ЛК-8. Аффективные психические образования и функциональные единицы психики

В рамках предыдущей темы речь шла о познавательных психических образованиях, отнесённых к числу исходных при акценте на объективном содержании в «портрете» души. Теперь мы сделаем акцент на субъективной форме в этом «портрете» и выделим аффективные психические образования – эмоции (1) и внимание (2). А после этого выделим функциональные единицы психики, в которых едины её содержание и форма (3).

 

1. Эмоции и чувства

1.1. Определения. Эмоция – это: (а) пассивный аспект («страдательная сторона») субъективной формы психического образа, (б) отражение отношения объекта к субъекту (источника к носителю!), (в) отражение, опосредованное состоянием организма.

Слово «чувство» на бытовом уровне имеет глобальное значение и распространяется на множество различных психических образований. Для нас важно различать значения этого слова при выделении психических образований с акцентом на познавательном и на аффективном планах. Так, в контексте характеристики познавательных образований выражение «органы чувств», или анализаторы, относилось к анатомо-физиологическому аппарату ощущений. А в контексте характеристики аффективных образований выделение чувств наряду с эмоциями предполагает уже иную семантику. Чувство как аффективное образование, или «социальное чувство», понимается уже как сознательное отражение отношения чего-либо к человеку как личности. Иными словами, чувства – это социально опосредованные и/или социально опосредствованные эмоции.

(См. также о соотношении эмоций и чувств: Еремеев Б.А. Чувства // Практикум по общей психологии. – 2-е изд., перераб. и доп. /Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1990. С.202-217; и о том же под другим углом зрения: Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002. С.282-288).

1.2. Свойства эмоций и чувств.

1. Необособимость от познавательных явлений. Обособление – при патологии.

2. Глобальность – как вовлечённость всего организма (на уровне чувств – вовлечённость всей личности).

3. Качественное своеобразие, или модальность. Среди базовых эмоций (по К. Изарду): радость, гнев, печаль, страх, удивление, отвращение, интерес…

4. Сложность (многокомпонентность, или конкретность) и гармоничность.

5. Энергетизм: а) как затраты на выражение и б) как продуцирование энергии – за счёт мобилизации ресурсов организма (личности).

6. (Объективное) значение для организма (и/или личности): положительное и/или отрицательное.

7. Полярность – по различным основаниям: по значению, энергетике, сложности, гармоничности…

8. Динамика – как фазность по интенсивности и модальности.

1.3. Атрибутивность. Эмоции как функцию организма описывают центральные, периферические, билатеральные теории. Центры «ада» (20-25% массы активных в этом плане мозговых структур) и «рая» (75-80%) открыли и исследовали различные учёные, в том числе Олдс и Дельгадо. «Периферические» теории развивали, в частности, Джеймс и Ланге. «Билатеральные» теории получили распространение в связи с исследованиями функциональной асимметрии в работе больших полушарий головного мозга. Так, считается, что работа правого полушария у большинства «правшей» делает б?льший вклад в отрицательные эмоции, работа левого полушария – в положительные эмоции.

Эмоции как процесс развиваются от глобальных, простых, к дифференцированным, сложным. В онтогенезе наличие удовольствия и неудовольствия совершенно определённо установлено уже на 5-м месяце жизни плода в материнском чреве (в некоторых исследованиях говорится и о более ранних сроках – о четвёртом месяце). Радость, страх и другие эмоции формируются на первом году жизни (у младенца) по мере развития его контактов со взрослыми. С 2,5-3 лет закладываются социальные чувства: из страха рождается стыд, из гнева – обида, зависть, ревность… Гражданские чувства закладываются с 14-15 лет (со времени созревания мозговых структур). Общая форма патогенеза эмоций – «вспухание» чего-либо и «застревание» на чём-то. Разрушение эмоциональной сферы начинается со сложного, восстановление – с простого (в общем случае). В актогенезе эмоций выражены фазы. Переходное состояние (между модальностями, между знаками) может создавать иллюзию того, что эмоций нет. По соотношению интенсивности и временн?й длительности выделяют аффект, страсть, настроение, эмоциональный тон (едва заметная окраска).

