Еремеев Б. А. О предметности познания – в общем и познания человека – в частности

В докладе говорится о понимании предметности - в общем, в контексте познавательной деятельности, и в частности, в контексте познания человека. Тема эта актуальна, потому что сейчас многие профессиональные психологи, к сожалению, не считают для себя принципиальным различать объект и предмет в науке, в исследованиях, даже в жизненных ситуациях. Это провоцирует недоразумения в профессиональных дискуссиях и дезориентирует научную молодёжь и широкую общественность - тех, кто проявляет интерес к научным публикациям.

За точку отсчёта я возьму название едва ли не главной книги Б.Г. Ананьева - «Человек как предмет познания». Содержание её - это конкретизация авторских взглядов на природу человека, на его сущность и проявления с различных научных точек зрения. Центральным стержнем, объединяющим множество наук о человеке, Борис Герасимович считал психологию. Его авторская модель человека как индивида и личности, как частного лица и субъекта деятельности, как индивидуальности раскрывается в онтологическом и генетическом планах посредством междисциплинарных понятий и понятий отдельных наук, в том числе - посредством психологических понятий.

Объективное существование человека и его психики Б.Г. Ананьев рассматривал через призму различных областей человекознания по их состоянию в 60-е годы ХХ века.Специфика его научных интересов нашла себе выражение, прежде всего, в особом внимании к психофизиологической проблематике и к онтогенезу человека. Социально-культурный и научный контекст работы Ананьева, его личные предпочтения и усилия, наконец, особенные условия его работы определили именно предметность результатов этой работы, - результатов, которые и нашли себе выражение в книге «Человек как предмет познания».

В данном случае я обращаю внимание именно на третье слово в названии из четырёх - на слово «предмет». Предметность является одной из базовых характеристик собственно человеческой активности вообще и психической активности человека - в частности. Предметность - это данность объекта субъекту. Объект превращается в предмет, будучи вовлечён в сферу субъективной деятельности.

С одной стороны, ситуативные особенности взаимодействия субъекта с объектом ограничивают возможности субъекта в этом взаимодействии. Отдельным оказывается объект, который выделяется субъектом, буквально вырывается из его отношений с другими объектами, составляющими его ближайшее окружение, и отделяется от них. Отдельность характеризует также самого человека, выступающего в роли субъекта. Она проявляется и в его телесности как индивида, и в его общественной природе как личности, и в его своеобразии как частного лица с его особенным жизненным путём и образом жизни. Отдельность проявляется в активности человека как субъекта, преодолевающего препятствия и/или сопротивляющегося негативным воздействиям. Отдельность характерна для индивидуальности - как автономной саморегулирующейся системы, для которой специфична духовная жизнь: ориентация в мире объективных значений и субъективных смыслов с выраженной рефлексивностью. Наконец, отдельным оказывается и само ситуативное взаимодействие субъекта с объектом - здесь (в пространстве) и сейчас (во времени), со своей качественной определённостью, энергетикой и сложностью...

Конечность условий взаимодействия отображена в понятии «ситуация». Именно ситуативность определяет частичность объекта для субъекта («не объять необъятного»). Объект для субъекта оказывается, прежде всего, меньше, чем объект, существующий безотносительно субъекта, включающего объект в сферу своей активности. С другой стороны, субъект всё-таки реализует во взаимодействии свою активность. И в отечественной науке различаются два её аспекта. Это субъективность (как тенденциозность, предвзятость) и это субъектность - как сравнительно выраженная активность, как преодоление препятствий и сопротивление тому, что наносит вред. Само возникновение ситуации субъект-объектного взаимодействия, в котором субъект ведёт себя, свидетельствует о новом качестве со-бытия двух взаимодействующих отдельностей. Новое качество - это не только рождение отдельности более высокого порядка, не только рождение ситуации. Это одновременно также рождение отдельности того же порядка, что и «родители», сами исходные условия, объект и субъект. Это рождение объекта-для-субъекта, или предмета. Именно за счёт активности субъекта предмет оказывается больше, чем выделенная субъектом часть объекта. Предмет как эффект взаимодействия субъекта с объектом объединяет в себе обоих «родителей», является единством того и другого.

В общем случае объективным в предмете является его содержание, а субъективным - его форма. Единство содержания и формы в предмете учитывается понятием «структура». Если же при характеристике предмета акцент делается на одном из «родителей», предмет рассматривается как их «ребёнок». С одной стороны, это «объективное инобытие субъекта»: субъект свою активность распространяет на объект, существует через него. С другой стороны, предмет - это «субъективное инобытие объекта». Объект обнаруживает своё существование для субъекта через его (субъекта) активность. И, конечно же, различны работы различных авторов, отдающих себе отчёт в том, что же они делают. Именно поэтому они говорят о человеке как предмете познания (A.J. Ayer, 1964; А.Г. Мысливченко, 1972; В.Ф. Сержантов и В.В. Гречаный, 1980; Э. Агацци, 1988 и другие).

