Из программы Регуш-Алексеевой

(…)

Сведения о дисциплине

Наименование дисциплины

Ступень образования

Статус дисциплины в рабочем учебном плане

Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию

бакалавриат

Общепрофессиональный блок (ОПД)

Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по базовому педагогическому образованию, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.

Авторы-составители: д.пс.н, профессор Регуш Л.А.,

к.пс.н., доцент Алексеева Е.В.

Рецензент(ы):

Программа одобрена на заседании кафедры психологии развития и образования 21 сентября 2010 года, протокол № 2_____.

от ___________ года, протокол № ________.

Заведующий кафедрой

д.пс.н., профессор Семикин В.В. 

 

2. Цели и задачи учебной дисциплины

Цель изучения курса: становление базовой профессиональной компетентности бакалавра посредством формирования целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его жизнедеятельности и развития способности к познанию и пониманию индивидуальных особенностей других людей и самопознанию.

Задачи по обеспечению достижения цели курса:

· знакомство с проблематикой психологической науки;

· формирование системы знаний о строении и функционировании психики человека в процессе его жизнедеятельности,

· создание теоретико-методологических основ для усвоения знаний о психологии человека в процессах его развития, обучения, социального взаимодействия;

· формирование навыков понимания и дифференцирования психических явлений в реальной жизнедеятельности человека;

· содействие развитию рефлексивных процессов в отношении собственного «Я» и становлению на этой основе позитивного самоотношения как необходимого условия саморазвития;

· формирование установок, направленных на гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, толерантности во взаимодействии с окружающим миром.

 

3. Ожидаемые результаты освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины бакалавр будет демонстрировать

ЗНАНИЯ:

· теоретических основ и понятийного аппарата психологической науки как необходимой базы для изучения других дисциплин, включенных в программу курса "Психология";

· ключевых принципов и разнообразия основных психологических подходов;

· психологических феноменов, категорий, методов изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики;

· способов личностного и профессионального самопознания и саморазвития.

УМЕНИЯ:

· использовать теоретические и практические знания, полученные в ходе освоения курса, для анализа психологической составляющей жизни и деятельности людей и решения задач профессиональной педагогической деятельности и саморазвития;

· применять разнообразные методы изучения психологических феноменов в профессиональной деятельности;

· понимать причины собственных достижений и проблем, находить оптимальные пути решения этих проблем;

· адекватно оценивать свои возможности и в случае несоответствия между ними, находить пути изменения (коррекции) либо себя, либо выбираемых маршрутов образования и перспектив роста

· проектировать и реализовыватьсобственную программу профессионально-личностного роста.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата к ритериями результата освоения дисциплины «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию» выступает оценка общекультурных и профессиональных компетентностей, которые используются при решении задач педагогической деятельности на примерах проблемных ситуаций в образовательной среде.

В соответствии с целями освоения дисциплины «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию» и задачами профессиональной деятельности бакалавр должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК).

Способность и готовность к:

· владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

· использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

· владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-6);

· восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

· проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9).

б) профессиональными (ПК):

Практическая деятельность:

Способность и готовность к:

· отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов (ПК-2);

· выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

· психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

· прогнозированию динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме (ПК-7);

· применению, критической оценке и пополнению психолого-педагогических знаний для решения профессиональных задач.

Научно-исследовательская деятельность:

Способность и готовность к:

· применению знаний о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

· пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

· проведению стандартного прикладного исследования в области психологии (ПК-12);

· реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности,

Педагогическая деятельность:

Способность и готовность к:

· самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

· пропаганде психологических знаний среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).

 

4. Принципы отбора содержания и организации учебного материала:

Соответствие содержания курса целям и задачам.

Представленность в содержании взаимосвязи теоретического и практического аспектов обучения.

