ЛК-9. Темперамент

На предыдущих лекциях речь шла, в общем, о психике (о душе) и о её носителе – о человеке. Также речь шла, опять-таки, в общем, о познании психики и человека и об отдельных психических образованиях: познавательных, аффективных и целостных – об отдельных смыслах. Теперь будем говорить об уровнях психической организации (интеграции), которые соответствуют выделенным ранее уровням характеристики человека – как индивида, как личности, как частного лица, как субъекта психической деятельности и как индивидуальности. Начнём с природного (животного) уровня психической организации: с темперамента. 

 

1. Определение

Темперамент понимается, прежде всего, как:

(а) генетически первичный уровень психической организации индивида;

(б) видовой опыт индивида в его базовых отношениях со средой;

(в) инструмент самосохранения и ориентации индивида в самых общих условиях обитания как полезных и/или вредных для него.

 

2. Жизненные проявления темперамента

Жизненные проявления темперамента у человека в познавательном плане обобщены в виде характеристик человека на уровне темперамента. Самые общие из них, по В. С. Мерлину (1964), суть следующие:

- сенситивность (чувствительность),

- активность,

- реактивность,

- соотношение (баланс) активности и реактивности в различных отношениях со средой.

Вторичные, производные «характеристики человека на уровне темперамента» суть:

- временные характеристики всех жизненных проявлений (или жизненный темпоритм),

- пластичность и/или ригидность,

- экстра- и/или интровертность,

- эмоциональная возбудимость.

Остановимся на каждой из этих характеристик чуть подробнее.

Сенситивность , или общая чувствительность индивида, раскрывается как его чувствительность по всем модальностям ощущений. Можно говорить об интеграле остроты всех его органов чувств. Это значит, что данная характеристика индивида учитывает чувствительность и по каждому анализатору, и общий профиль чувствительности по всем анализаторам, и чувствительность организма в целом.

Активность , в общем случае, – это переход потенциальной энергии в кинетическую. У любого живого существа активность обнаруживается в форме его спонтанных движений, не имеющих очевидных внешних причин и составляющих «ткань» индивидного поведения. У человека, в связи с развитием его организма, дифференцируется активность различных органов и подсистем.

Реактивность – это активизация организма в ответ на какое-либо внешнее воздействие, или, попросту говоря, это выраженность ответа на него. Индивиды разнятся между собой по тому, насколько сильно они реагируют на одни и те же воздействия.

Соотношение активности и реактивности, или баланс спонтанных и вызванных движений индивида, тоже является принципиальной его характеристикой. Важно, что это соотношение может быть одинаковым при разной выраженности активности и реактивности: как низкой, так и высокой.

Жизненный темпоритм индивида выражается в периодичности, длительности и амплитуде различных его состояний, сменяющих друг друга. Именно в них конкретизируется то, что обозначают выражением «ритмы жизни». Сюда входят и биоритмы, и их психологическая, субъективная составляющая, обнаруживающая себя в ритмичности душевной жизни. Самый большой цикл задан тремя фазами жизни индивида: детством, зрелостью, старостью. На них накладываются периоды солнечной и лунной активности по отношению к Земле: многолетние, годовые, сезонные, месячные, недельные, суточные циклы, вплоть до периодичности поведенческих актов разной сложности, – вспомним характеристики внимания при мышлении, восприятии, ощущении... В быту хорошо известно разделение людей на «жаворонков» и «сов», – это частный пример учёта выраженности различий между людьми по их темпоритму.

Пластичность и/или ригидность душевной организации раскрывается как податливость происходящим изменениям в общих условиях жизни, как подстройка к ним или, наоборот, как игнорирование их и попытка сохранять образ жизни вопреки происходящим изменениям. На уровне лабораторных опытов И. П. Павлова – это лёгкость или трудность выработки условных рефлексов. С одной стороны, говорят, что «пуганая ворона куста боится», или «обжёгшись на молоке, дуем на воду». С другой стороны, о ком-то говорят, что от него все слова отскакивают «как об стенку – горох», или «ему хоть кол на голове теши», всё равно по-своему будет реагировать…

Экстра- и/или интровертность в быту часто понимается в дословном переводе на русский язык – как направленность во вне или внутрь, на себя. Однако психологическое содержание этих слов – иное. Ибо речь идёт об индивиде, о животном организме, у которого вообще никакой направленности каксубъектной устремлённости к чему-либо нет и в помине. Животное вообще ни субъектно, ни субъективно ни к чему не относится; с миром его связывают только объективные отношения, как и человека на уровне индивида. Ибо животное тождественно со своей жизнедеятельностью. Можно говорить об объективной устремлённости животного, которое в павловской лаборатории обозначили как «рефлекс свободы». Животное всегда сопротивляется при физическом ограничении его двигательной активности. А вот душевная жизнь – как субъективность и как субъектность, в самых общих значениях этих слов, – у животных есть. И она тем сложнее, чем выше животное находится на эволюционной лестнице. И одно из главных жизненных проявлений темперамента животных – это их экстра- и/или интровертность.

