ЛК-12. Психическая субъектность и духовность

1.Определение психической субъектности

2. Признаки (жизненные проявления) психической субъектности

3. Свойства психической субъектности

4. Атрибутивность психической субъектности

5. Деятельностная природа психической субъектности

6. О духовности

 

1. Определение психической субъектности

Психическая субъектность –это:

- практический уровень психической организации,

- опыт преодоления препятствий и сопротивления вредоносным воздействиям,

- инструмент самосохранения и ориентации в новых и в неопределённых условиях жизни.

Качественное своеобразие практического уровня души – в обобщении наиболее конструктивных собственных проявлений активности, как правило, – при решении различных задач. При акценте на природе этих проявлений как особой форме объективации внутреннего мира (как «экстериоризации») – это обобщение актов самореализации. (Ср. «интериоризацию» – по Л.С. Выготскому).

В самореализации заключается принципиальное отличие субъектного уровня человеческих проявлений от проявлений биологического (индивидного), социального, личного и индивидуального уровней. С точки зрения психологии на субъектном уровне обобщается опыт преобразования действительности при преодолении препятствий за счёт «распредмечивания» субъективной реальности и превращения её «в пароходы, строчки и другие добрые дела». Самореализацию можно назвать одним из двух «интегральных жизненных показателей» субъектности в различных сферах деятельности. ( Вопрос: а каков тогда, с Вашей точки зрения, второй «интегральный жизненный показатель» субъектности?).

Инструментальность психической субъектности раскрывается в созидании «подходящего», «нужного» человеку мира, или в творчестве. На повседневном уровне это мир удобных, полезных и понятных Вещей (в широком смысле слова, в том числе и идей). – Вещей, которые соразмерны, созвучны, сопричастны природе самого человека и становятся продолжением его самого. На метапознавательном, философском уровне созидаемый мир – это посредник между человеком и бескрайним неизвестным и таинственным Космосом…

 

2. Признаки (жизненные проявления) психической субъектности

Сенситивность человека на уровне субъекта проявляется в форме его чувствительности к противоречиям. Носитель психической субъектности обнаруживает противоречия там, где окружающие их не распознают или же только испытывают дискомфорт.

Психическая активность на уровне субъекта проявляется в форме поиска актуальных противоречий или даже в форме создания таких противоречий. Специалисты обозначают выраженность этой активности словами «уровень притязаний». В быту же окружающие люди часто говорят о человеке, который проявляет такую активность, что ему «больше всех надо…».

Психическая реактивность носителя субъектности – это его вовлечённость в неопределённые и/или противоречивые отношения действительности; человек становится сознательным деятельным участником заведомо сложных (т.н. «проблемных») ситуаций.

Соотношение активности и реактивности на уровне субъекта психики выступает как озадаченность, или в форме установки на выявление существующих противоречий – как актуальных проблем – и на их разрешение посредством приложения собственных внутренних ресурсов, а в оптимальных случаях – и с привлечением ресурсов других людей.

Временные характеристики этого уровня душевной организации проявляются как произвольная распланированность жизни, и/или как заполненность жизни различными делами и как их распределённость по жизни: «всему – своё время». «Есть время собирать камни, и есть время их разбрасывать», – это библейское выражение касается, прежде всего, именно людей-субъектов, которые сами организуют своё время.

Пластичность и/или ригидность на уровне субъекта психики выступает как выраженность самостоятельно принятого разнообразия деятельной активности. Это может быть множество разнородных занятий (форм самореализации) или же служение только одному какому-то делу, когда у человека выражена «одна, но пламенная страсть…», при игнорировании прочих.

