ПЗ-2. Исходные рассуждения о психике

Цель работы – активизация общего личного опыта у студентов для рассуждений о душе (психике), в частности, для различения психики и не-психики, отношений между ними и некоторых форм психического.

В работе три части: распознавание психики как объекта среди других, суждения о психологичности различных наблюдений и суждения о психике (душе) как об особом объекте.

 

Часть 1. Распознавание психики как объекта

Предлагается перечень различных объектов, пронумерованных от первого до последнего. Нужно распределить эти объекты на две группы, «психика» и «непсихика», лишь в крайнем случае используя третью группу – «сомневаюсь». В протоколе разделите первую страницу по ширине на три столбика: «не-психика», «сомневаюсь» и «психика», – и впишите в них соответствующие номера объектов.

Выполнив задание, не глядя в перечень, в течение одной – полутора минут вспомните и выпишите в свободной строке под таблицей обозначения хотя бы нескольких объектов из числа отнесённых к категории «психика». Аргументируйте своё решение: почему Вы думаете, что перечисленные Вами объекты относятся к категории «психика»?

Перечень различных объектов

 

1 камень

2 лунный свет

3 колготки фирмы «OMSA»

4 электричество

5 город С.-Петербург

6 лесная речка

7 восход солнца

8 истинные чувства

9 атмосфера

10 блеск полированной крышки стола

11 Эйфелева башня

12 зубная боль

13 дуновение ветра

14 весна

15 металлические конструкции подъёмного крана

16 пожар

17 наручные часы марки «Ракета»

18 слесарь-сантехник

19 крупинка золота

20 тяжесть в ногах

21 свиристель, сидящая на ветке рябины

22 любовная страсть

23 обслуживание государственного займа

24 теплопроводность

25 цвет

26 бумага в клеточку

27 космический полёт

28 треугольник

29 остановка «тэшки» по требованию

30 оплодотворённая яйцеклетка (зигота)

31 смех

32 торговая фирма «Эльдорадо»

33 тайга

34 катастрофа на перегоне Левашово – Белоостров

35 горечь

36 зеркало, засиженное мухами

37 дом из кирпича

38 страх

39 покупка в кредит

40 реклама зубной пасты от фирмы «Jonson & Jonson»

41 жизнь на Земле

42 доверие к власти

43 новогодние каникулы

44 ликование

45 запрет

46 крыса с длинным хвостом

47 закон Эйлера

48 секс

49 чернильная клякса в школьной тетради середины ХХ века

50 ожидание

____________

 

Часть 2. Психологизм различных наблюдений

В этой части четыре задания.

1). Исследователи животного мира приводят различные описания «видов поведения». Взяты четыре примера описаний, в которых с разной степенью учитывается одушевлённость животных. (Ист.: Экологические и эволюционные аспекты поведения животных / Отв. ред. Б.П. Мантейфель. – М., 1974. С.46,110,128; Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. – М.,1976. С.157. С изм.).

А. Агрессия, безразличие, исследование, убегание, прятание.

Б. Движения ртом и головой, передними конечностями и ртом, только передними конечностями, только одной передней конечностью.

В. Агрессия, злость, изменчивость, трусость, спокойствие.

Г. Вожачество, кормление детенышей, перебегание, случка, пастьба.

Присвойте наиболее психологичному описанию № 1, наименее психологичному - № 4, а остальным, соответственно, № 2 и № 3. Аргументируйте своё решение: « №1 – пример под такой-то буквой, потому что …» и «№ 4 – пример под такой-то буквой, потому что …»

2). Даны две зарисовки – результаты наблюдения за поведением приматов в различных условиях: А. – по Л.А. Фирсову (Поведение антропоидов в природных условиях. – Л., 1977. С.38. С изм.) и Б. – по Б.Ф. Сергееву (Жизнь лесных дебрей. – М., 1988. С.8.).

Какая позиция из двух более психологична? Аргументируйте свой ответ.

