ПЗ-4. Конкретизация модели человека (по Б. Г. Ананьеву)

Цель занятия – осознание базовых компонентов в рамках модели человека как носителя психики. Используется адаптированный вариант этой модели по Б.Г. Ананьеву. В задании к практическому занятию предусмотрены две части: задача на классификацию элементов модели и вопросы по этой классификации, – а также выводы по проделанной работе.

 

Часть 1. Классификация основных характеристик человека как элементов рассматриваемой модели

Предлагается классифицировать множество характеристик человека как базовых элементов в рассмотренной его модели (по Б.Г. Ананьеву). При этом используются два основания для классификации, которые учтены при характеристике человека: выделенные различные уровни и различные стороны человека.

Методические указания.

А) При выполнении задания существенны два обстоятельства. Во-первых, мобилизуется личный потенциал понятийного мышления – в форме перевода воспринятой речевой инструкции в образы и перевода образов в последующие графические действия. Во-вторых, используется личные материалы – лекция «Характеристики человека как носителя психики».

Б) Оформив «шапку» протокола, в первой его свободной строчке маркируем этап работы: «Ч.1. Класс-я эл-тов модели ч-ка (по БГА)».

В) Далее по всей ширине первой страницы протокола будет располагаться таблица. В ней должно быть десять строк: две строки для «шапки» и восемь рабочих строк. По высоте таблица будет занимать половину страницы или немного больше, располагаясь так, чтобы снизу оставалось свободным поле около четверти (или немного меньше) от общей высоты страницы.

Г) В таблице должно быть пять столбцов. Первый и второй столбцы – вспомогательные. Первый столбец – узкий, всего две клеточки; он нужен для маркировки рабочих строк. Маркировка пойдёт вертикальной строкой, снизу вверх, в пределах восьми рабочих строк: «Уровни характеристики человека».

Д) Второй вспомогательный столбец имеет ширину семь клеточек. Он содержит восемь рабочих строк с обозначениями актуальных уровней характеристики человека. Эти уровни обозначаются в соответствии с их отображением на рисунке пирамиды, символизирующей человека, и в соответствии с их детализирующим описанием в лекции 4. Вершина пирамиды соответствует первой рабочей строке в столбце; седьмой строке, последней, соответствует основание пирамиды.

Обратите внимание на детализацию в лекции 4 каждого из трёх уровней пирамиды, выделенных на лекции 3. В пределах верхнего и нижнего уровней пирамиды выделяются по три подуровня; в пределах среднего уровня выделяются два подуровня. Вот почему рассматриваются именно восемь уровней характеристики, а не три, как было показано на рисунке пирамиды в лекции 3 .

Заполните строки второго столбца самостоятельно, а потом проверьте себя, посмотрев протокол у соседа (или у соседей).

Е) Столбцы третий, четвёртый и пятый – рабочие. Они примерно равны по ширине: в общем случае, при стандартном листочке из тетрадки, – по семь клеточек. В первой строке «шапки» над этими тремя рабочими столбцами располагается маркировка: «Стороны характеристики человека».

Во второй строке «шапки» даётся маркировка каждого из рабочих столбцов. Над третьим столбцом приводится маркер «Интенции», над четвёртым – «Потенции», над пятым – «Тенденции».

Ё) Итак, таблица готова для проведения классификации. Её рабочее поле – это восемь строк (восемь уровней характеристики человека) и три столбца: три стороны, актуальные при характеристике человека на каждом из выделенных уровней. Используя свои материалы лекции 4, нужно распределить уже известные Вам элементы характеристики человека по соответствующим им классам, или категориям.

Весьма вероятны последующие исправления. Поэтому следует заполнять ячейки таблицы не полностью, а только в верхней их части, оставляя нижнюю часть ячеек для возможных других вариантов ответа. На классификацию выделяется до 15 (25) мин.

