ПЗ-9. Учитель и ученик: сравнение субъективных позиций

Цель работыосознание соотношения между позициями основных участников педагогического взаимодействия в рамках личной модели оптимального образования.

В работе три части: конкретизация позиции учителя, конкретизация позиции ученика и их соотнесение. Используются следующие источники:

1. Методы, приемы и технологии в педагогике ненасилия: Сб. науч. статей и материалов ХХ Всероссийской научно-практической конференции по проблемам педагогики ненасилия (СПб., 21.04.99) / Под ред. М. С. Гавриловой и др. – СПб.: «Образование – Культура», 1999. С.283.

2. Еремеев Б. А. Диагностика познания человека человеком. – СПб.: Образование, 1991, с.9.

Для работы готовится таблица. Таблица располагается на одной странице (без переноса) и с соблюдением параллельности строк.

п/п

Учитель

п/п

Ученик …

должен

может

хочет

должен

может

хочет

1

     

1

     

2

     

2

     

27

     

27

     

28

     

28

     

Σ+

     

Σ+

     

 

ЧАСТЬ 1. Конкретизация позиции учителя

Предлагаются суждения, раскрывающие под некоторым углом зрения позицию участников взаимодействия (см. ниже). Сначала заполняется левая часть таблицы. В рамках личной оптимальной модели образования нужно решить, принимается ли каждое из 28 суждений («да») или не принимается («нет») для учителя с учетом трёх модальностей: «должен», « может», «хочет».

По каждому суждению нужно дать три ответа, записав их в соответствующие столбцы:

«Должен ли учитель в оптимальном случае соответствовать данному суждению?»

(Ответ «да» или «нет», «скорее да» или «скорее нет»).

«Может ли учитель в оптимальном случае ему соответствовать?»

(Ответ «да» или «нет», «скорее да» или «скорее нет»).

«Хочет ли учитель ему соответствовать в оптимальном случае?»

(Ответ «да» или «нет», «скорее да» или «скорее нет»)

 

ЧАСТЬ 2. Конкретизация позиции ученика

Начать нужно с выбора определённого возраста (класса); предполагается, что этот возраст (класс) знаком выполняющему задание более, чем другие. Какой это возраст (класс)? Запишите этот возраст (класс) после слова «Ученик» в адресной строке над правой частью таблицы.

Используется тот же список суждений. Нужно решить, принимается ли каждое из 28 суждений («да») или не принимается («нет») для ученика опять-таки с учётом трёх модальностей: «должен», «может», «хочет».

Заполняется правая часть таблицы. По каждому суждению нужно дать три ответа, записав их в соответствующие столбцы:

«Должен ли ученик в оптимальном случае соответствовать данному суждению?»

(Ответ «да» или «нет», «скорее да» или «скорее нет»).

«Может ли ученик в оптимальном случае ему соответствовать?»

(Ответ «да» или «нет», «скорее да» или «скорее нет»).

«Хочет ли ученик ему соответствовать в оптимальном случае?»

(Ответ «да» или «нет», «скорее да» или «скорее нет»)

 

ЧАСТЬ 3. Соотнесение позиций учителя и ученика

Задание : Запишите: «Ч.3. Соотн-е позиций ут-ля и уч-ка».

1 . Подсчитайте число ответов «да» (вместе с ответами «скорее да») в каждом из шести столбцов:

 1а) учитель должен – f = ?

1б) учитель может – f = ?

1в) учитель хочет – f = ?

1г) ученик должен – f = ?

1д) ученик может – f = ?

1е) ученик хочет – f = ?

2 . Подсчитайтечисло совпадений (!) ответов «да» (вместе с ответами «скорее да») в следующих парах столбцов:

2а) f и f : f = ?

2б) f и f : f = ?

2в) f и f : f = ?

3. Оцените общность между позициями учителя и ученика по трём основаниям, используя только одну из двух формул (на примере долженствования):

3а) долженствование («должны»): g=

или r = .

3б) возможности («могут»): то же, но с учётом , и ;

3в) желания («хотят»): то же, но с учётом , и .

4. Сделайте выводы, формулируя ответы по аналогии с ответами на предыдущих занятиях:

4а) в каком отношении общность между оптимальными позициями учителя и ученика оказалась наибольшей?

4б) в каком отношении общность проявилась меньше всего?

4в) почему так получилось?

4г) каковы вероятные педагогические следствия из полученных результатов? (В том числе – при определении базовых (исходных) моментов сознательной деятельности: цели, объекта, предмета, задач, методов, средств…).

4д) Этот пункт выполняется по желанию. Чем различаются, по математической форме и по психологическому содержанию, оценки общности, полученные при использовании первой (короткой) и при использовании второй (длинной) формулы?

 

Суждения, раскрывающие позиции участников взаимодействия (к ПЗ «Учитель и ученик: сравнение субъективных позиций»)

1. Быть безупречным(-ой) на 100%

2. Иногда ставить себя на первое место

3. Следовать за всеми (за большинством, за многими, за другими…)

4. Просить о помощи и эмоциональной поддержке

5. Любить людей, приносящих ему (ей) вред

6. Протестовать против несправедливого обращения или критики

7. Делать приятное неприятным людям

8. Извиняться за проявления своей натуры

9. Иметь своё собственное мнение и убеждения

10. Выбиваться из сил ради других

11. Совершать ошибки, пока не найден правильный путь

12. Чувствовать себя виноватым за свои желания

13. Предоставлять людям самим решать свои собственные проблемы

14. Мириться с неприятной ситуацией

15. Отказываться: говорить «нет, спасибо», «извините, нет»

16. Жертвовать своим внутренним миром ради кого бы то ни было

17. Сохранять отношения, обременительные или даже ставшие оскорбительными

18. Не учитывать советы окружающих, руководствоваться собственным мнением

19. Делать больше, чем позволяет время

20. Оставаться наедине с собой, даже если кому-то хочется с ним (с ней) общаться

21. Делать что-то, что на самом деле не может сделать

22. Выполнять требования, которые считает неразумными

23. Иметь собственные чувства, вне связи с тем, понимают ли их окружающие или нет

24. Отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать

25. Менять свои решения или избирать другой образ действий

26. Нести ответственность за чьё-то неправильное поведение

27. Добиваться изменений в договоренности, которая перестала устраивать

28. Отказываться от своего «Я» ради кого бы то ни было или ради чего бы то ни было

________________________________