ЛК-6. Предмет психологии

На предыдущих лекциях речь шла о признаках психики, о человеке как носителе психики, о многогранности психики. Теперь речь пойдёт уже о науке психологии. Предмет любой науки раскрывается как система понятий, из которых строится знание о действительности. Именно с понятиями, с высшими формами функциональных единиц субъективной действительности, имеют дело работники науки, учёные («теоретики»), в отличие от практиков, которые имеют дело с самой объективной действительностью. И в ядре предмета любой науки находятся её базовые определения – определения её объекта, её проблем, её принципов (в частности, аксиом и парадигм), её методов, а также определения оснований для структурирования этой науки. Учебная программа предполагает ознакомление с этими понятиями.

1. Объект психологии

2. Проблемы психологии

3. Принципы психологии

4. Методы психологии

5. Структура психологии

1. Объект психологии

Конструктивное, работающее определение удовлетворяет нескольким содержательным и формальным требованиям. В частности, по содержанию такое определение учитывает (а) качественное своеобразие того, о чём идёт речь, (б) способ существование того, о чём идёт речь, (в) место и роль того, о чём идёт речь, среди других явлений.

По форме теоретическое (или «словесное») определение (а) является необходимым и достаточным – кратким, но конкретным, и находится в пределах объёма оперативной памяти: 7±2; (б) даётся через категории рода и вида, учитывающие общее и особенное в действительности; (в) не содержит противоречий.

Объект психологии как науки – это психика, или душа. Некоторые исследователи считают целесообразным наделять эти слова различными значениями. В частности, душа соотносится с телом, а психика – с организмом. Соответственно, душа характеризуется как простая, аморфная и глобальная, а психика – как сложная, дифференцированная и интегрированная. Также бывает, что под душой понимают только аффективное оформление того, что дано субъекту, а под психикой – только рациональное содержание внутреннего мира. Есть также давняя традиция душу оставлять в качестве объекта для поэтов и теологов, а психику – для врачей и психологов…

Мы будем исходить из того, что душа и психика – это одно обозначение субъективной реальности на двух различных языках: на русском и на греческом.

В соответствии со сказанным выше об определении, наше определение объекта психологии – психики, или души – будем формулировать следующим образом. Психика – это:

- идеальная принадлежность (атрибут) животного организма;

- субъективное отражение действительности;

- инструмент самосохранения и ориентации в среде.

Принадлежность психики животному организму ставит её в ряд с другими атрибутами организма. Акцент на природе психики как принадлежности указывает на её вторичность, на производность по отношению к субстрату (организму). Субстрат как отдельность приобретает и обнаруживает свои атрибуты лишь в отношениях, во взаимодействии с другими отдельностями. Организм взаимодействует со средой, и это учитывается в самом определении организма, которое дал И. М. Сеченов. Универсальные формы атрибутивности – это сохранение и изменение, или качественная определённость и изменчивость. То и другое конкретизируется на двух уровнях.

Качественная определённость любого атрибута раскрывается в форме свойств и состояний его носителя. Свойство – это устойчивое во времени качество, характеризующее его носителя с какой-то одной стороны, актуальной при существенном отношении носителя с другими объектами. Свойств много – столько, сколько существенных отношений, в которые вступает носитель этих свойств.

Состояние – это преходящее во времени качество, характеризующее его носителя в целом как включённого в некоторое глобальное отношение с ситуацией. Таким образом, свойства и состояние суть частные формы качества.

Изменения субстрата раскрываются в форме функций носителя и как характеризующий его процесс. Функцией называется естественное, результативное, цикличное изменение носителя данного атрибута. В каждом цикле этого изменения есть начало, середина и конец. Функций у их носителя много – столько, сколько существенных отношений, в которые вступает носитель этих функций. И все функции выступают как динамическая сторона соответствующих свойств. Как и свойства, функции приурочены (или «привязаны») к определённым структурам своего носителя (субстрата).

Процессом называется непрерывный ряд взаимосвязанных изменений, характеризующих носителя данного атрибута в целом. Процесс рассматривается также как смена состояний носителя; процесс раскрывает динамику включения носителя в различные глобальные отношения (ситуации). Таким образом, функции и процессы суть частные формы изменчивости.

Важно понять, что психика является принадлежностью своего носителя: и свойством, и состоянием, и функцией, и процессом. Вот почему распространённые определения её только как «свойства» или только как «функции» являются частичными, редуцирующими.

