ЛК-5. Учитель: человек и его развитие

При характеристике учителя будем опираться на модель человека, предложенную Б.Г. Ананьевым (1968). Будем иметь в виду индивидный, личностный, личный, субъектный и индивидуальный уровни характеристики человека как развивающегося существа. И будем делать акценты на том, что представляется наиболее существенным. Выделим:

1. Общие противоречия и кризисы развития

2. Периоды жизни мужчины

3. Особенности жизни женщины

4. Характеристика учителя как личности и как субъекта

 

1. Общие противоречия и кризисы развития

Жизнь взрослого человека представляет собой последовательность состояний относительной стабильности и состояний изменения. В стабильном состоянии различные компоненты жизни уравновешены. При этом 1-2 из них являются главными, интегрирующими все остальные. Периоды относительной стабильности длятся 6-8 лет. В зависимости от индивидуальных особенностей развития, иногда периоды относительной стабильности длятся несколько дольше, иногда же они несколько короче.

Время значительных перемен у взрослого человека обычно оказывается более коротким: год, много – два. Психологический показатель перемен – это изменение взгляда человека на свою жизнь. Собственное отношение к жизни перестаёт удовлетворять человека и как будто бы без явных к этому причин: « Что-то не так…» Прогрессивное развитие происходит, только если человек, испытавший подобное затруднение, совершает специальную работу по осмыслению сложившейся жизненной ситуации.

Выделяются 4 этапа конструктивного переживания нормального жизненного кризиса. Сначала происходящее активно не замечается: «Всё хорошо…» Хотя на самом деле у человека могут быть чувства разочарования, депрессии, несчастья, ожидание угрозы – вплоть до психосоматических расстройств.

На втором этапе человек уже не отказывается думать о своём состоянии, начинает его рассматривать. Самостоятельно приходят к этому 10-12% взрослых людей, в том числе – среди работников образования.

На третьем этапе делаются попытки установить связи своего состояния с различными обстоятельствами жизненной ситуации, как внешними, так и внутренними. С точки зрения психологии это – попытки осознанного осмысления жизненной ситуации, или целенаправленные мыслительные действия. Идёт поиск реальных причин недовольства собой.

На четвёртом этапе вырабатывается решение избрать определённый путь дальнейшей жизни. Для этого приходится что-то менять в своей жизни: от чего-то избавиться, что-то приобрести… Но что-то в себе следует и сохранить.

Таким образом, при конструктивном переживании кризиса (в смысле: при прохождении его) существенная роль принадлежит самопознанию человека, в частности, осознанию им своих объективных отношений с действительностью и своих субъективных отношений к действительности.

 

2. Периоды жизни мужчины (до зрелости)

В промежутке от 17-ти до 22-х лет происходит кризис юности. Чаще всего и с бóльшей выраженностью это время приходится на 20-22 года. Делаются первые шаги в реальном самоопределении и пожинаются плоды этих шагов. Причём происходит это на фоне общего снижения речевого интеллекта. А это – главный инструмент осознания происходящего.

В 18-19 лет уровень развития речевого интеллекта максимален. В 20-22 года речевой интеллект падает. И одновременно достигает своего максимума моторный интеллект. Это время, когда наиболее высока вероятность высоких спортивных достижений. (У женщин же это время, которое медики считают оптимальным возрастом для вынашивания первенца).

Примечательно, что в странах Западной цивилизации возрастом совершеннолетия признан 21 год. Получение соответствующих гражданских прав и обязанностей приурочено ко времени, когда юношество переживает субъективные трудности, в частности, в связи с уменьшением субъективной возможности принимать разумные самостоятельные решения.

Период с 22-х до 28-ми лет – время относительной жизненной стабильности, время поступательного воплощения в жизнь принятых планов: в профессии, в специальности, в работе; в дружеских и матримониальных отношениях: в браке, в семье; в предпочтениях повседневной жизни, в самом образе жизни.

На промежуток в 28 лет – 33 года приходится переоценка всех приобретений и достижений и… исправление сделанного («кризис 30-летних»). Далее до 40 лет – время стабильности. Для него характерны основательность положения в обществе и продвижение в профессиональном плане – как рост мастерства и/или же как карьерный рост (см. «принцип Питера» в контексте «Законов Паркинсона»). В психологическом плане растёт уверенность в себе, растёт ответственность, растёт авторитет.