Междисциплинарность, проявляющаяся в ориентации на интеграцию знаний в сфере человекознания (психология, педагогика, философия, культурология, этика, социология)

Опора на развитие самостоятельности студентов в использовании разных подходов, направлений психологической науки, овладении навыками психологического анализа педагогических ситуаций и самоанализа, активными технологиями обучения и развития в профессиональной деятельности.

5. Междисциплинарные связи дисциплины

Дисциплина «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию» предполагает междисциплинарные связи с философией, культурологией, педагогикой, социологией, а также с другими общепрофессиональными дисциплинами – «Педагогическая социальная психология», «Психология развития человека в образовании», «Психологические проблемы в педагогической деятельности и возможности их разрешения», таким образом, являясь одним из курсов общепрофессионального блока основной образовательной программы по направлению подготовки бакалавра педагогики.

 

6. Организационно-методические данные дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы

№№

п/п

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

1

Общая трудоемкость цикла

108

1

2

Аудиторные занятия, в том числе:

54

1

2.1

Лекции

24

1

2.2

Практические занятия

-

-

2.3

Лабораторные занятия

30

1

3

Самостоятельная работа

54

1

4

Вид итогового контроля

зачет

1

 

6.1. Образовательные технологии, используемые в процессе преподавания дисциплины

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО п. 7.1.3. реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Так, например, лекции должны носить проблемный характер. В этом случае процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Основная задача лектора состоит не столько в передаче информации, сколько в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их преодоления. Это формирует мыслительную активность обучаемых, порождает их познавательную активность.

Принципиально важным для изучения данной дисциплины является ее практическаянаправленность, поэтому часть ее представлена как лабораторный практикум, программа которого предусматривает как рассмотрение сущности некоторых психологических понятий и явлений, так и практическое решение вопросов, связанных с самопознанием и саморазвитием. При этом некоторые теоретические вопросы предполагается рассматривать в рамках лабораторных занятий, так как в этой дисциплине они являются также средством для осознания, понимания и интерпретации практических процедур. Форма включения теоретических знаний может быть различной: и мини-лекция, и интерпретация наблюдаемого психического явления, и объяснение. На каждом занятии студент проводит практическую работу по изучению своих возможностей и особенностей.

Кроме того, на лабораторных занятиях уместно использовать дискуссии и игровые методы организации процессов понимания. Пониманию идей в играх помогают роли игроков и обсуждение после игры.

Безусловно полезными являются также тренинги (или их элементы) – короткие объяснения идей с отработкой приемов на учебных заданиях.

(…)

 

6.5. Организация самостоятельной работы

Самостоятельная работа предполагает, что 50% от временных затрат на изучение курса студенты занимаются самостоятельно. Организация самостоятельной работы преподавателем включает:

· выбор тем, которые выносятся преподавателем на самостоятельное изучение;

· определение графика консультаций;

· определение формы самостоятельной работы.

Результаты самостоятельных работ студентов систематически контролируются преподавателем.

Типовые задания для самостоятельной работы:

Самостоятельная работа по программе учебного курса «Введение в психологию» включает:

· реферирование и аннотирование научной литературы,

· составление словаря психологических понятий;

· самонаблюдение и отчеты по самонаблюдению,

· самоанализ различных проявлений психической жизни,

· психологический анализ жизненных ситуаций,

· моделирование фрагментов поведения человека с целью их психологического объяснения,

· психологическое наблюдение за различными аспектами поведения человека,

· сравнительный анализ психических явлений,

· решение психологических задач.

Темы , которые могут быть рекомендованы преподавателем для самостоятельной работы:

· Функции психики.

· Проявление психического во внешнем облике человека.

· Проявление психического в поступках и поведении человека.

· Теории личности в зарубежной психологии (психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология) – сравнительная характеристика.

· Понятие "Я" и защитные механизмы личности.

· Творчество, его влияние на жизненный путь и развитие личности.

· Закономерности процессов чувственного познания.

· Влияние различных факторов на процесс наблюдения.

· Педагогическая наблюдательность и ее развитие.

· Способы привлечения и удержания внимания.

