ПЗ-6. Предмет психологии

Цель занятия – осознание основных понятий психологии, составляющих ядро её предмета как науки.

Задание. Предлагается ответить на вопросы и завершить неоконченные предложения, так или иначе касающиеся основных понятий психологии. В протоколе началом ответа становятся предложения-стимулы. Их следует писать, сокращая слова до нескольких букв, но так, чтобы можно было уловить их смысл в связи с последующим ответом. На каждый ответ выделяется от одной до двух минут; общее время работы – 60 (максимум 80) мин.

1. Объект психологии как науки – это …(Что?)

2. Когда говорят о душе, то могут иметь в виду: а) чаще всего…; б) иногда … (Что? Какие тут бывают варианты?)

3. Когда говорят о психике, то имеют в виду: а) чаще всего…; б) иногда … (Что? Какие тут бывают варианты?)

4. Предмет психологии как науки – это … (Что?)

5. Когда говорят о предмете психологии, то имеют в виду: а) чаще всего…; б) иногда … (Что? Какие тут бывают варианты?)

6. В ядро предмета психологии как науки входит … (Что?)

7. Определение объекта психологии как науки …(Что Вы можете сказать об определении объекта психологии?)

8. Атрибутивность психики – это … (Что?)

9. Идеальность психики – это … (Что?)

10. Отражение, в общем, это … (Что?)

11. Субъективность и субъектность. (а) Их объединяет … (Что?)

(б) Их различает … (Что?)

12. (а) Инструментальность психики означает, что … (Что?)

(б) Инстр-сть характеризуется … (Как?)

13. (а) Ориентация, в общем, это … (Что?)

(б) Для человека специфична ориентация … (Какая?)

14. Думаю, что самосохранение – это …(Что? Дайте определение, выделив (а) качественную определённость, (б) сущность, или общий механизм, и (в) место и роль самосохранения в действительности).

15. Проблемы отношений психологии и общественной практики суть … (Что Вы можете о них сказать?)

16. Проблемы отношений психологии с другими науками суть …(Что Вы можете о них сказать?)

17. Внутренние проблемы психологии суть … (Что Вы можете о них сказать?)

18. Проблемы отношений между психологией как наукой и психологическим исследованием суть …(Что Вы можете о них сказать?)

19. Принцип детерминизма в психологии означает … (Что?)

20. Развитие как принцип психологии означает … (Что?)

21. Принцип единства психики и поведения («сознания и деятельности») в психологии раскрывается… (Как?)

22. Принцип конкретности в психологии раскрывается … (Как?)

23. Принцип единства сложности описания и простоты объяснения в психологии означает … (Что?)

24. Раскройте специфичные принципы психологии: а) общности, б) опосредствованности, в) семиотичности, г) отдельности, д) антропоцентризма.

25. Специфика психологического наблюдения – … (В чём?)

26. Своеобразие эксперимента в психологии – … (В чём?)

27. Своеобразие моделирования в психологии – … (В чём?)

28. Общие основания для структурирования психологии суть … (Какие?)

29. Различные отрасли психологии выделяются: (а) по своеобразию носителя психики…; (Какие?) (б) по своеобразию источника психики – …; (Какие?)

(в) по своеобразию взаимодействия носителя психики с её источником – …; (Какие?) и (г) по своеобразию познания психики – …»(Какие?)

30. Различные отрасли психологии выделяются по своеобразию проблем, возникающих из отношений психики: (а) с её источником –…; (Какие?) (б) с её носителем – …; (Какие?) (в) с практикой, объединяющей носителя психики с её источником, – …; (Какие?) и (г) с познающим психику субъектом – … (Какие?)

31. На базе основных принципов психологии оформились … (Какие её отрасли?)

 

ВЫВОДЫ

Сделайте общие выводы о проделанной работе.

1) Дайте общую характеристику основным (системообразующим) понятиям психологии (Осн. понятия: …):

а) Какова их качественная определённость – в отличие от других понятий психологии? (Кач. опр-сть – в…)

б) Какова их сущность, или способ (основной механизм) существования? (Их сущность – в…)

в) Какое место занимают эти понятия среди других понятий психологии и какую роль они играют в предмете психологии? (Место и роль: …)

2) Сформулируйте своё отношение к осн. понятиям психологии: какие (а) чувства, (б) мысли, (в) намерения у Вас возникают в связи с ними? (Отн. к осн. понятиям: а) чувства: …; б) мысли: …; в) намер.: …)

3) Сформулируйте своё отношение к проделанной работе: (а) чувства, (б) мысли, (в) намерения, – а также (г) своё понимание её субъективного смысла и (д) предположение о её объективном значении. (Работа на ПЗ: а) чувства: …; б) мысли: …; в) намер.: …; г) смысл для меня: …; д) объект. значение: … )

________________________________