ПЗ-11. Проявления памяти. Личные имена

Цель занятия – осознание актуальных представлений об именах и об их природе. Сначала даются исходные определения (часть 1). Затем проводится опыт с личными именами (часть 2).

 

Часть 1. Исходные определения

 

1. Определение памяти.«1. Память – это:

(1а) по её качеств. определённости – … ; (Что? В этом подпункте и в следующих после воспроизведения текста лекции постарайтесь передать смысл формулировки другими словами, используя синонимы).

(1б) по способу её существования – … ; (Что?).

(1в) по её месту и роли среди других явлений – … (Что?).

2. Жизненные проявления памяти:

«2. Жизн. проявл-я памяти: …» (Какие? Перечислите их).

3. Свойства памяти:

«3. Общие свойства памяти: а)… (Какие? Назовите их); б) …» (Раскройте каждое названное Вами свойство).

 

Часть 2. Личные имена: общее и особенное

1. Разделите первую страницу протокола по высоте примерно пополам. В верхней и нижней части будут таблицы 1 и 2, одинаковые по форме: с четырьмя столбцами и одиннадцатью строками (верхняя строка и левый столбец – адресные).

2. Вспомните наиболее часто встречающиеся в обиходе нашей культуры имена:

а) десять мужских (запишите их в первый столбик таблицы 1, обозначив его «имена»);

б) десять женских (их запишите в первый столбик таблицы 2 с тем же названием – «имена»).

3. Второй столбик назовите «лучшее – худшее». Самому приятному для Вас имени в каждом списке присвойте первые номера (№ 1) и проставьте их в соответствующие строки. Самому неприятному (наименее приятному) имени в том и в другом списке присвойте № 10. Остальные имена в каждом списке получают номера со второго по девятый.

Примечание: при очень большом затруднении развести две соседние позиции, обоим претендентам присвойте два соседних ранга: пусть делят два места, как это бывает на соревнованиях. Но лучше всё же отдать предпочтение одному из двух.

4. Третий столбик назовите «активное – пассивное». В каждом списке присвойте самому «динамичному» имени № 1, самому «инертному» – № 10. Ранжируйте остальные имена со второго места по девятое.

5. Четвёртый столбик назовите «сильное – слабое». Присвойте самому «сильному» и «большому» имени № 1, самому «маленькому» и «слабому» – № 10. Ранжируйте остальные имена, присвоив им места со второго по девятое.

6. Вторую страницу протокола озаглавьте «Характеристики» и разделите её на 12 полос по 3 клетки высотой. В каждой полоске будут характеристики для носителей различных имён. Какие черты они чаще всего обнаруживают? Назовите по несколько таких черт для каждого из названных ниже вариантов. Итак, какими бывают носители различных имён? Дайте им краткие характеристики, тратя на каждую до 1 мин.

1. (а) Носители наиболее приятного («лучшего») мужского имени (Запишите имя, затем поставьте тире и перечислите через запятую характеристики, чаще всего встречающиеся у человека, носящего данное имя);

2. (а?) Носители наиболее приятного («лучшего») женского имени;

3. (б) Носители мужского, наименее приятного (неприятного, «худшего») имени;

4. (б?) Носители женского, наименее приятного (неприятного, «худшего») имени;

5. (в) Носители мужского, самого активного имени;

6. (в?) Носители женского, самого активного имени;

7. (г) Носители мужского, самого пассивного имени;

8. (г?) Носители женского, самого пассивного имени;

9. (д) Носители мужского, самого сильного имени;

10. (д?) Носители женского, самого сильного имени;

11. (е) Носители мужского, самого слабого имени;

12. (е?) Носители женского, самого слабого имени.

7. Разделите верхнюю половину третьей страницы по ширине пополам. Над левой половиной запишите: «Таблица 3а. Пары для мужчин». Над правой половиной – «Таблица 3б. Пары для женщин». В обеих таблицах будет по два столбца и по десять строк.

7а. Перепишите в таблицу 3а десять мужских имён из таблицы 1. Какие женские имена наиболее гармонично сочетаются с каждым мужским именем из данного ряда? Подберите для него пару из числа женских имён, как вошедших в таблицу 2, так и не включённых в неё. Это будет второй столбец в таблице 3а.

7б. Перепишите в таблицу 3б десять женских имён из таблицы 2. Какие мужские имена наиболее гармонично сочетаются с каждым женским именем из данного ряда?

Подберите для него пару из числа мужских имён (второй столбец в таблице 3б).

8. Прогноз представлений у сокурсника Nиз числа работающих на ПЗ. Назовите его фамилию и имя и оцените степень Вашего с ним знакомства в баллах. Используйте шкалу с градациями: от 0 до 20 баллов — «поверхностное знание», от 40 до 60 баллов — «знание, достаточное для совместной деятельности», от 80 до 100 баллов — «знание, близкое к знанию самого себя ». Нижнюю половину третьей страницы в протоколе разделите по ширине на две половины. В них будут таблицы 4а и 4б, содержащие по два столбца («прогноз» и «факт») и по одиннадцать строк (верхняя – адресная).

Как Вы думаете, какие имена назвал N:

а) мужские (запишите десять мужских имён в столбик «прогноз» таблицы 4а);

б) женские (запишите десять женских имён в столбик «прогноз» таблицы 4б).

9. Определение точности прогноза по составу имён. Рассчитайте показатель общности между ожидаемым и действительным представлением сокурсника N о частых именах. Для этого:

а) Запишите в правый столбик таблицы 4а мужские имена, названые N, а в правый столбик таблицы 4б – названные N женские имена.

б) Подсчитайте совпадения между Вашим прогнозом и ответами для мужских имён:

и для женских имён:

в) Рассчитайте показатели точности прогноза (с точностью до 0,01):

 и   

 

ВЫВОДЫ

(в форме ответов на вопросы)

По каждому из следующих пунктов возможны варианты ответов (более одного).

1) От чего зависит Ваше мнение о двадцати названных Вами именах, десяти мужских и десяти женских, как о самых частых? (Начните ответ со слов: « Я считаю, что эти имена – самые частые, п. что …»)

2) От чего зависит – может зависеть – разведение Вами имён как нравящихся в разной степени («лучших – худших»)? (Начните ответ со слов: « Одни имена могут нравиться больше, чем другие, п. что…»)

3) От чего зависит впечатление об именах как разных по «активности – пассивности»? («Имена различаются по активности, т. к. …»)

4) От чего зависит мнение о разной степени «силы – слабости» отдельных имён? («Имена различаются по силе, т. к. …»)

5) Чем можно объяснить различия в характеристиках у носителей различных имён? («Х-ки тех, кто носит различные имена, …»)

6) От чего зависит гармоничность в сочетании мужских и женских имён? («Гармонируют имена …» Какие?)

7) От каких факторов зависит точность предсказания ответов сокурсника N? («Точность предсказания того, как ответил(а) N, зависит от …»)

8) Чем объяснить то, что люди часто связывают определённые имена с определёнными человеческими характеристиками? (« Устойчивость связи между именем и характеристикой человека объясняется…» Чем?)

______________________