Еремеев Б. А. Познание человека

Познание в самом широком смысле есть оптимизация субъективной картины мира. Как особая сфера человеческой деятельности, познание есть целенаправленная оптимизация субъективной картины мира, предполагающая преодоление наличной неопределённости.

Познание в узком смысле слова есть рациональный (или когнитивный) аспект, рациональная сторона психического отражения действительности. При выделении этого аспекта, этой стороны подразумевается наличие дополнительного, аффективного аспекта (стороны), или субъективного отношения.

При аналитическом подходе к психическому отражению исходными по традиции считаются элементарные психические явления. Среди них выделяются познавательные явления (ощущения, восприятие, представления, мышление, воображение), а также эмоции и внимание. Все они раскрывают природу психического, фиксируя его различные грани. Однако ни порознь, ни вместе они не отображают специфики явлений психического отражения человека. С тем же эффектом анализируется психическое отражение других социальных объектов, объектов из мира техники, из мира живой и неживой природы.  Это было характерно для психологических исследований на протяжении всего ХХ века.

Распространен «объяснительный» подход, при котором говорят об объективной и субъективной обусловленности психических явлений. С одной стороны, выделяют внешние условия возникновения образа. В их числе сам объект отражения, его субъект и их взаимодействие. Взаимодействие конкретизируется в форме учета того, как соотносятся между собой объект и субъект отражения по основаниям, актуальным на фоне объединяющей их практики. Г.М. Андреева (1977, 1997, 2000) включила эти условия вместе с процессом и результатом отражения в структуру отражения (образа). Очевидно, здесь имелось в виду положение психики среди порождающих её условий, или её макроструктура.

С другой стороны, говорится о субъективной детерминации. Раскрывается положение образа в субъективной картине и, шире, в структуре субъективного опыта (см. понимание человека). Используются понятия, характеризующие наличное состояние человека-субъекта, а также особенности его психического склада в целом. Интерпретатор ссылается на отдельные уровни и стороны психической интеграции, на более или менее сложные душевные движения, раскрывающие ее механизмы: идентификацию (отождествление), проекцию, эмпатию... Может идти речь о «когнитивном соответствии/несоответствии», о «приписывании причин»,  о тенденциях при получении, кодировании и хранении информации. Среди субъективных черт, влияющих на познание людей, чаще других причин называют направленность (или «потребностно-мотивационную сферу», которую считают субъективной основой для ситуативной детерминации отражения), а также способности и характер.

Познание как таковое в каждом своём явлении (акте) характеризуется единством объективного (содержания) и субъективного (формы). В опосредованности познания как психического отражения различаются объективный и субъек­тивный аспекты. Объективная опосредованность может отсутствовать: во взятый момент может иметь место непосредственный контакт между источ­ником и носителем образа. Опосредованность может быть только временн?й, - если непосредственный контакт был в прошлом. И опосредованность может иметь вещный («предметный») характер, когда образ объекта формируется у субъекта только на основе косвенной информации, без прямого контакта с объектом отражения.

Субъективная опосредованность отражения также может отсутствовать (предельный, абстрактный случай) - при получении лишь текущей информа­ции об объекте. Получение информации может иметь фон в виде субъектив­ного опыта - уже имеющейся информации об объекте, полученной ранее. Максимальная субъективная опосредованность обеспечивает опережающее отражение - как выход за рамки объективно данного.

Осознание этой триады имеет глубокие исторические корни. В частности, ее выделил Аврелий Августин: «Настоящее прошедшего - ВОСПОМИНАНИЯ. Настоящее настоящего - СОЗЕРЦАНИЕ. Настоящее будущего - ОЖИДАНИЕ».

