Программа научно-исследовательской практики для магистрантов 1 курса

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени А.И. ГЕРЦЕНА»

 

ПРОГРАММА

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ

МАГИСТРАНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 050700.68 - «ПЕДАГОГИКА»

МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА - «Социальная психология образования»

 

 

Курс: 1

Форма обучения: очная

Семестры: 2

Сроки практики определяются в соответствии с учебным планом и составляют в общей сложности 6 недель (324 часа, или по 54 часа в неделю, или по 9 часов при 6-дневной рабочей неделе).

 

Пояснительная записка

Научно-исследовательская практика (НИП) является составной частью основной образовательной программы подготовки магистра по направлению 050700.68 - Педагогика. Научно-исследовательская практика в рамках магистерской программы «Социальная психология образования» ориентирована на формирование и совершенствование компетентности в области профессиональной психологии образования как распознавания проявлений субъективной реальности, её моделирования и использования актуальных моделей для оптимизации образовательного процесса.

Принципы формирования содержания практики:

- соответствие требованиям государственного образовательного стандарта подготовки магистров по направлению 050700.68 - «Педагогика»;

- соответствие профессиональной роли и функциям психолога и структуре его деятельности при психологическом сопровождении в различных сферах социальной жизни и, прежде всего, в образовании;

- учёт фактического состояния образовательной подготовки магистрантов, общей и специальной (принцип реальности);

- ориентация на саморазвитие магистрантов в условиях и посредством практической деятельности профессионального психолога как исследователя.

Практика проводится там, где магистранты могут работать в качестве психологов-исследователей: в научно-исследовательских организациях и учреждениях, в центрах психолого-педагогической и медико-социальной поддержки, в службах сопровождения образования, управления, медицины, спорта, бизнеса, а также в специализированных службах семьи, занятости населения, консалтинговых организациях, автономных некоммерческих и общественных организациях, муниципальных службах и т.д.

Научно-исследовательская практика предполагает интенсивную подготовку магистрантов к проведению основного исследования в рамках магистерской диссертации. Научно-исследовательская работа на практике начинается с профессионального определения реальной ситуации и с разработки программы научного исследования, в которую входят:

- определение актуальной предметной области, в которой конкретизируется тема психологического исследования;

- выявление актуальных противоречий и формулировка проблемы, подлежащей разрешению;

- постановка цели (или целей) исследования;

- определение объекта исследования;

- определение предмета исследования;

- постановка задач (и соответствующих им частных гипотез) исследования;

- определение (выбор и/или разработка) подходящих методов исследования;

- определение средств, наличных и/или необходимых на всех этапах работы, в том числе и методик для получения эмпирического материала;

- определение вероятных результатов исследовательской работы в заданных условиях её выполнения (прежде всего, по их форме).

Далее предполагается фактическая реализация разработанной программы. Она предполагает, в частности, сбор эмпирических данных, их предварительную характеристику, их количественную обработку, оценку и интерпретацию (качественный анализ) полученных результатов, оформление научного отчёта.

Предполагается, что в ходе научно-исследовательской практики происходит также принятие будущим специалистом нравственно-психологических принципов и норм поисковой работы.

Магистрант должен ориентироваться в реальной жизненной обстановке - в ситуации прохождения практики и выполнения психологического исследования. Магистрант должен также ориентироваться в современном состоянии психологической науки и практики, в котором находит себе выражение онтологическое единство истории, методологии и теории психологического познания. Магистрант должен овладеть приемами организации научного исследования и использовать наработанные алгоритмы и технологии на всех его этапах. В частности, предполагается, что магистрант должен овладеть различными методами получения информации, её обработки, осмысления результатов и их оформления для последующей коммуникации. Важное место в становлении магистранта как исследователя занимает его ознакомление с научными школами преподавателей кафедры психологии человека и в целом с научными школами РГПУ им. А.И.Герцена.

На завершающем этапе научно-исследовательской практики итоги и ход проделанной работы обсуждаются на заключительной конференции. Для этого они должны быть представлены в виде отчёта по форме, которая оговаривается в методических указаниях. В оптимальном случае итоги работы на практике обсуждаются на научно-методических семинарах кафедры. Оптимально также обобщение магистрантом проделанной работы в виде сообщения или даже статьи. В этом случае минимальный объём текста - 3 страницы (шрифт 14, через полтора интервала).