Специфика психики как атрибута – в её идеальности.

На эмпирическом уровне познания идеальность обнаруживает себя, прежде всего, как бесплотность психики, или отсутствие в её проявлениях следов работы организма. Как только такие следы появляются, это становится свидетельством нарушений – нарушений психики из-за нарушений в работе организма. Также для характеристики идеальности существенны и остальные, дополнительные эмпирические признаки психики, о которых мы уже знаем. Это её предметность, свободная активность и непосредственная непознаваемость. В общем же, эмпирическая конкретность психики и в данном, и в последующих случаях раскрывается всеми четырьмя признаками, хотя и с различными акцентами.

На теоретическом уровне познания идеальность обнаруживает себя как противоположность материальности («вещественности»), как атрибутивность (вторичность), как особое иное бытие носителя, находящее себе также особые (знаковые) формы выражения.

Характеристика психики как отражения ставит её в один ряд с другими видами (формами) отражения. Об отражении уже шла речь в прошлой лекции. Однако напомню.

В общем случае отражением называется изменение одного объекта под воздействием другого объекта и сохранение этого изменения, определяющее последующее взаимодействие изменившегося, но сохраняющего свою природу объекта с другими объектами. Отражение является общим механизмом развития для любой отдельности.

Природа психики как отражения на эмпирическом уровне познания обнаруживает себя, прежде всего, в предметности – как данности объекта субъекту. Но для характеристики природы психики в этом плане существенны и остальные её эмпирические признаки.

Специфика психики как отражения – в её субъективности.

На эмпирическом уровне познания субъективность обнаруживает себя, прежде всего, как свободная активность, а также и через остальные эмпирические признаки. На теоретическом уровне субъективность рассматривается как противоположность объективности: и как вторичность по происхождению, и как предвзятость в отличие от беспристрастности («зеркальности»), и как творческое (созидающее) начало в отличие от пассивности, инертности, в отличие от общей тенденции к росту Хаоса в мире…

Характеристика психики как инструмента раскрывает её место и роль в системе отношений организма и среды. (В этом же смысле иногда говорят о «функциях» психики).

Инструментальность данного атрибута и, в то же время, иного бытия организма универсальна, ибо объединяет организм со средой. Своеобразие этого объединения раскрывается двумя гранями: обеспечение единства (целостности) самого организма и обеспечение его ориентации в среде. Единство обеих граней как их связь реализуется в организации поведения – через движения, действия, деятельность.

Заслуживает внимания также определение ориентации. Это, прежде всего, локализация положения в пространстве. Позже это понятие расширили, включив в него локализацию положения во времени, в мире природы, в мире людей, в мире вещей («предметов»), в мире знаков, а на этой основе – и в мире идей, или в «виртуальном» мире.

2. Проблемы психологии

Проблема – это противоречие, ставшее явным.

Выделяются четыре уровня психологических проблем. Это противоречия, которые рождаются в отношениях:

А) между психологией как наукой, с одной стороны, и практикой, в которой наука порождается и используется, – с другой стороны;

Б) между психологией и другими науками;

В) между психикой (душой) как объектом научной психологии и общими условиями для порождения психики и для её познания;

Г) между психологией как наукой и отдельным психологическим исследованием.

А) Проблемы психологии как науки на практике – это, прежде всего, проблемы определения её места и роли в человеческой жизни.

В общем, внешние проблемы науки суть явные противоречия между наличным и необходимым состоянием знаний о действительности, вовлечённой в человеческую практику. Когда речь идёт о психологии, проблемы возникают как противоречия между наличным и необходимым знанием о субъективной реальности, о её природе и проявлениях, существенных при взятых условиях.

И на уровне повседневного здравого смысла, и в СМИ, и даже среди остепенённых специалистов-психологов распространены заблуждения относительно роли психологии в жизни. От психологов ожидают, в частности, лечения, обучения, всевозможных тренингов, обеспечения рекламных кампаний, в том числе предвыборных, обеспечения организационных мероприятий в работе с персоналом, ведения всевозможных переговоров (в том числе дипломатических), предупреждения и разрешения конфликтов… И т.д.

