ЛК-7. Познавательные психические образования

В этой лекции мы будем знакомиться с предметной областью познавательных психических образований (ПО). Каждое из выделенных образований будем рассматривать, исходя из его объективного содержания – со стороны того, чт? именно отражается. Итак, рассматриваем:

1. Ощущение

2. Восприятие

3. Представление

4. Мышление

5. Воображение

 

1. Ощущение

1.1. Определение . Ощущение – это психическое отражение отдельного признака при непосредственном воздействии раздражителя, обладающего этим признаком, на соответствующий орган – анализатор.

1.2. Свойства ощущения – это его качественная определённость (модальность), интенсивность, пространственная характеристика – как локализация воздействия и временн?я характеристика – как учёт начала и конца воздействия и, тем самым, учёт его длительности. Выделены виды ощущений (по модальности): зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, прикосновения, температурные, вибрационные, движения, вестибулярные, органические, болевые.

1.3. Атрибутивность ощущений – это их принадлежность носителю: функциональность, процессуальность и качественная определённость: как состояния и как свойства.

Ощущение – это функция особого органа, названного анализатором. Его строение, при всём многообразии вариантов, универсально. В нём различаются центральное звено, периферическое звено (рецептор) и проводящие пути, объединяющие центр с периферией. Различаются два вида проводящих путей: центробежные и центростремительные.

Ощущение – это процесс. Разные границы и масштаб подхода определяют выделение фило-, социо-, онто-, пато- и актогенеза ощущения. Для нас важно, что актогенез несет в себе информацию обо всех остальных видах генеза. При характеристике актогенеза ощущений выделяются, в общем случае, под- и надпороговые зоны, пороговые зоны и область собственной динамики ощущения, которая описывается определёнными законами.

Ощущение как состояние характеризует своего носителя в целом. Субъективное пребывание в состоянии ощущения раскрывается посредством характеристики этого ощущения (см. выше о свойствах). В частности, актуальна информация о ситуативных порогах ощущений: нижнем и верхнем, абсолютном и относительном.

Ощущение как свойство, или способность ощущать, характеризует каждого носителя в сравнении с другими носителями. И тогда говорят о чувствительности – о способности различать раздражители малой интенсивности. Чувствительность обратно пропорциональна нижнему порогу ощущения и всегда «привязана» к определённым условиям.

1.4. Деятельностная природа ощущений раскрывается с выделением трёх общих её аспектов.

Ощущение как информационное звено регулятивной деятельности обеспечивает связь животного организма со средой. Критерий наличия такой связи – это поведение организма в среде.

Ощущение как предметно-осведомительная деятельность организма раскрывает для него мир отдельных раздражителей – постольку, поскольку дифференциация этих раздражителей является жизненно значимой. В частности, у человека формируется различительная (разностная) чувствительность в профессиональной сфере. Критерий эффективности в данном случае – адекватность (или «истинность») различения.

Ощущение как приспособительная деятельность организма обеспечивает уравновешенность организма со средой (критерий эффективности). Здесь два варианта, описанные двумя законами адаптации. Во-первых, это привыкание как снижение чувствительности к постоянно действующим раздражителям. Во-вторых, это привыкание как повышение чувствительности к воздействиям определённого рода при действии слабых раздражителей иного рода.

 

2. Восприятие

2.1. Определение . Восприятие – это психическое отражение отдельного явления (тела) при его непосредственном воздействии на соответствующие органы – анализаторы.

2.2. Свойства восприятия : первичные и вторичные. В числе первичных свойств – отражение базовых атрибутов объекта. В их числе – его качественная определённость (у образа – полимодальность), его форма и величина на некотором фоне (у образа – интенсивность), а также пространственно-временная структура объекта: у образа – его внешняя структура (локализация воздействия в пространстве и времени) и внутренняя структура (данность носителю формы, рельефа и размеров объекта – источника).

Вторичные свойства восприятия производны от первичных. Это его предметность, константность, целостность, обобщенность. Предметность восприятия – это выделение объекта (фигуры) из фона. Константность – сохранение образа при изменениях в условиях отражения, объективных и субъективных. Целостность – есть единство множества граней (и/или компонентов) объекта для субъекта в одном образе. Обобщенность восприятия – это сохранение образа при изменениях объекта. Это изменения в пространстве (различные объекты воспринимаются как принадлежащие к одному классу) и/или во времени: несмотря на изменения объекта он воспринимается как тот же самый.

