Еремеев Б. А. О преодолении противоречий при познании психического отражения человека человеком

Важно различать науку - познавательную деятельность совокупного субъекта, непрерывную в границах её осуществления, и отдельное исследование, конечное во всех его измерениях (по определению). Важно различать объект как отдельность, существующую вне зависимости от субъекта, и предмет - как объект, попавший в сферу субъективной деятельности, или объект-для-субъекта. Важно различать макро-, мезо- и микрофеноменологию как уровни подхода к субъективной реальности в различных аспектах её существования. Важно осознавать, что субъективная реальность и наши представления (и даже наши понятия) о ней суть различные объекты...

Прагматика, или прикладной и, шире, практический потенциал психологических исследований, проявляется в полную меру, когда есть достаточная ясность с объектом этих исследований - с образом, с психическим образованием как явлением душевной жизни. Определённость в этом плане обеспечивается за счёт теоретической базы любого исследования на макрофеноменологическом уровне. Именно здесь становится ясным, что и бытие, и психическое «инобытие» чего бы то ни было имеют одни и те же атрибуты (Л.М. Веккер, В.А. Ганзен).

Дифференциация отдельностей в душевном мире, как и в мире вообще, обеспечивается посредством языка - «инструмента инструментов». Для нас его универсальная природа раскрывается через вероятностные характеристики словарного состава. Научный контекст задаёт понятийность и, в пределе, терминологичность языка, за которой стоят «идеальные объекты» науки, её предельные абстракции. Переход от них к конкретным фактам - «возвращение к реальности» - обеспечивается не размыванием терминологичности научного языка, а упорядочивающим терминологическим описанием: «конкретное есть синтез многих определений» (К. Маркс). В пределах множества фактов душевной жизни специфика каждого проявляется при их взаимном «поворачивании» - при «анализе через синтез» (С.Л. Рубинштейн). Научные категории здесь играют роль инструмента-посредника. Эмпирическое свед?ние психического отражения к оцениванию преодолевается операционализацией (а) понятия эталонов при психическом отражении человека человеком и (б) понятия функционального измерения. Мера и измеряемое суть всегда явления одного рода.

На микрофеноменологическом уровне альтернативой анализу «объективного содержания» и «субъективной формы» становится индуктивный анализ, или выявление функциональных аналитических единиц: тех, которые актуальны для самого носителя образа. Это субъективные категории, выраженные словесно, или «живые клетки сознания» (Л.С. Выготский). Соответственно появляется альтернатива экспериментальному выделению парциального субъективного синтеза. Ею становится психологическое структурирование субъективных категорий, составляющих факт сознания, или их предметно-ассоциативное структурирование.

Любая промежуточная модель между теорией и эмпирией - это «переводчик», в котором есть необходимость, пока стороны не владеют «языком» друг друга. Точнее, пока теория не овладела ситуативным «диалектом» эмпирии, чтобы понимать её с достаточной полнотой. Как только ситуативное понимание достигнуто, нужда в данном промежуточном звене отпадает. Можно переходить к другой ситуации.

В отдельном исследовании теоретически достаточным является учёт общего и особенного в объекте. Единичное в нём, как и исходная его целостность во всей её полноте, остаются на откуп исследователю уже как Отдельному Человеку со всеми его личными и индивидными особенностями. Эмпирическим результатом исследования в оптимальном случае становится структурное описание объекта по его воплощению в предмете. Учитывается общее и особенное в объекте с принятой - и эксплицированной - точки зрения. При этом универсален язык описания результата: язык эмпирического материала, язык предмета исследования, язык «чувственной ткани», воплощающей объект исследования - образ человека у человека.

___________________________________

 Опубликовано: Социальная психология сегодня: наука и практика: Материалы IV Межвузовской научно-практической конференции 18 марта 2009 г. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. С.33-34 (0,10 а.л.).