ЛК-5. Многогранность психики

Бывает, что повседневные разговоры о душе становятся обобщающими. И тогда речь заходит о широте души, о её глубине, о её разносторонности. Что это значит?.. Сформулируйте своё понимание этих характеристик до того, как читать далее.

1. Стороны и уровни, явления и сущность психики

2. Призма источника и её конкретизация

3. Призма носителя и её конкретизация

4. Единство содержания и формы в структуре психики

5. О функциях психики

 

1. Стороны и уровни, явления и сущность психики

Богатство внутреннего мира человека раскрывается в его содержании. Что существует объективно и обнаруживает себя для человека? Что человек выделяет в мире? Этим задаётся качественная определённость его психики, или широта его души. То, что реально существует и выделяется человеком, определяет рациональное в его психике.

Люди различаются по тому, насколько близко к сердцу принимают происходящее. И это свидетельствует уже о форме их душевной организации. Как человек реагирует? Как он переживает что-либо? В этом обнаруживает себя субъективность психики – субъективность в значении её «принадлежность (атрибутивность) своему носителю». Вовлечённость человека в происходящее определяет аффективную сторону его психики (или глубину души), которая естественно дополняет её рациональную сторону.

Выделение обеих сторон психики начинается с учёта её «родителей»: её источника (О) и её носителя (С). Учёт источника раскрывается через объективное содержание психики, и это находит себе выражение в таком её признаке, как предметность. Учёт носителя психики раскрывается через её (психики) субъективную форму. И это находит себе выражение в таких признаках психики, как её бесплотность («прозрачность») и свободная активность. Оба направления конкретизации символически отображены на рисунке:

Реальность психики в единстве её объективного содержания и субъективной формы раскрывается (а) при характеристике любых психических явлений – отдельных психических образований и (б) при характеристике психики как сущности – как субъективной реальности, носителем которой является человек. Далее в лекции рассмотрим один из вариантов классификации психических образований и выделим актуальные уровни душевной жизни.

2. Призма источника и её конкретизация

При характеристике психики со стороны её источника конкретизируется её объективное содержание. Напомню: это то, чт? именно обнаруживает своё существование для субъекта, чт? именно становится объектом для субъекта, чт? именно отражается. Тем самым в психике выделяется её рациональный, или познавательный, или когнитивный аспект. (Его также часто называют «компонентом», и в этом проявляется неразличение реальности и нашего знания о ней).

В отечественной науке особый вклад в конкретизацию этого аспекта психики сделал А.Н. Леонтьев. Его книга «Проблемы развития психики» впервые была написана в середине ХХ века и удостоилась Государственной (тогда – ещё Сталинской) премии. С тех пор эта книга несколько раз переиздавалась, в том числе и в последние годы.

А.Н. Леонтьев выделил последовательность этапов в развитии отражения в живой природе (в филогенезе). Начнём с того, что примем к сведению современное понимание отражения.

В общем случае отражением называется изменение одного объекта под воздействием другого объекта и сохранение этого изменения, определяющее последующее взаимодействие изменившегося, но сохраняющего при этом свою природу объекта с другими объектами. Таким образом, отражение характеризуется единством изменения и сохранения в пределах существования каждой отдельности. А понятие «отражение» раскрывает для нас общий механизм развития.

Допсихическим является отражение жизненно важных (биотических) воздействий, которые могут быть полезными или вредными для данного организма. Активизация организма (как отражающего, или как носителя отражения) в этом случае называется раздражимостью. Например, растения в ответ на повреждение их листвы вырабатывают защитные антитела – фитонциды. И в Африке есть растения, фитонциды которых действуют как яд на животных, поедающих их листву в больших количествах.

Собственно психическое отражение начинается, когда организм (носитель отражения) активизируется под действием сигнальных раздражителей, предупреждающих о грядущем жизненно важном воздействии. Сами по себе эти раздражители не являются биотическими; для организма они нейтральны. Но они становятся значимыми, когда приобретают роль предвестников биотических воздействий.

