ПЗ-7. Познавательные психические образования

Цель занятия – распознавание основных видов представлений на материале личных предпочтений в перцептивной сфере. В работе четыре рабочие части и выводы: 1) ответы по пунктам опросника, 2) распознавание видов представлений в перцептивной сфере, 3) количественная характеристика перцептивных предпочтений и их осознания, 4) реконструкция текста (по Эббингаузу), 5) выводы.

 

Часть 1. Осознание личных перцептивных предпочтений

Начинаем работу с того, что после вводных записей и указания «Часть 1.Осознание личных перцептивных предпочтений», делим всю ширину страницы на четыре примерно равные части тремя вертикальными отрезками на высоту 16 клеток. С левой стороны отрезков в каждой клетке запишем номера, с первого по 48-й, – по шестнадцать номеров у каждого отрезка.

В работе используется личностный опросник, предлагаемый для самопознания (по: Тесты для всех / Сост. Т. В. Орлова. – 2-е изд. – Киев: Изд-во «Довира», 1994. С. 29 –32).

Даны 48 суждений, с которыми читатель может быть согласен или не согласен. В случае согласия рядом с номером пункта, справа от него ставим знак «+», в случае несогласия – знак «-».

 

1. Люблю наблюдать за облаками и звёздами

2. Часто напеваю про себя или потихоньку

3. Не признаю моду, которая неудобна

4. Люблю ходить в сауну (баню)

5. В автомашине для меня важен цвет

6. По шагам узнаю вошедшего в комнату

7. Меня развлекает подражание диалектам

8. Много времени уделяю своему внешнему виду

9. Люблю принимать массаж

10. В свободное время люблю рассматривать людей

11. Когда не двигаюсь, плохо себя чувствую

12. Видя костюм в витрине, знаю, будет ли мне в нём хорошо

13. При звуках старой мелодии ко мне возвращается прошлое

14. Часто читаю во время еды

15. Очень часто говорю по телефону

16. Склонен к полноте

17. Предпочитаю чужое чтение вслух собственному чтению про себя

18. После неудачного дня моё тело в напряжении

19. Охотно и много фотографирую

20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые

21. Легко отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь

22. Вечером люблю принимать горячую ванну или душ

23. Стараюсь записывать свое личные дела

24. Часто разговариваю сам с собой

25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя

26. Тембр голоса многое говорит мне о человеке

27. Часто оцениваю людей по манере одеваться

28. Люблю потягиваться, расправлять «пёрышки», разминаться

29. Слишком твёрдая или слишком мягкая постель – это для меня мука

30. Мне трудно подобрать удобные туфли

31. Очень люблю кино

32. Даже спустя годы узнаю когда-либо виденные лица

33. Люблю, когда капли стучат по крыше или по зонтику

34. Умею слушать собеседника

35. Люблю танцевать, а в свободное время – делать физические упражнения

36. Не могу уснуть, когда близко тикает будильник

37. У меня неплохая стереоаппаратура

38. Когда слышу музыку, покачиваюсь или отбиваю такт ногой

39. На отдыхе люблю осматривать памятники архитектуры

40. Не выношу беспорядка

41. Не люблю синтетических тканей

42. Считаю, что атмосфера в комнате зависит от освещения

43. Часто хожу на концерты

44. Рукопожатие много говорит мне о человеке

45. Охотно посещаю галереи и выставки

46. Серьёзная дискуссия – это захватывающее дело

47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами

48. В шуме не могу сосредоточиться

___________________________________

 

Часть 2. Распознавание видов представлений

Нужно записать номера пунктов из числа перечисленных выше в подходящие столбцы:

Зрение

Слух

Обоняние

Вкус

Осязание

         

 

Часть 3. Количественная характеристика перцептивных предпочтений и их осознания

1). Для каждого из предложенных ниже рядов подсчитать число пунктов, отмеченных в Части 1 знаком «+». Определить их долю (в процентах) от общего числа пунктов в ряду – от шестнадцати.

А: 1-5-8-10-12-14-19-21-23-27-31-32-39-40-42-45; (А[+] /16) · 100%=?

Б: 2-6-7-13-15-17-20-24-26-33-34-36-37-43-46-48; (Б[+] /16) · 100%=?

В: 3-4-9-11-16-18-22-25-28-29-30-35-38-41-44-47. (В[+] /16) · 100%=?

Соотношение трёх полученных показателей характеризует сравнительную субъективную предпочтительность впечатлений того или иного вида.

2). Для количественного описания того, насколько правильно проведено распознавание видов представления, нужно соотнести номера в трёх столбцах из пяти (Часть 2) с соответствующими рядами А, Б, В (Часть 3, п.1). Нужно подсчитать число совпадений – f  (Асовп) , f  (Бсовп) , f (Всовп) – и определить их долю (в процентах) от общего числа пунктов в каждом ряду (от шестнадцати).

 

Часть 4. Реконструкция текста (по Эббингаузу)

 

Текст Эббингауза былпредназначендля диагностики сформированности и состояния познавательных эталонов у носителей европейской культуры на стыке Х1Х и ХХ веков. В коротком рассказике нужно восстановить пропущенные слова.

В протоколе занятия ширину страницы разделите на три столбца по высоте на 18 строк. Пронумеруйте строки от первой до 18-й в первом столбце у левого края страницы.

1). При восприятии текста вставьте подходящие слова на место пропусков: запишите их в пронумерованные строки первого (левого) столбца.

« Над городом низко повисли снеговые …(1). Вечером началась …(2). Снег повалил большими …(3). Холодный ветер выл, как …(4), дикий …(5). На конце пустынной и глухой …(6) вдруг показалась …(7) какой-то девочки. Она медленно и с …(8) пробиралась по …(9). Она была худ? и бедно …(10). Она медленно продвигалась вперёд, валенки хлябали и …(11) ей идти. На ней было плохое …(12) с узкими рукавами, а на плечах …(13). Вдруг девочка …(14) и, наклонившись, начала что-то …(15) у себя под ногами. Потом она встала на …(16) и своими посиневшими от …(17) ручонками стала …(18) по сугробу ».

2). Отвлекитесь на минутку. Затем прочтите вслух текст, включая в него предложенные Вами слова. Если теперь текст кажется Вам завершённым, то в соответствующих строках второго (среднего) столбца вставьте прочерки. Если где-то Вам захочется вставить другие подходящие слова, то запишите их в соответствующие строки второго столбца.

3). В каждой строке третьего (правого) столбца запишите обозначение познавательного психического образования, которое, скорее всего, обеспечило выбор Вами подходящих слов.

4). Аргументируйте своё выполнение задания. Чем Вы руководствовались, подбирая подходящие слова? Дайте общий ответ (3а) и проиллюстрируйте его примером заполнения одного из 18-ти пропусков (3б). Используйте в обоих случаях для ответов наиболее подходящие начала формулировок.

 

Выводы

Сформулируйте полные ответы на каждый из следующих вопросов, соблюдая предложенную маркировку.

1а). Какой вид представлений по результатам опроса (Часть 1) оказался для Вас более предпочтительным, а какой – менее предпочтительным (Часть 3, п.1)?

1б). Каковы вероятные причины этого?

2а). Какой вид представлений в данном случае был распознан Вами лучше, а какой – хуже (Часть 3, п.2)?

2б). Каковы вероятные причины этого?

3а). Какие психические образования стимулирует у читателя (и слушателя) текст Эббингауза?

3б). Каковы вероятные причины этого?

4а). Каково объективное значение работы на этом ПЗ?

4б). Каков субъективный смысл для Вас этой работы?

___________________