Еремеев Б. А. О понимании первокурсницами педвуза экономической и социальной информации

Рассмотрено понимание первокурсницами педвуза двух ситуаций, предложенных для анализа на практическом занятии в рамках учебной дисциплины «Распознавание психических образований». Занятия проходили на психолого-педагогическом факультете РГПУ им. А.И. Герцена во втором семестре первого года обучения. Работали, в общей сложности, 30 человек, в том числе один юноша и 29 девушек, в основном, 17-18 лет.

Понимание определяется как включение в систему субъективного опыта. В учебно-познавательной деятельности оно (а) предполагает все мыслительные операции и, в частности, синтез и обобщение и (б) опосредствуется социальными значениями, аккумулированными в языке. Осознанное понимание выражается в речи, в форме субъективной категоризации.

Первая ситуация из двух, рассматриваемых в данном случае, представлена заметкой в петербургской городской газете «Невское время» от 10.10.1998. Заметка была опубликована под названием: «Как заставить покупателя раскошелиться?». Суть заметки сводится к следующему.

Финансовый кризис в развитых странах привёл к тому, что люди стали меньше покупать. Это ухудшило положение дел на транспорте, в торговле, в сфере производства, - то есть во всей экономике.

Чтобы стимулировать спрос и дать толчок экономическому развитию, правительство Японии решало вопрос о включении в бюджет очередного финансового года четырех триллионов иен (около 31 млрд. долларов) на бесплатные талоны - товарные купоны для населения. Предполагалось, что их получат все граждане страны через органы местного самоуправления - все, включая грудных младенцев.

Для стимуляции спроса сначала попробовали снизить налоги. Оказалось, что при экономической нестабильности люди предпочитают копить деньги, а не тратить их. По замыслу экономистов, бесплатные товарные купоны заставят людей пойти в магазины, то есть стимулируют потребление. Проект предусматривал, что каждый японец получит купоны на 30 тысяч иен (свыше 230 долларов).

Студентам было предложено, в частности, дать своё название этой газетной публикации и обосновать это решение.

Вторая ситуация была представлена в форме сообщения о поведении богатых россиян за границей и в своей стране.

В сезоне 2003/2004 годов на телеканале НТВ в программе «Намедни» Леонида Парфенова был показан сюжет об отдыхе богатых русских на французском горнолыжном курорте в деревушке Куршевель. «Живые» кадры сопровождались высказываниями европейцев - и тех, кто отдыхал в Куршевеле, и тех, кто обслуживал отдыхающих. В частности, говорилось о суммах, которые тратятся русскими гостями на увеселения и на покупку ювелирных изделий.

После этой передачи многие СМИ опубликовали недовольные высказывания некоторых гостей Куршевеля из России: мол, передача провоцирует излишнее социальное напряжение и антагонизм в обществе...

Студентам было предложено, в частности, ответить на вопрос, какие психические особенности богатых россиян проявились в их поведении.

Проведён контент-анализ студенческих ответов в обоих случаях. В частности, составлены алфавитно-частотные распределительные словари ответов и выделены субъективные категории с наибольшей межперсональной устойчивостью (частотой). Частотность субъективных категорий рассматривается как свидетельство очевидности соответствующих фрагментов субъективной картины для взятого группового носителя этой картины, в нашем случае - для первокурсниц петербургского педвуза.

Проведено предметно-ассоциативное структурирование материала - наиболее устойчивых категорий в обоих ответах. Дано корреляционное описание парных отношений между этими категориями и выявлены наиболее устойчивые тенденции. Корреляционные матрицы подвергнуты упрощённому варианту факторизации - на основе тригонометрической интерпретации коэффициента корреляции как углового расстояния в субъективном пространстве группового ответа (в радианах). Субъективные категории упорядочены по их месту на множестве парных связей - как более и как менее центральные.

Это распределение было использовано для наглядного изображения выявленной предметно-ассоциативной структуры материала в виде ориентированного корреляционного графа. Его вершины - это устойчивые субъективные категории. Его рёбра - это самые устойчивые связи категорий (ассоциации). Положение категорий как более или менее центральных в структуре раскрывает их инструментально-функциональный потенциал. Более центральны категории, выступающие в роли исходных, общих критериев отражения и описания действительности. Периферийное положение занимают категории, выступающие в роли производных, специфичных критериев отражения и описания действительности; они в большей мере, чем общие, «привязаны» к ситуации, в которой произошла категоризация.

Результаты. Предметная область названия для публикации о японском внутриэкономическом проекте с обоснованием этого названия задана четырьмястами двадцатью четырьмя словоупотреблениями. Длина словаря составила 203 единицы, а негэнтропия распределения слов с разной частотой (по Шеннону) составила 6,839 бит. Три студентки не дали обоснования своему варианту названия.