Сочетание градаций по обоим основаниям, по объективной и субъективной опосредованности познания, дает девять вариантов. При прямом контакте носителя образа с его источником это «первое впечатление», это восприятие на его основе и это ситуативное предвосхищение (антиципация). При наличии прямого контакта в прошлом это единичное представление по первому впечатлению, обобщающее (в частности, «групповое») представление и обобщенное ожидание. При наличии взаимодействия, только опосредованного так или иначе, имеют место такие варианты. Это реконструкция объекта в условиях восприятия некоторых его признаков или отображений (следов, знаков). Это вторичная, воспроизводящая реконструкция - как воспоминание сложившейся ранее модели объекта. И это конструирование объекта, выходящее за рамки сущего и бывшего, или идеализирующее ожидание - воображение некоего должного как предела, абсолюта, совершенства (с любым знаком: и с «плюсом», и с «минусом»).

Реальность заведомо богаче любой схемы. Выше среди явлений познания человека выделены качественно своеобразные варианты. Описываемая этими вариантами субъективная реальность континуальна (непрерывна) - как соотносимая с объективной реальностью.

В отдельном образе человека могут быть учтены признаки всех выделенных вариантов, нескольких из них или даже признаки только одного варианта. В каждом отдельном случае для исследователя могут быть актуальны различные признаки отражения или их комплексы («синдромы»). Грани, выделяемые при взглядах с различных сторон, фактически едины, как грани одного целого. И это единство аналогично единству интеллектуального, эмоционального и волевого во всяком конкретном психическом акте (С.Л. Рубинштейн).

Варианты познания по основанию объективной опосредованности предполагают разные формы субъективной активности. Это, прежде всего, получение информации - при непосредственном контакте с объектом. Это использование полученной ранее информации - при субъективном воссоздании объекта на основе контакта с ним, имевшего место в прошлом. И это преобразование имеющейся информации - как полученной когда-то, так и поступающей в данный момент - для моделирования объекта.

Варианты познания по основанию субъективной опосредованности (точнее, здесь уже - «опосредствованности») предполагают различные функции психики. При отсутствии субъективного опосредствования подчеркивается, прежде всего, адаптивность психики. Подстройка к объекту, настройка на него - главное при первом впечатлении, при воспоминании на его основе и при моделирующем восприятии. Актуализация единиц опыта обнаруживает его «информационно-осведомительную» роль, которая наиболее полно реализуется при сличении единиц опыта как субъективных эталонов с текущими впечатлениями. Это и апперцепция, и представления разной обобщенности, и сформированные когда-то на чувственной основе модели. Варианты отражения, выходящего за рамки наличной ситуации, обнаруживают  регулятивный потенциал психического отражения. Антиципация, ожидания разной обобщенности и идеалы суть психические образования с явным прогностическим потенциалом. Родовое понятие для них - «опережающее отражение».

Последовательность вариантов от отсутствия опосредованности до ее максимума раскрывает генезис познания: от первого впечатления до идеала. Центральное место среди девяти рассмотренных элементов занимают представления. Они суть практические субъективные эталоны по отношению ко всем остальным психическим явлениям. Представления образуют когнитивное ядро субъективного опыта и во многих случаях познания не только лежат в его основе, но и прямо входят в «ткань»  других познавательных явлений.

 

Литература

  1.  Андреева Г.М. Процесс производства социальной информации //Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие... - М.: Аспект Пресс,1997. С.89-122.
  2. Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды. - М.: Педагогика, 1983. С.88-98.
  3. Еремеев Б.А. Психическое отражение человека человеком в условиях массового общения //Социальная психология в трудах отечественных психологов /Сост. А.Л. Свенцицкий. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. С.249-258.
  4. Панферов В.Н. Психология человека: Учебное пособие. - СПб., 2000. С.54-76.
  5. Парыгин Б.Д. Общение и взаимопонимание людьми друг друга //Парыгин Б.Д. Социальная психология: Учеб. пособие. - СПб.: СПбГУП, 2003. С.350-362.
  6. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. - М.: ООО «ТК Велби», 2003. С.246-270.

 

________________________________

Опубликовано с ред. и коррект. изменениями: Еремеев Б.А. Познание в общении / Б.А. Еремеев // Психология общения. Энциклопедический словарь / Учреждение РАО «Психологический институт» / Под общ. ред. А.А. Бодалёва. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. С.87-88.