Цель научно-исследовательской практики (НИП) - включение магистрантов в центральную по значению, ориентировочно-рефлексивную часть деятельности профессионального психолога, а именно - в проведение самостоятельного исследования. Для организаторов НИП эта цель конкретизируется как содействие становлению профессиональной компетентности психолога-исследователя при обеспечении психологического сопровождения в различных сферах социальной жизни, в том числе и прежде всего - в условиях психологического сопровождения образования. Для самих практикантов эта цель конкретизируется как обретение опыта научно-исследовательской работы посредством использования достижений современной психологической науки и практики при разрешении актуальных противоречий.

В связи с этим задачи организатора практики формулируются следующим образом.

- Введение магистрантов в наличную ситуацию прохождения практики: вербализация её существенных компонентов, аспектов и внешних обстоятельств, актуальных для определения каждым магистрантом предметной области собственного исследования. Среди основных моментов - наличные социальные экспектации (ожидания-требования), тема магистерской диссертации, источники и носители психических образований, объединяющая их практика, субъективные грани происходящего с определённой психологичской позиции и внешнее проявление.

- Обеспечение ориентировки магистрантов в концептуальной основе предстоящей работы. Сюда входит определение рабочих понятий исследования (с их привязкой к конкретной предметной области) и разработка программы исследования - с учётом реального формата НИП.  Среди рабочих понятий выделяются: проблема, цель (и общая гипотеза), объект, предмет, задачи (и частные гипотезы), методы (в общем), средства (в том числе - методики и процедуры), вероятные результаты (форма их представления). Формат НИП определяет её регламент - в общем, и по каждому из этапов - в частности.

- Наблюдение, контроль и помощь (при необходимости) на этапе получения (сбора) информации.

- Обеспечение ориентировки магистрантов в проведении предварительного качественного описания собранного материала по актуальным основаниям, контроль  за ходом и результатами такого описания и помощь при его проведении, если в ней есть необходимость.

- Помощь в подготовке собранных материалов к их формальному обобщению, в частности, посредством количественного описания с использованием статистической обработки.

- Помощь магистрантам при формальном обобщении собранных материалов, в том числе - при использовании процедур статистической обработки, если в этом возникает необходимость.

- Обеспечение ориентировки магистрантов в проведении оценки и интерпретации полученных результатов с использованием актуальных оснований для того и другого. Контроль за ходом и результатами этой работы и помощь в её выполнении.

- Обеспечение ориентировки магистрантов в основных требованиях к оформлению проведённого исследования в виде научного отчёта о нём. Создание установки на то, что такой отчёт становится основой для подготовки различных форм научной продукции: для выступлений с сообщениями и докладами, для написания тезисов и статей, предлагаемых для публикации, для оформления различных отчётов. Контроль за этой работой и помощь в ней - при необходимости.

- Обеспечение ориентировки магистрантов в требованиях к оформлению отчёта по НИП с включением в него научного отчёта о своём исследовании в качестве основной части. Контроль за этой работой и помощь в ней - при необходимости.

- Организация и проведение заключительной конференции с выступлениями магистрантов по итогам проведённой работы, с организацией взаимных оценок и самооценок выступлений по актуальным критериям.

- Обобщение результатов НИП с персональной аттестацией магистрантов, дифференцированной и обобщённой.

- Подготовка и оформление отчёта по НИП - в соответствии в предлагаемой формой.

Таким образом, организатор НИП создаёт условия для того, чтобы магистранты на деле использовали «знаемые» понятия, чтобы действительно овладевали «знаемыми» способами действия. Организатор создаёт условия для того, чтобы магистранты приобретали опыт распознавания своей, собственно психологической темы исследования (предметной области), а также опыт определения своих рабочих понятий: проблемы, цели, объекта, предмета и др. Организатор создаёт условия для того, чтобы у магистрантов формировался опыт сбора первичной информации, опыт её первичного анализа, обработки, оценки, интерпретации и оформления полученных результатов для научной коммуникации. При условии включённости магистрантов в эту работу, при систематическом использовании знаний, у них развивается способность мыслить теоретически - мыслить на понятийном уровне. Таким образом, при систематической работе в организуемых условиях НИП у магистрантов развивается профессиональная исследовательская компетентность.

 

Содержание практики

Содержание научно-исследовательской практики включает в себя следующие виды деятельности магистранта.