Безусловно поняли, что речь идёт о преодолении кризиса посредством стимуляции спроса, шесть отвечавших (20%), в том числе единственный юноша в группе. Ещё девять студенток (30%) обнаружили частичное понимание данной экономической информации, а понимание остальных пятнадцати (50%) оказалось иллюзорным. О полном непонимании сообщения свидетельствуют, к примеру, суждения о том, что речь в нём идёт о попытках сбыть негодный товар, заставить людей тратить деньги и даже суждение о том, что стимуляция спроса не может привести к улучшению экономического положения в стране...

Рассмотрена предметно-ассоциативная структура всех тридцати ответов. В состав структуры включены десять слов с распределительной частотой f ? 8 - они оказались в восьми и более ответах. Это предлог в, раскрывающий контекстуальную локализацию, использованный в 16 ответах; это указание на страну (Япония, японский) - в 13 ответах; это союзы сравнения (как) и объяснения (так как) - в 11 ответах; это слова кризис, экономический и указательные местоимения ближней локализации (это/т и производные) - в 9 ответах; и это слова название, покупатели, статья - в 8 ответах.

Пять парных связей между этими словами из  45-ти описываются статистически значимыми положительными коэффициентами корреляции (r ? 0,36 при Р ? 0,95). В частности, устойчивы сочетания: как - назван/ие (r = +0,48), статья - экономический (r = +0,43), кризис - статья (r = +0,43), кризис - экономический (r = +0,36), экономический - это/т (r = +0,36).

Центральное положение в структуре занимает слово статья с оценкой специфичности sp = 1,441 радиан. На периферии находится Япония (японский): sp = 1,620 радиан. Это - крайности общего, в тенденции биполярного (асимметричного) фактора, разводящего субъективное обозначение для формы подачи информации и национально-государственную определённость происходящего.

Статья оказывается центром плеяды, раскрывающей сущность сложившейся ситуации: экономический - кризис - это/т. Это общий фактор содержания. Практически на том же уровне структуры локализована пара как - назван/ие. В ней нашла себе выражение соотносительная характеристика формы анализируемого сообщения и/или своего ответа на поставленный вопрос. Разведение двух данных плеяд в области структуры с преобладанием центростремительных тенденций свидетельствует о двух общих вариантах (типах) понимания ситуации и задания, которые можно условно обозначить как «объективный, содержательный» и «субъективный, формальный».

В непосредственной близости от зоны структурной неопределённости находится предлог контекстуальной локализации - в (sp = 1,547 радиан). На периферии структуры, в области преобладания центробежных тенденций, находятся три изолированных элемента. Кроме Японии, это союз объяснения (так как) и упоминание покупат/елей. В них нашли себе выражение три частных тенденции (типа) при осмыслении ситуации.

Предметная область ответов на вопрос о том, какие психические особенности богатых россиян проявились в их реакции на телепоказ сюжета об их отдыхе в Куршевеле, раскрыта ста двадцатью семью словоупотреблениями. При этом длина словаря составила 78 единиц, а негэнтропия распределения слов с разной частотой (по Шеннону) составила 6,139 бит.

Пять студенток не ответили на этот вопрос; ещё шесть оказались формально-абстрактны, обнаружив явное затруднение. Тем самым проявился их субъективный уход от решения задачи моделировать человека по информации о его поведении в определённых социально-типичных условиях. В совокупном групповом ответе пять слов имеют распределительную частоту f ? 4 - они оказались в четырёх и более персональных ответах. Это агрессивность (в шести ответах), мышление (в пяти), а также различные падежные формы, кроме формы именительного падежа, от личного местоимения третьего лица множественного числа "они" (их, им), скрытность и страх - все в четырёх ответах.

Рассмотрена ассоциативная структура этих субъективных категорий. Среди парных отношений лишь одно подкрепляется статистически - сочетание агрессивности и страха: r = +0,54 (Р > 0,99). Остальные коэффициенты, описывающие парные отношения, статистически не подкрепляются, причём восемь из девяти среди них - отрицательные. В рамках структуры центральное положение занимает страх - с оценкой специфичности sp = 1,478 радиан. На периферии находится мышление:  sp = 1,762 радиан. Это - крайности общего фактора, в тенденции биполярного и асимметричного. Из страха как исходного момента «выводится» агрессивность. Остальные три момента в рамках структуры группового ответа появляются как «инсайт» и характеризуют альтернативные варианты (типы) при интерпретации исходной пары - страха и агрессивности. Это указание на скрытность, на позицию богатых людей как испытывающих различные воздействия (их, им), на их мышление.

Обнаружена сопряжённость затруднений при интерпретации поведения богатых людей и непонимания экономической информации. Такие затруднения обнаружила одна студентка из шести тех, кто правильно понял экономическую информацию, три студентки - из девяти обнаруживших частично верное понимание экономической информации и восемь - из пятнадцати обнаруживших её иллюзорное понимание.

Опубликовано: Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: Материалы 7-й научно-практической конференции для Круглого стола 4-го Байкальского экономического форума /Под общ. ред. проф. Карнышева А.Д. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006. С.315-319 (0,25 а.л.)