ЛК-1. Введение. Рабочие понятия учебной дисциплины «Психология и педагогика» (ПиП)

В число рабочих понятий любого осмысленного дела, в том числе – каждой учебной дисциплины (учебного курса), входит ограниченный ряд понятий. В нашем случае это понятия о цели, объекте, предмете, задачах, методах, средствах, результатах учебной дисциплины (курса) «Психология и педагогика», или ПиП .

Начнём с кратких определений того, каковы самые общие значения соответствующих слов. Будем иметь в виду, во-первых, действительность, к которой эти слова нас отсылают, а во-вторых – различное понимание этой действительности теми, кто имеет с ней дело. И такое допущение будет для нас принципиальным основанием при решении всех (!) познавательных задач, в том числе психологических и педагогических.

Цель мы будем понимать как то, чего нам нужно достичь, к чему нужно прийти; или как наше «потребное будущее».

Объект будем понимать как отдельность, существующую вне зависимости от того, кто её познаёт (от субъекта). А субъектом будем называть активного объекта, или объект, который ведёт себя среди других объектов. (На латыни «subjectus» значит «лежащий внизу, находящийся в основе»; а «objectum» значит «предмет, вещь, часть мира». Обе категории используются при осмыслении действительности в самых общих её формах. Они входят в число основных философских категорий).

Предмет ом будем называть объект, попавший в сферу субъективной активности, или объект-для-субъекта. Производность, вторичность предмета определяет его бóльшую сложность по сравнению с объектом: предмет одновременно и меньше, и больше объекта. (Почему?)

Задачи для нас суть то, что нужно делать, или действия, обеспечивающие продвижение к цели.

Методы для нас суть способы, или формы действий, различающиеся по существенным основаниям. (По каким? Какие основания для сравнения чего-либо, в том числе и способов действия, являются для нас существенными, в отличие от несущественных?).

Средства для нассутьобъекты, повышающие возможности субъекта в его взаимодействии с миром.

Наконец, результаты для нас – это то, к чему удалось прийти субъекту на пути к цели, при решении различных задач и при использовании определённых методов и средств.

Таким образом, в числе общих рабочих понятий здесь названы и кратко определены семь общих понятий и базовое понятие «субъект». Эти понятия имеют для нас принципиальное значение из-за их (а) рефлексивной природы и (б) высокого познавательного потенциала, прежде всего, объяснительного. Теперь посмотрим, как эти понятия «заземляются»: специализируются и конкретизируются, – в нашем учебном курсе.

 

Целью учебной дисциплины «Психология и педагогика» (ПиП) является введение первокурсников факультета социальных наук (ФСН-1) в собственно психологическую тематику педагогики как практической деятельности. Эта особенная цель ставится на фоне общих деклараций о необходимости «подготовить будущего специалиста к решению различных проблем в образовательной, профессиональной, социальной и семейной среде. Современное образование нацелено на то, чтобы создать основу для последующего непрерывного самообразовании и самосовершенствования, самоорганизации и cамореализации специалиста» (Бордовская Н.В., Розум С.И., 2011. С.6).

 

Объектом учебного курса ПиП являются основы научного знания о природе, формах, месте и роли человеческой психики в педагогической практике. Конечно же, это не всё имеющееся в науке знание, но только то, которое предусмотрено, в общем, образовательным стандартом, а в частности – программой учебного курса.

 

Предметом учебного курса (или тем, с чем имеет дело каждый, кто вовлечён в работу по этому учебному курсу) является лично воспринятое и понятое в программном материале.

Следует иметь в виду различные варианты того, каксоотносятсяпонятия «объект» и «предмет», весьма важные в нашей учебной работе.Так, для науки объект – это действительность, а предмет – знание о действительности (система понятий). Для образовательной системы объектом становится уже научное знание, а предметом – те грани (фрагменты) научного знания, которые сочтены имеющими значение для образования. Именно они включаются в содержание образовательного стандарта. Для образовательных учреждений объектом оказывается уже образовательный стандарт, разработанный профессионалами – методологами и поступающий в образовательное учреждение «сверху», из органов управления образованием. Предметом же для образовательных учреждений (ОУ) становится учебная программа. Её разрабатывают работники образовательных учреждений в соответствии со «спущенным» им стандартом. А для отдельного преподавателя объект – это уже самá учебная программа. Руководствуясь ею, преподаватель готовит свой её рабочий вариант, составляет учебно-тематический и календарный план занятий, на которых он опять-таки по-своему раскрывает для учащихся материал учебной программы. И уже такой учебный материал, всегда персонифицированный преподавателем, выступает в роли объекта учебно-познавательной деятельности для учащегося. Когда учащийся пытается освоить этот учебный материал, происходит очередное превращение: рождается «материал-для-учащегося», или его учебный предмет… (Вопрос: каковы отношения между объектом и предметом?).