2.3. Атрибутивность . Восприятие – это функция системы работающих анализаторов, как минимум, двух: ведущего, определяющего вид восприятия, исквозного – анализатора движения. Выделены виды восприятия по модальности ведущего анализатора. Это зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. В донаучной практике их традиционно называют «чувствами».

Восприятие как процесс в актогенезе раскрывается последовательностью этапов, описанных Н.Н. Ланге: «что-то есть», «мерцающая форма», «общие пропорции», «основные перепады контура», «фигура».

Восприятие как свойство носителя характеризует его способность воспринимать («восприимчивость», в частности, «наблюдательность») в сравнении с другими носителями. Характеризуется глобальностью или дифференцированностью мира физических отдельностей для субъекта.

И восприятие как состояние раскрывается пребыванием воспринимающего на той ли иной ступени формирования образа (см. этапы актогенеза).

2.4. Деятельностная природа восприятия как инструмента ориентации раскрывается в формах характеристики его как связи со средой, как дифференциации среды, как адаптации к среде. Крайностями здесь являются: перцептивная депривация («чувственный голод») и перевозбуждение от избытка впечатлений; дифференцированность (аналитичность) и глобализация («все – на одно лицо»); избирательность («воронка Шеррингтона») и «всеядность».

 

3. Представление

3.1. Определение . Представление – это психическое отражение отдельного явления (тела), которое ранее непосредственно воздействовало на соответствующие органы носителя психики – на анализаторы. Представления называют вторичными образами, в отличие от ощущений и восприятий как первичных образов.

3.2. Свойства представлений как образов памяти. Первичные свойства (пространственно-временная структура, модальность и интенсивность) характеризуются сдвигами. В частности, для представлений характерны следующие сдвиги. Это панорамность: объект для субъекта существует как будто бы данный одновременно с различных точек зрения и во взвешенном состоянии – «плавает». Это фрагментарность: из образа «выпадают» однородные элементы. Это сдвиги модальности к основным её вариантам. И это бледность. Для внутренней структуры образа характерны нарушения метрики и искажение пропорций – вплоть до преобразования геометрической формы в топологическую схему (см. детский рисунок или рисунок в стиле «примитивизма»).

Вторичные свойства представлений имеют свою специфику. Предметность выступает как отделение фигуры от фона (фон субъективно выпадает). По сравнению с восприятием, константность и целостность уменьшаются, а обобщённость увеличивается. Причём, кроме внешних форм обобщенности, в пространстве и во времени, появляется внутренняя обобщённость, специфичная для образов представления. Это характеристика образа по центральности его положения среди других образов в структуре опыте.

В рамках психологии человека говорят также и о таких свойствах представлений, как избирательность, объём (информационная ёмкость), неустойчивость, осмысленность и значимость запечатлённого. (Это – варианты вышеназванных общих свойств).

3.3. Атрибутивность раскрывается при характеристике представления как функции определенной анализаторной системы, как процесса, как свойства и как состояния.

Для представления как функции анализаторной системы специфично наличие идеомоторных актов: в организме происходит то же, что и при восприятии, но менее интенсивно. Это регистрируется физиологическими методами.

Представление как процесс в актогенезе появляется сразу, «всплывает» одномоментно, а затем как бы «плывёт» для своего носителя в течение всего времени его актуальности. Представление как свойство носителя – это его способность извлекать из опыта впечатления об объектах, которые были восприняты ранее. Высшее проявление этой способности называется эйдетизм. Представление как состояние означает актуальность для его носителя того, что было когда-то ранее воспринято. По выраженности этой актуальности различают узнавание, припоминание и собственно представление (в пределе – как воспроизведение объекта).

3.4. Деятельностная природа представления как инструмента ориентации раскрывается с трёх сторон. Регуляторный потенциал вторичного образа раскрывается через его центральное, связующее положение среди различных психических образований в структуре опыта. Выделены виды связей (ассоциаций): по смежности в пространстве и/или во времени, по сходству (в том числе – по подобию) и по контрасту (такие ассоциации есть только у человека).Осведомительный потенциал раскрывается в роли представлений как естественных образцов (эталонов, мер) при отражении действительности. И адаптивный потенциал раскрывается в пристрастности субъекта психического отражения, в тенденциозности его отношений с миром. Как правило, мы лучше сохраняем воспоминания о полезном, чем о вредном.