Экстра- и/или интровертность на уровне субъекта психической деятельности выступает в формах по преимуществу «стратегического» и/или «тактического» созидания. Конкретизировать их можно так. С одной стороны, возможна аналогия с субъективным аспектом организационно-управленческого, продюсерского, режиссёрского и т.п. творчества. С другой стороны, возможна аналогия с композиционно-исполнительским, конструкторско-изобретательским, актёрским, художественным и т.п. творчеством…

Эмоциональная возбудимость на уровне отдельного субъекта психики имеет (а) очень широкий диапазон выраженности и (б) разную рефлексивность отдельных проявлений эмоциональной возбудимости, разную их подконтрольность и произвольность. Человек-субъект лучше всего осознаёт, контролирует и регулирует то, что касается оперативных проблем, актуальных для него, прежде всего, здесь и сейчас. Но у каждого субъекта – свои пределы настоящего: пространственные, временные и прочие… А объективно общим для этого уровня душевной организации в его конструктивных проявлениях фактически оказывается жизнеутверждение, свидетельствующее об оптимизме (!) человека-субъекта в его отношении к миру.

 

3. Свойства психической субъектности

Предметность . Опыт субъектности как уровень психической организации имеет две основные грани. Во-первых, он раскрывается в творческой активности человека, которая формируется в условиях преодоления препятствий различного рода. В самом общем плане – это преодоление неопределённости («Хаоса»); в частных случаях – это разрешение актуальных противоречий. Во-вторых, опыт субъектности раскрывается в форме психической устойчивости человека (или его психической резистентности) – как способности конструктивно сопротивляться негативным воздействиям. Несформированность этой грани субъектности у некоторых талантливых людей обозначается в быту как их «душевная ранимость».

Константность зависит от уровня сформированности человека-субъекта. Так, первичные проявления субъектности могут быть «задушены в зародыше» условиями жизни, прежде всего, в раннем и первом детстве. Практика образовательной среды во втором детстве, в отрочестве и в юности может способствовать и/или препятствовать формированию субъектности, в любом случае придавая ей какие-то особенные черты. В рамках педагогической психологии даже используется особое выражение – «выученная беспомощность». Уже в молодости и, тем более, в зрелости содержание и форма субъектности являются вполне определёнными. Определённой становится и константность этого уровня душевной организации. При познании человека характеристика константности распространяется не только на отдельные проявления субъектности человека, но уже и на него самого как деятеля. В частности, это проявляется, когда говорят о компетентности, о мастерстве, о профессионализме. И если малые «ростки» психической субъектности суть довольно хрупкие образования, погибающие при неблагоприятных условиях, то зрелая субъектность обнаруживает устойчивость вплоть до парадоксальных её проявлений: она сохраняется даже при сдвигах в подлежащихуровнях психической организации – в памяти и в сознании.

Целостность субъекта психики в её внешнем аспекте позволяет выделять этот уровень душевной организации среди остальных (см. о предметности этого уровня). Психическая субъектность отдельна на фоне темперамента, сознания, памяти и духовности. Более того. Она отдельна и на более общем фоне – на фоне события человека с миром, в котором именно человек обнаруживает произвольную активность, устанавливая различные отношения с действительностью, корректируя одни из них, прекращая другие, культивируя третьи.

Целостность субъекта психики в её внутреннем аспекте всегда раскрывается в единстве выделяемых элементов – будь то аспекты и/или компоненты душевного мира. Это может быть единство жизненных проявлений; это может быть единство выделяемых свойств; это может быть единство субъективных аспектов у главных, сущностных сторон человека-субъекта: у его направленности, способностей и характера, – которые раскрывают его природу как деятеля. Например, те, кто лучше других находят себе занятие в условиях роста безработицы, характеризуются «синдромом успешности». Они сориентированы на проблему, на её определение и осмысление; они берут на себя ответственность за поиск подходящей работы и за успешность самопрезентации; они имеют выраженное нервно-психическое напряжение («оптимальный ситуативный тонус») и эффективные механизмы психологической защиты...