1. Участие в работе установочной конференции - ознакомление с программой практики и необходимыми учебно-методическими материалами.

2. Освоение учебно-методических материалов практики и определение актуальной предметной области для проведения свого  психологического исследования. Это область значащих проявлений субъективной реальности, или множество признаков психики. Оно выбирается с учётом уровней общечеловеческих проявлений, информативных в психологическом плане, в рамках приемлемого объёма, необходимого и достаточного для достижения целей практики.

3. Разработка программы психологического исследования. Она начинается с того, что уточняются рабочие понятия исследования и конкретизируются последующие этапы работы: сбор материала, его анализ и обработка, оценка и интерпретация результатов, оформление научного отчёта (при необходимости - совместно с руководителем практики).

4. Сбор необходимой информации - эмпирического материала. Используется подходящая для наличных условий практики форма работы - в рамках общего метода, признанного целесообразным на предыдущем шаге: наблюдения, эксперимента, моделирования. Если было принято решение провести эксперимент, то на предыдущем шаге уже были решены необходимые организационные вопросы: о пространственных и временных характеристиках работы, о носителях психики (испытуемых), об их стимуляции, о затратах при получении материала, - с должной конкретизацией каждого вопроса.

5. Предварительное качественное описание собранного материала по актуальным основаниям: его общая содержательная характеристика, его формальный анализ и группировка, - в плане подготовки к количественному описанию.

6. Обработка эмпирического материала. Она проводится в соответствии с исходными рабочими определениями, в соответствии с природой самого материала и в соответствии с принятой парадигмой подхода к объекту исследования (аналитической, синтетической или целостной, в том числе - интегративной) в разных масштабах характеристики материала: «изнутри», типологически, ситуационно.

7. Оценка и интерпретация полученных результатов по актуальным основаниям. В частности, делаются выводы из проведённой работы и, по возможности, формулируются рекомендации, предполагающие использование полученных результатов.

8. Оформление проведённого исследования в виде научного отчёта. При оформлении отчёта по каждому этапу работы (при решении каждой из поставленных задач), наряду с речевым его описанием, используются наглядные формы представления материала: схемы, таблицы, диаграммы, графики, рисунки.

9. Подготовка отчёта по НИП, который включает в себя научный отчёт в качестве основной части. В отчёте по практике предусматривается заключение - текст 10-минутного выступления на итоговой конференции. К выступлению прилагаются демонстрационные материалы.

10. Выступление на итоговой конференции по результатам практики и участие в обсуждении выступлений и материалов других практикантов.

 

Организация практики

Научно-исследовательская   практика   проводится   в   соответствии   с   учебным   планом магистерской  программы  «Социальная психология образования» во 2-м семестре первого года обучения (или, с учётом обучения в бакалавриате, в 10-м семестре 5-го года обучения). Общая продолжительность практики - 6 недель.  Организационно выделяются 10 этапов практики.

Первый этап практики - подготовительный. Проводится установочная конференция, на которой руководитель практики раскрывает её особенности по содержанию и по форме. В частности, раскрываются такие объективные моменты практики, как её цель, объект, предмет, задачи, методы, средства и результаты, в том числе и формы отчётности. Также предлагаются варианты типовых заданий для проведения психолого-педагогических исследований по актуальным вопросам образования с необходимыми методическими указаниями.

Второй этап практики - это самостоятельное определение магистрантом актуальной предметной области, в рамках которой предполагается выполнить исследование.  Общие основания для определения суть обстоятельства наличной ситуации, в которой проводится практика. В числе этих обстоятельств, прежде всего, - социальные  ожидания-требования (в пределе - социальный заказ), тема магистерской диссертации, а также  личные установки и предпочтения магистранта. Особенные основания для определения актуальной предметной области исследования суть психологически информативные в данной ситуации жизненные проявления людей: как индивидов (живых существ), как личностей (членов общества), как частных лиц (персон), как субъектов деятельности, преодолевающих различные препятствия, и как индивидуальностей - носителей духовной жизни. Любые человеческие проявления рассматриваются как сложносоставные семиотические образования, или как системы знаков. Приемлемый объём исходной предметной области, необходимый и достаточный для достижения целей практики, должен обеспечить возможность для получения осмысленных результатов в трёх проекциях. Это, прежде всего, внутреннее строение каждого взятого факта как сложного знака; это соотношение его вариантов друг с другом и это место и роль данного факта в ситуации его порождения и существования.

