Еремеев Б. А. О психологических основаниях для диагностики и проектирования субъективной реальности

В сообщении инструментальность прикладной психологии раскрывается как использование теоретических конструктов (концептуальных схем) для распознавания субъективной реальности (для её диагностики) и для её проектирования с целью оптимизации существующего положения дел.

Я полагаю, что в общем случае собственно психологические основания для диагностики и для проектирования субъективной реальности выводятся всякий раз с учётом, прежде всего, (а) онтологии психического, (б) его гносеологии и (в) определённости наличной ситуации. Иными словами, методологические предпосылки для современной прикладной психологии коренятся в происхождении и в существовании психики, с одной стороны, в истории психологии как самостоятельной науки - с другой стороны и в осознании психологом-прикладником необходимых и достаточных обстоятельств его работы - с третьей стороны. Есть также одно особенное методологическое основание, существенное уже с моей личной точки зрения. Сказанное конкретизируется ниже в предложенных рамках.

А. Исходная глобальная данность действительности носителю психики преодолевается выделением в действительности значимых отдельностей - как её жизненно важных «функциональных единиц». Значимые отдельности сочетаются, объединяются в пары (ассоциации) - как  фактически связанные и/или как сходные для носителя психики по актуальным основаниям. Множество этих отдельностей и их парных отношений образует динамичные «сети», в которых есть сгущения («образы») и разряжения, соответствующие последовательности жизненных ситуаций носителя психики, имеющих для него разную определённость. Такие динамичные «сети» односложно обозначаются словом «опыт». Подходящие фрагменты опыта, более или менее сложные функциональные единицы, на правах компонентов включаются в актуальную субъективную картину жизненной ситуации, проверяются в ней и корректируются по мере изменения этой ситуации, в том числе и по мере изменения включённости в неё самого носителя психики.

Б. Выделение каких бы то ни было элементов («компонентов», единиц) и/или аспектов (граней) психики происходило (и происходит!) в рамках аналитической психологии, в том числе и в рамках психоанализа: и классического, и во всех его мыслимых трансформациях. Выявление и описание актуальных отношений между выделенными «значимыми отдельностями» психики происходило в рамках ассоциативной психологии. Происходит оно и в современных исследованиях - фактически в рамках той же парадигмы, хотя теперь такие исследования и называют иначе, например, «корреляционными». Учёт того, что «значимая психическая отдельность» целостна, коренится в формах гештальт-психологии и психологии холизма. Со второй половины ХХ века исследователи говорят также о «комплексном» или о «системном описании» целостных психических образований разной сложности, говорят также и об «интегративном подходе». Учёт места и роли психики в жизни её носителя на разных уровнях научного обобщения и с различными акцентами коренится в трудах представителей функциональной психологии, сторонников и последователей «теории поля» К. Левина, «ситуационистов» всякого рода, различных представителей так называемого «гуманистического» направления в психологии. В отечественной истории научный учёт места и роли психики коренится в трудах И.М. Сеченова, а в ХХ веке - в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Н.А. Бернштейна, Л.С. Выготского, В.Н. Мясищева... Отечественные традиции учёта инструментальности психики получили общее обозначение деятельностного подхода в психологии.

В. Выполнение социального заказа на психодиагностику и/или на психологическое обеспечение какого-либо социального проекта, а также проведение инициативного исследования подобного рода всякий раз требует от психолога-прикладника профессионального осознания условий, в которых решаются поставленные задачи.

В общем, в прикладных исследованиях обеспечивается диагностика существующего положения дел, которая становится основой для проектной деятельности. При диагностике (или распознавании) проблемным становится неизвестное отношение между используемой моделью и фактическим положением дел. Для исследователя важно установить, насколько факты соответствуют имеющимся понятиям об их природе, нашедшим себе выражение в определённом мерительном инструменте. Здесь имеет место последовательность трёх шагов: обнаружения, различения и опознания. При обнаружении локализуются в пространстве и времени информативные признаки того, что распознаётся - простые «значащие единицы» («симптомы») или сложные («синдромы»). При различении происходит предметная категоризация обнаруженных единиц. И завершается диагностика опознанием - как родовидовой, иерархической категоризацией, с учётом общего и особенного значений у выявленных «значащих единиц».

Общая последовательность шагов при проектной деятельности такова. Это выбор подходящей модели; это её специализация - с учётом наличных условий; это макетирование - воплощение специализированной модели в актуальную форму, знаковую и процедурную (или разработка технологии); это проверка макета - соотнесение результатов его использования с их эталонным вариантом; и это коррекция макета (технологии) в соответствии с результатами проверки во взятых условиях.