Обобщённость субъекта психики определяется разнообразием сфер жизни и деятельности, разнообразием практических ситуаций, в которых субъектность себя обнаруживает. Так, любая способность характеризует потенциал человека как субъекта в определённой деятельности. Если данный потенциал не только хорошо выражен, но проявляется в различных сферах жизни и деятельности, то говорят уже о таланте человека. Обобщённость психической субъектности при наличии таланта больше, чем при наличии только отдельной способности в каком-либо отношении. А потенциалы гения настолько велики, что для их описания исследователи вынуждены прибегать к метафорам: при осознании гениальности категоризация посредством понятий уже не достаточна…

Малая субъектность также проявляется в различных сферах. Например, оказывается, что затруднения людей при создании семьи сопряжены с затруднениями в профессиональной сфере. Это выявлено у клиентов и службы занятости, и службы знакомств. Те и другие имели проблемы самореализации в обеих сферах. Безработные часто либо не состоят в браке, либо (что бывает чаще) разведены, либо имеют конфликтные семейные отношения. У них обычно искажены представления о семье и семейных отношениях. У них по-своему проявляется образ мира и различные психологические характеристики, личностные и личные. Устойчиво безработным присущи особые поведенческие установки, стратегические и тактические.

Полиструктурность. Различаются варианты внешней структуры. В самом общем плане психическая субъектность выступает как элемент в структуре над- и внепсихической реальности. Это различные формы деятельного человеческого бытия – экзистенциального, продуктивного, деструктивного. Причём следует иметь в виду, что экзистенциальность (по-русски – существование) здесь исходный момент: для того, чтобы что-то делать, что-то конструктивное или деструктивное, нужно, прежде всего, быть.

В плане описания внешней структуры субъектности у отдельного человека, вслед за Б.Г. Ананьевым, в контексте характеристики этого человека мы используем общие понятия различных уровней человеческой природы. Психическая субъектность – это более высокий уровень душевной организации по отношению к темпераменту, сознанию, памяти. Психическая субъектность возникает, существует и развивается в условиях, на основе и из «материала» созревающего темперамента, формирующегося сознания, постоянно работающей памяти. А по отношению к индивидуальности как вершине развития человек-субъект оказывается уже под-, или нижележащим уровнем: субстанциальным условием, основой, материалом, фактором и… исполнительным механизмом.

Выделяются также различные варианты и у внутренней структуры. Так, внутренняя структура человека-субъекта объединяет и интегрирует разнообразные формы индивидного, личностного и личного в человеке. Психическая субъектность включает в себя, наряду с «материалом» актуального опыта решения различных задач, также и «материал» темперамента, сознания, памяти. Исследователи также вскрывают структуры актуальных жизненных проявлений субъектности и её актуальных свойств. Выше был приведён пример «синдрома успешности» для иллюстрации целостности как объединения многого в одном. При структурном описании всегда должны учитываться уже и отношения между взятыми «симптомами», отношения парные и композиционные…

Например, при высокой самореализации высоки мотивация достижений и саморазвития, креативность, умение распознавать, генерировать и внедрять новые идеи, активная жизненная позиция... Человек-субъект сам преодолевает возникающее психическое истощение («выгорание»), а при высших формах субъектности предупреждает такое истощение. В случае появления неблагоприятных обстоятельств человек-субъект сам справляется с ними за короткое время. У социально успешных женщин и мужчин отношения между различными личностными проявлениями более дифференцированы, чем у неуспешных. Причём эти проявления также синергичны, взаимодополнительны (комплементарны), – в общем, сбалансированы и адекватны условиям самореализации в основных сферах жизни.

При низком уровне самореализации высока выраженность жизненных трудностей. Для таких людей характерны психическое истощение («выгорание») и малая выраженность своеобразия реакций на происходящее (в пределе – нет «индивидуального стиля»). И наоборот: у них выражены жёсткие «синдромы» личностных проявлений, которые называют «синдромами неудачников»… У социально неуспешных людей отношения между различными личностными проявлениями глобальны, реципрокны, антагонистичны, – в общем, несбалансированны и сопряжены с непродуктивным жизненным сценарием.

