ПЗ-8а. Смысловые структуры жизненных ситуаций

Современные психологи при выявлении смыслов, в том числе и при выявлении смысловых структур жизненных ситуаций, делают акцент на принадлежности смыслов их носителям ииспользуют выражение «смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев, 2000).

Цель работы на этом ПЗ – осознание смысложизненных ориентаций в двух личных жизненных ситуациях: на примере персонажа документального фильма и на собственном личном примере (в форме самопознания).

В работе три основных части. В первой части предлагается ознакомиться с жизненной ситуацией по фильму «Антон тут рядом» (2013 г.; режиссёр – Л. Ю. Аркус) и выразить своё впечатление о ситуации. Во второй части предлагается дать краткое изложение содержания фильма. В третьей части проводится реконструкция двух «профилей» смысложизненных ориентаций: у главного персонажа фильма, у Антона, и, по аналогии, у себя. Завершают работу выводы. Общее время работы (без участия в обсуждении фильма) – до 60 (80) минут. 

 

Часть 1. Просмотр фильма

Предусмотрены 2 варианта работы: сокращённый и полный. Сокращённый вариант предусматривает только просмотр фильма. В рамках полного варианта предполагается также присутствие студента на обсуждении фильма участниками научно-методологического семинара или, по возможности, даже участие в этом обсуждении.

Вопросы:

1)Какое впечатление у Вас сложилось после просмотра фильма? Сформулируйте его в протоколе занятия в течение 1-2 минут. Начните со слов: «1. Впеч-е:…»

2) Раскройте своё впечатление, выделив его основные психологические грани:

(2а) Какие чувства у Вас возникли? «2а) Чувства: …»

(2б) Какие мысли появились? «2б) Мысли: …»

(2в) Какие намерения? (Что Вам захотелось сделать или как будто захотелось, как если бы Вы были включены в жизненную ситуацию, раскрытую в фильме?) «2в) Намер.: …»

 

Часть 2. Содержание фильма

Задание. Начните с того, что оформите отдельный листок, вкладыш в протокол, по аналогии с «шапкой» протокола. (При размашистом почерке используйте двойной листок). Напишите подзаголовок: «Часть 2. Содержание фильма». В протоколе после такого же подзаголовка запишите: « См. вкладыш».

В течение 10-15 минут письменно изложите на листке – вкладыше содержание фильма, использовав 100-120 слов (15-17 предложений), не более.

Вопросы:

Какое обстоятельство сыграло (или какие обстоятельства сыграли) роль ключевого фактора в развитии смысложизненных ориентаций Антона (« Ключ. фактор(ы)»):

(а) с точки зрения самого Антона? («а) с т. зр. Антона …»);

(б) с точки зрения автора фильма? («б) с т. зр. автора – …»);

(в) с Вашей точки зрения? («б) с моей т. зр. …»).

 

Часть 3. Реконструкция двух профилей смысложизненных ориентаций

Задание. Предлагается раскрыть смысловые структуры двух жизненных ситуаций в форме двух последовательностей ответов – двух «профилей». Это ответы согласия или несогласия с предложенным рядом суждений (см. Приложение к ПЗ) – сначала за Антона (как бы он отреагировал на каждое суждение?), а потом за себя.

Суждения в Приложении взяты из работы Д.А. Леонтьева (2000) по ссылке:

http://psycabi.net/testy/256-test-smyslozhiznennye-orientatsii-metodika-szho-d-a-leontev .

В формулировки суждений внесены минимальные редакционные изменения.

1) В протоколе заготовьте таблицу с четырьмя тройными столбцами и с 11-ю строчками, из которых 10 – рабочие.

Таблица

Два профиля смысложизненных ориентаций

 

№№

Антон

Я

 

№№

Антон

Я

 

№№

Антон

Я

 

№№

Антон

Я

 

1

   

11

   

21

   

31

   

2

   

12

   

22

   

32

   

3

   

13

   

23

   

33

   

4

   

14

   

24

   

34

   

5

   

15

   

25

   

35

   

6

   

16

   

26

   

36

   

7

   

17

   

27

   

37

   

8

   

18

   

28

   

38

   

9

   

19

   

29

   

39

   

10

   

20

   

30

   

40

   

2) Сначала представьте себя на месте Антона, как говорится, «войдите в его положение». Предположим, что это он выражает своё согласие («да» или « скорее да») или несогласие («нет» или «скорее нет») с каждым из суждений по Приложению, без пропусков. Как бы он это сделал?.. В случае его предполагаемого согласия поставьте справа от номера суждения знак «плюс (+)», а в случае несогласия – знак «минус (-)».При наличии сомнений всё-таки старайтесь выбрать один вариант из двух. Лишь в крайнем случае воспользуйтесь обоими знаками: «+/-». Заполните все 40 ячеек в столбцах Антона.

3) Теперь «вернитесь в своё положение» и примерьте каждое из 40 суждений уже на себя. Отвечайте за себя в ячейках столбика «Я». При своём согласии с суждением поставьте в соответствующую ячейку знак «плюс (+)», а при несогласии – знак «минус (-)». Заполните все ячейки таблицы.

4) Подсчитайте показатель определённости смысложизненных ориентаций для обеих ситуаций. Сначала – для Антона, затем – для себя. С ситуацией Антона Вы познакомились по фильму. Собственная жизненная ситуация Вам известна. Какова же определённость той и другой по результатам Вашей работы по их осмыслению?..