 

Задачи учебного курса ПиП суть: 1) определение понятий, 2) соотнесение понятий, 3) использование понятий для выполнения заданий, предложенных в работе по курсу.

 

Методы учебного курса ПиП суть лекции (ЛК=18 ак. час), практические занятия (ПЗ=18 ак. час), консультации (3 ак. час) и самостоятельная работа (до 33 ак. часов). Всего 72 академических часа. Главное для этих методов учебной работы для студента:

– на лекциях – воспринимать и осмысливать предложенный материал, по возможности не оставляя пропусков (лакун) и неясностей;

– на практических занятиях – использовать полученную информацию для оптимизации имеющихся представлений о субъективной реальности, о её развитии, о её месте и роли в образовательном процессе;

– при самостоятельной работе – с максимально возможной полнотой использовать материал учебной дисциплины (её понятийную «сетку») для осмысления учебных, публицистических, литературных, художественных, житейских и научных фактов, обнаруживающих психическое развитие человека в процессе образования.

В рамках самостоятельной работы выделяются общая часть (А), особенная (Б) и, в рамках особенной части, творческое аналитическое исследование (В).

А. Общая часть предполагает аналитическую реферативную работу с учебником (учебным пособием) в соответствии с предлагаемым планом. См.: Методические указания по курсу ПиП: План аналитической реферативной работы с текстом.

Б. Особенная часть самостоятельной работы предполагает разную степень познавательной инициативы студента. См. примеры её проявления: Методические указания по курсу ПиП : Критерии учёта текущей учебной работы.

В. Для творческого аналитического исследования предлагается открытый перечень тем и общая последовательность рабочих действий.

 

Средства учебной работы:

1) Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030200 Политология (квалификация (степень) «бакалавр»)»; Электронный ресурс – см.: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=116252

Лекции, задания к практическим занятиям, методические указания и справочные материалы по учебной дисциплине «Психология и педагогика» для студентов 1 курса факультета социальных наук (направление 030200 Политология); Электронный ресурс – см.:

http://www.humanpsy.ru , далее по ссылке «О кафедре – психология человека» слева в меню «Учебно-методические материалы» см. «Психология и педагогика».

Разделы программы обозначены в учебно-тематическом плане аудиторных (лекционных и практических) занятий. См.: Методические указания по курсу ПиП: Учебно-тематический план аудиторных занятий.

2) Литература:

Основная:

Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2011.

Ильин Е. П. Психология для педагогов. – СПб.: Питер, 2012.

Со списком дополнительной литературы можно ознакомиться в «Методических указаниях по курсу ПиП».

3) «Методические указания по курсу ПиП» содержат три раздела: общий содержательно-осведомительный, раскрывающий регламент аудиторной работы и ориентирующий относительно самостоятельной работы.

Исходным содержательным ориентиром в работе по курсу становится учебно-тематический план. Он предусматривает следующие темы аудиторных занятий:

1. Введение. Определение рабочих понятий учебного курса

2. Предмет ПиП. Объекты обеих наук

3. Проблемы и принципы

4. Методы и структура педагогической психологии

5. Учитель и его развитие

6. Учительские проблемы, кризисы, выгорание

7. Учащиеся и учебно-познавательная деятельность 8. Психология педагогического взаимодействия

9. Контроль, оценка, отметка и измерение в образовании

Наряду с учебно-тематическим планом в «Методических указаниях по курсу ПиП» предусмотрены общие указания, источники информации, основное содержание учебного курса, регламент аудиторной работы и основные ориентиры для самостоятельной работы.

4) Преподаватель. При наличии необходимых учебно-методических материалов преподаватель нужен, прежде всего, для ответов на вопросы. Учебным планом предусмотрены 3 ак. часа консультаций в течение семестра, в том числе и перед выполнением экзаменационной работы. Вопросы, возникающие по ходу текущей работы, желательно формулировать в протоколах занятий, чтобы решать их на очередной аудиторной встрече.

