ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ С ПРАКТИКУМОМ ПО САМОПОЗНАНИЮ И САМОРАЗВИТИЮ (первый курс)

В этом блоке расположены материалы занятий Б. А. Еремеева по введению в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию (факультет физической культуры, первый курс).

ЛК-1. Введение (определение рабочих понятий курса)

Учебный курс «Психология. Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию» (Пс) предназначен для студентов высшего профессионального образования – направление «Педагогика» по специальности «физическая культура»: 050100/11(б). Во вводной лекции предусмотрено определение рабочих понятий учебного курса: его цели, объекта, предмета, задач, методов, средств и результатов.

Подробнее...

ПЗ-1. Рабочие понятия учебного курса

Цель занятия – осознание исходных ориентиров учебной работы, предусмотренной учебной программой.

Выделяемые учебные элементы – это рабочие понятия учебного курса. В общей формулировке в рамках федерального компонента образовательного стандарта курс обозначен как «Психология. Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию», – в частности, в соответствии с учебной программой подготовки по направлению «педагогика» по специальности «физическая культура»: 050100/11(б).

Рассмотренные на вводной лекции рабочие понятия – учебные элементы курса, или его исходные ориентиры, – суть цель, объект, предмет, задачи, методы, средства и результаты учебной работы.

Подробнее...

ЛК-2. Реальность психики

1. Реальность, её проявления и их учёт

2. Атрибут как объект и предмет

3. Признаки психики

4. Абстрактность при познании психики и её следствия

Подробнее...

ПЗ-2. Исходные рассуждения о психике

Цель работы – активизация общего личного опыта у студентов для рассуждений о душе (психике), в частности, для различения психики и не-психики, отношений между ними и некоторых форм психического.

В работе три части: распознавание психики как объекта среди других, суждения о психологичности различных наблюдений и суждения о психике (душе) как об особом объекте.

Подробнее...

ЛК-3. О познании человека

В этой лекции речь пойдёт о познании человека – в повседневной жизни, в науке, в отдельных исследованиях. При этом будут выделены самые общие р?курсы при подходе к человеку с акцентом на целостности – и самого человека, и его оптимального познания. Будет дана общая характеристика результатов познания и будут определены понятия, задающие предметную область последующих рассуждений (дискурса).

1. О познании

2. Познание человека и его развития – с различных сторон и в разном масштабе

3. Антропологический подход к познанию человека

4. Целостность, в том числе при познании человека

5. Об отдельных актах познания человека 

Подробнее...

ПЗ-3. Рассуждения о человеке

Цель работы – осознание различных аспектов человековедческой проблематики с опорой на программный материал и с использованием личного опыта. В работе три части и выводы.

После вопросов в скобках приводятся ключевые буквы и/или слова, с которых следует начать ответ, проставив номер вопроса.

Подробнее...

ЛК-4. Характеристики человека как носителя психики

В этой лекции конкретизируются общие грани принятой модели человека. – Человека как развивающегося существа, разноуровневого и разностороннего. Такая конкретизация предваряет и обусловливает конкретизацию психической организации человека, которую предполагается провести в следующих лекциях.

В модели человека по Б. Г. Ананьеву были выделены три общих уровня характеристики человека: как индивида, как личности и как индивидуальности. Рассмотрим эти уровни подробнее, делая акцент на наличии практически важных подуровней. И будем помнить, что и взятая модель человека в целом, и её конкретизация (выделение разномасштабных граней, уровней и сторон), порождены научным человековедением. И для нас, в рамках учебного курса, человек выступает через призму научного познания, в форме предметной области человековедения и, в частности, в форме модели человека по Б. Г. Ананьеву. Таким образом, каждому студенту предоставляется возможность соотнести предлагаемую модель и с собственными представлениями, и с моделями человека у других человековедов.

Итак, выделим в лекции три общих вопроса:

1. Индивидные характеристики человека

2. Личностные характеристики человека

3. Характеристики человека как индивидуальности 

Подробнее...

ПЗ-4. Конкретизация модели человека (по Б. Г. Ананьеву)

Цель занятия – осознание базовых компонентов в рамках модели человека как носителя психики. Используется адаптированный вариант этой модели по Б.Г. Ананьеву. В задании к практическому занятию предусмотрены две части: задача на классификацию элементов модели и вопросы по этой классификации, – а также выводы по проделанной работе.