Третий этап практики - это разработка программы психологического исследования, в которой центральным звеном становится определение его рабочих понятий. В их числе таких понятий проблема исследования, его цель (и общая гипотеза), объект, предмет, задачи (и частные гипотезы), методы, средства и вероятные результаты (общая форма их представления).

Четвёртый этап практики - это сбор необходимой информации - эмпирического материала.

Пятый этап практики - это характеристика собранного материала, содержательная и формальная. При содержательной характеристике исследователь осознаёт и вербализует своё впечатление о материале. Здесь уместен самый широкий диапазон вариантов: от позиции здравого смысла до следования современной научной парадигме, предполагающей целостный (и, в частности, интегративный) подход. Для условий социальной практики важно, чтобы описание было конкретным, определяющим возможность использования того, о чём идёт речь. Для исследователя это значит, что характеристика материала в оптимальном случае раскрывает и внутреннюю природу объекта его исследования (микро-уровень), и его соотношение с другими объектами того же рода (мезо-уровень), и место и роль исследуемого среди объектов уже иного рода (макро-уровень). Главные среди таких «иных объектов» - те, которые обусловили возникновение и существование исследуемого как его прямые детерминанты (обычно их называют факторами).

При формальной характеристике полученного материала проводится его анализ с выделением значащих функциональных единиц: единиц наблюдения, единиц категоризации, единиц счёта. Они используются для последующей группировки материала по актуальным основаниям - в рамках подготовки его к количественному описанию (к обработке) и при проведении такого описания.

Шестой этап практики - это обработка эмпирического материала в соответствии с исходными рабочими определениями и в соответствии с природой эмпирического материала (она диктует использование шкал измерения). В частности, проводится обобщающее количественное описание материала: аналитическое, синтетическое, в целом (и, в частности, интегративное), - на каждом из трёх уровней характеристики исследуемого объекта: на внутреннем, типологическом и ситуационном.

Седьмой этап практики - это оценка и интерпретация полученных результатов обобщающего количественного описания. Оценка проводится с использованием актуальных оснований: содержательных (в частности, психологических), формальных (в частности, статистических), прагматических (в частности, с учётом интересов заказчика и/или клиентов).  В рамках интерпретации (структурной, причинной, прогностической), в частности, делаются выводы из проведённой работы и, по возможности, формулируются рекомендации, предполагающие использование полученных результатов.

Восьмой этап практики - это оформление проведённого исследования в виде научного отчёта. При оформлении отчёта по каждому этапу работы (при решении каждой из поставленных задач), помимо краткой речевой характеристики того, что и как сделано и что при этом получено, используются наглядные формы представления материала, такие как схемы, таблицы, диаграммы, графики, рисунки. Причём все они тоже снабжаются членораздельными речевыми описаниями.

Девятый этап практики - это подготовка отчёта по НИП, состоящего из введения, основной части, заключения и приложений. Причём основная часть представляет собой уже подготовленный научный отчёт о выполненном исследовании. Заключением становится текст 10-минутного (до 3-х страниц) выступления на итоговой конференции. К выступлению также должны быть подготовлены демонстрационные материалы, которые выносятся в приложения. Это извлечения из отчёта - наиболее существенные его положения и наиболее информативные, по мнению автора, иллюстративные материалы. Обычно их общее число бывает от 3 до 5 (в отчёте по научно-исследовательской практике их должно быть не более 7).

Десятый этап практики - это выступление на итоговой конференции по результатам практики и участие в обсуждении выступлений и материалов других практикантов.

Обязанности магистрантов-практикантов суть следующие:

-            отработка всех этапов практики;

-            соблюдение, по возможности, всех этических норм (а) учащегося, (б) профессионального психолога, (в) сотрудника организации, на базе которой магистрант проходит практику;

-            соблюдение внутреннего распорядка базовой организации;

-            составление отчета по практике в соответствии с требуемой формой;

-            своевременное представление отчета по практике (не позже чем накануне итоговой конференции).

Функциональные обязанности руководителя практики.

Руководство практикой осуществляется опытными преподавателями кафедры психологии человека, систематически ведущими самостоятельную научно-исследовательскую работу, с учётом учебного плана. К сотрудничеству в плане научного руководства привлекаются также психологи-исследователи из других учреждений и организаций, в частности, по рекомендациям администрации и совета психолого-педагогического факультета. Подготовка кафедры к проведению научно-исследовательской практики в магистратуре проводится на протяжении всего учебного года. В течение этого периода руководители практики определяют базы для проведения студентами научно-исследовательской работы, согласовывают с администрацией число студентов, которые могут быть приняты на практику, и график прохождения практики и распределяют магистрантов по базам.

