ПЗ-8. Эмоции и осознание их проявлений

Цель работы – осознание базовых свойств эмоций и своеобразия их личных проявлений. В работе 3 части и выводы. (Ист.: Еремеев Б. А. Чувства // Практикум по общей психологии. – 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А. И. Щербакова. – М., 1990; Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ. – М., 1980; Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002. С.282-288).

 

Часть 1. Необособимость эмоций от познания

В трёх опытах определяется эмоциональность стимулов различного рода. Взят перечень эмоций человека по К. Изарду: интерес, радость, удивление, грусть, гнев, отвращение, стыд, страх, утомление. Эмоции задают названия для рабочих столбцов в трёх таблицах: А, Б и В. Строки в таблицах соответствуют стимулам, каждый из которых оценивается как более или менее насыщенный по каждой из девяти эмоций. Используется шкала с градациями от нуля (отсутствие эмоциональной окраски) до 10 баллов, соответствующих субъективному максимуму эмоциональности.

Предлагается оценить:

(1) Эмоциональность цвета (таблица А). По строкам таблицы А заданы восемь вариантов цвета: серый, синий, зелёный, красный, жёлтый, фиолетовый, коричневый, чёрный;

(2) Эмоциональность иностранных слов (таблица Б). По строкам таблицы Б заданы восемь слов, которые по-русски звучат примерно так: банот, кимерюлт, рэттэг, сомору, фарадт, хорог, эглепёд, эрём;

(3) Эмоциональность геометрических фигур (таблица В). По строкам таблицы В заданы восемь фигур: треугольник, крест (знак «плюс»), круг, прямоугольник (поставлен вертикально), точка, квадрат, ломаная линия (зигзаг), отрезок прямой (горизонтальный).

Оформление «шапки» для трёх таблиц А, Б и В (все три – на первой странице протокола):

 

 

Часть 2. Выраженность некоторых свойств

1) Определяется выраженность трёх свойств у эмоций.

1а) Интенсивность эмоций (или эмоциогенность стимула) характеризуется суммой баллов по девяти эмоциям (?баллов). Показатели ранжируются: максимальный – на первом месте (№ 1), минимальный – на восьмом (№ 8).

1б) Сложность, или конкретность (дифференцированность) эмоциональности по каждому стимулу характеризуется количеством ненулевых (от 1 до 10баллов) оценок его эмоциональности (lгр.). Показатели ранжируются: от lгр. макс . – № 1 до lгр. мин. – № 8.

1в) Полярность по интенсивности характеризуется разностью между максимальной и минимальной оценками интенсивности для каждого стимула. Ранжируйте стимулы по поляризованности вызванных ими эмоций: от максимальной поляризованности (№ 1) до минимальной (№ 8).

2) Выделяются самые эмоциогенные стимулы:

2а) цвет – … (?баллов=…)

2б) иностранное слово – …(?баллов=…)

2в) геометрическая фигура – … (?баллов=…)

3) Выделяются самые эмоционально сложные стимулы:

3а) цвет – … (lгр. макс.=…)

3б) иностранное слово – … (lгр. макс.=…)

3в) геометрическая фигура – … (lгр. макс.=…)

4) Выделяются стимулы, самые эмоционально поляризованные по интенсивности:

4а) цвет – … (?макс.=…)

4б) иностранное слово – … (?макс.=…)

4в) геометрическая фигура – … (?макс.=…)

5) Определяется стимульный набор, вызвавший наиболее интенсивные эмоции

Самый эмоциогенный стим. набор такой-то, потому что…»)

6) Определяется стимульный набор, вызвавший наиболее сложную (конкретную) эмоциональную палитру (« Наиболее сложная эмоциональная палитра – у такого-то набора, потому что…»)

7) Определяется стимульный набор, вызвавший наиболее поляризованные эмоции («Самые поляризованные эмоции вызваны таким-то набором, потому что…»)

8) «Думаю, что наиболее гармоничная эмоц. палитра проявилась… (В каком случае?) Потому что…» (Почему Вы так думаете?).

 

Часть 3. Эмоции товарища

1) Из числа выполняющих работу по теме «Эмоции» выбирается наиболее знакомый (N). Записывается его/её фамилия, имя и отчество. Оценивается степень знакомства по 100-балльной. шкале с учётом следующих ориентиров: «поверхностное знакомство» — от 0 до 20 б., «знакомство, достаточное для совместной деятельности» – от 40 до 60 б., «знание, близкое к знанию себя» – от 80 до 100 б.

2) Предположения о работе товарища (N). Предлагается оценить эмоциональность цвета, иностранных слов и геометрических фигур для N – с его/её точки зрения. Используются те же стимульные наборы, перечень эмоций и 10-балльная шкала (см. оформление в «Часть 1»).

3) Предположительные частные итоги выполнения работы товарищем (N). Начните со слов:

«Думаю, что с его/её точки зрения:

3а) самые эмоциогенные (вызывающие самые интенсивные эмоции) стимулы это: цвет – …, иностр. слово – …, геом. фигура – …;

3б) стимулы, вызывающие наиболее сложные эмоциональные реакции: цвет – …, иностр. слово – …, геом. фигура – …;

3в) стимулы, вызывающие самые поляризованные по интенсивности эмоции: цвет – …, иностр. слово – …, геом. фигура – … »

4) Предположительные общие итоги выполнения работы товарищем (N). Начните со слов:

«Думаю, что с его/её точки зрения:

4а) самый эмоциогенный стим. набор – …

Думаю, что товарищ объясняет это тем, что…;

4б) стим. набор, вызвавший самую сложную эмоц. палитру, – …

Думаю, что товарищ объясняет это тем, что…;

4в) стим. набор, вызвавший самые поляризованные эмоции, – …

Думаю, что товарищ объясняет это тем, что …;

4г) самая гармоничная эмоц. палитра проявилась … (В каком случае?)

Думаю, что товарищ это объясняет тем, что… »

 

Выводы

1. Что Вы можете сказать о базовых свойствах эмоций и об особенностях их личных проявлений, обнаруженных при выполнении этого задания? Начните так: « 1.Св-ва эмоций в этой работе…»

2. Как Вы оцениваете полученные результаты? Начните так: «2.Рез-ты …».

3. Каковы (а) объективное значение и (б) субъективный смысл для Вас проведённой работы на ПЗ, с Вашей точки зрения, в том числе – в плане прикладной психологии?

_________________________________________________________________