Подробнее...

ПЗ-4а. Типы сложения и их распознавание

Цель работы – ознакомиться с одной из самых распространённых типологий телосложения: по Уильяму Г. Шелдону, – и использовать эту типологию для познания других и для самопознания. В работе четыре части и выводы. В первой части рассматриваются основные положения типологии телосложения по У. Шелдону. Во второй части проводится «примеривание» трёх оценочных шкал Шелдона к телосложению реального человека. В третьей части проводится самооценка телосложения. И в четвёртой части оценки и самооценки сравниваются.

Подробнее...

ЛК-5. Многогранность психики

Бывает, что повседневные разговоры о душе становятся обобщающими. И тогда речь заходит о широте души, о её глубине, о её разносторонности. Что это значит?.. Сформулируйте своё понимание этих характеристик до того, как читать далее.

1. Стороны и уровни, явления и сущность психики

2. Призма источника и её конкретизация

3. Призма носителя и её конкретизация

4. Единство содержания и формы в структуре психики

5. О функциях психики

Подробнее...

ПЗ-5. Многогранность психики

Цель занятия – осознание конкретности психики при познании её с различных точек зрения. В частности, выделяются три позиции познающего: «снаружи», «сбоку» и «изнутри». И в задании к практическому занятию предусмотрены три соответствующих части. Завершают работу выводы.

Подробнее...

ЛК-6. Предмет психологии

На предыдущих лекциях речь шла о признаках психики, о человеке как носителе психики, о многогранности психики. Теперь речь пойдёт уже о науке психологии. Предмет любой науки раскрывается как система понятий, из которых строится знание о действительности. Именно с понятиями, с высшими формами функциональных единиц субъективной действительности, имеют дело работники науки, учёные («теоретики»), в отличие от практиков, которые имеют дело с самой объективной действительностью. И в ядре предмета любой науки находятся её базовые определения – определения её объекта, её проблем, её принципов (в частности, аксиом и парадигм), её методов, а также определения оснований для структурирования этой науки. Учебная программа предполагает ознакомление с этими понятиями.

Подробнее...

ПЗ-6. Предмет психологии

Цель занятия – осознание основных понятий психологии, составляющих ядро её предмета как науки.

Задание. Предлагается ответить на вопросы и завершить неоконченные предложения, так или иначе касающиеся основных понятий психологии. В протоколе началом ответа становятся предложения-стимулы. Их следует писать, сокращая слова до нескольких букв, но так, чтобы можно было уловить их смысл в связи с последующим ответом. На каждый ответ выделяется от одной до двух минут; общее время работы – 60 (максимум 80) мин.

Подробнее...

ЛК-7. Познавательные психические образования

В этой лекции мы будем знакомиться с предметной областью познавательных психических образований (ПО). Каждое из выделенных образований будем рассматривать, исходя из его объективного содержания – со стороны того, чт? именно отражается. Итак, рассматриваем:

1. Ощущение

2. Восприятие

3. Представление

4. Мышление

5. Воображение

Подробнее...

ПЗ-7. Познавательные психические образования

Цель занятия – распознавание основных видов представлений на материале личных предпочтений в перцептивной сфере. В работе четыре рабочие части и выводы: 1) ответы по пунктам опросника, 2) распознавание видов представлений в перцептивной сфере, 3) количественная характеристика перцептивных предпочтений и их осознания, 4) реконструкция текста (по Эббингаузу), 5) выводы.

Подробнее...

ЛК-8. Аффективные психические образования и функциональные единицы психики

В рамках предыдущей темы речь шла о познавательных психических образованиях, отнесённых к числу исходных при акценте на объективном содержании в «портрете» души. Теперь мы сделаем акцент на субъективной форме в этом «портрете» и выделим аффективные психические образования – эмоции (1) и внимание (2). А после этого выделим функциональные единицы психики, в которых едины её содержание и форма (3).

Подробнее...

ПЗ-8. Эмоции и осознание их проявлений

Цель работы – осознание базовых свойств эмоций и своеобразия их личных проявлений. В работе 3 части и выводы. (Ист.: Еремеев Б. А. Чувства // Практикум по общей психологии. – 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А. И. Щербакова. – М., 1990; Изард К. Эмоции человека: Пер. с англ. – М., 1980; Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002. С.282-288).