5) Регламент аудиторной работы по курсу. Лекции (ЛК) и практические занятия (ПЗ) проводятся по расписанию. Опоздавшие или не имеющие возможности присутствовать отрабатывают каждую тему самостоятельно по форме: (1) конспект лекции (остаётся у студента) и далее, в протоколе сдаваемой отработки: (2) аннотация лекции, (3) её резюме, (4) вопросы к лекции (7±2), задание по лекции. Тексты зачитанных в аудитории лекций с заданиями для самостоятельной («домашней») работы, а также задания к практическим занятиям преподаватель отправляет на электронный ресурс кафедры психологии человека. См.: http://www.humanpsy.ru , далее по ссылке «О кафедре – психология человека» слева в меню «Учебно-методические материалы» см. «Психология и педагогика».

Отработка пропущенного аудиторного занятия засчитывается при учёте текущей работы, если она сдана преподавателю не позже, чем на следующем аудиторном занятии. Причём преподавателю можно сдать копию этой отработки; оригинал может остаться у студента и может быть потом использован в качестве легальной шпаргалки при выполнении итоговой контрольной (экзаменационной) работы по курсу.

6) Соседи-сокурсники. На лекциях и практических занятиях, а также при самополговке допускается совместная работа при поиске ответов на возникшие вопросы. В этом случае после ответов, помимо других источников получения информации («Ист.: …»), указываются партнёры («Совм. с…»). Но и при совместном выполнении заданий желательны самостоятельные формулировки ответов. Именно они будут учитываться на экзамене.

7) Расходные материалы. Для ответов при выполнении заданий на каждой лекции и при домашних работах по ним потребуются одинарные тетрадные листочки (при очень размашистом почерке – двойные листочки). На каждом практическом занятии нужны двойные листочки (при размашистом почерке – с вкладышами). Листочки оформляются строго по заданному образцу, а при использовании вкладышей все странички протокола ещё и нумеруются.

Слева сверху – дата: число, месяц, год. Под датой – время начала работы: часы, минуты. В середине верхней строчки – аббревиатура (начальные буквы из слов) названия учебной дисциплины: ПиП. Под ними – ЛК (или ПЗ), чёрточка, номер по учебно-тематическому плану и тема. Справа сверху – фамилия исполнителя в именительном падеже, под ней – имя и отчество полностью. В третьей строке справа, под ФИО, пишется сокращённое название факультета (информативное сочетание букв: ФСН), затем – курс (1 год обучения) и, через черточку, номер группы. При выполнении последней, экзаменационной работы по учебному курсу, в четвёртой строке справа пишется дата рождения: день, месяц, год, – а при наличии какой-либо профессиональной занятости студента («подработки») также указывается профессия и/или специальность.

Последняя строчка письменного ответа в каждом протоколе, в том числе при отработке лекции и при анализе учебника (учебного пособия), подчёркивается от одного края страницы до другого. Справа под чертой автор подписывается. Если ответ занял пять минут и более, то слева под чертой проставляется время окончания ответа. При длительности ответа менее пяти минут время его окончания не фиксируется.

 

Результаты работы по курсу характеризуются по содержанию и по форме.

В оптимальном случае по содержанию ожидаются следующие результаты.

1) Усвоение основных понятий ПиП, или знание основ предмета ПиП. Оно обеспечивает ориентировку в основном содержании учебного предмета.

2) Сформированность общих и специальных умений. Среди них: умение различать объект, предмет и формы их существования и отображения; умение выделять субъективные аспекты педагогической практики; умение различать значение и смысл педагогических явлений; умение не абсолютизировать, не доводить до абсурда теоретические схемы и их роль; умение использовать возможности психологии для осознания происходящего и для выработки личных решений.

3) Определённость отношения к учебному предмету. Отношение это проявляется, прежде всего, как вовлечённость в гуманитарную проблематику, – естественно, со своеобразным личным профилем того, что нравится и что не нравится, причём в разной степени. Весьма желательно, чтобы отношение к учебному предмету было отделено от отношения к преподавателю (хотя это и весьма затруднительно для большинства студентов от 17 до 25 лет).

4) Осознанность (по мере необходимости) процесса и результатов собственной активности, или рефлексивность. – Она желательна, по крайней мере, в работе по учебной дисциплине ПиП, а в лучшем случае – и с выходом за рамки как учебного курса, так и учебной работы вообще.

Более детально ожидаемые содержательные результаты работы раскрываются в контексте государственного образовательного стандарта по специальности 030200. (См. Электронный ресурс: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=116252 ).