В рамках структурирования проявлений субъектности выделены пять основных аспектов душевной жизни, которые актуальны в сложных ситуациях. Во-первых, это эмоциональные реакции на ситуацию, вплоть до «невротического ответа» на неё. Во-вторых, это психологические защиты, личностные по форме. Это, в частности, механизмы «отрицания» и «рационализации» и механизмы совладания с ситуацией, прежде всего, посредством её переосмысления и посредством переоценки («копинг-механизмы», или механизмы совладания). В-третьих, это использование собственных внутренних ресурсов, или «самоактуализация». В-четвёртых, это обращение к ресурсам социального окружения, или их актуализация (мобилизация). И, в-пятых, это приписывание ответственности (её атрибуция), или «локус контроля»: «Кто-то должен нести ответственность за происходящее...».

Примеры вариантов структурного описания, предлагаемого различными исследователями, можно продолжать.

 

4. Атрибутивность психической субъектности

Функция. Субъектность – это функция преодоления человеком препятствий различного рода и его сопротивления различным вредоносным воздействиям в пределах его жизненных ресурсов. Многочисленные естественные и искусственные попытки создать рафинированные условия жизни, так называемые «тепличные» условия для развития человека, всегда имели сходные результаты. Питомцы тепличных условий не приспособлены к реальной жизни – и среди растений, и среди животных, и среди людей. Отношения с реальностью у таких питомцев-людей типичны: от различного рода патологий, органических, социальных, психических, до предела – до физического ухода из жизни...

Психическая субъектность является функцией решения задач различного рода. Поисковые задачи, задачи на преодоление неопределённости наличных условий, у человека превращаются в особый вид деятельности, которая сама себя подкрепляет, становится творческой. Решение поисковых задач стимулирует человека вновь и вновь к нему возвращаться. Даже самые простые поисковые задачи стимулируют возникновение вопросов при эмоциональном дискомфорте там, где подводит, где «не срабатывает» память. Решение сложных задач в оптимальном случае пробуждает чувство глубокого удовлетворения от сделанного, при преодолении дискомфорта, при озарении (при «инсайте»): «Эврика! Я нашёл!»… И человек стремится снова и снова оказаться в таких состояниях (см. далее).

Существенно, что «застревание» на самоподкрепляющейся деятельности имеет различную модальность, положительную и отрицательную, конструктивную и деструктивную. И качество поисковой деятельности коренится в опыте человека как личности (в его сознании как социальном опыте) и в его личном опыте – в его собственной памяти.

Процессуальность данного уровня душевной организации раскрывается как его развитие в фило-, социо-, онто-, пато- и актуальном (акто-) генезе. Филогенетические предпосылки субъектности раскрываются в форме роста сложности отдельного организма и его активности в отношениях со средой. По мере эволюции среди представителей животного мира всё больше распространяется «орудийная деятельность» – использование одних тел для воздействия на другие при обеспечении витальных потребностей.

Социогенез субъектности раскрывается в форме усложнения межчеловеческих отношений – через увеличение всякого рода опосредствованности отношений при удовлетворении теперь уже социальных потребностей. (См., например: «…Но человека человек // Послал к Анчару грозным взглядом. // И тот послушно в путь потек…» Или: «Самая большая победа – это предотвращение, казалось бы, неминуемого военного столкновения…»).

Онтогенез субъектности раскрывается в возникновении, формировании и проявлениях направленности человека, его способностей и характера, которые могут быть выражены в разной степени. Например, выделены этапы самореализации в профессиональной сфере: профессиональное самоопределение, трудоустройство, становление в профессии, профессиональный рост… Выделены также общие этапы самореализации в сфере брачно-семейных отношений и их становления: выбор брачного партнёра, взаимная адаптация супругов, личностный рост супругов в совместной семейной жизни...

Патогенез субъектности раскрывается в уходе от преодоления препятствий и от всяких попыток сопротивляться вредоносным воздействиям. В рамках эк­зистенциального варианта гуманистического подхода к познанию человека считается, что «какой-то однозначно заданной направленности или сущности у человека нет»; считается, что «направление развития человека определяется исключительно выборами, которые он делает». «…Неправильный выбор, плохое осознание альтернатив, бегство от ответственности за свой выбор — это предпосылки "нездорово­го" развития» (Леонтьев Д.А. Что такое экзистенциальная психология? // Психо­логия с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсовет­ской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М., 1997. С. 41).