 

4. Мышление

4.1. Определение . Мышление – это психическое отражение отдельных отношений, опосредствованное действиями субъекта (носителя), устанавливающего эти отношения на практике.

4.2. Свойства мышления . Своеобразие его первичных свойств – в том, что раздвигаются границы познания, накладываемые природой организма и его органов, обеспечивающих связи со средой. Раздвигаются границы при отражении пространственных, временных, качественных и интенсивностных характеристик действительности. Отражаются отношения в микро- и макромире. Это отношения не только между телами, но и между их атрибутами. Это отношения между явлениями, энергетика которых выходит далеко за пределы области, в которой возможно само существование носителя психики.

Вторичные свойства мысли являются следствием снятия ограничений на первичные свойства. Так, предметность мысли раскрывается как установление (создание) отношения, которого не было. Устанавливаются, в частности, (А) пространственно-временные отношения, или связи (наглядно-действенное мышление). Пример:

Регине 2 года и 8 мес. По пути в детский сад Регина говорит: «Мамочка, я не хочу есть суп в садике». – «Почему? Он такой невкусный?». – «Нет, он вкусненький». – «???». – А я потом, после супа, не хочу ложиться спать» (Ист.: Рубрика «Читаем всей семьей. Дети говорят» //Мой район (ВБ). № 14 (110). 15.04.2005. С.12. С ред. изм.).

(Б) Устанавливаются отношения сходства-различия, или соотношения (образное, или наглядно-образное мышление). Пример:

Егору 4 года . Как-то на улице мама похвалила Егора за наблюдательность и сообразительность. «Да, мама, дети вообще соображают лучше взрослых. У них мыслей больше, а голова – меньше!» (Ист.: Рубрика «Читаем всей семьей. Дети говорят» // Мой район (ВБ). № 33 (91). 26.11.2004. С.12. С ред. изм.).

(В) Устанавливаются причинно-следственные отношения («логическое», или понятийное мышление). Пример анекдотический:

Маленькая девочка копается в луже. Поймала золотую рыбку. Рыбка взмолилась: «Отпусти меня. Я выполню три твоих желания». Девочка говорит: «Да знаю я эту сказку». С этими словами она отрывает рыбке голову и бросает её со словами: «Лети, лети лепесток, через запад на восток…»( Отражение каких причинно-следственных отношений обыгрывается в этом анекдоте? Ответ: а) сказочная рыбка выполняет желания, лишь будучи живой; б) человек «без проблем» самодоволен и самодостаточен. Он не сомневается, действует сразу (импульсивно) и не отдаёт себе отчёта в собственных действиях, не предвидит их последствий… )

Константность мысли абсолютна: она остается таковой при любых вариациях условий отражения.

Целостность в её внешнем аспекте раскрывается через универсальную форму мысли – через суждение. На молярном уровне это суждение наличного бытия: называя что-то, мы, тем самым, утверждаем его существование (для себя!). А внутренний аспект целостности раскрыт ещё И.М. Сеченовым – мысль всегда трёхчленна: два выделенных объекта соотносятся друг с другом.

Обобщённость мысли распространяется на пространственные, временные и качественные (по месту среди явлений того же рода) отношения. Специфична для мышления его обобщённость в виде переноса: успешные действия по установлению отношений используются в других ситуациях.

Собственные свойства мысли отличают её от предыдущих психических образований. Это проблемность – как субъективное возникновение противоречия («что-то не так»). Это фазность – как наличие ошибочных проб, отступления, а затем инсайта («озарения») (в литературе – «двухфазность»). Это операциональная опосредствованность – опосредствованность действиями, в числе которых анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение, специализация, сравнение. Это понимание – как включение в систему субъективного опыта. Среди проявлений понимания выделяют: действие по образцу, следование инструкции, использование для решения задач, перевод из одной знаковой системы в другую, восстановление целого (интерполяция), прогнозирование (экстраполяция).

Примеры понимания.