Руководитель практики на кафедре психологии человека:

- обеспечивает подготовку (разработку) учебно-методической документации и вариантов типовых заданий для выполнения исследований магистрантами (разрабатывает учебно-методический комплекс практики);

- обеспечивает организацию и проведение установочной конференции, на которой, в частности, доводит до сведения магистрантов цели и задачи практики, её форму, перечень отчетных документов (материалов) и сопутствующие требования;

- консультирует магистрантов в течение всего времени практики. Помогает им составить индивидуальный план на весь период практики, помогает конкретизировать его в соответствии с программой практики, в том числе по содержанию научного исследования и по его форме. Наблюдает за ходом исследовательской работы на всех её этапах, отмечает и, по возможности, устраняет недостатки. Принимает отчётную документацию, а также инициативные разработки магистрантов по практике, проверяет все эти материалы и оценивает;

- обеспечивает организацию и проведение итоговой конференции;

- проводит аттестацию студентов магистратуры по итогам научно-исследовательской практики. Своевременно оформляет ведомости учёта учебной работы практикантов и выставляет отметки в зачётные книжки;

- обеспечивает подготовку отчётных документов по практике и предлагает план обсуждения её итогов на методических семинарах кафедры.

 

Результаты научно-исследовательской практики

Ожидаемые результаты практикираскрывают особенности фактической вовлечённости студентов магистратуры в научно-исследовательскую работу. В оптимальном случае появляется возможность судить о выраженности у них профессиональной психологической компетентности в различных отношениях.

А) Общие умения и отношения (УО):

  • владение научным стилем устной и письменной речи (У1);
  • умение извлекать информацию из различных источников для решения различных задач (У2);
  • умение использовать программные средства и работать в компьютерных сетях (У3),
  • умение создавать базы данных и использовать ресурсы Интернета для решения различных задач (У4);
  • умение критически осмысливать поступающую информацию (У5),
  • рефлексивность (О1);
  • стремление к саморазвитию (О2);
  • стремление следовать этическим и правовым нормам в своих действиях и поступках (О3);
  • самодостаточность, толерантность, ориентация на партнерское взаимодействие, коллективизм (О4);
  • готовность получать и усваивать новую информацию (сведения, способы действия, ценностные ориентиры), в том числе - на базе использования современных информационных технологий (О5).

Б) Профессиональные умения (ПУ):

  • умение распознавать психику и не-психику, психические явления и психику как сущность, психические образования разной сложности, в том числе - при решении исследовательских задач (ПУ1);
  • умение распознавать различные формы вещественных проявлений психики и психологии человека как сложные знаки социокультурной природы, в том числе - при решении исследовательских задач (ПУ2);
  • умение в условиях любой человеческой деятельности распознавать свою (с точки зрения профессионального психолога, который обеспечивает сопровождение этой деятельности) предметную область и её актуальные противоречия (ПУ3);
  • умение распознавать в наличном (и/или собранном) эмпирическом материале отдельные психические образования и моделировать их внутреннюю природу, их типологию и их место и роль во взятой жизненной ситуации (ПУ4);
  • умение распознавать и целенаправленно использовать основные исследовательские парадигмы (аналитическую, синтетическую, целостную и, в том числе - интегративную) и характеристику психических образований в разных масштабах: «внутреннюю», типологическую, ситуационную (ПУ5);
  • умение осознанно использовать общенаучный (междисциплинарный) и собственно психологический понятийный аппарат на всех этапах исследования: от разработки его программы до подготовки научного отчёта (ПУ6);
  • умение осознанно пользоваться доступными методами и средствами (в частности, методиками и процедурами) на всех этапах исследования, а при необходимости - умение разрабатывать новые методы и добывать средства, адекватные цели, объекту, предмету и задачам исследования. Это, в частности, методы и средства для получения информации, для её количественного обобщения, для представления результатов (ПУ7).