Экстравертность по её психологической природе – это непосредственность текущих впечатлений. Даже повторяющиеся воздействия воспринимаются свеж?, как будто в первый раз, или, как это принято говорить, «по-детски»… И наоборот. Интровертность по её психологическому механизму означает опосредствованность текущих впечатлений ранее полученными впечатлениями. Любое воздействие буквально «окружается» ассоциациями и «берётся ими в плен», «тискается», «смакуется», и такое происходит с несчастным «пленником» снова и снова… Каждый, у кого есть собака или кошка, знает о специальных игрушках для домашних животных в виде косточек или мячиков, которые животное мусолит, с б?льшей или м?ньшей частотой, в зависимости от этой характеристики его темперамента. У людей – то же. Кому-то достаточно один раз посмотреть фильм, послушать музыку, полюбоваться чем-то, чтобы потом долго-долго смаковать свои впечатления. А кто-то может посмотреть тот же фильм или послушать то же музыкальное произведение два раза подряд или даже больше, а на следующий день ещё и ещё раз, а потом ещё и ещё… Или же постоянно любоваться чем-то, фактически присвоенным. Это – крайние примеры проявления интро- и экстравертности среди людей.

Эмоциональная возбудимость индивида раскрывается в том, насколько он оказывается эмоционально вовлечённым в происходящее. Как говорят в быту, насколько «близко к сердцу» принимает события. Когда хотят подчеркнуть особые аспекты этого жизненного проявления человека, в частности, его выраженность, говорят также о тревожности, или о нейротизме. Альтернативой для эмоциональной возбудимости является эмоциональная стабильность, или хладнокровие, в пределе – х?лодность и отчуждённость.

Ещё раз подчеркну: речь идёт о проявлениях, признаки которых мы находим уже у высших животных.

 

3. Свойства темперамента

Темперамент характеризуют как формально-динамический, глобальный, постоянный и обобщённый уровень душевной жизни (психической организации). Говорят также и о его структурированности.

Формально-динамическая природа темперамента находит себе выражение в единообразии энергетических и временных признаков у аффективной формы душевной жизни, несмотря на всё много- и разнообразие её вероятного содержания. Неважно, с чем имеет дело индивид; темперамент определяет то, как (по силе, по времени) индивид имеет дело с чем бы то ни было. Специалисты согласны в том, что содержание психического оказывается представленным в природе темперамента предельно обобщённо, и это будет раскрыто чуть ниже, при конкретизации соответствующего свойства – обобщённости темперамента.

Глобальность темперамента находит себе выражение в отсутствии нюансировки (детализированности) в отношениях со средой в форме психических состояний. Весь организм оказывается объективно вовлечённым в ситуацию. Именно это обычно фиксируют, оценивают и всячески интерпретируют, прежде всего, мастера художественного слова и изобразительного творчества, мастера театра и кино, публицисты и многие преподаватели психологии… Редкий учебник психологии обходится без карикатур Херлуфа Бидструпа с изображением представителей четырёх «типов темперамента», которые реагируют на шляпу, испорченную невнимательным соседом по уличной скамейке…

Постоянство (или константность)темперамента абсолютно; темперамент сохраняет свою природу от рождения до смерти. Однако в течение жизни он созревает и, как любое живое образование, имеет различные формы в детстве, во взрослом состоянии, в старости. Их проявления могут вызывать – и вызывают – у наблюдателей иллюзию изменения его природы. К тому же внешние проявления темперамента маскируются внешними проявлениями других, высших уровней развития человека.

Обобщённость темперамента проявляется в постоянстве пространственных и качественных (модальностных) признаков у аффективной стороны душевной жизни индивида, несмотря на всё много- и разнообразие её вероятного содержания. Неважно, чем занят его носитель. В общем случае, он проявляется и в работе, и в формах досуга, и на свидании, и при занятиях спортом, и в занятиях любимым делом… Можно вспомнить пословицы, в которых фиксируются бытовые обобщения наблюдений за людьми. Например: «Как ест, так и работает…»

Есть исследования, в которых обосновывается представление о том, что обобщённость темперамента «привязана» к двум исходным формам взаимодействия живых существ с окружающей средой. Это притяжение и отталкивание, определяющие само выживание индивида: и как особи, и как представителя вида. Этому в душевной организации на уровне темперамента соответствует биполярная (двухполюсная) конструкция, состоящая из двух систем: «системы наград » и «системы наказаний». (Вспомним, что говорилось о мозговых центрах «рая» и «ада» в лекции об аффективных явлениях).