Сначала в роли таких раздражителей выступают очень малые дозы биотических воздействий. Потом в этой роли также выступают: (а) отдельные признаки таких воздействий; (б) их «облик» – как особый класс объектов; (в) отношения между объектами; (г) «комплексы» объектов; (д) отдельные ситуации, объединяющие объекты и отношения между ними…

Когда такие раздражители разной сложности обнаруживают своё существование для организма как предвестники жизненно важных воздействий, они превращаются в предметы, в «объекты-для-субъекта», или в сигналы того, что жизненно значимо. Субъективная форма их такого существования – это соответствующее душевное движение, психический акт, или психическое образование, в частности, образ. На разных этапах развития животных различны и преобладающие психические образования (образы).

Выделим основные формы, варианты образов как сигналов, соответствующие разным этапам развития.

Если организм активизируется под воздействием отдельных признаков жизненно важных раздражителей, то делается вывод о наличии у этого организма ощущений – как явлений сенсорной психики.

Если организм активизируется под воздействием облика жизненно важных раздражителей в форме отдельных тел, явлений физического мира, то делается вывод о наличии у этого организма восприятия; а это уже явление перцептивной психики.

Если организм для удовлетворения потребности активизируется в неопределённой ситуации так, что изменяет объективные отношения в структуре этой ситуации, изменяет отношения между её элементами, то делается вывод о наличии у этого организма мышления; а это уже явление интеллектуальной психики.

Оказалось также, что человеческий организм активизируется не только при трёх обозначенных здесь условиях, которые опосредствуют удовлетворение витальных потребностей. Не только при воздействии важных признаков, отдельных тел или отдельных отношений. Организм человека активизируется также под воздействием абстрактных символов, слов, которые могут отсылать и к биотическим стимулам, и к тому, что с ними прямо не связано. Психическое отражение слов родного языка предполагает понимание их значений, понимание того социального опыта, который стоит за этими словами. И.П. Павлов назвал слова, аккумулирующие человеческий опыт, второсигнальными раздражителями, в отличие от первосигнальных раздражителей, в отличие от физических воздействий на рецепторы органов чувств (анализаторы).

Так, в самом общем виде, обстоит дело с разнообразием того, что является отражаемым. Так обстоит дело с разнообразием того, что становитсясодержанием отражения. С разнообразием того, что определяет рациональность отражения, или его познавательный (когнитивный) аспект.

 

3. Призма носителя и её конкретизация

При характеристике психики со стороны её носителя конкретизируется её субъективная форма. Это то, к?к именно действительность (объект) обнаруживает своё существование для субъекта; это то, к?к именно объект превращается в предмет, в объект-для-субъекта… Или то, насколько носитель души вовлечён во взаимодействие с объектом.

Характеристика субъективной формы психики вошла в научный язык в виде выделения аффективного, или иррационального, или субъективного аспекта душевной жизни. В Х1Х веке это глобальное понимание субъективности было конкретизировано выделением двух её граней, или двух сторон, или двух аспектов. В субъективной форме душевной жизни были выделены пассивная, «страдательная», эмоциональная (эмотивная) сторона и активная, действенная, регулятивная (конативная) сторона.

На нашем схематическом изображении, в «портрете» души как ребёнка двух родителей, соответствующие стрелочки указывают на место носителя ( Субъекта), как испытывающего воздействие, и на место носителя (Субъекта), как отвечающего на воздействие, или как реагирующего на него. (Вспомним своё детство: когда Вас сверстник толкал, Вы отвечали ему тем же, используя уже руки, а не ту часть тела, которая испытала толчок со стороны сверстника…).

Теперь конкретизируем свои представления о носителе души – о Субъекте.

