Глоссарий (по программе Регуш – Алексеевой «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию»)

Психология: 1) общее значение слова – наука о душе; 2) одно из частных значений (в контексте дисциплины «психология человека») – душевный мир, осознаваемый с определённой позиции.

Психика (по-русски – душа): а) идеальная принадлежность высоко организованного существа – животного организма, б) субъективное отражение действительности, в) инструмент самосохранения и ориентации в среде.

Психоанализ: 1) исторически первичное значение (по Зигмунду Фрейду): практика клиники неврозов с опорой на динамическую модель психики пациента – как области столкновения его биологического бессознательного (Ido) с его социальным надсознательным (Super ego) на «сцене» сознания (или, по Фрейду, на «сцене» «Я» (Ego)); 2) исторически производное значение формируется за счёт обобщения (расширения) исходного значения этого слова при его использовании в различных ситуациях. И тогда под психоанализом подразумевают анализ психики при её познании по любым подходящим (актуальным) основаниям.

Бихевиоризм: направление исследований, в которых объектом становится именно поведение, а не психика, с опорой на общую модель: «стимул ? субъект ? реакция».

Когнитивная психология: направление исследований психических образований с акцентом на их объективном содержании (на том, что воспринимается, переживается, мыслится) и на механизмах переработки этого содержания при его усвоении.

Гуманистическая психология: направление исследований интегральных психических образований у человека с использованием различных моделей человеческих потенциалов и моделей саморазвития человека.

Культурно-историческая концепция: признание определяющей роли в развитии человеческой психики у вовлечённости ребёнка в межчеловеческие отношения, возникающие при совместной деятельности, и у опосредствованности этих отношений системными социальными знаками (языками), – прежде всего, в виде речи ближайшего окружения ребёнка, в виде речи его матери (Л.С. Выготский).

Теория деятельности: признание взаимодействия живого существа с окружающим миром главным фактором его существования и развития, причём развития в соответствии с логикой изменений, происходящих в мире (И.М. Сеченов). Изменения взаимодействия вслед за внешними изменениями предопределяют изменения живого, в частности, животного организма, в том числе предопределяют изменения в его психике. Достижение уровня сознания выводит взаимодействие на уровень собственно человеческой деятельности: целенаправленной и организованной активности, опосредствованной межчеловеческими отношениями и наличным состоянием культуры во всех её формах (С.Л. Рубинштейн; А.Н Леонтьев).

Субъект (деятельности): 1) в общем – это активный объект, который ведёт себя среди прочих объектов (обладает «свободной активностью», в отличие от технических устройств); 2) человек выступает как субъект (проявляет выраженную активность) на всех уровнях своего существования (бытия): и как животный организм, и как член общества, и как частное лицо, и как преобразователь действительности, и как носитель духовности; 3) человек как субъект деятельности в специальном значении слова преодолевает сопротивление обстоятельств (творит и/или разрушает) и сопротивляется вредоносным воздействиям (сохраняет себя, развиваясь) в различных сферах своего бытия: в труде, общении, познании, в сфере ценностных ориентиров.

Индивид: 1) в общем – живое существо, представитель определённого рода и вида, отдельная особь; 2) в частности – отдельный человек в обществе (а не пара, не группа, не социальная организация, не какая-либо другая социальная единица).

Личность: 1) социальное существо – отдельный человек; 2) социальное качество человека, живущего среди людей и занимающего определённое место в межчеловеческих отношениях; 3) то, чем человек является для людей, то, как он обнаруживает себя для них.

Личностный рост: 1) социализация человека; 2) прогрессивные изменения в положении человека в социально значимых межчеловеческих отношениях; 3) общественное признание места и роли человека в системе межчеловеческих отношений.

Темперамент: 1) первичный уровень душевной организации, 2) опыт вида на уровне индивида (особи), 3) инструмент самосохранения и ориентации в самых общих условиях среды обитания (как полезных и/или вредных).

Характер: 1) общая форма проявлений человеческой активности; 2) общая форма отношений с миром человека-субъекта: преобразователя действительности, в том числе и самого себя; 3) форма реализации способностей при обеспечении направленности у человека-субъекта.