По форме результатом работы по курсу становится итоговая аттестация с выставлением традиционной отметки. Аттестация проводится на основе учёта текущей работы и успешности выполнения контрольной (экзаменационной) работы по всему учебному материалу.

Экзаменационная работа представляет собой выполнение заданий – ответы на вопросы и решение задач – по всей программе. Содержательный масштаб заданий таков, что ответ по каждому пункту требует не более 1-2 мин, а общее время, необходимое для выполнения всей контрольной работы, колеблется в пределах 55-70 мин. Практика такого рода ответов используется на всех занятиях, начиная с первого. Т.е. подготовка к подведению итогов идёт в течение всего семестра.

Ответ по каждому пункту экзаменационной работы оценивается по 5-балльной шкале: от нуля до 4 баллов. Отсутствие попытки ответить на вопрос или решить задачу оценивается «минус» четырьмя баллами. Предельная сумма баллов по всем пунктам принимается за 100%. «Удовлетворительной» считается работа, оцененная в 25% и выше; «хорошей» – 50% и выше; «отличной» – 75% и выше. При необходимости принимается во внимание «ниво»-эффект: положение отдельных оценок в их общем распределении. Тогда лучшая работа оценивается как «отличная», а остальные рассматриваются, уже исходя из этого. Причём нижний порог аттестации (25%) сохраняется.

В отличие от допустимой совместной работы в течение семестра, при выполнении итоговой контрольной работы нужно отвечать самостоятельно и без использования каких-либо технических средств. Нельзя использовать ноутбуки, мобильники, прочие гаджеты, а также печатные материалы и ксерокопии. Можно пользоваться своими рукописными материалами – конспектами и «шпаргалками». При этом всё должно быть подписано – иметь персональную авторскую маркировку без замазывания и исправлений.

Разработчики из Министерства образования и науки предложили «взвешивать» оценки за текущую и итоговую работу в пропорции 60-70% – за текущую и 30-40% – за итоговую контрольную.

В нашей практике обе оценки (за текущую работу и за итоговую контрольную) учитываются как простая сумма набранных относительных баллов. Её теоретический максимум – Σ=200, а минимум (для аттестации) – Σ=55+25=80. Работа по курсу «Педагогика и психология» завершается экзаменом с выставлением отметок от «тройки» до «пятёрки». Итоговые персональные отметки зависят от распределения суммарных баллов за текущую и итоговую работу по потоку (с учётом «ниво»-эффекта).

Вся информация по учебной успешности, сдаваемая в деканат, будет доведена до сведения студентов через два-три дня после экзамена.

Итак, на вводной лекции определены рабочие понятия учебного курса: его цель, объект, предмет, задачи, методы, средства и результаты. Конкретизация этих понятий ориентирует аудиторию в том, зачем, что и как предстоит делать в рамках работы по учебной дисциплине «Педагогика и психология ». Также обеспечена ориентация в том, как будут оцениваться результаты учебной работы по курсу. На остальных занятиях будет раскрываться основное содержание учебного материала. Нам предстоит начать с определения понятий, входящих в ядро предмета обеих наук – психологии и педагогики (тема 2).

 

Задания по «ЛК-1. Введение»

1. Завершите предложение: «1а. Думаю, что, начиная новое дело, в т.ч. работу по новому учебному курсу, сначала нужно определить…» Что? Аргументируйте свой ответ: «1б. Потому что…» Почему?

2. Предмет учебного курса (УК) парадоксален: он одновременно и меньше, и больше объекта УК. Почему так получается? Дайте аргументированный ответ, формулируя его по аналогии с предыдущим (1) и последующими (3-м и др.) ответами.

3. Завершите предложение: «3. Существенным для людей обычно становится …» Что?

4. Будем иметь в виду преобразования объекта и предмета при переходе от науки через систему образования к персональной учебной работе отдельного учащегося. Что Вы можете сказать, в общем, об отношениях между объектом и предметом? Закончите два предложения: «4а. Объект и предмет связаны между собой…» (Как?); «4а. Объект и предмет можно соотнести …» (Как?).

5. Завершите предложение: «5. Разведение аудиторной и самостоятельной работы …» Что Вы можете о нём сказать, в общем?

6. Завершите предложение: «6а. Когда говорят об «эталонном выполнении» учебного задания, то обычно имеют в виду…» Что? Что фактически обычно принимают за эталон в процессе образования, будь то образование «по жизни», частное образование или посредством каких-то государственных образовательных учреждений? Аргументируйте свой ответ: «6б. Потому что…» Почему?

_______________________