А. Обобщив свои суточные наблюдения, Л.А. Фирсов выявил такой «режим дня» у приматов:

21:30-22:00 – укладывание в гнёзда и будки;

22:00- 7:30 – сон;

7:30-11:00 – вялые игры, обыскивание и взаимообыскивание (т.е., вылавливание блох), спокойное объединение в группы;

11:00-13:00 – кормёжка, в основном, в подлеске (т.е., на первом лесном «этаже»), иногда кратковременные игры;

13:30-15:30 – сбор на пригретых лужайках или в тени, если жарко. Вялое обыскивание. Сон;

15:30-20:30 – непрерывная кормёжка, в основном, в кронах деревьев;

20:30-21:30 – взаимное обыскивание, интенсивная игра, объединение вокруг вожака.

Б. В своей зарисовке Б.Ф. Сергеев говорит: «Обычно к утру джунгли обволакивает густой туман. Лишь часам к девяти солнечные лучи сгоняют его с «лесной крыши» и рассеивают тучи. Именно тогда в кроны поднимаются многие животные, чтобы принять солнечную ванну, так необходимую для большинства обитателей лесных дебрей.

В азиатских джунглях первыми здесь оказываются человекообразные обезьяны – гиббоны, живущие небольшими семьями. Рассевшись на ветвях лицом к солнцу, подперев голову коленями и, на всякий случай, уцепившись руками за ближайшие сучья, они начинают свое удивительное утреннее хоровое пение. В концерте участвуют и солидные главы семей, и дети-несмышлёныши. Обезьяны поют самозабвенно и нередко доводят себя до экстаза. Гимны солнцу звучат 1,5-2 часа. Когда становится жарко (т.е., примерно около 11 часов), семьи гиббонов скрываются в густой листве».

3). Характеристика учителя . В 90-е годы ХХ века Фонд Сороса финансировал работу по выявлению и обобщению мнений об учителях у студентов-первокурсников. Это стало основой для проведения в России конкурсов на звание «лучший учитель года». Вспомните такого учителя и запишите его фамилию, имя и отчество. Разделите 5-7 строк страницы пополам и обозначьте левый столбик словом «Факты», а правый – словами «Оценки и интерпретации». В течение полутора – двух минут дайте характеристику этому учителю. В левом столбце приведите факты, свидетелями которых Вы были: процессы и результаты учительского поведения и деятельности. В правом столбце приведите свои оценки и толкования (интерпретации) этих фактов.

Прокомментируйте данную характеристику: в чем проявилась Ваша субъективность, когда речь шла: а) о фактах и б) об оценках и интерпретациях?

4). Из приведённого ниже текста выпишите в строчку через запятую все обозначения психического. (Ист.: Прошак Л. Братская могила для живых и мертвых //Аргументы и факты. № 6. 2001. С.9. С изм).

Восьмибалльное землетрясение разрушило два города и стерло в порошок десятки деревень. Всё выглядело страшно. Индийские матери в городе Ахмедабаде рыдали, заламывали руки, рвали на себе волосы, сходили с ума над руинами школы. Школа похоронила их детей во время репетиции праздника по случаю Дня независимости… Совсем так же несколько лет назад русские матери в Нефтегорске [на Сахалине] обмирали над детьми, погребенными под руинами кафе, в котором они собрались на свой выпускной бал…

Говорят, смерть одного человека – трагедия, а гибель сотен и тысяч – уже статистика. В Индии погибших – от 20 до 100 тысяч. Удалось достать живыми из завалов чуть больше 120 человек. Люди привыкают ко всему. Погибших стаскивают в кучу, обкладывают хворостом и поджигают. Ритуальный костёр для кремирования усопших требует серьёзного, тщательного подхода. Используются особые породы деревьев, жрецы в белых одеждах произносят особые напутственные слова… Но сейчас не до этого, и в огонь идёт всё, что есть под рукой. Когда костёр прогорит и рассеется приторный запах смерти, над костром будут греть руки те, кто выжил, но остался без крова, без пищи, без питьевой воды, в ожидании новых ударов стихии. За неделю в штате Гуджарат было более четырехсот подземных толчков. Ночью же температура здесь опускается до плюс четырех по Цельсию.