Подробнее...

ПЗ-8а. Смысловые структуры жизненных ситуаций

Современные психологи при выявлении смыслов, в том числе и при выявлении смысловых структур жизненных ситуаций, делают акцент на принадлежности смыслов их носителям ииспользуют выражение «смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев, 2000).

Цель работы на этом ПЗ – осознание смысложизненных ориентаций в двух личных жизненных ситуациях: на примере персонажа документального фильма и на собственном личном примере (в форме самопознания).

В работе три основных части. В первой части предлагается ознакомиться с жизненной ситуацией по фильму «Антон тут рядом» (2013 г.; режиссёр – Л. Ю. Аркус) и выразить своё впечатление о ситуации. Во второй части предлагается дать краткое изложение содержания фильма. В третьей части проводится реконструкция двух «профилей» смысложизненных ориентаций: у главного персонажа фильма, у Антона, и, по аналогии, у себя. Завершают работу выводы. Общее время работы (без участия в обсуждении фильма) – до 60 (80) минут. 

Подробнее...

ЛК-9. Темперамент

На предыдущих лекциях речь шла, в общем, о психике (о душе) и о её носителе – о человеке. Также речь шла, опять-таки, в общем, о познании психики и человека и об отдельных психических образованиях: познавательных, аффективных и целостных – об отдельных смыслах. Теперь будем говорить об уровнях психической организации (интеграции), которые соответствуют выделенным ранее уровням характеристики человека – как индивида, как личности, как частного лица, как субъекта психической деятельности и как индивидуальности. Начнём с природного (животного) уровня психической организации: с темперамента. 

Подробнее...

ПЗ-9. Жизненные проявления темперамента

Цель работы – осознание частных и общих проявлений своего темперамента и оценка их социальной типичности.

В работе четыре основных части: исходные определения, ответы по пунктам опросника, обработка результатов по базовым шкалам, оценка типичности персональных ответов. Завершают работу выводы.

Используются: Методики изучения психологических особенностей личности студентов: Метод. разработка… / Автор-сост. И. И. Скрипюк. – СПб.: Образование, 1993. С.29-30, 61-63 (с изм.), – а также результаты обобщения студенческих ответов на занятиях по психологии в РГПУ им. А. И. Герцена.

Подробнее...

ЛК-10. Сознание

1. Определение

2. Жизненные проявления

3. Свойства

4. Атрибутивность

5. Деятельностная природа

Подробнее...

ПЗ-10. Рефлексия проявлений сознания

Цель работы – осознание собственных жизненных проявлений сознания (или их рефлексия). Сначала повторяются исходные определения (часть 1). Затем активизируется распознающая рефлексия в двух формах. Во-первых, – как фиксация наличия у себя некоторых социальных черт из числа вошедших в стимульный список (часть 2). Во-вторых, определяется выраженность личностных проявлений по шкалам опросника (часть 3). Здесь сначала выявляются, а затем агрегируются разнородные частные жизненные проявления человека на уровне сознания.

Подробнее...

ЛК-11. Память

1.Определение

2.Жизненные проявления памяти

3.Свойства памяти

4.Атрибутивность памяти

5.Деятельностная природа памяти

Подробнее...

ПЗ-11. Проявления памяти. Личные имена

Цель занятия – осознание актуальных представлений об именах и об их природе. Сначала даются исходные определения (часть 1). Затем проводится опыт с личными именами (часть 2).

Подробнее...

ЛК-12. Психическая субъектность и духовность

1.Определение психической субъектности

2. Признаки (жизненные проявления) психической субъектности

3. Свойства психической субъектности

4. Атрибутивность психической субъектности

5. Деятельностная природа психической субъектности

6. О духовности

Подробнее...

ПЗ-12. Проявления субъектности в жизни одного спортсмена

Цель работы – осознание проявлений субъектности у одного спортсмена-культуриста по доступной информации о нём.

Задание: ознакомиться с текстом (часть 1) и выполнить письменный анализ его содержания (часть 2) в форме ответов на вопросы и свободных комментариев. Общее время работы – до 60 (80) мин.

Подробнее...