 

Соответствие видов деятельности магистранта ожидаемым результатам научно-исследовательской практики

Виды деятельности Ожидаемые результаты
Общие умения и отношения Профессиональные умения
умения отношения
У 1 У 2 У 3 У 4 У 5 О 1 О 2 О 3 О 4 О 5 ПУ 1 ПУ 2 ПУ 3 ПУ 4 ПУ 5 ПУ 6 ПУ 7
1 Участие в установочной конференции + +     + + + + + + + + +   +   +
2 Определение актуальной предметной области + +     + + + + + + + + +       +
3 Разработка программы психологического исследования + + + + + + + + + + + + +   + + +
4 Сбор информации + + + + + + + + + + + + + +   + +
5 Качественное описание собранного материала + +     + + + + +   + + + + + + +
6 Обработка материала   + + + + + + + + +   + + + + + +
7 Оценка и интерпретация результатов + + + + + + + + + + + + + + + + +
8 Научный отчёт + + + + + + + + + + + + + + + + +
9 Отчёт по практике + + + + + + + + + + + + + + + + +
10 Участие в итоговой конференции + +     + + + + + + + + + + + + +

 

Формы отчётности

По итогам практики магистрант готовит Отчёт, состоящий из (А) введения, (Б) основной части, (В) заключения, (Г) списка литературы (использованных источников) и (Д) приложений.

(А) Введение начинается с характеристики условий прохождения практики: от установочной конференции (личный протокол её - это приложение 1 в Отчёте) до подготовки Отчёта.  Далее введение содержит личную конкретизацию рабочих понятий практики. В числе этих сквозных понятий - цель практики, её объект, предмет, задачи, методы, средства и предполагаемые результаты. Магистрант должен подчеркнуть своеобразие своей позиции на фоне общего определения этих понятий, которое им дал руководитель практики во вводной лекции на установочной конференции. Завершает введение план-график практики с отметками о выполнении работ. (См. перечень видов деятельности магистранта, раскрывающих содержание НИП).

(Б) Основная часть отчёта по НИП представляет собой научный отчёт о проведённом исследовании. Здесь пошагово воспроизводятся все этапы исследования, предусмотренные программой НИП, и раскрываются их результаты. Выделено семь этапов.

1. Даётся определение предметной области, в которой магистрант предполагает проводить своё  психологическое исследование, с соответствующей аргументацией. Это область значащих проявлений субъективной реальности, или множество признаков психики. В общем, оно задаётся ситуацией, а в частности выбирается магистрантом в пределах какого-либо из уровней общечеловеческих проявлений, информативных в психологическом плане.

Приемлемый объём подходящего множества признаков психики определяется по принципу необходимости и достаточности для достижения целей практики. В формальном плане здесь лучший общий ориентир - это «магическое число» 7±2, к которому следует прийти в результате количественного обобщения материала и выделения наиболее ситуативно устойчивых признаков. Поэтому исходное множество их может быть больше примерно на порядок - полтора.

2. Проводится разработка программы психологического исследования. Она начинается с того, что магистрант формулирует рабочие понятия исследования, при необходимости консультируясь с руководителем практики. С опорой на исходное определение актуальной предметной области даётся формулировка темы. Затем ставится проблема и определяются остальные рабочие понятия исследования: его цель (и общая гипотеза), объект, предмет, задачи (и частные гипотезы), методы, средства и вероятные результаты (их форма в общем виде). Конкретизируются, в общем, последующие этапы работы: сбор информации, её предварительное описание, обработка, оценка и интерпретация результатов, их должное оформление, - даётся их характеристика: пространственная, временная, по качеству, энергетике и информативности (сложности).

3. Раскрывается, в общем и в особенностях, процедура сбора необходимой информации - эмпирического материала, конкретизирующего взятую предметную область. Описываются фактические условия работы, её ход, использованный психологический инструментарий (методики), технические средства, расходные материалы, прочие траты. Здесь же говорится о своеобразии носителей психики, в частности, респондентов или испытуемых. Все формулировки должны, по возможности, вполне определённо раскрывать практические действия практиканта по сбору материала, должны раскрывать фактическую процедуру его работы. Копии использованных методик (с образцами стимульного материала) выносятся в приложение 2.

4. Описывается собранный материал, который полностью приводится в приложении 3. В тексте же даётся его содержательная характеристика и проводится его формальный анализ (с выделением подходящих функциональных единиц), а также группировка, - в плане подготовки к количественному описанию.