Регине 2 года 2 мес. Она гуляет с мамой на детской площадке. Недалеко проходит железная дорога. Регина всегда отмечает проходящую электричку. Однажды, показывая на неё пальцем, она говорит: «Ой, мама, смотри!» – «А что это такое?» – «Поезд». – «А как ещё называется поезд?» – «Электричка». – «А ещё знаешь какое-нибудь название?»1 – «Вагоны!» (Ист.: Рубрика «Читаем всей семьёй. Дети говорят» //Мой район (ВБ). № 15 (111). 22.04.2005. С.12. С ред. изм.) ( Перевод личностный: для себя и для других).

Павлу 5 лет. Ему показывают пружину: «Это пружина». Удивляется: «Какая же это пружина? Это кружина!» (Ист.: «Рубрика «Читаем всей семьёй. Дети говорят» //Мой район (ВБ). № 15 (111). 22.04.2005. С.12. С ред. изм.). (Выраженный персональный речевой символизм. Одна из проекций пружины напоминает Павлу то, что он уже знает: круг. Отсюда – «кружина». Перевод личный, или эгоцентричный: для себя).

В КП (09.10.1998) со ссылкой на рассказ Дм. Олешко был описан такой случай.

В 1985 г., в Мурманске, в одной из воинских частей проходил срочную службу парень из Ленинграда по фамилии Калошин. Как-то он вспомнил, что уже два месяца не писал родителям. А ребята из части как раз в патруль по городу шли. Так Калошин дал казаху Конорбаеву адрес своих родителей, деньги и сказал: «Пошлёшь телеграмму – мол, жив-здоров, подробности письмом». Через сутки тот пришёл из патруля. «Телеграмму послал?» – «Послал». А ещё через сутки приехала мать Калошина, вся в слезах. Она получила такую телеграмму: «Калошин жив. Подробности письмом. Конорбаев» (Рассказал Дмитрий Олешко). ( Плохое понимание русского языка и отсюда – неспособность спрогнозировать эффект своей речи на русском языке).

 

Многие авторы учебников называют, помимо названных выше свойств мысли, её оречевлённость. Но оречевлённость характерна для всех психических образований на уровне сознания, поэтому её нельзя считать специфичной только для мысли.

Выделяются также характеристики собственно человеческой, понятийной мысли (по Жану Пиаже). В их число входят: (1) децентрация; (2) хорошее соотнесение содержания и объёма понятий разной обобщённости; (3) хорошее соотнесение постоянных и переменных характеристик объектов (например, количества – при изменениях формы, в частности, пропорций); (4) индуктивность – дедуктивность (правильное использование категорий «всё – кое-что – одно – ничто»); (5) обратимость мыслительных операций (анализ – синтез и др.); (6) иерархичность понятийной мысли (действия с символами, с образами, с объектами – как постоянный переход, обеспечивающий возникновение инвариантов межуровневых преобразований…); (7) понимание причинно-следственных отношений и многозначности существующего: переносного смысла, парадоксальности, алогичности, – в том числе в виде человеческого «чувства юмора».

4.3. Атрибутивность . Здесь мышление рассматривается как функция своего носителя, как процесс, как свойство и как состояние.

Мышление – это функция работающего организма как целого. Периферия при этом – рука и глаз: «кусочки мозга», вынесенные наружу. Центр – лобные доли коры больших полушарий головного мозга. Дефекты периферических участков компенсируются. (Примеры компенсации при утрате одного из полушарий головного мозга – частично или даже полностью).

Мышление как процесс раскрывается его фазами, которые у человека – более дробны, чем у животных. Выделяются такие фазы человеческого мыслительного процесса: 1) «что-то не так», 2) что не так? (общий вопрос), 3) что есть? (условия), 4) чего нет? (частные вопросы), 5) что должно быть? (цель), 6) что нужно делать? (задачи), 7) действия (пробы), 8) переформулирование ситуации (условий), 9) новые пробы, 10) отступление, 11) «инсайт» («озарение»), 12) «что-то не так»…

Состояние мышления характеризуется пребыванием его носителя на определённой фазе мысли.

Свойство , или способность мыслить, проявляется как успешность решения различных задач, разная у всех мыслителей.

4.4. Деятельностная природа мышления раскрывается при конкретизации его регулятивного, осведомительного и приспособительного аспектов.