Эмоции как свойство, или как эмоциональность носителя, раскрываются двояко. Это и способность выражать свои эмоции, быть экспрессивным, и способность распознавать чужие эмоции, сопереживать и сочувствовать другим существам. Часто в этом значении используют слово «эмпатия». (Более общее значение этого слова – идентификация в форме уподобления субъекта объекту, в отличие от проекции как идентификации в форме субъективного уподобления объекта себе – за счёт «наложения» на него, приписывания ему своих психических образований). Здесь актуальны проблемы семантики эмоций и чувств как их проявления в движениях, действиях, поступках. Чем более произвольны такие проявления (например, у актёров), тем они менее информативны для диагностики эмоций.

Эмоции как состояние носителя психики характеризуются его пребыванием на определённой фазе динамики (процесса) эмоций.

1.4. Деятельностная природа эмоций . Регулятивный (или коммуникативный) аспект деятельностной природы эмоций раскрывает их пассивный, «страдательный» план в деле объединения их носителя с миром.

Приспособительный аспект эмоций как особой психической деятельности раскрывается через их связь с потребностями носителя эмоций и с вероятностью их удовлетворения в данных условиях (по П. В. Симонову (1926-2002)):

Э = ф (П (И(д)- И(н))). Здесь Э – интенсивность эмоции; П – интенсивность потребности; И(д) – данная, наличная информация; И(н) – нужная информация, а ф – функция.

Связь эмоций с потребностями и вероятностью их удовлетворения имеет структурно-функциональные основания в нервной системе, в строении головного мозга. Так эмоции включаются в механизм уравновешивания организма со средой.

Осведомительный аспект эмоций как деятельности раскрывается в том, что эмоции – это особая информация, компенсирующая дефицит информативности у текущих впечатлений. Через эмоции субъекту раскрывается смысл мало определённых воздействий (стимулов). И это становится наиболее очевидным для исследователя, когда рассматриваются высшие, собственно человеческие эмоции, или социальные чувства человека. Их место и роль в жизни раскрывается как переживание человеком объективного значения (а затем и субъективного смысла) происходящего. Среди основных вариантов социальных чувств выделяются, в частности, коммуникативные чувства, глорические, праксические, романтические, эстетические, гедонические, пугнические, аккизитивные…(См.: Додонов Б. И., 1978; 1987).

Пример. Абрахам Маслоу (1908-1970), предложивший концепцию самореализующегося человека, в связи с вопросом об инструментальной роли эмоций сказал следующее (1997. С.188): «Настоящие, высшие переживания [ – это] те, которые несут человеку радость, экстаз и новое видение мира, которые возвышают человека. [И] происходят [они, прежде всего,] от проникновенного восприятия именно классической музыки, от её великих шедевров».

Примеры страхов. Ахиллес боялся повредить пятку, князь Олег боялся своей лошади, а Наполеон – насморка и сифилиса… По данным социологических опросов, осенью 1999 г. россияне боялись: повышения цен и обнищания – 46% опрошенных, роста преступности – 32%, безработицы – 24%, гражданской войны и голода – 23%, спада производства – 20% (Метро. 30.09.1999.) А осенью 2006 г. россияне больше всего боялись болеть, потерять близких и имущество. Эти страхи преследуют и жителей европейских го­родов. В отличие от европейцев, выраженность стра­хов у россиян насторажива­юще высока и не всегда соответствует реальному поло­жению вещей. Вообще же жизнь в больших городах сама по себе дурно влияет на психику. Жители мегаполисов очень боятся одиночества. В толчее мегаполиса тоска по родственной душе ощущается острее, чем в пустыне. (Метро 07.08.2006.). В 2004 г. житель Бразилии российского происхождения Игорь Рафаилов опубликовал словарь, содержащий 1029 ф?бий, или различных страхов, как устойчивых навязчивых состояний…

 

2. Внимание

2.1.Определение. Внимание – это: (а) активный аспект субъективной формы психического отражения, (б) включение объекта в сферу субъективной деятельности, (в) регулятивная сторона психической деятельности.