Преобладание у индивида «системы наград» ведёт к выраженному поисковому поведению, в крайних случаях – даже к риск?вому поведению. Считается, что «система наград» чаще более активна у индивидов, у которых мужские гормоны преобладают над женскими. Б?льшая активность «системы наказаний» ведёт к выраженной осторожности в поведении, в крайних случаях – к пассивно-оборонительному поведению. Считается, что чаще «система наказаний» преобладает у индивидов с преобладанием женских гормонов над мужскими. Соответствующее поведение мужчин и женщин имеет генетические основания. (См. о роли мужского и женского пола в работах у В. А. Геодакяна).

Таким образом, считается, что на уровне темперамента в психической организации закреплён основной принцип существования животного организма в его взаимодействии со средой. Среда для организма выступает, в общем, либо как «полезная», либо как «вредная». Именно это становится основанием для актуального генеза психики (для её актогенеза), а затем и для остальных форм психогенеза с выраженностью в нём единства дифференциации и интеграции по всем аспектам. И, в частности, по аффективности – как субъективной форме психики с двумя её главными аспектами: эмоциями и вниманием.

Наконец, структурность темперамента. Познание структурности было особенно трудным. В общем, структура – это упорядоченное множество взаимосвязанных устойчивых элементов. То есть, предполагается, что должны быть элементы, должны быть их связи, должна быть упорядоченность тех и других. Некоторые древние греки, имевшие досуг и любившие использовать его для размышлений, в том числе о человеке, прозорливо фактически приблизились к современному пониманию структуры, когда говорили о «красисе», о пропорциях каких-то важных компонентов во внутренней среде человека.

Но то, что делается внутри организма, неочевидно. Гораздо более бросаются в глаза различные его внешние проявления. Поэтому в повседневном сознании получили широкое распространение суждения о «типах» темпераментов именно по их внешним проявлениям. Сначала тип понимали как крайность, на которую только указывали. Потом появились описания крайних, ярких примеров, часто художественные. Тип обретал конкретность, выступал уже как набор определённых черт. Когда их стали выделять достаточно много и они стали повторяться, возникла вновь, уже фактически в наше время, идея о соотношении между устойчивыми проявлениями. Наконец, для исследователей стало достаточно очевидным, что устойчивые проявления, оказывается, по-разному соотносятся друг с другом. Тип стали понимать как композицию, в которой разведены центральные и периферийные моменты. А это обобщение уже фактически распространялось на первичные «молекулы» живого – на клетки. Таким образом, на современном уровне познания предлагаемая модель темперамента оказалась, в общем, аналогичной модели строения живой клетки. Поэтому данную модель так и назвали: « ядерно-оболочечная модель», в которой разводятся ядро и периферия.

При описании типов темперамента по соотношению восьми их жизненных проявлений было установлено следующее. Исходным, «ядерным» элементом в структуре жизненных проявлений темперамента является сенситивность. С ней по положению очень близки активность и реактивность, можно сказать, входящие в «ядро» темперамента. А остальные жизненные проявления темперамента буквально «вырастают» из ядра, являются его самостоятельными «детками», составляющими периферию структуры.

Подчеркну: свойства темперамента суть его устойчивые качества, которые становятся явными при познавательном «поворачивании» темперамента, при подходе к нему с различных сторон. Причём природа этих качеств нам уже знакома по анализу отдельных психических образований, через которые темперамент проявляется как формально-динамический, базовый уровень душевной жизни.

 

4. Атрибутивность темперамента

По современным научным взглядам темперамент принадлежит индивиду как целому, является функцией целостного организма в его отношениях со средой. Но с незапамятных времён и до наших дней делаются попытки связывать темперамент с отдельными отправлениями организма. В их числе:

- состав жидкостной среды организма (кровь, слизь, желчь жёлтая и чёрная);

- особенности телосложения;

- свойства нервной системы в целом и её парциальные свойства – по отдельным анализаторным и мышечным подсистемам;

- особенности сердечно-сосудистой деятельности;

- группы крови…

Желающие могут подробнее узнать обо всём этом в различных источниках, в том числе и в рекомендованных по данному учебному курсу учебниках и учебных пособиях.