Главная же роль психологии в жизни – это её роль как ориентира в мире субъективной реальности . Её можно сравнить с ролью компаса на корабле, которая явно отличается и от роли двигателя, и от роли руля, которые обеспечивают физическое перемещение корабля по водной поверхности. Когда же «идеи овладевают массами» и «становятся материальной силой», они перестают быть идеями и освобождают место для новых ориентиров. Мы ежедневно пользуемся электричеством, водопроводом, канализацией, но не становимся при этом все поголовно электриками, водопроводчиками или сантехниками…

Б) Проблемы специфики психологии как науки – это проблемы определения и учёта её собственного объекта, отличного от объектов других наук.

Казалось бы, всё просто: следует только иметь в виду прямой перевод с греческого: «психология – это наука о душе». Однако люди, произносящие слово «психология», могут иметь и имеют в виду различные вещи. Собственное, первичное значение, «наука о душе», оказывается одним из ряда. И хотя другие значения являются гораздо менее определёнными, их могут подразумевать даже специалисты-психологи.

В обиходе слово «психология» чаще всего используется как синоним слов «психика», «душа», «внутренний мир». Иногда значение его сужается ещё больше – до познания человека человеком. Точнее – до «психического отражения человека человеком». В «психическом отражении человека человеком» едины и собственно познание (когнитивный аспект отражения), и аффект с обеих его сторон – с пассивной стороны (эмотивной) и с активной стороны (конативной).

Бывает и обратное субъективное преобразование: значение слова «психология» расширяется, причём настолько, что это слово становится синонимом слова «человековедение». И более того. Бывает, что подразумеваемое значение перекрывает не только названные выше варианты, но также всю философию и теологию. И тогда психология фактически приравнивается к метафизике в аристотелевском её понимании. Предельный случай – когда вся действительность, все описывающие её науки, все их технические приложения объявляются всего лишь составляющими психологии, так сказать, частными формами человеческого опыта…

Познавательная неопределённость в этом случае, помимо собственных корней, имеет корни в самой природе психики (души). Природа психики объективно провоцирует неосознаваемое стремление тех, кто пытается её исследовать, «соскользнуть» с размышления об этом, собственном объекте психологии, на что-либо более телесное, внешнее, постоянное и наглядное (осязаемое)…

У психологии как науки есть собственный объект – психика, или душа. Поэтому наука психология не претендует на то, чтобы подменить, захватить или вытеснить со своих позиций какую-либо другую науку, будь то философия или физиология, социология или педагогика, медицина или правоведение, теория средств массовой информации или литературоведение… Тем более психология не претендует на подмену всего человекознания и смежных гуманитарных направлений. Любая психология – это только моделькартина») душевного мира, причём одна из многих моделей, раскрывающая душевный мир с некоторой позиции в определённой ситуации познания .

В) Собственные внутренние проблемы психологии возникают из соотнесения её объекта (психики, или души) с общими условиями, которые порождают этот объект и онтологически предопределяют возможность его познания. Это фундаментальные, или универсальные проблемы психологии. Выделяются четыре общие их группы.

1. Из соотнесения психики и других атрибутов её носителя, взятого, прежде всего, как животный организм, вытекают психофизиологические проблемы психологии. Если же учитываются социальные характеристики носителя, то актуальной является социально-психологическая проблематика в её культурологическом аспекте: психика соотносится с личностными особенностями её носителя.

2. Из соотнесения психики и отражаемой действительности, взятой, прежде всего, в её физических (телесных) формах, вытекают психофизические проблемы психологии. Если при этом учитывается социальная природа действительности, то актуальна уже социально-психологическая проблематика в её экологическом аспекте.

3. Из соотнесения психики и деятельности, объединяющей носителя психики с окружающей действительностью, вытекают проблемы деятельности в психологии.

Здесь акцент может быть сделан на активности носителя психики, и тогда актуальны проблемы субъекта (или субъектности) в психологии, в частности, на уровнях индивида (физиологическом) и/или личности (социальном). Если же акцент делается на изменениях, происходящих в действительности, то актуальны уже психологические проблемы среды. Интегративный характер имеют проблемы психологии творчества: существенными оказываются различные противоречия, возникающие при преобразовании действительности человеком.

4. Из соотнесения психики как объекта познания и познающего её субъекта-исследователя вытекают методологические проблемы психологии, или проблемы методов психологического познания.

Здесь существенны два аспекта: психосемиотический и инструментальный. С одной стороны, формулируются и решаются проблемы актуальных проявлений психики – в жизнедеятельности (в отправлениях организма), в поведении, в деятельности носителя психики. С другой стороны, формулируются и решаются проблемы актуальных форм (способов) познавательной активности субъекта-исследователя. В общем, это проблемы способов фиксации существующего положения дел, проблемы создания условий для проявления того, что нужно исследователю, и проблемы использования известного об объекте для получения новой информации о нём.