В Х1Х веке К. Маркс говорил, в частности, о методологии научного познания. Среди прочих моментов был выделен такой: «Анатомия человека – это ключ к пониманию анатомии обезьяны». Иными словами, высшее содержит в себе низшее, и об этом уже шла речь ранее, когда раскрывалось единство онтологии и генезиса любой отдельности. Предпосылки для такого движение познания мы находим уже у Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.). Аристотель выделил у человека три уровня души: растительную, животную и собственно человеческую. Августин Блаженный (354-430 г.г.) дополнил этот ряд божеской душой. Православные теологи в ХХ веке между человеческой и божеской душой поместили ангельскую душу…

Психологи-естествоиспытатели Х1Х-ХХ веков, руководствуясь принципом развития, конкретизировали уровни «животной души», или психики. За точку отсчёта была взята раздражимость, имеющаяся уже у растений и у всех животных, в том числе у человека. Оказалось, что уже простейшие животные организмы начинают по-разному реагировать на дотоле нейтральные для них раздражители, если эти раздражители становятся предшественниками положительных или отрицательных биотических воздействий. Был сделан вывод о наличии у простейших животных глобальной чувствительности.

Есть большие группы животных организмов (целые царства!), представители которых активизируются под действием отдельных признаков биотических воздействий. Это становится возможным благодаря наличию у данных организмов специальных органов, анализаторов, в которых энергия раздражителя определённого рода (химического, механического, светового) преобразуется в нервные импульсы, которые затем участвуют в регуляции организма. Такие органы есть у различных насекомых, пауков, ракообразных и у всех более высоко организованных животных. И естествоиспытатели сделали вывод о наличии у этих животных элементарной сенсорной психики, или ощущений.

Для рыб, земноводных и для всех прочих высоко организованных позвоночных характерна активизация под действием дотоле нейтральных отдельных тел (физических явлений), которыми опосредствуются биотические воздействия. У этих организмов имеются уже сложные системы органов чувств, или системы анализаторов, позволяющих выделять различные тела (физические явления) из окружающей среды. И исследователи сделали вывод о наличии у таких животных перцептивной психики, или восприятия.

Для ряда наиболее высоко организованных животных, в том числе для некоторых видов птиц, для высших млекопитающих и, прежде всего, для приматов, характерным является решение задач с использованием различных орудий. Сложная система высоко развитых органов чувств (анализаторов) позволяет этим животным тонко ориентироваться в пространстве. Высоко развитая система органов движения обеспечивает и перемещение в пространстве с большой точностью, и манипуляции с объектами-посредниками, превращающие эти объекты в предметы. Формируется единая система органов чувств и органов движения – сенсомоторная организация. Именно она позволяет животному устанавливать отношения между выделенными объектами. Был сделан вывод о наличии у таких животных интеллектуальной психики, или мышления. (См.: А.Н. Леонтьев. Проблемы развития психики. Есть издания разных лет).

Существенно, что на каждом из выделенных уровней животной психики имеет место единство содержания и формы отражения, единство того, чт? и к?к отражается. Ни ощущения, ни восприятие, ни мышление не существуют без эмоций и без регулятивного аспекта отражения. Выделение познания, эмоций и регуляции помогает разобраться со сложным многогранным целым, помогает понять, каковы же его основные стороны.

Конкретизация человеческой души, или психология человека, опирается на конкретизацию души животной. Мы уже хорошо помним, что высшее не только вырастает из низшего, но и включает его в себя.

И в душевной жизни человека различаются сознательное (или осознаваемое) и внесознательное. Сознание – это социально опосредствованная душа (психика). Между человеком и миром встаёт опыт предшествующих поколений в виде определённой культуры, носителем которой человек становится. Культура, в общем, – это всё, что создано человечеством. Это целый мир, открытая метасистема * множества знаковых систем, среди которых особая инструментальная роль принадлежит языку. Культура становится инструментом превращения объекта в предмет посредством его обозначения – по мере приобщения к ней, по мере овладения ею и по мере превращения её в личное достояние и отдельного человека, и человеческих общностей.