Шкала общей осмысленности состоит из двух частей, учитывающих согласие и несогласие с различными суждениями. Совпадение ответа в таблице с эталонным вариантом, приведённым ниже, оценивается в 1 балл. Все совпадения согласий и несогласий суммируются, делятся на 40 и умножаются на 100%. Результат характеризует меру смысловой определённости для Вас жизненной ситуации у Антона и Вашей собственной жизненной ситуации. Если, вопреки инструкции, в таблице оказались пропуски или неопределённые ответы, то они при обработке не учитываются.

Итак, шкала осмысленности ситуации (эталонные варианты ответов):

Согласие (+):

суждения №№ 2.5.6.7.10.13.14.15.18.19.20.21.23.24.28.29.31.32.36.37;

Несогласие (-):

суждения №№ 1.3.4.8.9.11.12.16.17.22.25.26.27.30.33.34.35.38.39.40.

Начните с обработки ответов за Антона.

1. Проверьте сначала номера эталонных ответов согласия (+). Совпадение каждого эталонного ответа «+» с ответом «+» в таблице протокола пометьте точкой или «галочкой».

2. Потом проверьте номера эталонных ответов несогласия (-). Совпадение каждого эталонного ответа «-» с ответом «-» в таблице протокола пометьте тем же значком.

3. Подсчитайте количество всех маркированных ответов, «+» и «-», в каждом из четырёх столбиков Антона. Запишите эти промежуточные суммы под каждым столбцом.

4. Сложите четыре промежуточные суммы и запишите итоговую сумму:

«Определённость СЖО для Антона в «сырых баллах»: С?=?»

5. Разделите итоговую сумму на 40, умножьте на 100% и запишите результат:

«Определённость СЖО для Антона в %%:  С%=?%»

Обработайте ответы за себя, действуя в той же последовательности. Запишите результаты:

«Определённость СЖО для меня в «сырых баллах»:  С?=?»

«Определённость СЖО для меня в %%:  С%=?%».

Сделайте вывод по третьей части ПЗ: «По моему мнению, определённость смысложизненных ориентаций в ситуации Антона и в моей ситуации …» Что Вы можете сказать об этом соотношении по результатам обработки обоих профилей?..

 

Выводы

1. «Человеку нужно осознавать свои впечатления, в частности, чувства, мысли и намерения по какому-то поводу, (а) там и тогда, … (Где и когда? При каких условиях?); (б) для того, чтобы … (Зачем? Для чего?)».

2. «Человеку нужно осознавать происходящие события с б?льшей или м?ньшей их конкретизацией, (а) там и тогда, … (Где и когда? При каких условиях?); (б) для того, чтобы … (Зачем? Для чего?)».

3. «Человеку нужны дополнительные, специальные методы и средства познания, (а) потому что … (Почему?); (б) для того, чтобы … (Для чего?)».

4. «Думаю, что количественное описание фактов нужно, (а) если … (При каких условиях?); (б) для того, чтобы …(Зачем? Для чего? Подсказка: Что «делает» количественное описание?)».

5. «По-моему, объективное значение работы на этом ПЗ …». В чём?

6. «Субъективный смысл для меня работы на этом ПЗ …». Каков? Раскройте его, руководствуясь содержанием восьмой лекции.

_______________________________________

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЗ-8а. Смысловые структуры жизненных ситуаций

(ист.: http://psycabi.net/testy/256-test-smyslozhiznennye-orientatsii-metodika-szho-d-a-leontev ; с ред. изм.)

1. Обычно мне очень скучно

2. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей

3. В жизни я не имею определённых целей и намерений

4. Думаю, что моя жизнь крайне бессмысленна и бесцельна

5. Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие

6. Когда я выйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться

7. Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал/а

8. Я не добился (не добилась) осуществления своих жизненных планов

9. Моя жизнь пуста и неинтересна

10. Если бы сегодня мне пришлось подводить итог своей жизни, то я бы сказал/а, что она была вполне осмысленной

11. Если бы я мог/ла выбирать, то я бы построил/а свою жизнь совершенно иначе

12. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство

13. Я – очень обязательный человек.

14. Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию

15. Я вполне определённо могу назвать себя целеустремлённым человеком

16. Мне ещё не удалось найти своё призвание в жизни и ясные цели

17. Мои жизненные взгляды ещё не определились

18. Я считаю, что мне удалось найти своё призвание и интересные цели в жизни

19. Моя жизнь – в моих руках, и я сам управляю ею

20. Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение

21. Обычно меня наполняет энергия

22. Жизнь кажется мне совершенно спокойной и даже рутинной

23. У меня в жизни очень ясные цели и намерения

24. Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремлённой

25. Каждый день кажется мне абсолютно похожим на все остальные

26. Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами

27. Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал/а.

28. Я осуществил/а многое из того, что было мною запланировано в жизни

29. Моя жизнь наполнена интересными делами

30. Если бы сегодня мне пришлось подводить итог своей жизни, то я бы сказал/а, что она была бессмысленной

31. Если бы я мог/ла выбирать, то я бы ещё раз прожил/а жизнь так же, как живу сейчас

32. Когда я смотрю на окружающий меня мир, то он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности

33. Я – совсем не обязательный человек

34. Я полагаю, что человек лишён возможности что-то выбирать – из-за влияния своей природы и обстоятельств

35. Я не могу назвать себя целеустремлённым человеком

36. Мне удалось найти в жизни своё призвание и цели

37. Мои жизненные взгляды вполне определились

38. Вряд ли у меня есть способности найти призвание и интересные цели в жизни

39. Моя жизнь не подвластна мне, и она управляется внешними событиями

40. Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания

________________________________________