Для нас здесь наиболее существенно, что темперамент «привязан» именно к функциональному подуровню характеристики индивида. Это значит, что структура органических потребностей, функциональная асимметрия и система безусловных связей организма со средой суть характеристики человека, однопорядковые с темпераментом, сосуществующие с ним. А все собственно организменные, или субстратные характеристики (телесные, анатомо-физиологические, в том числе конституциональные, сенсомоторные, нейродинамические), можно сказать, подлежат под темпераментом, являются для него основанием. – Как они являются основанием для всех функциональных характеристик индивида.

Таким образом, по существованию темперамент как свойство своего носителя оказывается обусловленным подлежащими особенностями организма наряду с другими его функциональными свойствами. А через посредство организменных характеристик темперамент оказывается обусловленным и видовыми характеристиками индивида: его полом, возрастом и расой. Вот почему любые устойчивые проявления организма в принципе несут информацию и о темпераменте. (В частности, жизненные проявления темперамента, как говорится, «записаны» в папиллярном узоре на подушечках пальцев у каждого человека…).

Темперамент как процесс рассматривается в фило-, в онто- и в актогенезе. Так, по мере эволюции животных организмов темперамент становится всё более выраженным и дифференцированным. Очевидна неопределённость и аморфность его, когда речь идёт о земноводных, в отличие, к примеру, от млекопитающих. Особенно ярко выражен темперамент у приматов. Соответственно, именно у приматов легче всего распознать типы темперамента. В онтогенезе темперамент созревает, а затем увядает, проходя фазы детства, зрелости и старости. У человека все актуальные проявления темперамента испытывают влияние высших уровней психической интеграции: личностного (сознания), личного, субъектного и индивидуального (духовного). И это влияние усложняет все человеческие проявления, в том числе и маскирует проявления темперамента.

Поэтому для диагностики темперамента исследователи часто используют критерии РАННЕГО детства и/или ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ситуаций. Предполагается, что в этих случаях маскирующее влияние высших уровней развития человека сказывается меньше всего.

Темперамент как состояние соответствует реальному биологическому возрасту индивида – функциональному статусу его как представителя вида. В современной науке обсуждаются вопросы длительности человеческой жизни. Рассматриваются общие тенденции (средняя продолжительность жизни людей, живущих при определённых внешних условиях), рассматриваются и примеры отклонения от них. Это раннее старение и смерть от старости при анкетном подростковом или даже детском возрасте. И это активное долголетие. Сейчас в Европе и в Северной Америке быстро растёт абсолютное и относительное число долгожителей: людей в возрасте 90 и даже 100 лет. И даже у нас, в России, несмотря на неблагоприятные экономические условия и сравнительно невысокую среднюю продолжительность жизни, число долгожителей растёт. Причём растёт в больших городах с их неблагоприятной экологией…

 

5. Темперамент как деятельность

В этом плане темпераментхарактеризуется единством его приспособительной, регулятивной и осведомительной роли – и для самого индивида, и для вида, представителем которого индивид является.

Вошли в мировую историю попытки на уровне общественно-государственной политики избавляться от хилых и слабых младенцев, от явно нежизнеспособных. Кто не знает о Спарте, об ушедшем в небытие государстве сильных людей? Казалось бы, они делали всё, чтобы стать народом здоровых людей, государством, побеждающим всех своих противников. Конечно, для исчезновения этого государства и его народа было много причин, но я говорю сейчас именно о попытке проводить сепарацию и селекцию по критерию физического здоровья.

В лаборатории И. П. Павлова использовалось множество подопытных животных, прежде всего, собак. И были попытки избавляться, опять-таки, от слабых особей, чтобы вывести породу сильных. Ан нет, не удалось. Уже во втором, а тем более – в третьем поколении щенков при определённо сильных родоначальниках линии появлялись потомки с признаками… «слабой нервной системы»! Появлялись, как принято говорить, «откуда ни возьмись». Вот вам и законы селекции... Генетические законы оказываются сильнее.

В чём же дело? Многочисленные исследования привели учёных к выводу о принципиальной жизнеспособности представителей всех существующих вариантов («типов») темперамента. Все эти варианты имеют свой потенциал приспособления (адаптации), который реализуется посредством соответствующего стиля адаптивного поведения. В обиходе его называют «индивидуальным» (не будем путать с «индивидуальным стилем деятельности», по Е. А. Климову, о котором речь будет идти позже). А учёные с установкой на терминологичность говорят о « типологических особенностях поведения».

Таким образом, общий результат, приспособление, обеспечивается у различных особей, у представителей различных темпераментов, за счёт своеобразной регулятивной активности. И в этом смысле уже нельзя сказать, что какой-то один темперамент лучше остальных, а какой-то другой – хуже. С точки зрения сохранения, выживания их носителей, а, в конечном счёте, – и с точки зрения сохранения вида, все существующие темпераменты оказываются равноценными.