2.2. Свойства внимания.

1. Необособимость от всех психических образований: нет внимания без познавательных психических образований (обособление – при патологии).

2. Избирательность – как активный аспект предметности, или как установление отношения между фигурой и фоном.

3. Динамичность, или скольжение, – как переход субъекта от одного объекта к другому.

4. Сосредоточенность – это интенсивностная характеристика внимания.

5. Устойчивость во времени (как противоположность колебанию). При ощущении измеряется в секундах: 2-3, максимум – 10 секунд. При восприятии – в минутах: 10-15, максимум – 45 минут. При мышлении устойчивость во времени измеряется часами: 1,5?2,0, максимум – 3-4 часа.

6. Концентрированность (и/или распределённость) – это пространственная характеристика внимания. Раскрывается как одновременное (или параллельное) выполнение различных видов деятельности.

7. Объём внимания характеризуется количеством однородных объектов, с которыми одновременно действует субъект. У взрослых людей этот объём в среднем составляет 5-6 объектов, у детей-дошкольников (в первом детстве) – 2-3 объекта. Эталонным считается оперативный объём от пяти до девяти объектов: 7±2.

2.3. Атрибутивность внимания. Как функция работающего организма, внимание – это настройка системы анализаторов и органов движения на оптимум для взаимодействия с объектом. Центральное звено механизма – процессы в головном мозге: динамика возбуждения и торможения. Её раскрывают понятия: иррадиация (распространение процесса по коре и в подкорковые зоны), концентрация (сведение процесса в один участок – очаг) и индукция: наведение одним процессом другого, дополнительного, в соседних участках. Различают положительную индукцию, при которой торможение в одном месте стимулирует возбуждение в соседних, и отрицательную индукцию, при которой возбуждение в одном месте приводит к торможению в соседних участках мозга. Выраженная («застойная») концентрация возбуждения с одновременной отрицательной индукцией в соседних участках мозга называется доминантой (по А. А. Ухтомскому (1875-1942)).

Внимание как процесс в филогенезе зарождается в рамках жизнедеятельности. У высших животных – как настороженность, бдительность, готовность реагировать. Различаются «позы активного покоя», или «позы внимания». Прислушивание, разглядывание, принюхивание – за счёт «тонической рефлекторной иннервации». В социогенезе внимание выделяется как относительно самостоятельная грань психики, её регулятивный аспект, в связи с разделением деятельности на практическую и теоретическую. Выделяется внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание наиболее очевидно при манипуляциях с объектами (телами). Внутреннее внимание в высших формах – это рефлексия душевной и, в частности, духовной жизни. В онтогенезе выделяются ступени внимания: сосредоточение, слежение, подстройка (уподобление), воспроизведение, установление отношений, создание ситуаций… В патогенезе нарушаются, прежде всего, высшие, опосредствованные формы внимания, в частности, внутреннее внимание: появляются «рваные мысли»; «выпячивание» какого-либо свойства, «застревание» в каком-либо состоянии. Актогенез внимания всегда вплетён в генез познавательных явлений.

Внимание как свойство его носителя – это способность устойчиво проявлять психическую активность, когда это необходимо. Отсутствие её называют «рассеянностью». Различают две крайние формы рассеянности. При «детской» рассеянности сильна отвлекаемость (скольжение) и сл?бы концентрация, устойчивость, сосредоточенность. Для «рассеянности учёного» характерны слабая переключаемость (инертность) и сильные избирательность, концентрация, устойчивость, сосредоточенность…

Внимание как состояние в данный момент характеризует включённость субъекта в определённую деятельность.