Актуальный генез субъектности свершается в каждой ситуации преодоления, прежде всего, внешних препятствий, появляющихся в ходе повседневной жизни. Для психической субъектности решающим является преодоление ситуативной неопределённости за счёт внутренних ресурсов. Возникшие противоречия осознаются как актуальные проблемы и разрешаются на этой основе через переструктурирование ситуации – сначала субъективное, «для себя», а затем и объективное, в форме самореализации («эктериоризации»).

Свойство , или способность, человека быть субъектом и, в частности, быть носителем психической субъектности, оказывается по-разному выраженным у различных людей. Эта способность предполагает, прежде всего, что чело­век обладает свободой выбора. Уже в 60-е годы ХХ века Б.Г. Ананьев писал о свободном человеке, реализующем стратегию жизнетворчества в широком значении этого слова. Но возможности Б.Г. были ограничены рамками его времени. Именно поэтому теперь приходится говорить, что Б.Г. «прятал» среди прочих формулировок различение, к примеру, личностного и личного, личностного и субъектного, субъектного и индивидуального… Но теперь положение изменилось. Изменились социальные условия научной работы, изменилось само научное знание, в том числе и благодаря тому, что сделал Б.Г. Ананьев и многие другие человековеды. Определённо установлено, что в жизни субъектность в разной степени обнаруживает себя через «самоактуализацию» людей и через их «самореализацию» в различных сферах практики. Например, были выделены четыре уровня самореализации – низкий, средненизкий, средневысокий, высокий, – которые различаются осмысленностью мотивов человека, их соответствием ходу его самореализации. (См.: Коростылёва Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. – СПб., 2000; Она же. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. – СПб., 2005).

Например, самореализация в брачно-семейной сфере проявляется как создание человеком стабильных партнёрских отношений. Противоположно этому длительное безбрачие – индикатор трудности создать семью, даже если человек заявляет о своей готовности к этому. Супруги в семье должны быть способны создавать и развивать приемлемую для всех членов семьи комплементарную ролевую структуру. Здесь нужна работа по согласованию всех позиций, в общем, и работа по согласованию ситуативных элементов (или даже фрагментов) каждой позиции, по согласованию отдельных действий и движений – в частности. Нужна работа по взаимному приспособлению всех членов семьи и, прежде всего, самих супругов.

Состояние субъектности имеет место на каждом этапе развития проблемной ситуации при условии вовлечённости человека в эту ситуацию с установкой разобраться в ней и её разрешить.

Все люди везде и всегда время от времени испытывали душевный дискомфорт и часто не знали, как с ним справиться. Главными помощниками для одних здесь становились их близкие, для других – служители официальных или неофициальных религиозных культов. В современном обществе традиционные формы такой помощи устраивают уже не всех страждущих. Поэтому на фоне общего развития культуры и практики возникло особое направление социальной работы с функциями уже собственно психологической помощи. Многие работники этой сферы называют себя «практическими психологами». В рамках их работы со здоровыми людьми предлагаются разнообразные формы вхождения в состояние субъектности посредством специально разработанных для этого приёмов. Многие формы такой работы настолько отшлифованы, что вошли в арсенал профессиональной психологической помощи как специальные методики или даже технологии. (Под технологией, в общем, понимают определённую последовательность действий для получения нужного результата).

Таковы основные аспекты характеристики психической субъектности как атрибута её носителя.

 

5. Деятельностная природа психической субъектности

Регулятивный аспект . На уровне человека-субъекта единство со средой обеспечивается в форме её преобразования. Селекционер И. В. Мичурин (1855-1935) в ХХ веке выразил это словами: «Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у неё – наша задача…» В рамках так называемого «актуализационного подхода» к пониманию человека сама человеческая жизнь рассматривается как реализация тенденции к максимальному выражению за­ложенного в человеке потенциала. Так полагают классики «гуманистического на­правления» в человековедении, среди которых наиболее известны в нашей стране К. Гольдштейн, А. Маслоу и К. Роджерс.