При содержательной характеристике исследователь вербализует (осознаёт) своё впечатление о материале. Здесь уместен самый широкий диапазон вариантов: от позиции здравого смысла до следования современной научной парадигме, предполагающей целостный (и, в частности, интегративный) подход. Для условий социальной практики важно, чтобы описание было конкретным, определяющим возможность использовать то, о чём идёт речь. Для исследователя это значит, что характеристика материала в оптимальном случае раскрывает и внутреннюю природу объекта его исследования (микро-уровень), и его соотношение с другими объектами того же рода (мезо-уровень), и место и роль исследуемого среди объектов уже иного рода (макро-уровень). Главные среди таких «иных объектов» - те, которые обусловили возникновение и существование исследуемого как его прямые детерминанты (их обычно называют факторами).

При формальной характеристике полученного материала проводится его анализ с выделением и подсчётом значащих функциональных единиц. В их числе - единицы наблюдения, единицы категоризации, единицы счёта. Они используются для последующей группировки материала по актуальным основаниям - в рамках подготовки его к количественному описанию (к обработке) и при проведении такого описания.

5. Проводится обработка эмпирического материала в соответствии с исходными рабочими определениями. В частности, проводится количественное описание материала согласно принятой парадигме подхода к объекту исследования:

аналитической - с выявлением безусловных распределений актуальных величин,

синтетической - с выявлением условных распределений,

целостной и, в частности, интегративной - с выявлением структуры материала как упорядоченности его устойчивых компонентов.

Причём описание материала проводится на трёх уровнях (в трёх масштабах) его характеристики: «изнутри», в плане типологии, и в ситуационном плане. В Отчёте пошагово воспроизводятся все выполненные действия и их результаты, в том числе - со ссылкой на использованные математические формулы (с указанием источника) и/или на пакеты стандартных программ статистической обработки.

6. Проводится оценка полученных результатов по актуальным основаниям. При использовании статистических критериев опять-таки пошагово воспроизводятся все выполненные действия и их результаты - со ссылкой на используемые математические формулы и/или на пакеты стандартных программ статистической обработки.

7. Проводится интерпретация полученных результатов по актуальным основаниям: структурная, причинная («каузальная»), прогностическая («перспективная»). В частности, делаются выводы из проведённой работы и, по возможности, формулируются рекомендации, предполагающие использование полученных результатов.

(В) Заключение Отчёта по НИП содержит текст 10-минутного выступления магистранта на заключительной конференции, в котором предусмотрены:

а) характеристика условий НИП;

б) резюме проделанной работы: что сделано и что получено в результате;

в) оценка проделанной работы по произвольным основаниям;

г) интерпретация сделанного по его месту и роли в личном опыте магистранта и при подготовке в магистратуре по психологии в целом.

(Г) Список использованных источников оформляется в соответствии с последними требованиями (с 01.01.2009) - по: «ГОСТ Р 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка.  Общие требования и правила составления». Текст документа размещен на
официальном портале Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=173511

(Д) Приложения к Отчёту:

1 - личный протокол установочной конференции;

2 - методики, использованные при сборе материала, с образцами стимульного материала;

3 - эмпирический материал;

4 - дискета и распечатки компьютерных презентаций к выступлению по итогам практики. Содержат главные, с точки зрения магистранта, определения работы и основные результаты исследования в наглядной форме (таблицы, диаграммы, схемы, графики, рисунки), всего не более семи листов формата А4;

5 - дневник практики. Оформляется в виде таблицы с четырьмя столбцами, ширина которых определяется их содержимым: (1) номера по порядку, (2) действия, (3) дата и время работы (начало - конец), (4) возникшие затруднения;

6 - личный протокол итоговой конференции.

 

Итоговая аттестация и общие критерии оценки

По итогам работы во время научно-исследовательской практики выставляется «дифференцированный зачёт». Общие критерии для оценки работы магистрантов суть следующие:

- включённость в текущую работу - как соблюдение учебно-трудовой дисциплины;

- соответствие выполнения заданий предъявляемым требованиям;

- соответствие содержания и формы отчёта предъявленным требованиям;

- активное участие в научно-исследовательской практике - как на установочной и итоговой конференциях, так и в процессе текущей работы;

- проявление профессиональной психологической компетентности при проведении исследования и в Отчёте по практике как такой вовлечённости в работу, при которой достаточно высока её эффективность. Главный субъективный показатель эффективности, в том числе и в условиях научно-исследовательской практики, - это понимание во всех его формах. Объективные его проявления суть следующие:

- правильные действия по образцу,

- следование инструкции,

- использование для решения иных задач («перенос»),

- перевод из одной знаковой системы в другую (в том числе пересказ «своими словами» и метафоризация при переосмыслении),

- восстановление целого по частям (интерполяция),

- прогнозирование (экстраполяция).