2.4. Деятельностная природа. Внимание как активный момент (сторона) любого психического образования имеет очевидную коммуникативную (или регулятивную) природу, и это подчёркнуто в определении. Различаются уровни внимания как психической регуляции: невольное (непроизвольное), произвольное, послепроизвольное, волевое.

Невольное внимание определяется, прежде всего, характеристиками объектов – в связи с функциональным состоянием носителя. Среди этих характеристик – новизна раздражителя, начало или конец воздействия, его сравнительная интенсивность, связь объекта с потребностями. Произвольное внимание имеет место в деятельности. Послепроизвольное внимание определяется инертностью включения в деятельность. Волевое внимание предполагает преодоление препятствий для психической деятельности. Регулятивный потенциал внимания раскрывается также в переключении субъекта с одной деятельности на другую.

Внимание как приспособительная деятельность обеспечивает готовность его носителя реагировать на значимые изменения действительности. Готовность эта получила особое обозначение – «установка». Соответствующее понятие установки много лет разрабатывалось в грузинской психологической школе, основателем которой стал Д. Н. Узнадзе (1886-1950).

Внимание как осведомительная деятельность обеспечивает дифференцированность предметной картины мира. Так, на высшей ступени волевой регуляции раскрываются (конкретизируются) цели и задачи деятельности, её объект и предмет, её методы и средства, её условия и результаты. Главная характеристика внимания на этом уровне – его социальная опосредствованность, раскрывающая значение того, с чем приходится иметь дело человеку. Существенна также осмысленность происходящего для человека на всех уровня его бытия – от индивидного до индивидуального.

Необособимостьвниманияото всех вообщепсихических образований ярко раскрывается при нарушениях их регулятивного аспекта и при нарушениях регуляции движений и действий (по:Ильин Е.П., 2000, с.178-186).

В общем, трудность сосредоточения обычно обусловлена истощением нервной системы из-за перенапряжения: из-за длительных переживаний, чрезмерной умственной нагрузки, отравления, инфекционных болезней… Довлеющим становится невольное внимание с постоянным отвлечением от того, что д?лжно делать. Усиливается рассеянность какнарушение устойчивости внимания с повышением отвлекаемости (в частности, у больных с начальными явлениями склероза сосудов головного мозга, с локальными поражениями лобных долей головного мозга). Переключение в форме повышенной реактивности на происходящие вокруг изменения выражается в поведении, которое называют «полевым»: человек постоянно вмешивается в чужие дела, будучи не в состоянии сконцентрироваться и сосредоточиться на чём-то одном.

Нарушается актогенез психических образований. Так, при поражении лобных долей головного мозга (особенно правой) нарушается процесс восприятия. При зрительном восприятии такие больные не могут сравнить похожие изображения и выделить их отличия, не могут найти скрытое изображение в так называемых «загадочных картинках». При слуховом восприятии нарушается количественная оценка и воспроизведение звуков, например, ритмов. При осязании нарушается опознание различных фигур и выработка соответствующих установок. Возникают персеверации (от лат. perseveratio– упорство), или навязчивые повторения одних и тех же движений или образов (см. выше о «застревании»).

Нарушения произвольных представлений традиционно обозначают как «дефекты памяти». Различают амнезию, гипомнезию и гипермнезию. Амнезия – полное выпадение из опыта определённого периода жизни. Гипомнезия – затруднённые представления о текущих и о давно прошедших событиях.Гипермнезия (в клинике – редко) – резкое усиление способности представлять, казалось бы, давно и напрочь забытые события. Псевдоамнезии – нарушения произвольных представлений из-за семантических сбоев в их организации и/или из-за психического истощения: носитель психики узнаёт что-то, но не может воспроизвести. Сюда же относятся «агнозии Шарко – Вильбрандта», возникающие при поражении теменно-затылочных областей головного мозга.