Для людей типичны определённые жизненные сценарии. (См. темы «Сознание» и «Память»). Эти сценарии предполагают определённые типичные жизненные ситуации и события, типичные варианты их развития и типичные формы реагирования на происходящее – типичные и в личностном, и в личном планах. Психологический аспект реализации жизненных сценариев – это соответствующие ожидания, притязания, поведенческие планы и схемы, стратегии и тактики их реализации. И всё это, так или иначе, проявляется в реакциях людей на происходящее. Нарушения связей с миром, «сбои» в устоявшихся сюжетах, осознаются людьми как возникновение затруднений, возникающих во всех сферах жизни, в том числе – в профессиональной и в брачно-семейной сферах. «Сбои» в жизненных сценариях исследуются, в частности, по ситуациям: «безработица – трудоустройство» и «безбрачие – создание семьи». При возникновении затруднений многие люди теперь обращаются за помощью в соответствующие социальные институты. Но даже при получении квалифицированной специализированной помощи успешность решения личностных и личных проблем оказывается разной. И это свидетельствует о том, что инструмент субъектности как активного отношения к миру, в том числе и инструмент психической субъектности, распространён среди людей не так широко, как этого всем нам хотелось бы.

(Вопрос: Какие особенности психики человека, его душевной организации, отображены в пословице: «Глаза боятся – руки делают»?)

Выделим приспособительный аспект деятельностной природы психической субъектности. По мере самореализации в различных сферах жизни растёт вовлечённость человека в эти сферы, даже происходит «врастание» человека в них. Объективно растут результаты деятельности, субъективно растёт удовлетворённость происходящим, в том числе и собой. Единство того и другого обозначают словом «компетентность». И если на первых порах самореализации человек подстраивается (адаптируется) к актуальным условиям, то достижение компетентности становится основанием для приспособления (адаптации) уже условий к себе. А отсутствие компетентности становится главным катализатором (усилителем) психического истощения («выгорания»).

Успешная адаптация проходит в форме выработки индивидуального стиля деятельности. Впервые в нашей стране его начал изучать Е.А. Климов на примере рабочих профессий. Оказалось, что равная адаптивность человека-субъекта в мире возможна за счёт различных его деятельностей – и по содержанию, и по форме. Развитие психологической службы с опорой на так называемые «гуманистические традиции» идёт по пути пробуждения и мобилизации ресурсов субъектности у растерявшихся или даже у уже страдающих людей. Появилось соответствующее понятие – «психологическая безопасность»; наметилось особое направление исследований и соответствующая ему учебная дисциплина – «психология безопасности».

Один из исходных постулатов экзистенциального варианта «гуманистической психо­логии» наиболее известен в формулировке Жана-Поля Сартра: «Существо­вание предшествует сущности». Истинное значение выбора самореализации как способа существования – в том, как выбор именно этого способа отношений с миром преобразует самого человека. Оказывается, что самореализация – это не только ре­зультат, но и фактор развития человека, причём фактор наиболее полного и гармоничного развития.

Осведомительный аспект деятельностной природы психической субъектности конкретизируется в том, что здесь раскрываются механизмы – или законы – действительности. В том числе раскрываются законы самосознания, или рефлексии. Так, у каждого человека есть собственный критерий самореализации, входящий в оценочную систему его психической деятельности. Но есть и общие критерии. Это субъективная удовлетворённость и объективная польза (продуктивность) самореализации для самого человека и/или для общества. Причём самореализация самим человеком на уровне его субъектности может осознаваться в различных проекциях. Например, как цель и/или как средство. Или как явление – в жизненных признаках самореализации – и как её сущность: через свойства самореализации, через её принадлежность (атрибутивность) носителю, через её деятельностную природу…

Осознаются внешние и/или внутренние психологические механизмы самореализации. К внешним относятся личностно-ситуативные механизмы, или механизмы развёртывания отношений человека и обстоятельств социальной среды. К внутренним механизмам относятся мотивационно-смысловые, или рефлексивные («метакогнитивные») механизмы. Все психологические механизмы самореализации в её совершенных формах предполагают осознание человеком семиотичности происходящего. В том числе – осознание семиотичности развёртывания актуальных отношений – объект-субъектных и объект-предметных.