· Изучение индивидуальных особенностей внимания методом изучения продуктов деятельности.

· Мнемотехники.

· Познавательные стили: аналитичность – синтетичность, образность – символичность, импульсивность – рефлексивность, полезависимость – поленезависимость, ригидность – пластичность.

· Стресс и фрустрация. Роль эмоций в жизни человека.

· Воля и проблема саморегуляции.

· Поступки и поведение человека: соотношение свободы и детерминации.

 

7. Основное содержание

Тема 1. Психология как наука

Основные этапы становления психологии как науки. Предмет психологии в основных направлениях современной психологической науки. Психология и ее роль в становлении профессиональной компетентности людей, работающих в системе «человек – человек». Специфика применения психологических знаний в образовании и воспитании.

Способы получения психологических знаний. Житейские психологические знания о себе и других людях. Источники научных психологических знаний. Методы психологии. Наблюдение и эксперимент. Психологическое тестирование. Проективные методы. Проблема достоверности получаемой психологической информации. Использование научных психологических методов в практической деятельности специалиста.

Тема 2. Основные психологические концепции в психологии

Основные идеи и принципы психоанализа. Психический детерминизм. Три состояния психического (сознание, предсознательное, бессознательное). Понятие о движущих силах развития психики в психоанализе. Методы психоанализа (метод свободных ассоциаций, анализ ошибочных действий, толкование сновидений).

Бихевиоризм: основные положения и роль в развитии психологии. Взгляд на психическое развитие как результат исключительно внешних воздействий и воспитания. Схема "стимул – реакция". Научение. Обуславливание.

Понятие о человеке в когнитивной психологии. Познание как процесс переработки информации. Картина мира и ее влияние на поведение и развитие человека.

Основные идеи гуманистической психологии. Понятие саморазвития (самоактуализации) в трудах психологов гуманистического направления (К. Роджерс, Э. Фромм, А. Маслоу). Высшие потребности (потребность в самоуважении, потребность в достижении высших метаценностей) как механизмы самоактуализации.

Современная отечественная психология. Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского. Учение Д.Н. Узнадзе о психологической установке. Субъектно-деятельностный подход С.Л. Рубинштейна. Теория отношений В.Н. Мясищева. Разработка А.Н. Леонтьевым теории деятельности. Интегративный подход в познании психологии человека Б.Г. Ананьева.

Тема 3. Понятие о человеке

Понятие о человеке индивиде. Основные особенности человека, связанные с признаками вида Homo sapiens. Социально-биологические признаки человека-индивида: пол, возраст, этничность. Особенности человека, связанные с половым диморфизмом и распределением мужских и женских ролей. Возрастная динамика в психическом развитии человека. Этнические особенности человека, связанные с родовой и социо-культурной принадлежностью.

Понятие о человеке – личности . Определение и структура личности. Внешний уровень функционирования личности: темперамент, характер, способности, роли. Теории темперамента (гуморальные, морфологические, физиологические). Типы темперамента и возможности их диагностики. Черты характера. Условия формирования характера. Акцентуации. Соотношение характера и темперамента. Биологическое и социальное в развитии способностей. Классификация способностей. Одаренность. Конвенциональные и неформальные роли. Проблема неприятия ролей.

Внутренний мир личности: потребности, мотивы, ценности, отношения, оценки. Иерархия потребностей по А. Маслоу. Мотивы достижения успеха и избегания неудачи. Составление карты интересов и мотивационного профиля личности. Анализ системы ценностей и их ранжирование. Сопоставление выявленных ценностей с задачами получения профессии и профессиональными ценностями.

Высший уровень проявления личности: свобода, ответственность, творчество, вера, совесть. Соотношение свободы и ответственности. Компоненты ответственности. Взаимосвязь ответственности с другими качествами личности. Ответственность и субъективный контроль. Ответственность и групповые нормы. Виды ответственности. Творчество и креативность. Отношение к жизни и творчество. Особенности творческой личности. Анализ творческого потенциала в профессии педагога. Совесть как внутренний критерий справедливости.