В 40-45 лет происходит «кризис среднего возраста». Начинаются вопросы к себе: « Что я сделал в жизни? Каковы мои ценности? Что я могу дать другим? Что получаю от них?..» Существенно, что у представителей рабочих профессий максимум продуктивности и минимум брака приходится на возраст от 40 до 50 лет с апогеем на 45-ти… (А русский фольклор сохранил до наших дней выражение: «Нашей бабе – 45, баба – ягодка опять…»).

Некоторые проходят этот кризис, сделав основательную переоценку своей жизни. Развивающийся мужчина расстаётся с ценностями, которые уже не кажутся ему существенными, расстаётся со своими иллюзиями… Но есть мужчины, которые иллюзии сохраняют. Например, по-прежнему продолжают считать себя молодыми и сильными… (Из когда-то популярной песни: «Буду вечно молодым…»). Фактически это становится прямой угрозой для их дальнейшей жизни.

Прежде всего, это становится субъективным фактором неадекватности поведения такого человека среди людей, или неадекватности его личностных проявлений. В наиболее тяжёлых случаях сохранение подобных иллюзий приводит к функциональным нарушениям, которые уже провоцируют несчастные случаи всякого рода. В наши дни среди них выделяются дорожно-транспортные происшествия…

А на основе функциональных нарушений обостряется (можно сказать, «расцветает») всякая органическая патология. Сейчас это болезни сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, зависимости различного рода. И если человек находится ещё и в экологически неблагоприятной обстановке (как, например, в Санкт-Петербурге), то «букет» его болезней дополняют и канцерогенные заболевания…

 

3. Особенности жизни женщины

Периоды жизни женщины выделяются, в общем, так же. Причём жизненный путь у современной женщины может быть даже богаче различными ситуациями и обстоятельствами, чем у мужчины. В частности, – за счёт бóльшей образованности и бóльшей вовлечённости женщин в культурную жизнь. Однако главную роль в выделении различных периодов в жизни женщины и в изменении границ этих периодов играет материнство. Всё происходящее в связи с беременностью и родами рассматривается как важнейший нормальный кризис развития.

Первая беременность часто воспринимается как тяжкое бремя. Характерно подавленное, угнетённое состояние. Около половины беременных имеют различные нарушения психической деятельности; около 10% имеют существенные расстройства, требующие вмешательства специалистов. Общее состояние весьма противоречиво. Всё надо соотносить с перспективой рождения ребёнка. Женщина и хочет стать матерью, и боится этого. Мотивы желания иметь ребёнка весьма разнообразны. Для многих именно с ребёнка начинается настоящая семья. (Кстати, так считают и многие специалисты, демографы и социологи). Кто-то хочет испытывать чувства, связанные с уходом за ребёнком. Некоторые надеются улучшить супружеские отношения. (Важно подчеркнуть, что такие надежды, как правило, тщетны). Некоторые, осознанно или не осознавая этого, хотят иметь ребёнка, чтобы приобрести статус взрослой, настоящей женщины.

Нежелание рожать так же связано с различными обстоятельствами. Это конкуренция материнства с учёбой или работой, ценность которых – в их связи с будущей или уже с настоящей социальной самостоятельностью женщины. Существенна роль опасения утратить личную свободу и независимость: женщины говорят, что ребёнок «связывает по рукам и ногам». В современной России, по сравнению с недавним советским прошлым, весьма актуальны экономические трудности – трудности как повседневной жизни, так и вынашивания, рóдов и последующего ухода за ребёнком. Если женщина уже состоит в брачных отношениях, то ей приходится думать о совмещении ролей жены и матери; для многих это трудно. Весьма специфична для подрастающих поколений молодых женщин боязнь новой ответственности, которую вовсе не хочется брать на себя тем, кто не привык даже за себя отвечать, – как перед другими, так и перед собой…

Двойственные чувства осознаются по-разному. Возможна односторонность – «застревание» либо на положительных, либо на отрицательных моментах грядущего материнства. Ни то, ни другое не конструктивно. В оптимальном случае женщина принимает свои двойственные чувства, пытается в них разобраться, проанализировать их, чтобы управлять ими. Тем самым закладывается основа для разрешения всех грядущих противоречий новой роли. Такая позиция возможна, прежде всего, у сильных духом женщин и у тех, кто имеет добрую и умную поддержку со стороны любящих близких людей.