Возьмём осознание механизмов перевода объективной реальности в субъективную реальность – осознание превращения объекта в предмет, или в объект-для-субъекта. Здесь исходным является понятие идентификации (отождествления). Идентификация раскрывается в двух основных формах: уподобления субъекта объекту и уподобления объекта субъекту, – а также как совмещение того и другого. Инструментальным оказывается также понятие интериоризации – по Л.С. Выготскому, – как перевода внешних действий во внутренний план. А потом и понятие экстериоризации – как перевода уже внутренних проектов во внешние действия, в том числе и продуктивные. Актуальны могут быть также и многие другие понятия, обеспечивающие осознание наличных ресурсов для самореализации, их правильное использование, перераспределение, восстановление и обновление. На выходе же в каждом отдельном случае – осознание объективного значения и субъективного смысла делаемого и сделанного и удовлетворённость этим. Обобщающим итогом этого становится понимание и своего, личного счастья, и того, что такое счастье вообще – как преодоление всякого рода преград, как преодоление несчастий.

Таковы основные актуальные аспекты психической субъектности как человеческой деятельности.

 

6. О духовности

В современной отечественной культуре весьма распространено понимание духовности как религиозности. Возникновение идеи бога – это действительно очень важный момент в развитии каждой национальной культуры. Но в научном контексте, в частности, в контексте психологии человека, духовность понимается гораздо шире: как интегративная рефлексивность человека. Это такая рефлексивность, или обращённость на себя, которая опосредствуется открытой системой социокультурных значений и субъективных смыслов, ставших актуальными для человека в разных масштабах его бытия. Все они являются разнопорядковыми по обобщённости: от принадлежащих отдельным носителям психики до раскрывающих основы мироздания. Поэтому высший уровень развития человека иногда называют трансцендентным: допускающим выход за пределы собственного бытия, объективного и субъективного.

С учётом сказанного и с учётом принятой логики работы в рамках нашего учебного курса духовность определяется следующим образом.

– Во-первых, это индивидуальный уровень психической организации;

– во-вторых, это опыт теоретического, в частности, семиотического освоения действительности (посредством знаковых систем любой физической природы);

– в-третьих, это инструмент ориентации и самосохранения в мире значений и смыслов, имеющих социокультурную, антропоцентрическую природу.

Каковы же жизненные проявления духовности?

Это чувствительность человека к ситуациям, раскрывающим значение и смысл происходящего.

Это активность человека при распознавании и создании ситуаций, раскрывающих значение и смысл актуальных событий.

Это реактивность человека, илиотзывчивость его на происходящее в мире знаков, их значений и смыслов у всех, кто вовлечён в жизненную ситуацию.

Это мера и формы вовлечённости человекав символику происходящего.

Это временные характеристики жизненной ситуации для человека – его индивидуальное время – какпроизвольное расширение или сужение актуального времени в соответствии с требованиями обстоятельств и/или даже вопреки обстоятельствам.

Это экстра- и/или интровертность человека на уровне индивидуальностикак его непосредственность и/или опосредствованность в учёте семиотики жизненной ситуации с различных позиций её участников.

Это пластичность и/или ригидность человека на уровне индивидуальности – как его семиотическая лабильность или стабильность в условиях объективных семиотических изменений ситуации.

И это (эмоциональная) возбудимость человека на уровне индивидуальности – как его полная семиотическая автономность: от произвольного ухода от происходящего и погружения в себя (от эскапизма, в частности, при вхождении в транс) до «растворения» в душевном мире – в мире смыслов – другого существа и до самопроизвольного «возвращения в себя»…

Все жизненные проявления духовности раскрывают отношение человека к себе и к миру как эффект понимания того, что происходит в мире и, в том числе, понимания того, что происходит здесь и сейчас. Причём исходным оказывается понимание сущности человеческой природы, сущности человеческих отношений. Для носителя духовности важно происходящее в «близком настоящем» (здесь и сейчас) как зависящее от прошлого и как устремлённое в будущее.