Названные группы проблем являются фундаментальными и, следовательно, постоянными. Они определяют проблематику отдельных исследований – поисковых и прикладных. В поисковых исследованиях вскрываются и рассматриваются (конкретизируются) особенные противоречия как проявления общих. В прикладных исследованиях научное знание прямо используется в интересах практики: для диагностики существующего положения дел и для проектной деятельности. Именно здесь становится очевидной прагматическая, ориентирующая роль науки для практики – раскрывается то, как «работает» знание.

Г) Общие проблемы психологических исследований зарождаются в отношениях между предметом психологии как системой понятий, раскрывающих природу психики (души), и ситуативными обстоятельствами отдельного исследования. И, прежде всего, они возникают как осознание исследователем актуальных ситуативных противоречий: объективных, объективно-субъективных и субъективных.

Объективные проблемы исследования возникают как явные противоречия между условиями, в которых рождаются (и становятся объектом для познания) определённые психические явления.

Объективно-субъективные проблемы исследования возникают из отношений между определённостью его компонентов, с одной стороны, и позицией человека-исследователя – с другой стороны.

Обязательны для исследования постановка проблемы, целеполагание, формулировка гипотез, характеристика объекта и предмета, постановка задач, характеристика методов, средств и предполагаемых (!) результатов. Исследователь является носителем и специальных психологических знаний, и, шире, носителем субъективного опыта, в котором психологические знания занимают определённое место. Исследователь является также и носителем активности, которая обеспечивает осознанное получение и обобщение информации с целью оптимизировать выделенный проблемный фрагмент (и/или аспект) в научной картине мира.

Субъективные проблемы в исследовании суть явные противоречия между различными компонентами (и/или аспектами) внутренней исследовательской позиции. В оптимальном случае эти проблемы исследователя сближаются с фундаментальными проблемами науки. Такое сближение возможно при целенаправленном познании в его высших формах, или при собственно теоретической деятельности, которая выводит её субъекта на уровень понятийного мышления.

3. Принципы психологии

Принцип – это краткое обобщение конструктивного опыта, используемое как руководство к деятельности.

Среди самых общих научных принципов различаются принципы детерминизма, развития, единства психики и поведения, конкретности, единства сложности и простоты в познании…

Детерминизм предполагает признание того, что всё существующее взаимосвязано.

Принцип развития предполагает признание того, что всё возникшее изменяется и, в конечном счете, исчезает.

Признание единства психики и поведения («сознания и деятельности» – по С. Л. Рубинштейну) раскрывается в трёх общих положениях: а) поведение определяет психику, б) психика определяет поведение и в) психика – обязательный (информационный) аспект поведения.

Принцип конкретности предполагает признание того, что действительность в любом её отдельном проявлении многогранна. В современных условиях этот принцип реализуется в форме системного подхода: учитывается разномасштабность реальности, её разноуровневость и разносторонность, учитывается полиструктурность любого её выделенного фрагмента (компонента)…

Принцип единства простоты и сложности в познании означает, что при эмпирическом описании исследователь стремится возможно более полно охватить свой объект, а при теоретическом объяснении он стремится свести всё множество возможных причин происходящего к минимальному их числу, в пределе – к одной причине…

Общие принципы отечественной психологии в рамках отдельных её направлений дополняются особенными принципами. Так, для социальной психологии особенными являются принципы общности, опосредствованности и семиотичности. Для психологии возрастного развития специфичны: принцип отдельности развивающегося существа – как единства в нем общего, особенного и единичного; принцип единства универсализации и специализации в развитии и принцип единства дифференциации и интеграции. Для педагогической психологии специфичен принцип антропоцентризма – как альтернатива педагогическому центризму на каком-либо из компонентов или аспектов педагогической ситуации… И т.д.

Аксиомами науки становятся её базовые положения, принимаемые без доказательства. Общепризнанных аксиом в психологии нет.

Парадигмами, или образцами в науке становятся общие формы научной деятельности. Обычно они предполагают, что делается акцент на каком-то одном аспекте деятельности, определяющем своеобразие данной её формы. Например: психоаналитическая парадигма, поведенческая, экспериментальная, когнитивная, гуманистическая и т.д.