Регулятивный потенциал мысли раскрывается, когда мысль становится посредником при взаимодействии её носителя с миром. Для удовлетворения потребности при ориентировке в ситуации уже мало непосредственных впечатлений и перцептивного опыта (представлений); ситуация остаётся субъективно неопределённой, порождающей состояние неопределённости: «что-то не так»...

Осведомительный потенциал мысли раскрывается как открытие её субъектом законов действительности (ситуации) – через выявление в ней существенных компонентов: элементов и отношений между ними. Деятельное включение в ситуацию как раз таки и раскрывает её строение для субъекта.

Приспособительный потенциал мысли раскрывается, когда её носитель следует законам действительности. Учёт этих законов и подчинение им позволяет носителю психики действовать в соответствии с логикой вещей и, тем самым, использовать вещи в своих интересах, изменяя ситуацию и сохраняя себя, в конечном счёте, за счёт уравновешивания со средой.

Многомерность человеческого мышления как деятельности характеризуется рефлексивностью: мысль распространяется и на её собственную природу. Психологи выявляют условия, при которых мысль нужна, не нужна или даже вредна. Оказывается, мысль вредна там, где нужны однозначные реакции на происходящие изменения. Психическая регуляция в этом случае обеспечивается через восприятие в режиме слежения. В частности, японские и испанские психологи установили это в независимых исследованиях того, как работают водители автотранспорта. И вербальное, и визуальное мышление за рулём многократно повышает риск ДТП. Поэтому за рулём рекомендуют, – а профессиональным водителям даже предписывают, – слушать музыку или жевать жвачку. Оказывается, эти формы активности гарантируют… непоявление мыслей. Сенсорное удовольствие исключает мыслительную деятельность; оно реципрокно с ней…

 

5. Воображение

5.1. Определение . Воображение – это психическое создание субъектом (носителем) объекта–для–себя, или порождение (созидание) предмета.

5.2. Свойства воображения . Все ограничения, обусловленные возможностями организма, игнорируются. Все характеристики образа воображения формируются самим субъектом. Субъект сам задаёт внешние и внутренние характеристики у объекта – у отдельности–для–себя.

Первичные свойства. Пространственно-временная структура воображения формируется самим субъектом, который задаёт и внешний её аспект, и внутренний. Пример того, как игнорируются объективные пространственно-временные ограничения действительности: «Нам нет преград ни в море, ни на суше / Нам не страшны ни льды, ни облака…». А субъективных ограничений на образ воображения просто нет. Все характеристики объекта для субъекта изменяются произвольно. Пример: у персонажей большинства мультфильмов весьма очевидна «пульсация» пропорций и буквально «плавают» сравнительные размеры. То же – с временными характеристиками. Воображаемый объект существует вне и над объективным временем, хотя носитель этого образа находится в его рамках.

Качественная определённость образа воображения обусловлена только субъективно: предысторией, историей, настоящим носителя и его текущей активностью. Этот психический продукт всегда субъективно обусловлен и не имеет объективного источника во время своего существования.

Интенсивность воображения также прямо обусловлена психической активностью своего носителя. Причём между энергетическими затратами и интенсивностью воображения существует реципрокное (обратное) отношение: чем больше физические траты организма, тем менее яркими являются эти образы.

Вторичные свойства. Предметность воображения – это наложение объекта–для–субъекта на любой фон. Целостность всегда обеспечивается слипанием элементов, и это имеет своё название: агглютинация. Образ воображения абсолютно аконстантен (изменчив): без преобразования (без трансформации) нет воображения. Выделены виды трансформации в воображении: от акцентирования деталей до гиперболизации частей и целого. Обобщённость в воображении не имеет границ. Её особая форма – это типизация, или синтез сходных (общих) черт, выделенных у различных объектов. Иными словами: выделение сходного у различных объектов по различным основаниям и объединение всего выделенного в рамках целого. Другая форма обобщения в воображении – схематизация, или выделение в отдельном общего и особенного («скелета»).