Мы осознаём что-либо, называя его. Тем самым мы относим объект к определённой категории, к определённому классу. («В сущность всякой вещи вникнешь, коли правдиво наречешь ея»). Описывая объект, мы конкретизируем его для себя. «Конкретное – есть синтез многих определений». Слово признано и названо «живой клеткой» сознания и, поэтому, считается «функциональной единицей» сознания (Л.С. Выготский). Через речь и, шире, через действия со знаками различного рода и раскрывается, и формируется человеческий душевный мир. Оказывается, что у человека есть особые, речевые зоны в коре больших полушарий головного мозга, обеспечивающие восприятие речи и её порождение. Это центральное звено того физиологического механизма, который И.П. Павлов назвал «второй сигнальной системой».

Внесознательное находится за пределами ситуативного осознания (называния). В нём различаются неосознанное и бессознательное. Неосознанное без особого труда может быть осознано, как только в этом возникает необходимость. Бессознательное может быть осознанно при каком-либо из двух главных условий. Либо с помощью другого человека, либо же при кардинальных изменениях в собственной позиции, при изменениях в собственной точке зрения на происходящее (или при децентрации – по Ж. Пиаже).

Во внесознательном разводятся также подсознательное и надсознательное. Подсознательное включает в себя бессознательное и неосознанное как бывшее и «нижнее» (глубинное). Надсознательное включает в себя будущее и «верхнее» как возможное – как то, что потенциально может стать осознанным, а может и оставаться внесознательным. Таким образом, различаются ещё не осознанное (как надсознательное) и уже не осознанное (или автоматизированное) – как подсознательное.

Вот, вкратце, главное о форме психического отражения, о том, как раскрывается его субъективность на разных уровнях развития.

4. Единство содержания и формы в структуре психики

Теперь коротко познакомимся с классификацией различных психических образований – явлений душевной жизни и с перечнем уровней душевной жизни (уровней психической организации), соответствующим взятым уровням характеристики человека.

«Последним аналитическим понятием, венчающим общее учение о психике», А.Н. Леонтьев назвал понятие «смысл». Под смыслом понимаетсяситуативно-функциональная единица психики, имеющая интегративную природу, внутреннюю и внешнюю. Это значит, что у неё есть собственное внутреннее строение, что эта единица – одна из множества ей подобных и что она порождается, существует и познаётся во взаимодействии её носителя с её источником.

Реальное многообразие отдельных душевных явлений, психических образований, очень велико. Однако стремление как-то разобраться в этом многообразии привело к появлению различных классификаций. В качестве самостоятельных явлений выделяют, прежде всего, грани (аспекты) психики. Например: «Вот это – познание, вот это – эмоции, а вот это – регуляция…».

Будем иметь в виду, что ни эмоций, ни регуляции без познания просто не бывает – в норме, конечно. (Всем известно, о чём свидетельствуют смех или плач без причины…). Будем иметь в виду, что единство содержания и формы в каждом психическом образовании определяется его происхождением: практикой, которая объединила источник психики с её носителем.

Самые общие, исходные свойства души суть пространственные и временные: объективные и субъективные, внешние («объектные») и внутренние («субъектные»).

Объективные , или внешние пространство и время души заданы пространством и временем взаимодействия её «родителей» – её носителя и её источника. Где и когда возникает, существует, формируется и проявляется душа? Только там и тогда, где и когда её носитель (высоко организованное существо) взаимодействует с её источником – с действительностью в «лице» отдельных её представителей, в «лице» объектов различного рода.

Субъективные , или внутренние пространство и время души заданы пространством и временем существования её носителя. Иными словами, внутреннее пространство и время души заданы жизнью её носителя как сложно организованного живого существа, как организма, который зарождается, развивается и умирает. И душа возникает на определённой стадии развития организма и исчезает, в общем случае, с его смертью или даже до её наступления. (О смерти души свидетельствует утрата организмом реакций на сигналы жизненно важных воздействий).

Взаимодействие носителя психики и её источника может быть в разной степени опосредованным и/или опосредствованным.