4. Методы психологии

Определение методовнауки предполагает осознание складывающихся отношений между объектом науки и совокупным субъектом познания. От этих отношений зависит преимущественное использование одного из трёх общих способов познания, или общенаучных методов, которые различаются по двум основаниям. Во-первых, это осведомлённость познающего об объекте – как эффект его вовлечённости во взаимодействие с объектом. И, во-вторых, это активность познающего при познании. Соотношение того и другого позволяет говорить о преимущественном наблюдении, об экспериментировании или о моделировании.

Наблюдение заключается в фиксации того, что существует. Эксперимент – в создании условий для проявления того, что нужно узнать познающему. И моделирование означает воспроизведение известного о действительности для получения новых сведений о ней.

Названные универсальные методы суть этапы (ступени) общего цикла в развитии любой науки. Каждый следующий этап предполагает предыдущие и включает их в себя. Ступень моделирования предполагает переход к наблюдению уже на новом уровне (витке) познания.

В психологии общенаучные методы дополняются их рефлексивными формами. Так, наблюдение дополняется самонаблюдением, или интроспекцией, эксперимент – экспериментом над собой, прежде всего, мысленным, а моделирование дополняется субъективным перевоплощением.

На уровне отдельных исследований общенаучные методы специализируются и конкретизируются, обретая форму разнообразных частных методик. В них способ познания «привязывается» к определённому материалу и «приземляется» в определённую ситуацию. Можно сказать, что в каждой методике «сплавлены» метод и средства, используемые для получения информации.

 

5. Структура психологии

Определённость понятийного ядра психологии помогает ориентироваться во всём её строении. Фактическая сложность структуры психологии преодолевается, если мы разобрались в её исходных понятиях.

В частности, определение психики задаёт основания для психологии различных носителейдуши, различных её источников и различных практик (ситуаций), объединяющих носителей с источниками.

Каждая из четырёх фундаментальных групп собственно психологических проблем указывает на определённые научные направления. Это психофизиология животных организмов (в том числе – человека) и социальная психология различных носителей: личности, группы, массы… Это психофизика и социальная психология различных источников: географического ландшафта, городской среды, квартирного интерьера, произведений искусства... Это психология деятельности – с акцентами на активности субъекта, на природе объекта и на творчестве (на созидании). И это методология психологического познания – с её этологическими, технологическими, этическими (в общем, психосемиотическими) и инструментальными составляющими.

Формулировка каждого из актуальных общих принципов психологии также даёт основания для выделения научных направлений. (И наоборот: наличие научных направлений становится основанием для формулировки принципов). Так, выделяются: психология связи (коммуникации), психология зависимости и психология влияния; психология развития; психология регуляции и управления; психология человека, жизненных ситуаций, бытия; эмпирическая и теоретическая психология… И т.д. Выделение частных принципов тоже указывает на наличие соответствующих научных дисциплин.

То же самое – с методами. Выделяются такие психологические науки, как психология наблюдения (и самонаблюдения) и психологическое наблюдение; психология эксперимента (в том числе эксперимента над собой) и психологический эксперимент; психология моделирования (в том числе перевоплощения) и психологическое моделирование…

 

Таким образом, на лекции рассмотрены, в общих чертах, основные понятия, раскрывающие ядро в предмете психологии как науки о душе. Это понятия об объекте психологии, о её проблемах, о принципах и о методах, которые становятся основаниями для структурирования психологии. Далее речь пойдёт, опять-таки в общем, об имеющихся взглядах на основные явления душевной жизни.

 

Задания по «ЛК-6. Предмет психологии»

(в форме краткого – до 10 слов – завершения начатых высказываний)

«1. Объект психологии …» Что Вы можете о нём сказать, в общем?

« 2. Проблемы психологии … » Что Вы можете о них сказать, в общем?

«3. Принципы психологии …» Что Вы можете о них сказать, в общем?

«4. Методы психологии …» Что Вы можете о них сказать, в общем?

«5. Структура психологии …» Что Вы можете о ней сказать, в общем?

 

Дополнительная литература к лекции

Методология и история психологии: Научный теоретико-методологический и историко-психологический журнал: Тематический выпуск: Предмет психологии. – М., 2006. Том 1. Вып. 1. (Статьи А.Н. Ждан, Д.А. Теплых, Б.А. Еремеева и др.)

_______________________________________________