В оптимальном случае женщина идёт на компромисс, выбирая между семьёй и работой. Гораздо легче совмещать привычные и новые обязанности, если в кругу близких людей естественно обсуждаются повседневные дела и предстоящие перспективы. Во всех странах европейской цивилизации отмечено, что женщина, берущая на себя ответственность за рождение ребёнка, буквально «поворачивается лицом к обществу». У неё появляется активное отношение к общественной жизни. Возникает интерес к положению дел в детских учреждениях, в системе образования. Женщина интересуется проблемами окружающей среды, проблемами наркотизации и распространения СПИДа, проблемами войны и мира, проблемами будущего её народа и всего человечества… Чтобы убедиться в этом, достаточно увидеть репортажи о демонстрациях населения в различных странах по различным поводам. (Россия в число таких стран сейчас не входит).

После рождения ребёнка часто меняется отношение женщины к собственной матери. Появляется лучшее понимание, одобряются материнские суждения и действия, которые ранее воспринимались индифферентно или даже не одобрялись. Появляется независимость от матери и чувство равенства с ней. Как результат изменения субъективного отношения – легче принимается помощь со стороны матери, нет бессмысленной ревности, легко предоставляется возможность матери общаться с её внуками и чувствовать себя бабушкой.

Когда женщина принимает свои двойственные чувства в связи с материнством, она лучше узнаёт себя. Она формирует у себя способность к саморегуляции и, в результате этого, не идёт на поводу у тех, кто может корыстно использовать затруднения молодой женщины. Она не чувствует себя неуверенной и не пытается слепо кому-то подражать.

В нормальных семьях различаются три категории матерей по их отношению к недавним переживаниям по поводу вынашивания и рождения ребёнка. Одни осознанно и терпеливо, с честью преодолели все противоречия, обрели драгоценный опыт саморазвития. Другие забывали о трудностях. Третьи игнорировали трудности и преувеличивали свои положительные чувства. Поскольку таких довольно много, важно иметь в виду следующее. Матери третьего типа обычно не хотят вернуться работать. Они не интересуются происходящим вне дома. Они подчёркнуто демонстрируют свою заботу о ребёнке и отстраняют отца ребёнка от ухода за ним. В результате ухудшаются супружеские отношения, и такие женщины связывают это с личными качествами своих мужей. У них нет равноправных отношений и с собственными матерями: сохранилась зависимость и, одновременно, подростковая отчуждённость. Такие женщины считают себя «идеальной матерью». Они отрицают свои реальные чувства («Всегда спокойная, терпеливая, ровная, не сердится…»). Они декларируют, что забывают о себе (« самоотверженная, бескорыстная…») и «стремятся в своём материнстве к совершенству»… При этом в уходе за ребёнком они весьма неуверенны в себе. Их дети беспокойны, тревожны, болезненны, отстают в интеллектуальном и двигательном развитии… Таким детям уготован жизненный сценарий неудачников («лузеров»).

 

4. Характеристика учителя как личности и как субъекта

Теперь посмотрим на своеобразие развития человека, имея в виду два актуальных уровня характеристики учителя: как личности и как субъекта.

Личность – это: социальное качество человека, ансамбль его общественных отношений, инструмент ориентации человека в культурной среде. Общая характеристика человека как личности раскрывается через конкретизацию его целей и ценностей, ролей и функций, норм и ритуалов.

Чаще всего, говоря о личности, раскрывают главные отношения человека к миру: к природе, в том числе и к созданной человеком, к окружающим людям, к труду и к продуктам труда (вещам), к самому себе. Об уровне развития населения в этом плане свидетельствует состояние окружающей среды и межчеловеческие повседневные отношения. Экологическая обстановка, преступность, в том числе экономическая, выраженность наркозависимости различного рода, начиная с курения, – всё это суть симптомы социальных болезней.

Об уровне развития студентов в этом плане свидетельствует, в частности, состояние мебели в аудиториях, состояние аудиторий после занятий и, в частности, содержимое столов. Распространённость в обществе, социальная типичность дурных привычек среди получающих высшее образование – это прямой показатель деградации тех, кто как будто бы должен быть в авангарде носителей культуры.