Сказанное о соотношении приспособительного и регулятивного аспектов темперамента как деятельности дополняется учётом его осведомительной роли. Вспомним об обобщённом характере темперамента как формально-динамического основания всей психической организации. В случаях максимальной неопределённости ситуации для организма срабатывает общая система ориентации, и организм настраивается либо на поисковую активность, либо на «глухую» оборону. При этом для сравнительно «слабых» главным инструментом становится их предварительная настройка на получение едва заметных сигналов об изменениях ситуации. В то же время «сильные» к таким сигналам просто нечувствительны. С другой стороны, «сильные» оказываются выносливыми в условиях экстремальных воздействий – воздействий, которых «слабые» могли бы и не пережить. Таким образом, вид сохраняется во времени и пространстве за счёт достоинств тех и/или других, за счёт как «сильных», так и «слабых» отдельных своих представителей.

Дифференциация «типов» темпераментов на множестве индивидов обусловлена генетически и предполагает их функциональную специализацию по вариантам типичных условий для жизни всей популяции. Селекция (отбор) каких-то вариантов не исключает возможности восстановить их подходящее соотношение, ибо само разнообразие обусловлено генетически. И чем сложнее организмы, чем более высокое положение они занимают на эволюционной лестнице, тем б?льшим оказывается межиндивидное разнообразие. Тем б?льшей оказывается внутривидовая пластичность в отношениях со средой у различных представителей вида. Причём во всех аспектах этих отношений: осведомительном, регулятивном и адаптивном.

В связи с этим заслуживает внимания такой факт. При формировании малых профессиональных групп, прежде всего, работающих в условиях социальной изоляции, оптимальным для психофизиологической срабатываемости и совместимости оказывается сочетание носителей различных темпераментов. И менеджерам по персоналу приходится считаться с этим, когда они решают вопрос об оптимальном составе таких групп. Наряду с учётом штатного расписания и личностных, в том числе профессиональных характеристик, у потенциальных работников важно иметь в виду необходимость их разнообразия по темпераменту. Соотношение по темпераменту существенно и в спортивных командах, и в матримониальных парах (особенно в определённые периоды жизни и при неблагоприятном стечении жизненных обстоятельств).

Итак, в лекции рассмотрены базовые характеристики темперамента как первичного уровня психической организации человека. Рассмотрены определение темперамента, его жизненные проявления (признаки), его свойства, его атрибутивность и деятельностная природа. В следующей лекции речь пойдёт уже о личностном уровне психической организации – о сознании.

______________________________________

 

Задания по «ЛК-9. Темперамент»

Для начала каждого ответа в качестве ключевых используйте фрагменты слов и слова, выделенные курсивом.

1. Какие особенности природы темперамента учтены в каждом из трёх аспектов его определения?

а) Генетически первичный уровень психической организации индивида (Пример начала ответа: « 1а) Думаю, что ген. первичн. ур. пс. орг. раскрывает…» Что?);

б) Видовой опыт индивида в его базовых отношениях со средой;

в) Инструмент самосохранения и ориентации индивида в самых общих условиях обитания как полезных и/или вредных для него.

2. Жизненные проявления темперамента (в виде характеристик человека на уровне темперамента)… Что Вы можете о них сказать, в общем?

3. Приведите бытовые примеры каждого из выделенных индивидных проявлений человека:

а) его сенситивности, б) активности, в) реактивности, г) баланса (или дисбаланса) активности и реактивности, д) жизненного темпоритма, е) пластичности или ригидности, ж) экстра- или интровертности, з) эмоциональной возбудимости или стабильности.

4. Какие сферы активности человека как индивида Вам известны?

а) дайте им общее название; б) перечислите их основные формы.

5. Свойства темперамента … Что Вы можете о них сказать, в общем?

6. Атрибутивность темперамента… Что Вы можете сказать о темпераменте: а) как о функции?.. б) как о свойстве?.. в) как о процессе?.. г) как о состоянии?..

7. Как раскрывается деятельностная природа темперамента?

а) в приспособительном плане – … ; б) в регулятивном плане – …; в) в осведомительном плане – …

8. В чём жизненное преимущество носителей так называемого «слабого типа» темперамента как представителей вида? (Или иначе, в качестве подсказки: В чём своеобразие психической активности у владельцев так называемой «слабой нервной системы»?)

9. Почему: а) по мере эволюции животного мира проявления темперамента выражены всё больше и больше? б) различные темпераменты равноценны в плане приспособления их носителей к условиям жизни?

____________________________________________________