Нарушения регуляции отдельных действий, картины поведения в целом и деятельности, в том числе речевой – как нарушения их целесообразности (мотивированности), их сложной последовательности, их внутреннего строения (различного рода апраксии и афазии). И нарушения высшей формы волевой регуляции, прежде всего как её ослабление, обозначаются словами абулия, гипобулия, гипербулия, парабулия. При абулии (от греч. abulia – нерешительность) нет внутренних побуждений к двигательной активности, в том числе к речевой (мутизм). Больной может быть полностью обездвижен: может находиться в состоянии ступора, в том числе в состоянии каталепсии, при которой больной застывает в любом положении, в которое его привели. Гипобулия – это ослабление побуждений к движениям; гипербулия – повышенная интенсивность хаотичных внешних движений…

Пример неосознанности ситуативно-типичных действий, имеющих социальную природу, и последствий их неизменности при объективном изменении в ситуации:

Пенсионер Данила Андреевич Шестиплатьев, проживавший в 1997 г. в Купчино, после всего происшедшего рассказывал: «Это было ужасно! Из моего рта во все стороны торчала щетина так, как будто я откусил кусок свинины со шкурой. Всё отвратительно воняло. Мои губы слиплись, намертво зажав ручку зубной щётки. Кроме того, что я чуть не отравился, мне грозила смерть от удушья».

А случилось вот что. Внук пенсионера приклеивал в ванной отошедшую кафельную плитку и оставил на полке в ванной комнате тюбик с клеем. Это-то и стало причиной случившегося кошмара. Данила Андреевич взял не тот тюбик, выдавил на зубную щётку вместо пасты клей зарубежного производства и стал чистить зубы, вначале не обратив внимания на появление странных ощущений во рту… Когда Данила Андреевич понял, что произошло, ему уже могли помочь только врачи «Скорой помощи»...

(Ист.: Синицын Н. Почистил зубы… //Привет, Петербург. 11.11.1997. Пересказ).

 

3. Функциональные единицы психики

Один из столпов отечественной психологии, А. Н. Леонтьев (1903-1979), назвал понятие смысла «последним аналитическим понятием, венчающим общее учение о психике».

Определение смысла: э тоситуативно-функциональная единица (или акт) психики, которая раскрывает для её носителя конкретику наличного бытия:

(а) существенное для носителя психики в актуальном для него масштабе наличных условий, в том числе:

(б) собственные характеристики источника (объекта отражения), общие, особенные и единичные;

(в) место и роль источника (объекта отражения) в типичных для носителя психики условиях его жизни – в типичных жизненных ситуациях.

Свойства смысла.

Предметность смысла конкретна. Любой объект действительности раскрывается для субъекта через призму актуального уровня психической организации, в единстве его объективного содержания и субъективной формы.

Константность смысла относительна: сохраняется некоторая неопределённость, есть б?льшая или меньшая возможность для изменений смысла при изменении наличных условий (жизненной ситуации).

Целостность смысла предполагает и его отдельность, и связанность его компонентов. Во-первых, смысл объединяет своего носителя с действительностью, включает его носителя в жизненную ситуацию. Во-вторых, в самом смысле оказываются едины различные его грани. Так, едины рациональное и иррациональное, познавательное и аффективное, информационное и регулятивное, – всё то, что при анализе мы выделяем в душевных явлениях, чтобы лучше в них разобраться.

Обобщённость смысла чего бы то ни было для его носителя полностью субъективна (но это не исключает исходной объективности содержания смысла – лежащего у его истоков значения). Эта обобщённость является эффектом жизненного пути носителя и его актуального состояния. Каждый объект отражения осмыслен постольку, поскольку он актуален, поскольку он выделяется субъектом в условиях данной жизненной ситуации.