Особенные («третичные») свойства объединяют воображение с мышлением. Проблемность: образ воображения возникает там и тогда, где и когда есть субъективная неопределённость. Фазность воображения вариативна: от отсутствия (образ всплывает «сам по себе», как при представлении) до чёткой выраженности этапов, например, в творческом акте. Здесь всегда происходит накопление впечатлений, их переработка, безуспешные поиски подходящего (какого?) варианта, затем приходит внезапное озарение («инсайт») и начинается мучительный поиск внешней формы… Операциональная опосредствованность – см. тему «мышление». Понимание – в форме субъективной определённости, ясности своего детища. У человека образ воображения часто осознан и оречевлён.

5.3. Атрибутивность. Как функция организма и/или личности, воображение имеет своей основой опосредствованность работы организма, прежде всего – головного мозга, какими-то физическими и/или социальными знаками. Эти знаки (медиаторы) выводятносителя души за рамки его объективного взаимодействия со средой. На уровне организма в роли таких посредников (медиаторов) могут выступать продукты отравления, последствия травмы, активность новообразований. На уровне личности воображение – это следствие использования языка; речь является универсальным механизмом выхода за рамки наличной ситуации и является «прародительницей» всех коммуникативных сетей.

Процессуальность воображения в актогенезе рассматривается по его выраженным фазам, в частности, как развёртывание галлюцинаций (при патологии) или как фантазирование (в норме).

Если воображение берётся как особое свойство носителя психики, то рассматривается способность носителя выходить за рамки наличной ситуации в сравнении с другими.

Как особое состояние, воображение – это замена объективной реальности реальностью субъективной: объектом – для – себя.

5.4. Деятельностная природа. Приспособительная роль воображения раскрывается как уход от сложностей и трудностей бытия, или как отдых. Непреднамеренные (неосознанные) формы такого ухода – это сны, галлюцинации. Преднамеренные (осознанные) формы ухода – фантазии, грёзы. Грёзы, или «сны наяву», вытесняют текущие впечатления в фон. Фантазии же подготавливают почву для активных форм воображения (см. далее). И непреднамеренные (спонтанные), и преднамеренные формы воображения суть психологические защиты человека как индивида и как личности.

Крайние формы ухода, или отрешённость от реальности (эскапизм), имеют место при патологии, органической и/или социальной (аутизм). Пример: Психологи проанализировали влияние на людей так называемого «чёрного юмора». Оказывается, при регулярном чтении стишков и анекдотической прозы такого рода люди избавляются от невротических реакций и даже от глубинного чувства неполноценности. (Олег Григорьев (советский поэт): «Сидоров торговал на вокзале / Рождественскими открытками. / Его схватили, его связали, // И вот он умер под пытками…»).

Осведомительная роль воображения – в формировании новой реальности–для–себя, причём с разной психической активностью. Пассивные формы обозначены как проявления воссоздающего воображения. Здесь есть наглядно-чувственная опора: предметы, изображения, символы, стимулирующие психическое воссоздание чего-либо. Происходит дополнение имеющегося, его динамизация, озвучивание, чтение… Активные формы обозначены как проявления творческого воображения, или творчество в собственном, узком смысле слова. Здесь происходит объективация (экстериоризация) объекта–для–себя (предмета). Субъективный продукт воплощается в какие-либо чувственные формы – в «пароходы, строчки и другие добрые дела…» В жизни возможно «сползание» от активных форм воображения к пассивным формам; и, наоборот, возможно восхождение от пассивного воображения к его активным формам.

Пример крайности: имя, которое придумали родители для своего ребёнка, родившегося в России в 2002 году: «Биологический объект – человек, рода Ворониных и Фроловых, родившийся 26.06.2002». Сокращённо: «БОЧ РВФ 26.06.02». (Ист.: Программа «Частная жизнь» на телеканале РТР (Россия) 26.04.2005).

Регулятивная роль воображения – в обеспечении опосредованной и/или опосредствованной связи носителя психики с миром. Например, с тяготами повседневного бытия многим людям помогает справляться образ иной, лучшей (загробной) жизни и надежда на воздаяние за терпение и лишения. Другой вариант психической связи с действительностью это мечта – образ потребного будущего, имеющий реальные основания. За точку отсчёта принимается существующее, хотя, быть может, оно и не осознаётся. (Пример этого – догадки различного рода).