Способности: потенциал человека как субъекта в определённых сферах (видах) деятельности – потенциал познавательный, энергетический, регулятивный.

Интересы: особенные избирательные позитивные познавательные отношения к действительности в определённых сферах (видах) деятельности.

Мотивы: 1) объективно – предметы, удовлетворяющие потребности живого существа в типичных ситуациях его жизни (А.Н. Леонтьев); 2) субъективно – смысловые установки, или готовность действовать определённым образом в различных жизненных ситуациях, типичных для образа жизни данного индивида.

Ценности: 1) культурно детерминированные ориентиры социального поведения; 2) объективные критерии (меры оценки) отношений к действительности и взаимодействия с ней у человека как личности – как члена общества, как носителя определённой культуры.

Я-концепция: субъективный категориальный конструкт, или личная «теория» (в пределе – система понятий), посредством которой человек раскрывает для себя свою собственную природу. Различаются: «Я-концепция» в себе, осознаваемая «Я-концепция» для себя и различные выражения «Я-концепции» для других (А.М. Парачёв).

Психические процессы: множество актов душевной жизни, взятые в их динамике в пределах существования каждого акта – в виде непрерывной последовательности взаимосвязанных изменений (Б.Ф. Ломов).

Ощущение: психическое отражение отдельного признака чего-либо при его непосредственном воздействии на соответствующий орган – анализатор.

Восприятие: психическое отражение отдельного тела (явления) при его непосредственном воздействии на соответствующие органы – анализаторы.

Внимание: включение объекта в сферу субъективной активности и удержание в ней.

Память: 1) душевная организация отдельного существа – животного организма; 2) опыт собственной жизни отдельного существа; 3) инструмент самосохранения и ориентации живого существа в типичных условиях его жизненного пути.

Мышление: психическое отражение отдельных отношений между объектами, опосредствованное действиями субъекта, устанавливающего эти отношения.

Воображение: психическое воссоздание предмета – объекта для субъекта – с выходом за рамки предметной определённости в наличной ситуации.

Психические состояния: качественно определённые акты душевной жизни, характеризующие их носителя в целом и преходящие во времени (сменяющие друг друга).

Эмоции: психическое отражение отношений объекта к субъекту посредством изменений в состоянии организма этого субъекта.

Стресс: 1) исходное значение в физиологии: «общий адаптационный синдром» – как реакция организма на вредное воздействие (г. Селье); 2) объективно – давление (по-английски); 3) субъективно – напряжение, состояние переживания каких-либо воздействий как давления: физического, нравственного, психического.

Деятельность: 1) в общем, деятельность – это активность (работа) определённого её носителя (субъекта, исполнителя); 2) в частности, деятельность – это свободная активность её носителя, преобразующего действительность.

Саморегуляция: в целенаправленных системах – это использование наличных потенциалов для оптимизации (налаживания, приведения в порядок) собственного состояния, свойств, поведения (в т.ч. функционального) и развития.

Самопознание: 1) рациональный аспект рефлексии – как обращённости на себя: как выделение себя из среды и отделение себя от своих связей со средой; 2) с т.зр. своей адаптации (самосохранения) – деятельность по оптимизации Я-образаи, в том числе, Я-концепции, сначала – для других, а потом и для себя; 3) с т.зр. ориентации в себе как существующем и взаимодействующим с окружающим миром – это инструмент обратной связи: контроля, оценки и интерпретации своего состояния, своих свойств, своего поведения и развития.

Саморазвитие: 1) непрерывная однонаправленная закономерная последовательность изменений от возникновения до исчезновения; 2) как альтернатива (дополнение) внешней детерминированности развития: признание внутренней детерминированности изменений, происходящих с организмом в его взаимодействии со средой; 3) человек осознаёт саморазвитие (в форме самопознания) как свою собственную жизнь – от зарождения до смерти: как развёртывание генетической программы в определённых социокультурных условиях и при собственной активности в различных сферах деятельности.

________________________