Познание в общем случае рассматривается как деятельность по оптимизации субъективной картины мира. На уровне явлений бывает необходимо конкретизировать взятый фрагмент этой картины. И тогда познающий субъект стремится возможно более полно охватить и раскрыть для себя - и для других - выделенную в мире отдельность, или объект. Субъект описывает объект, и описание это оказывается разномасштабным, многогранным и детализированным. При конкретизации могут учитываться условия порождения, существования и исчезновения объекта. Могут учитываться разнообразие вариантов объекта и актуальные основания для описания этого разнообразия. Может учитываться внутреннее строение объекта. Могут учитываться место и роль (или функции) данного объекта среди других объектов действительности. И во всём этом проявляется предметность познания.

На уровне сущности в общем случае бывает необходимо находить ситуативно «главное» во взятом фрагменте субъективной картины. И тогда познающий субъект стремится упорядочить и обобщить имеющуюся разнообразную информацию об объекте во всех актуальных масштабах. Исключаются единичные моменты - как «случайные». Выделяются общие и особенные моменты - как «неслучайные». Они выделяются среди условий порождения, существования и исчезновения объекта. Общие и особенные моменты выделяются среди вариантов объекта и оснований для их различения. Общие и особенные моменты выделяются и среди оснований для характеристики внутреннего строения объекта, и среди характеристик места и роли данного объекта в действительности. Когда объектом познания является человек, предметность его познания на уровне сущности находит себе выражение в различных структурных моделях человека, одно- или разно-уровневых (Е.Ю. Коржова, 2004).

Весьма показательно, в связи с этим, разнообразие моделей человека, предлагаемых многочисленными выпускниками ленинградской - петербургской школы человековедения. В том числе и теми, кто считает труд Б.Г. Ананьева одним из основополагающих для себя.

В зависимости от ситуации, среди общих и/или особенных главных моментов в своём объекте выделяются «самые главные», раскрывающие иерархию актуальных причин существующего положения дел. Те, кто познают, могут искать «самое главное» среди условий порождения и существования своего объекта. «Самое главное» ищут среди атрибутов самого взятого объекта. «Самое главное» ищут среди характеристик внутренней природы объекта. Наконец, «самое главное» ищут в практике наличных отношений данного объекта с объектами иного рода. В пределе может выделяться «самый главный фактор», который и используется для того, чтобы объяснить то, что заинтересовало познающего в познаваемом.

Ещё раз подчеркну, что такая постановка вопроса конструктивна при теоретическом осмыслении происшедшего в отдельной ситуации, для которой характерно единство общего, особенного и единичного. А это значит, что «самым главным фактором», объясняющим происшедшее, в принципе может оказаться именно единичное, не учтённое предложенной моделью...

Завершая своё выступление, я подчеркну следующее. На уровне науки изучается действительность; предмет же, с которым имеют дело работники науки, - это открытая система понятий о действительности. На уровне отдельных работников науки это уже знания, или своё у каждого понимание актуальной системы понятий. Поэтому знание нельзя передавать; это не более чем метафора. Передаются только сведения, или информация. На уровне отдельных исследований объектом становятся явления действительности, более или менее сложные. А предметом, с которым оперирует исследователь, становится эмпирический материал, запечатлевший эти явления. По этому материалу исследователь судит о своём объекте, будь то планеты, атомы, их свойства или люди, их душевные акты, или отношения между какими-либо отдельностями. С объектами мы взаимодействуем; предметами же мы владеем и манипулируем ими. Иногда они совпадают...

Литература:

  1. Агацци Э. Человек как предмет философии. Доклад на ХУ111 Всемирном философском конгрессе (Брайтон, август 1988 г.) //Феномен человека: Антология /Сост. ... П.С. Гуревич. - М.: Высш. шк., 1993. С.142-155.
  2. Айер А. Человек как предмет научного исследования //Феномен человека: Антология /Сост. ... П.С. Гуревич. - М.: Высш. шк., 1993. С.123-142.
  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
  4. Ананьевские чтения - 2007: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 2007» /Под ред. Л.А. Цветковой. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.
  5. Коржова Е.Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей. - СПб., 2004.
  6. Мысливченко А.Г. Человек как предмет философского познания. - М.: Мысль, 1972.
  7. Сержантов В.Ф., Гречаный В.В. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.
  8. Феномен человека: Антология /Сост. ... П.С. Гуревич. - М.: Высш. шк., 1993.

__________________________________________

 Опубликовано: Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: Материалы 4-й Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Н.С. Ломоносова. - СПб.: СПбИУиП, 2009. - Ч.1. - С.214-217 (0,25 а.л.) (С приложением библиографии).