Каждый смысл полиструктурен: и из-за многозначности каждого объекта действительности, попадающего в сферу субъективной деятельности; и из-за сложности своего носителя (субъекта); и из-за вариативности фактических отношений, складывающихся на практике между субъектом и объектом…

Тройственна интегративность смысла. Во внутреннем плане для носителя смысла в разной степени актуальными оказываются различные грани наличного душевного движения: познавательная, эмоциональная, регулятивная, а в высших формах – и рефлексивная. Во внешнем плане, но в пределах душевной жизни носителя, множество актуальных смыслов оказывается более или менее упорядоченным, а время от времени и противоречивым (т.е. потенциально конфликтным). И во внешнем плане, в плане включённости носителя смысла в жизненную ситуацию, всегда оказываются актуальными деятельностные характеристики смысла: как обеспечивающего связь его носителя со средой, как обеспечивающего адаптацию к жизненной ситуации и как ориентирующего в ситуации, в том числе и обеспечивающего учёт и предвосхищение (!) происходящих в ней изменений (см. ниже).

Атрибутивность смысла.

Смысл – функция опыта его носителя, который конкретизируется на всех (актуальных!) уровнях психической организации. Отсюда – смысл для человека на уровне индивида, на уровне личности, на уровне частного лица, на уровне субъекта деятельности, на уровне индивидуальности… Правда, есть исследователи, считающие, что смыслы суть лишь человеческие порождения, порождения человека как «социального индивида»…

Смысл – процесс: развитие интегративной единицы психики в разных масштабах её существования. Рассматривается фило-, социо-, онто-, пато- и актогенез смыслов, или смыслообразование. Осмысление действительности, в общем, начинается с отдельных актов мысли и, в частности, с понимания происходящего как включения его в субъективный опыт. Высшие формы осмысления характерны для уровня индивидуальности. Здесь выявляются инвариантные отношения между объективными значениями и субъективными смыслами, в том числе – собственными, в разных масштабах актуальной жизненной ситуации.

Каждый смысл – свойство своего носителя, свойство более или менее общее. Это устойчивая принадлежность человека, обладающего более или менее развитой «смысловой сферой». Сфера эта ситуативно («здесь и сейчас») раскрывается множеством смыслов, упорядоченных так или иначе. И каждая смысловая структура определяется актуальными связями (объективными отношениями) у носителя психики с действительностью.

Смысл – состояние его носителя, который (а) либо включается в разбор ситуации, либо нет и (б) который, включившись в разбор ситуации, находится на каком-либо этапе этого разбора, его актуального (акто-) генеза.

Деятельностная природа смысла. В регулятивном плане смыслообразование буквально связывает своего носителя со средой. Это связь и с актуальной жизненной ситуацией в целом (носитель «включается в контекст»), и с её компонентами – с выделенными в ней элементами и отношениями между ними, которые оказались значимы для носителя и, поэтому, привлекли его внимание.

Смыслообразование является инструментом адаптации. Происходит преобразование «под себя» воспринимаемого и воспринятого – в виде проекции в её различных вариантах. Происходит и «подстройка» под наличные обстоятельства (уподобление им) в соответствии уже с их природой. В общем же, носитель психики соотносит поступающую информацию и свой опыт в форме смысловой сферы, имеющей определённую организацию. Поступающая информация преобразуется (подлежит селекции, коррекции, «акцентуированию», замене и вытеснению) – вплоть до полной утраты её исходной формы. Эффектом, в общем случае, становится факт смысловой идентичности во взятом масштабе жизненной ситуации (и/или её компонента) и при достигнутом уровне развития смысловой сферы у носителя психики. Это то, что обычно называют «душевным равновесием».

Смыслообразование обеспечивает и ориентацию в наличных условиях. По мере того, как носитель смысла учитывает происходящее, он прогнозирует грядущее («устремляется в будущее»). На этой основе происходит планирование поведения, формируются установки, что проявляется в тенденциозной определённости, в устойчивости ситуативного поведения. Формируется готовность к предполагаемым отдельным обстоятельствам и к вероятным новым жизненным ситуациям. А психологи говорят об имеющих разную обобщённость «смысловых установках» человека.