И на десятый день после разрушений спасатели вызволяли живых: безмолвного ребёнка, столетнюю старушку, худую, как щепка. Вот закономерность любой катастрофы: самыми живучими оказываются дети и старики, которые умеют довольствоваться малым. И ещё одно наблюдение: так пассивно сопротивляться смерти умеют только индусы. Российские спасатели, много повидавшие, удивлялись. Достают из-под завала индуса, поджарого, как гончая, а у него в глазах нет ни капли ужаса, жесты скупы и спокойны. Словно он и не удивился тому, что оказался заживо погребённым в этом страшном склепе. Девчонок завалило, так они обнялись покрепче и стали вживаться в это новое своё состояние. Невольно подумаешь: чтобы выжить в катастрофе, надо в новой своей жизни родиться индусом.

Однако выжили немногие. Радовались ли они тому, что спаслись? Если да, то очень сдержанно радовались, со стиснутыми зубами, со слезами на глазах, с внутренней дрожью. Велико ли счастье выжить, говорит журналистка, пролежав четверо суток в обнимку с ?мершим родным человеком? Легко ли было ловить его последний вздох?.. Жертвы индийского землетрясения лежали под руинами так тесно, что живые и мертвые невольно оказывались в одной братской могиле.

По закону подлости землетрясения чаще всего случаются ночью или под утро выходного или праздничного дня. Реакция любого человека в любой стране примерно одинакова: мне снится страшный сон. Сейчас я проснусь, и всё будет хорошо. А потом приходит страшное понимание – нет, это не сон…

Землетрясение бывает нестрашно в первый раз. Если человек имеет опыт его переживания, то он боится уже не столько происходящего, сколько своего ожидания того, как всё это будет происходить. От тебя самого ничто уже не зависит. Всё рушится, хотя минуту назад казалось, что уже рухнуло всё, что могло рухнуть. И землю бьёт крупная, нервная дрожь…

Закончив выписывать слова, ответьте на вопрос: Почему Вы сочли эти слова обозначениями психического?

 

Часть 3. Характеристика психики как особого объекта

В этой части десять вопросов. Отвечая на каждый, следует указать номер вопроса и ключевые буквы (слова), после которых ставится двоеточие и далее даётся ответ. Ключевые буквы или слова указаны в скобках после каждого вопроса.

1. Чем психика отличается от физических тел, от вещей? («Пс. – от физич.: …»)

2. Чем психика отличается от физиологических отправлений организма? («Пс. – от физиол.: …»)

3. Чем поведение одушевлённого существа отличается от механического движения, например, от движения робота? («Пс. – от механ.: …»)

4. Чем психические явления отличаются от социальных? («Пс. – от соц.: …»)

5. Какие условия необходимы и достаточны для возникновения и существования психики (души)? («Усл. психики: …»)

6. Какой бывает психика? Какие свойства её Вы можете назвать? («Пс. бывает: …»)

7. Какие виды психики – варианты, классы, типы – Вы можете выделить? («Виды пс.: …»)

8. Какие отношения существуют между психикой человека и его телом? («Между пс. и телом: …»)

9. Какие отношения существуют между психикой и окружающим миром (объективной действительностью)? («Между пс. и миром: …»)

10. Какие отношения существуют между психикой и поведением одушевлённого существа? («Между пс. и поведением: …»)

С учетом проделанной работы сделайте общие выводы:

1) Что такое «психика»? Дайте определение. («Пс. – это: …»)

2) «Думаю, что объективное значение работы на этом ПЗ…»В чём?

3) «Думаю, что субъективный смысл моей работы на этом ПЗ заключается…»В чём?

_____________________