или мест) проставьте справа от показателей, предложенных при ответе на вопрос № 2. («Ранги; см. выше»)

4) А теперь сопоставим настоящее (а) и будущее (б). Удалённость возьмите по своему усмотрению (через … лет ).

4а) Каковы основные ценности современных людей? («Ценности: …»)

4б) Какими будут ценности у наших потомков? («Ценности в будущем (через…): …»)

5а) Каковы основные роли в обществе у современного человека? («Роли: …»)

5б) Какими будут эти роли у наших потомков? («Роли в будущем (через…):)

6а) Каковы основные нормы жизни в современном обществе? («Нормы: …»)

6б) Какими будут эти нормы у наших потомков? («Нормы в будущем (через…): …»)

7) Как Вы считаете, какие крайности современной жизни особенно выделяются среди прочих? («Крайности жизни: …»)

 

Часть 3. Детализация человеческого мира

Здесь обозначены некоторые аспекты и (или) компоненты человеческого мира, которые значимы для людей. Предлагается их определить (конкретизировать), не оставляя пропусков.

1) Культура – это…

2) Нравственность –

3) Политика –

4) Экономика –

5) Наука –

6) Производство –

7) Религия –

8) Искусство –

9) Образование –

10) Семья –

11) Мода –

12) Торговля –

13) Авангард в молодёжной культуре – это… (авангард)

14) Технология –

15) Духовность –

16) Как Вы думаете, какие аспекты, компоненты человеческого мира могут дополнить предложенный здесь перечень? Назовите их. («Доп.:»)

17) Аргументируйте своё дополнение: почему Вы считаете его существенным? («Арг.:»)

 

Выводы (в форме завершения высказываний)

1. «Природа ч-ка …» Что Вы можете о ней сказать, в общем?

2. «Х-ка чел-й природы …» Что Вы можете о ней сказать, в общем?

3. «Чел-й мир …» Что Вы можете сказать, в общем, о современном человечестве?

4. «Х-ка чел-го мира …» Что Вы можете сказать о ней, о характеристике, в общем?

5. «Детализация чел-го мира …» Что Вы можете сказать о ней, о детализации, в общем?

6. «Думаю, что общее объект. значение работы на этом ПЗ …» В чём?

7. «Субъект. смысл для меня работы на этом ПЗ …» В чём?

___________________________________