 

Часть 2. Определение отношений между взятыми характеристиками

Здесь нужно ответить на вопросы. Сначала следует сделать это персонально, используя лишь собственные материалы. Затем нужно обсудить личные ответы в малой группе и прийти к общему решению, лучшему по мнению большинства: половины группы плюс один голос. Позицию большинства следует зафиксировать в протоколе и выразить к ней своё отношение.

Методические указания.

А) В протоколе после слов: «Наша гр.:» перечисляются члены малой группы, в пределах которой будет идти поиск общего ответа. Общим признаётся ответ, за который проголосует большинство: половина группы плюс один голос.

Б) При ответе на каждый вопрос следует проставить в протоколе его порядковый номер и выделенные ключевые слова с двоеточием после них – как маркеры начала ответа. Сам ответ нужно записать уже в следующей строке, в левой её части.

В) В ней, в следующей строке, намечаются три столбца. Третий столбец, у правого края страницы, выполняет роль полей для заметок преподавателя; на поля оставляется всего 4 или 5 клеточек. Первый и второй столбцы делят строку примерно пополам. Левая половина предназначена для персонального ответа, на который выделяется 1,5-2 мин. В течение этого времени даётся краткий (номинативный) ответ и, по возможности, (не обязательно!) его аргументация. Аргументация начинается со слов: «Потому что…» («П.что…»).

Г) Правая половина строчки для ответа предназначена для записи решения, к которому пришла группа, её половина плюс один голос, в течение 2-3-х мин. Здесь же кратко выражается своё отношение к этому варианту ответа, принятому большинством.

Такая форма протоколирования используется при ответе на каждый из 9 предложенных вопросов.

Д) При поиске ответа следует подставлять в предложенное условие какие-нибудь определённые характеристики человека из числа включённых в модель.

Е) Существенный момент: необходимо пытаться найти сначала именно личный ответ; пусть он будет даже иррациональным (фантастическим), но он должен быть. (Напоминание: отсутствие попытки отвечать приравнивается к физическому отсутствию на занятии).

Вопросы:

(Вопросы записывать не нужно! Каждый ответ начинается с ключевых слов, которые приведены курсивом в кавычках и в скобках после каждого вопроса).

1. По какому основанию (или основаниям) различаются между собой уровни характеристики человека, учтённые данной моделью? («Эти уровни…»)

2. По какому основанию (или основаниям) различаются между собой стороны характеристики человека, учтённые данной моделью? («Эти стороны…»)

3. Какое общее отношение (или отношения) объединяет любые два элемента модели? («Любые эл-ты»)

4. Какое отношение (или отношения) объединяет любые два элемента в пределах одного уровня данной модели? («Два эл-та на одном уровне…»)

5. Какое отношение (или отношения) объединяет любой выше расположенный элемент модели с любым ниже расположенным элементом? («Врх и нжн эл-ты…»)

6. Какое отношение (или отношения) объединяет любой ниже расположенный элемент модели с любым выше расположенным элементом? («Нжн и врх эл-ты…»)

7. Какое отношение (или отношения) объединяет отдельный элемент на выше расположенном уровне со всеми элементами ниже лежащего уровня? (« Врх эл-т с нжн эл-ми…»)

8. Какое отношение (или отношения) объединяет отдельный элемент ниже лежащего уровня со всеми элементами выше лежащего уровня? (« Нжн эл-т с врх эл-ми…»)

9. Какое отношение (или отношения) объединяет любой отдельный элемент со всеми остальными элементами этой модели? («Любой эл-т со всеми ост-ми…»)

 

ВЫВОДЫ

(в форме завершения начатых высказываний)

1) Конкретизация модели человека – это… Что?

2) Компоненты модели человека – это… Что?

3) Выделение разных уровней при характеристике человека даёт… Что?

4) Выделение различных сторон при характеристике человека даёт… Что?

5) Думаю, что эта модель человека… Что Вы можете о ней сказать, в общем?

6) С т. зр. образ-я … Каково образовательное значение работы, проведённой на ПЗ?

7) Думаю, что в прикл. плане… Каков, с Вашей точки зрения, прикладной смысл работы на этом ПЗ? Каковы его грани?

_________________________________________