ПЗ-5. Многогранность психики

Цель занятия – осознание конкретности психики при познании её с различных точек зрения. В частности, выделяются три позиции познающего: «снаружи», «сбоку» и «изнутри». И в задании к практическому занятию предусмотрены три соответствующих части. Завершают работу выводы.

 

Часть 1. Характеристика психики «снаружи»

Начнём с анализа некоторых бытовых суждений. Что имеют в виду, что подразумевают, когда произносят приведённые ниже словосочетания? Раскройте каждое из них и подберите для каждого выражения подходящую иллюстрацию – пример поведения.

«1. Большая душа (у человека – «великодушие») – это значит …» Что? «Пример: …»

«2. Маленькая душа (у человека – «малодушие») – это значит …» Что? «Пример: …»

«3. Добрая душа (у человека – «добродушие») – это значит …» Что? «Пример: …»

«4. Злая душа – это значит …» Что? «Пример: …»

«5. Живая душа – это значит …» Что? «Пример: …»

«6. Мёртвая душа – это значит …» Что? «Пример: …»

«7. Сильная душа – это значит …» Что? «Пример: …»

«8. Слабая душа (у человека – «слабодушие») – это значит …» Что? «Пример: …»

По аналогии с предыдущими парами слов предложите две своих пары слов (пп. «9» и «10»), раскройте их и снабдите примерами.

 

Часть 2. Характеристика психики «сбоку»

Теперь ознакомьтесь с восемью фотографиями. (См. приложение к ПЗ-5. Рисунок). Изображённые на них люди в рамках одной психологической типологии рассматриваются как представители различных типов.

Как Вы думаете: (а) какая характеристика психики объединяет (или может объединять) людей на предъявленных фотографиях? (б) в какой мере эта характеристика выражена у каждого из изображённых?

Запишите предполагаемую Вами характеристику после слов: «Основание для соотнесения – …». Проведите парное сравнение восьми изображений по выраженности взятой Вами характеристики на лицах у изображённых людей. Для этого используйте схему спортивного турнира (см. таблицу). Порядковые номера строк и столбцов в таблице обозначают лица на фотографиях: с 1-го по 4-е – в верхнем ряду слева направо и с 5-го по 8-е – так же слева направо в нижнем ряду.

Таблица

Лица,

№№ п.п.

1

2

3

4

5

6

7

8

Сумма

числителей

1

х

               

2

 

х

             

3

   

х

           

4

     

х

         

5

       

х

       

6

         

х

     

7

           

х

   

8

             

х

 

Сумма

знаменателей

                 

В ячейках таблицы построчно проставьте результаты парных сравнений, имея в виду, что «выигрыш» оценивается одним баллом (1), «ничья» – половиной (0,5), «проигрыш» – нулём (0). Например, допустим, что первое лицо проигрывает восьмому по тому, насколько у них обоих выражена « одушевлённость». Тогда на пересечении первой строки и восьмого столбца будет запись: «0:1»; а на пересечении восьмой строки и первого столбца будет запись: «1:0».

Заполнив все ячейки таблицы, сложите сначала (а) семь числителей в каждой строке и (б) затем семь знаменателей в каждом столбце. Суммы по строкам и по столбцам должны совпадать; несовпадение свидетельствует об ошибке при заполнении таблицы.

Ранжируйте предъявленные лица (их порядковые номера) по выраженности у их носителей («хозяев») взятой Вами характеристики психики. Лицу с максимальной её выраженностью (суммой баллов) присвойте ранг 1; лицу с минимальной выраженностью взятой характеристики присвойте ранг 8. Остальным лицам присвойте ранги со 2-го по 7-й.

 

Часть 3. Характеристика психики «изнутри»

Для характеристики психики «изнутри» используются объективные (научные) и субъективные (произвольные) основания. В лекции речь шла об объективных основаниях. Когда они становятся средствами при целенаправленном познании души, можно говорить о «психологическом познании» души, или о познании её, опосредствованном научным знанием. С учётом сказанного дайте короткие (до 10 слов) ответы на вопросы, начиная отвечать со слов, выделенных курсивом.

1. Чем обусловлена объективность наших суждений об уровнях психики у всех представителей животного мира, включая человека?

2. В чём заключается своеобразие человеческой психики на фоне её развития у животных (в филогенезе)?

3. Чем обусловлена объективность наших суждений о специфике человеческой психики?

4. Почему появляется необходимость рассуждать об отдельных психических явлениях и о психике как сущности?

5. Почему появляется необходимость рассуждать об отдельных психических образованиях?

6. Почему появляется необходимость рассуждать об уровнях психической организации?

7. Как (по чему?) выделяются различные грани психики?

8. Как (по чему?) выделяются различные уровни психики?

9. Как (по чему?) выделяются различные стороны психики?

10. Как (по чему?) выделяются функциональные единицы психики?

11. Как (по чему?) выделяются различные психические образования?

12. Почему появляется необходимость рассуждать о строении психики?

13. Что нужно для суждений о строении человеческой психики?

14. Что является общим условием и средством для психологического самопознания (в том числе – для интроспекции как особой формы самопознания)?

15. Что нужно для осмысления (понимания) чего-либо?

16. При каких условиях появляется и развивается опыт?

17. Почему развитие психики отстаёт от развития организма и ещё больше отстаёт от изменений в условиях жизни?

 

Выводы

1. Душа непознаваема непосредственно. Чем опосредствуется её познание? Начните со слов: «1. Познание души опосредствуется ...». Чем?..

Закончите следующие высказывания:

«2. Душа как особый объект действительности познаётся …». Каким образом?

«3. Отдельное проявление души среди множества ему подобных познаётся…». Каким образом?

«4. Познание души как внутреннего мира человека обеспечивается …» Чем?

«5. Объективное значение работы на этом ПЗ – в …». В чём?

«6. Субъективный смысл для меня этой работы – в …». В чём?

______________________________

 

Приложение