Носители русского языка интуитивно схватывают различие между опосредованием и опосредствованием. Среда – глобальна, аморфна, пассивна, инертна, и все эти её свойства приходится преодолевать тому, кто в ней обитает. Средство – избирательно, дифференцированно, активно, инструментально; средство используется для решения возникшей задачи. Причём средство используется тем, для кого возникшая задача актуальна; средство используется тем, кто пытается решить возникшую задачу.

Возьмём наиболее общий случай – опосредованность взаимодействия носителя психики и её источника в пространстве и/или времени.

Объективная опосредованность взаимодействия субъекта с действительностью имеет три самых общих градации. Это отсутствие опосредования, или непосредственное взаимодействие. Это наличие непосредственного взаимодействия в прошлом, или опосредованность взаимодействия временем. И это «вещная», или «предметная» (пространственно-временная) опосредованность взаимодействия. Здесь между субъектом и объектом оказываются объекты-посредники, приобретающие роль особых предметов – знаков. Будучи связанными так или иначе с объектом, они выступают его ситуативными «заместителями» и несут о нём какую-то информацию.

Субъективная опосредованность взаимодействия субъекта с действительностью также имеет три самых общих градации. Во-первых, это отсутствие опосредованности (предельный, абстрактный случай) – когда есть получение лишь текущей информа­ции об объекте. Во-вторых, такое получение информации может иметь фон в виде субъектив­ного опыта – уже имеющейся информации об объекте, полученной ранее. И максимальная субъективная опосредованность обеспечивает опережающее отражение – как выход за рамки объективно данного.

Выделяя по три градации объективной и субъективной опосредованности, получаем девятикомпонентную модель (типологию) различных форм души, или психических образований (см. таблицу 1).

Таблица 1

Опосредованность взаимодействия между субъектом и объектом психического отражения

субъективная:

объективная:

отсутствует: есть контакт

обеспечена

временем: контакт – в прошлом

имеет пространственно-временной, или «вещный» характер

имеет экстраполяционный характер: субъект выходит за рамки ситуации за счёт опыта

ситуативное предвосхищение:

антиципация

обобщенное (нормативное) ожидание

ожидание с абсолютизацией: идеал

обеспечена временем: есть опыт взаимодействия

восприятие: как узнавание и опознание

обобщенное представление

воспроизведение модели

отсутствует: нет опыта взаимодействия

первое впечатление: запечатление

представление по первому впечатлению: воспоминание

моделирование в процессе восприятия

Реальность характеризуется единством прерывистого (дискретного, отдельного) и непрерывного, или континуального, сущностного. Вспомним Гераклита Эфесского, прозванного Тёмным (ок.544 – ок.483 г.г. до н.э.). Он, в частности, сказал: «Нельзя войти дважды в одну и ту же реку». С одной стороны, действительно, всё течёт, всё меняется. С другой стороны, река, меняясь, всё-таки остаётся той же самой рекой, пока не пересохнет или не разольётся в озеро…

В потоке душевной жизни – и/или в её «ткани» – мы также видим единство прерывистого (дискретного, отдельного: психических актов) и непрерывного, или континуального, сущностного. То, что в нашей модели, воплощённой в таблице, имеет границы, является дискретным, в действительности же является единым, непрерывным движением от одних форм психических образований к другим формам.

Будем иметь это в виду. В то же время будем иметь в виду и традиционные повседневные представления, опираясь на которые легче разбираться в том, что сначала кажется слишком сложным. При конкретизации выделяемых психических образований будем следовать одной общей схеме:

- определение,

- свойства,

- принадлежность своему носителю (атрибутивность),

- деятельностная природа.

Однако сущность психики человека заведомо богаче любых схем, используемых для её описания. Осознание этого привело к формулировке и к использованию принципа конкретности при познании и, в частности, принципа системности. В плане существования (или в онтологическом плане) психика человека раскрывается для нас посредством её полиструктурного описания: по различным основаниям, в различных масштабах и проекциях, под разными углами зрения.