Свойства, атрибутивность и деятельностная природы духовности являются, с одной стороны, производными от предыдущих уровней психической организации. А с другой стороны, их своеобразие определяется как трансцендентальное: свободное от любых ограничений бытия, вещественности, эмпирии. Именно отсюда вытекают актуальные приоритеты человека на уровне индивидуальности (с тремя её «вершинными» гранями – Разумом, Волей и Чувствами), такие как Истина, Добро, Красота…

Итак, в последней лекции по курсу рассмотрен практический уровень психической (душевной) организации, или уровень психической субъектности, и намечен круг вопросов для самостоятельной разработки заключительной темы данного учебного курса – темы духовного уровня психической организации. Субъектность рассмотрена как опыт преодоления препятствий и сопротивления вредным воздействиям, как инструмент самосохранения и ориентации в изменяющихся и неопределённых условиях бытия. Причём особое внимание уделено самореализации человека, которая в оптимальном случае осознаётся им в различных планах: онтологическом, гносеологическом, аксиологическом… А лишь намеченная в лекции тема духовности содержит исходные ориентиры для самостоятельного погружения в неё. Опорой для этого становится весь учебный материал, предложенный в рамках дисциплины «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию».

_____________________________________________

 

Задания по «ЛК-12. Психическая субъектность и духовность»

Закончите высказывания:

«1. Пс. субъектность – это …». Что?

«2. У пс. субъектности есть …». Что?

«3. Пс. субъектность состоит из …». Из чего?

«4. Пс. субъектность зависит от …». От чего?

«5. Пс. субъектность влияет на …». На что?

«6. Пс. субъектность проявляется в …». В чём?

«7. Духовность как высший уровень психической организации ч-ка …». Что Вы можете о ней сказать, в общем?

8. Задание для желающих (необязательное!): Л.А. Коростылёва (1997) предложила такое определение самореализации. Это «осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий [в условиях] содеятельности и сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), с социумом и миром в целом». Это также «сбалансированное и гармоничное развитие различных аспектов» человека путём раскрытия его индивидных и личностных потенциалов, за счёт приложения им собственных адекватных усилий.

Проведите развёрнутый сравнительный анализ предложенного в лекции определения «психической субъектности» (1) и «самореализации» по Коростылёвой (2). А. Начните с выражения собственного мнения: какие (а) чувства, (б) мысли и (в) намерения у Вас возникают при чтении сначала формулировки (1), а затем формулировки(2)? Б. Как Вы поняли то и другое определения? Предложите свои варианты формулировки для определения (1) и для определения (2). В. Оцените определение (1) и определение (2), используя любые критерии, подходящие, с Вашей точки зрения. Выбор критериев желательно (но не обязательно) аргументировать. Г. Сделайте вывод: чем отличается определение «самореализации» (по Л.А. Коростылёвой) от предложенного в лекции определения «психической субъектности»?

 

Дополнительная литература

1. Генри Мильор Р. Менеджмент: достижение цели. Управление на основе здравого смысла. Планирование личных действий / Пер. с англ. – СПб.: Информ.-издат. агентство «ЛИК», 1992. – 136 с.

2. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / Пер. с англ. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с. (Гл.11. Самоактуализированные люди… – С.219-259; Гл.12. Любовь и самоактуализация – С.261-284 и др.).

3. Маслоу А. Психология бытия / Пер. с англ. – М.: «Рефл-бук»; К.: «Ваклер», 1997. – 304 с. (Ч.IV. Творчество – С.171-184; Приложение: Тест … самоактуализации… – С.283-300 и др.).

4. Ниссинен Й., Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования / Сокр. пер. с финск. – М.: «Экономика», 1988. – 192 с.

5. Общая психология: Сборник текстов. Вып. II. Субъект деятельности / Под общ. ред. В.В. Петухова (на правах рукописи). – М.: ф-т психологии Моск. ун-та, 1998. – 279 c.

__________________________________