 

Технологическая карта практики

пп

Виды деятельности

Количество баллов

минимальное для аттестации

максимальное

Подготовительный этап

 

1

 

Участие в установочной конференции (по личному её протоколу)

Итого

 

1

1

 

2

2

Основной этап

2

 

 

 

3

 

4

5

 

6

7

8

9

 

Самостоятельная работа с учебно-методическими материалами и определение актуальной предметной области

Разработка программы психологического исследования

Сбор информации

Качественное описание собранного материала

Обработка материала

Оценка и интерпретация результатов

Оформление научного отчёта

Оформление отчёта по практике

Итого

 

 

 

4

 

12

5

 

12

6

12

1

1

53

 

 

 

6

 

20

10

 

16

13

26

2

3

96

Заключительный этап

10

Участие в заключительной конференции (по личному выступлению на ней и по личному её протоколу)

Итого

 

1

1

 

2

2

Итого за практику

55

100

 

 

Конкретизация критериев при аттестации

пп

Виды деятельности

Количество баллов

минимальное для аттестации

максимальное

Подготовительный этап

1

Участие в установочной конференции (по личному её протоколу)

Учтена перспектива предстоящей работы.

 

Появились конструктивные вопросы по содержанию и форме НИП

Основной этап

2

Самостоятельная работа с учебно-методическими материалами и определение актуальной предметной области

 

Есть определённость с предметной областью собственного психологического исследования.

Есть понимание природы объекта и предмета в психологии, в психологии человека и в психологическом исследовании.

3

Разработка программы психологического исследования

Определены все необходимые рабочие понятия; есть признаки учёта при этом учебно-методических рекомендаций к практике.

При разработке программы магистрант исходит из актуальных проблем носителей психики.

4

Сбор информации

Выполнены все методические рекомендации по процедуре получения необходимой информации, и это отображено при описании процедуры.

 

Получение информации органично вписалось в рамки естественной деятельности носителей психики.

 

5

Предварительная характеристика собранного материала

Выполнены все методические рекомендации по содержательной и формальной характеристике материала перед его количественным описанием.

Дана конкретная характеристика материала как знака психического образования: изнутри, в сравнительном плане, по месту в ситуации.

6

Количественная обработка материала

Процедуры, в том числе измерительные, адекватны природе материала и рабочим определениям исследования; в расчётах нет ошибок, результаты корректно оформлены.

Обработка материала не только иллюстрирует исходные положения исследователя, но и даёт новую информацию об объекте исследования.

 

7

Оценка и интерпретация результатов

Выполнены все методические рекомендации в содержательном и формальном плане.

Оценка и интерпретация результатов явно осознанны; они аргументированны, разнообразны, логичны и конструктивны.

 

8

Оформление научного отчёта

 

Выполнены все методические рекомендации по содержанию и форме научного отчёта.

Отчёт свидетельствует о полноценном завершённом научном исследовании как о реальном вкладе в разработку взятой темы.

9

Оформление Отчёта по практике

Выполнены все учебно-методические рекомендации по содержанию и форме Отчёта; Отчёт сдан вовремя.

Отчёт свидетельствует о достижении цели практики - о включении магистранта в самостоятельную исследовательскую работу профессионального психолога.

Заключительный этап

10

Участие в заключительной конференции (по личному выступлению на ней и по личному её протоколу)

Выступление по итогам практики с использованием компьютерной презентации.

Оценка выступления аудиторией по актуальным критериям выше средней по всем выступлениям.

Переход от 100-балльной шкалы к традиционной 5-балльной проводится с учётом следующих положений:

- «неудовлетворительной» считается работа, результаты которой оценены пятьюдесятью четырьмя баллами и ниже;

- отметка «удовлетворительно» выставляется, если работа на практике оценивается 55-70-ю баллами;

- отметка «хорошо» выставляется при оценках от 71 до 84 баллов;

- отметка «отлично» - при  оценках от 85 до 100 баллов.

 

Составитель программы практики - д.пс.н., проф. Еремеев Б. А.