Возьмём характеристику уровней душевной жизни, которые также называют уровнями душевной организации, или уровнями психической интеграции. Выделим эти уровни в соответствии с уже известными нам уровнями характеристики человека. В нашем случае, в общем, их три, а с учётом подуровней индивидуальности – пять. В таблице 2 приведены их обозначения.

Таблица 2

Уровни характеристики

человека

Уровни

развития

Уровни душевной организации

(психической интеграции)

Индивидуальность

автономный

духовная жизнь

Субъект деятельности

практический

психическая субъектность

Частное лицо (персона)

поведенческий

память (Я)

Личность

социальный

сознание

Индивид

биологический

темперамент

С характеристикой этих уровней душевной организации мы познакомимся в заключительной части лекционного курса. Рассматривая каждый уровень, опять-таки будем следовать общему плану:

- определение,

- жизненные проявления,

- свойства,

- атрибутивность,

- деятельностная природа.

 

5. О функциях психики

В психологии ХХ века сложилось представление о трёх сферах «занятости» психики как «служанки» своего носителя. Была выделенаэкзопсихика – каквыделение в среде её объективных характеристик;эндопсихика – как получение информации из внутренней среды организма и мезопсихика – как соотнесение различных потоков информации, их переработка, выработка решений и регуляция приспособления к среде её «хозяина» – носителя психики.

В.Н. Панфёров предложил, рассматривая психологию человека, выделять имплицитные и эксплицитные функции психики – в связи с особой её ролью как инструмента (а) самосохранения и (б) ориентации человека в мире.

Самосохранение обеспечивают такие функции психики, как гностические, аффективные и реактивные. Можно усмотреть здесь общность с тем, что раньше у нас было обозначено как познавательное, эмоциональное и регулятивное. Ориентацию человека в мире, по В.Н. Панферову, обеспечивают такие функции психики, как коммуникативные и информационные, когнитивные и эмотивные, конативные и креативные. В этом проявлении позиции В.Н. Панфёрова можно усмотреть учёт основных сфер человеческой деятельности: общения, познания, труда и ценностных ориентаций – как поиска, использования и создания собственных критериев в отношениях с действительностью.

Итак, в лекции речь шла о многогранности психики, в том числе – о многогранности психики человека. Рассматривались стороны и уровни психики, выделяемые явления душевной жизни и уровни сущности этой жизни. Рассматривалась конкретизация психики со стороны её источника и со стороны её носителя. Были учтены варианты структурного описания психики – дан пример классификации психических образований и выделены уровни душевной жизни – как уровни психической организации. Отмечено выделение различных функций психики в жизни её носителя.

 

Задания по «ЛК-5. Многогранность психики» (в форме краткого завершения начатых высказываний: до 10 слов)

1. Рациональность и аффективность в душе соотносятся так же, как… Что? Приведите пример аналогичного отношения.

2. Предметность психики обнаруживает … (Что? Какие грани её сущности?); её бесплотность – … (Что обнаруживает?), а её свободная активность – … (Что обнаруживает?)

3. Думаю, что для перехода от исходной глобальной чувствительности к производным сложным психическим образованиям были нужны … (Какие изменения, в общем?)

4. Сознание как уровень собственно человеческой психики отличается от предыдущих уровней психики … (Чем?)

5. Пример уже не осознанного – … (Что?), а ещё не осознанного – … (Что?)

6а. Различные психические образования выделяются, например, … (По каким основаниям?)

6б. А уровни психической организации выделяются, например, … (По каким основаниям?)

7. Функции психики … (Что Вы можете о них сказать, в общем?)

 

Дополнительная литература к лекции

Балин В.Д. Психическое отражение: Элементы теоретической психологии. – СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001. – С.42-94 (Гл.2); с.252-281 (Гл.7); с.282-332 (Гл.8).

_______________________________



* Метасистема – система, включающая в себя другие системы как компоненты, или система более высокого порядка.