В каждом проектном психологическом исследовании исходным (проблемным) оказывается рассогласование между обнаруженным и должным вариантами субъективной реальности. При проектировании психолог-прикладник разрабатывает последовательность действий, которая должна привести к изменению положения дел, которая должна приблизить, «подтянуть» существующее к эталону. В общем, проводится разработка технологии по оказанию помощи людям для «расширения их сознания», для осознания ими собственных проблем. В терапевтическом плане разрабатываются технологии по изменению сознания в соответствии с медицинскими взглядами и практикой. В плане образования в оптимальном случае с участием психологов разрабатываются педагогические технологии - по коммуникации определённых сведений, способов действия и ценностных ориентиров. Аналогично обстоит дело в рамках психологии труда, организационной психологии, управленческой, психологии маркетинга, рекламы и прочих приложений психологии.

Таковы мои представления, в общем, об онтологии и гносеологии психического в их привязке к условиям работы профессионального психолога-прикладника. Однако, по-моему, здесь нужно обратить внимание также и на значение для прикладной психологии психологического поиска, несмотря на то, что его часто считают прерогативой, прежде всего, «академической» (т.е. собственно научной) психологии.

Важно, что прикладные исследования базируются на результатах поисковых исследований, в отличие от которых сами они выполняются в практических условиях вполне определённых жизненных ситуаций. Это прямое использование знаний для решения поставленных задач. Поэтому именно прикладные исследования, являясь ориентировочным звеном в текущей практической деятельности, делают очевидной инструментальную роль науки для практики. При этом часто упускается из виду ограниченность любого исследования, сколь масштабным оно ни было бы, на фоне безграничности познания вообще и научного познания - в частности. И разработка новейших технологий в рамках проектной деятельности всегда ведётся на фоне непрерывного проведения поисковых исследований. В связи с этим, на мой взгляд, для прикладной психологии существенным является, в частности, структурное описание актуальных психических образований.

При структурировании выявляется устойчивое единство объективного содержания и субъективной формы существующего, взятого как отдельное, при разных масштабах его описания. Любая отдельность полиструктурна, и это определяется, прежде всего, разными уровнями её бытия: наличием внутреннего пространства, которое раскрывается через строение этой отдельности; наличием внешнего пространства, объединяющего множество отдельностей того же рода, и наличием внешнего пространства как ситуации порождения, существования и познания этой отдельности.

Структурное описание - это выявление в действительности упорядоченного множества её устойчивых компонентов: элементов и отношений между ними (В.И. Свидерский). Качественная определённость (или своеобразие) структуры задаётся её составом, или природой охваченных структурой элементов. Способ существования структуры задаётся парными отношениями элементов. Универсальный принцип структурирования - это устойчивость элементов и отношений между ними в пространстве и/или во времени. Основанием для структурного описания становится обобщённость учтённого множества компонентов. И, наконец, композиция при структурном описании раскрывается, при взгляде «со стороны», как сгущение компонентов во взятой предметной области. А при взгляде «изнутри» она раскрывается в распределении компонентов по их положению - как расположенных ближе к центру или ближе к периферии сгущения.

Структурное описание проводится в разных масштабах подхода к действительности, или на разных её уровнях. При микроструктурировании выявляется внутреннее строение взятого факта. При мезоструктурировании выявляются соотношения между однородными фактами как более или менее сходными (типичными) во взятом их множестве. При макроструктурировании выявляются отношения между взятым фактом и условиями его порождения и существования. В общем случае все структурные описания психических образований по качеству составляющих их элементов предметны. Ибо предметна сама психика по её происхождению и существованию - как данность действительности её особому представителю: субъекту. Предметны категории, посредством которых раскрывается действительность для познающего её субъекта в рамках каждого психического образования - при микроструктурировании. Предметны психические образования в пределах взятого их конечного множества - при мезоструктурировании. Предметны условия порождения, существования и познания каждого психического образования как элемента (а) в ситуации взаимодействия носителя психики с её источником (субъекта с объектом) и (б) в ситуации психологического исследования - при макроструктурировании.

Итак, к общим основаниям для диагностики и проектирования субъективной реальности отнесены онтология психики, её гносеология и определённость ситуации приложения научного знания. Предлагается также для большего приближения к субъективной реальности использовать и такое особенное основание, как парадигму структурного описания актуальных психических образований.

Опубликовано: Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России в условиях преодоления глобального кризиса: Материалы II межрегиональной научно-практической конференции, Москва, 11-13 ноября 2010 г.: Книга 3. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. С.94-96.