Индивидуальная картина мира и Я-концепция. Структура Я-концепции. Образ "Я" и самооценка. Я-реальное и Я-идеальное. Психологическая защита, ее виды и функции. Личностная идентичность человека в связи с семейными, профессиональными и другими социальными ролями. Личностная самореализация и личностный рост человека. Личностная зрелость.

Тема 4. Психологические состояния и процессы

Ощущения: понятие, виды, общие закономерности ощущений. Понятие порога чувствительности. Адаптация и сенсибилизация.

Восприятие. Характеристика восприятия и его особенностей. Восприятие пространства, времени и движения. Стереотипы и иллюзии восприятия. Восприятие человека человеком.

Внимание и его психофизиологическая характеристика. Свойства и виды внимания. Расстройства внимания.

Память. Виды памяти. Общая характеристика процессов памяти. Запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание. Индивидуальные различия памяти. Способы тренировки памяти.

Мышление: общая характеристика. Виды мышления. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Мышление как процесс решения задач. Диагностика интеллекта. Анализ психологических факторов, влияющих на процесс мышления.

Речь. Функции речи. Взаимосвязь мышления и речи. Виды речи. Речь как средство общения.

Воображение, его основные виды и процессы. Роль фантазии в игре детей и творчестве взрослых.

Эмоции, чувства и настроение. Формы переживания чувств. Диагностика аффекта. Эмоциональные компоненты в педагогической деятельности. Основные формы экспрессии педагога. Влияние негативных эмоций на самочувствие человека. Природа стресса. Физиологические и психологические признаки стресса. Фазы стресса. Хронический стресс. Последствия стресса. Источники напряженности в практике работы педагога и их анализ.

Базовые принципы психологической саморегуляции. Психологические механизмы, лежащие в основе изменений внутренних состояний. Условия саморегуляции. Техники изменения настроения. Способы отреагирования негативных эмоций. Техники совладания со стрессом. Психологическая помощь в эмоциональном отреагировании. Воля и эмоциональная сфера личности. Субъективный опыт саморегуляции.

Тема 5. Деятельность и ее структура

Психологическая теория деятельности. Принцип единства сознания и деятельности. Закономерности формирования навыков. Формы жизнедеятельности человека: общение, познание, труд, учение, игра, отдых. Мотивация деятельности. Человек как субъект деятельности. Факторы успешности. Образ жизни как интегративная форма организации жизнедеятельности людей.

 

8. Основные понятия курса

Психология, психика, психоанализ, бихевиоризм, когнитивная психология, гуманистическая психология, культурно-историческая концепция, теория деятельности, субъект деятельности, индивид, личность, личностный рост, темперамент, характер, способности, интересы, мотивы, ценности, Я-концепция, психические процессы, ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, психические состояния, эмоции, стресс, деятельность, саморегуляция, самопознание, саморазвитие.

 

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Рекомендуемая учебно-методическая литература

Основная:

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М., 2001.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. – М., 2008.

3. Психология: учебник для гуманитарных вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб. 2001.

4. Психология: учебник / отв. ред. А.А.Крылов. – М., 2008.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2008.

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М, 1995.

7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2010.

Дополнительная:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1969.

2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб., 2006.

3. Выготский Л.С. Психология. – М., 2000.

4. Годфруа Ж. Что такое психология? – М., 1992.

5. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. – М, 2006.

6. Климов Е.А. Основы психологии. - М., 1997.

7. Леонтьев А.Н. Психология деятельности. – М., 2003.

8. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., 1997.

9. Немов Р.С. Психология. Книга 1, 2. - М., 1994.

10. Панферов В.Н. Психология человека. - СПб., , 2002.

11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. - М., 2003.

12. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб., 2008.

13. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. - М., 2000.

14. Теоретические основы психологии человека. Программа интегративной учебной дисциплины. - СПб., 2004.

_________________________