Правда, не все согласны с таким пониманием. Александр Вампилов – это советский драматург, очень известный в 70-е – 80-е годы прошлого века. Он как-то сказал, что «мечты, которые сбываются, – не мечты, а планы». Однако его позиции фактически противостоит очень известный советский сказочник Александр Грин, считавший, что и самые сказочные мечты люди всё-таки воплощают в жизнь. Особенно, если это люди, умеющие по-настоящему любить. Любовь в различных её формах – это сильнейший стимул для воображения.

Ещё пример – идеал. Это выделение, абсолютизация и синтез некоторых черт действительности, имеющих позитивную или негативную ценность. Идеалы появляются на высоком уровне развития сознания. При условии достаточно сложной внутренней организации идеалы становятся образцами, которым следует саморазвивающийся человек. Это – высший случай образца. В обиходе «идеалами» часто называют образцы разного уровня обобщённости: чей-то личный пример, имидж популярной фигуры (персонажа), историческое лицо, литературных героев, представителей референтных группы. Бытовые значения слова «идеал» лишь частично пересекаются с научным, терминологическим значением.

Итак, в лекции рассмотрены пять познавательных психических образований: ощущение, восприятие, представление, мышление и воображение. Даны их определения, обозначены основные свойства, раскрыты формы атрибутивности и деятельностной природы. Такая конкретизация обеспечивает возможность для распознавания каждого психического образования. Исходным для его обнаружения является учёт условий психического отражения, или учёт его ситуации. Напомню, что в ситуацию всегда входят три общих компонента. Это актуальная отдельность (объект отражения), это носитель психики (субъект отражения) и это практические отношения, объединяющие объект отражения (источник образа) и его субъекта – носителя психики.

Для различения и опознания психического образования важен учёт его как эффекта отражения. Это обеспечивается его определением, учётом его свойств, общих и специфичных, учётом основных граней его атрибутивности и основных граней его деятельностной природы.

В следующей лекции речь пойдёт об аффективных психических образованиях.

 

Задания по «ЛК-7. Познавательные психические образования»

1. Закончите высказывание (а) и аргументируйте свой ответ (б).

«1а. Познават. явления …». Что Вы можете о них сказать, в общем?

«1б. П. что …» Почему Вы решили, что это Ваше решение существенно?

2. Закончите высказывание (а) и аргументируйте свой ответ (б).

«2а. Выделение познават. психич. явлений …» Что Вы можете сказать об этом выделении, в общем?

«2б. П. что …» Почему Вы решили, что это Ваше решение существенно?

3. В рамках психологии человека выделяются такие свойства представлений: (1) избирательность, (2) объём (информационная ёмкость), (3) неустойчивость, (4) осмысленность и (5) значимость запечатлённого. Эти свойства близки по смыслу с другими, названными до них. С какими свойствами? Подберите их для каждого из пяти пронумерованных здесь и аргументируйте своё решение. Начните свой ответ с того, что подберите для него подходящую формулировку – ключевые слова.

4. Задача. В 90-е годы ХХ века в России расплодились в неимоверном количестве различные людоведы и душелюбы, обещавшие уважаемой публике избавление от всех бед и исполнение всех чаяний. Некий юморист откликнулся на поток разнообразных объявлений такого рода своим вариантом объявления: «Лечу по суперметодике: восстановление чакры, склейка ауры, массаж астрального тела на дому».

Вопросы:

4а.Почему эта информация отнесена к категории анекдотов?

4б.Что здесь смешного?

4в. Отражение каких отношений отображено – и нашло себе речевое выражение – в этом акте мысли?

5. Вузовский преподаватель, работающий со студентами и с учителями, постоянно сталкивается с тем, что большинство присутствующих, действуя даже по воспринимаемому образцу, допускают отклонения от него.Каковы вероятные причины этого? Начните со слов: « 5. Отклонения от инструкции, в частности, от наглядного образца, обусловлены …». Чем?

6. Закончите высказывания, стараясь дать короткие общие ответы, предлагая основания, по которым различаются психические образования. Ключевые слова можно сокращать, но они должны быть.

«6а. Ощущение и восприятие различаются …». Чем?

«6б. Восприятие и представление различаются …». Чем?

«6в. Представление и мышление различаются …». Чем?

«6г. Ощущение и мышление различаются …». Чем?

«6д. Мышление и воображение различаются …». Чем?

«6е. Познавательные психические образованияя различаются …». Чем?

____________________________