Важно подчеркнуть, что понятие смысла оказывается именно интегрирующим. Оно позволяет преодолеть познавательные противоречия, которые возникают при абсолютизации когнитивного, эмотивного и конативного (регулятивного) аспектов психики и/или её явлений. Природа смысла не сводится к познанию, хотя к этому нас как будто бы подталкивают и выделение понимания как особого (!) свойства мышления, и этимологическая общность слов «мысль» и «смысл». Нельзя также сводить природу смысла к аффективности наших впечатлений, нашего познания, наших намерений. При понимании смысла как «венца» аналитической феноменологии, нам удаётся в познании подниматься над бытовыми суждениями об «эмоциональном интеллекте» и об «интеллектуальных эмоциях». Нам удаётся приближаться к реальной сложности душевной жизни, причём не отказываться и от тех частных аналитических понятий, которые помогают нам на практике.

Итак, в этой лекции мы с вами конкретизировали характеристики аффективных психических образований: эмоций и внимания. Мы с вами учли также и интеграцию научного знания при аналитическом подходе к душевной жизни с выделением её первичных образований. Оформление понятия о смысле явно способствовало сближению научной психологии с повседневными реалиями нашей жизни.

В следующих лекциях учебного курса мы обратимся к более сложным психическим образованиям – к уровням душевной организации человека, или к уровням его психической интеграции.

 

Задания по «ЛК-8. Аффективные психические образования и единицы психики»

1. Чем различаются, в общем, познавательные и аффективные психические образования? (Подсказка: по какому основанию (или по каким основаниям) они различаются?). Начните так: «1. Позн-е и афф-е обр-я разл-ются…» Чем?

2. Закончите высказывание (а) и аргументируйте свой ответ (б).

«2а. Аффект. обр-я …». Что Вы можете о них сказать, в общем?

«2б. П. что …» Почему Вы решили, что это Ваше решение существенно?

3. Закончите высказывание (а) и аргументируйте свой ответ (б).

«3а. Выделение аффект. психич. обр-й …» Что Вы можете сказать об этом выделении, в общем?

«3б. П. что …» Почему Вы решили, что это Ваше решение существенно?

4. Чем различаются эмоции и внимание? По какому основанию (или по каким основаниям) они различаются? Дайте общий ответ. Начните так: « 4. Эмоции и внимание разл-ются…» Чем?

5. Как соотносятся понятия:

а) «смысл» и «познание»? Начните так: «5а) Смысл и познание…»

б) «смысл» и «эмоции»? Начните так: «5б) Смысл и эмоции…»

в) «смысл» и «внимание»? Начните так: «5в) Смысл и внимание…»

6. Существенно, что в некоторых учебниках и учебных пособиях по психологии встречается определение эмоций как «субъективного отношения к объекту». Прокомментируйте такое определение, имея в виду всё, что Вы уже знаете о душе (психике) в результате учебной работы по программе данной учебной дисциплины. Начните со слов: «6. Думаю, что субъ. отн-е к объекту… »

7. Каковы условия смыслообразования:

а) у животных? Начните так: «7а) Смыслообр-е у животных начинается …» При каких условиях?

б) у человека? Начните так: «7б) Смыслообр-е у человека начинается …» При каких условиях?

 

Дополнительная литература по теме

Додонов Б. И. Эмоция как ценность. – М., 1978.

Додонов Б. И. В мире эмоций. – Киев, 1987.

Еремеев Б. А. Чувства //Практикум по общей психологии. – 2-е изд., перераб. и доп. /Под ред. А. И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1990. С.202-217.

Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002.

Канеман Д. Внимание и усилие / Под ред. А.Н. Гусева. – М.: Смысл, 2006.

___________________________