Носители крайних позиций в любых обществах были всегда, и это естественно и даже необходимо для прогрессивного развития. Светлана Алексиéвич, литератор, сказала как-то, что «необходимо, чтобы дьявол видел себя время от времени в зеркале». Перефразируя, можно сказать, что общество нуждается в примерах того, как нельзя поступать. И я помню, как сделал для себя это открытие в отрочестве, а именно в седьмом классе …

Известен и такой афоризм: мол, история учит только тому, что она никого и ничему не учит. Однако большинство людей всё-таки руководствуются примером окружающих и потенциально готовы склониться в одну или в другую сторону. В общем же прогресс цивилизации бесспорен. Хотя и в прошлом были несогласные с этим, и в наши дни есть такие. В наши дни так считают люди, которые не читали сказку Г.Х. Андерсона «Калоши счастья», не говоря уже об их незнании фактической истории материальной культуры. Бесконечные споры идут и о тенденциях нравственного развития. Но и тут бесстрастный подход заставляет признать наличие прогресса – как на уровне отдельных людей, так и на уровне всего человечества. Повторю: крайности в человеческих проявлениях всегда были, есть и будут...

Для социальных отношений учителя специфично их практическое разнообразие по содержанию и по форме. Так, в англоязычной литературе с середины ХХ века была распространена схема, раскрывающая многогранность учительской позиции, её ролевой структуры. Для русскоязычных читателей эту схему сделал доступной Владимир Леви, практикующий психотерапевт, литератор, популяризатор знаний о человеке, об отношениях человека с миром и с самим собой.

В соответствии с этой схемой, учитель – это информатор, инструктор, тренер, дрессировщик. Он также оратор, проповедник, рассказчик, артист, клоун, даже шут. Учитель – это также советник, консультант, наставник, просветитель. Он и эксперт, лидер, организатор, руководитель. Он – ещё и опекун, воспитатель, нянька. Он – товарищ, друг, утешитель, психотерапевт, врач, любимый человек, кумир. Он – и наблюдатель, исследователь, учёный, а также контролёр и надсмотрщик. Он – оценщик, критик, судья… И т.д. Всего было перечислено 36 частных ролей (!), и схема эта открыта для дополнения. В общем, становится ясно, насколько многогранна позиция учителя в обществе с точки зрения различных людей, насколько детально и порой неожиданно она может быть конкретизирована. (К заданиям 7 по ЛК-5: Сгруппируйте множество частных ролей учителя и подберите названия для групп – общих ролей учителя и соответствующих им общих функций. Подсказка: см. ЛК-2, об объекте педагогики и о работе учителя).

Субъектные характеристики человека, в отличие от личностных, раскрывают на уровне сознания сущность человека для него самого – как источника преобразующей активности. Можно сказать, что происходит это как осознание сверхсознательного. Самые общие субъектные характеристики человека суть его направленность, его способности, его характер. И через их проявления в различных жизненных ситуациях конкретизируется то, какие сложности и трудности человек преодолевает и как он(а) это делает.

При общем подходе к учителю как субъекту деятельности выделяется его направленность на учебную дисциплину, на других участников педагогической ситуации, на себя. И оказывается, что около 66% среди выпускников педвузов – «предметники», около 19% – «воспитатели», и около 15% имеют выраженными оба аспекта профессиональной направленности. У представителей категории «предметников» преобладает узкопредметная и/или узкометодическая ориентация. Выраженность обоих аспектов профессиональной направленности у 15% молодых учителей свидетельствует об их высокой профессиональной ориентированности. Теперь это называют одной из педагогических «компетенций». По-моему, более корректно говорить о педагогической направленности как общем аспекте педагогической компетентности учителя. Причём «предметно-воспитательная» направленность статистически неслучайно сочетается ещё и с максимальной требовательностью к себе и с максимальным разнообразием форм педагогической деятельности!

На 2-3-й год работы у молодого учителя происходит переключение основного внимания на уроке с себя на ученика, на класс, на коллег. Происходит выход за рамки урока для урока.Начинается (к сожалению, не у всех!) практическая реализация общеизвестной формулы – « любить детей». Некоторые «выходят» на собственные исследования; таких среди молодых учителей – до 10-15%.

В обиходе очень распространено противоречие: и студенты педвуза, и учителя «знают» о творческом характере педагогической деятельности и, в то же время, сомневаются в этом. Ибо постоянно сталкиваются с обязанностями, с тем, что в философском романе одного японского литератора ХХ века, Кобо Абэ, нашло себе выражение в метафоре песка. – Песка, который непрерывно и повсеместно наполняет наше жизненное пространство, нашу жизнь… И в теоретической педагогике даже различаются стереотипные, рутинные, и «творческие», оригинальные формы и способы деятельности. Хотя в жизни стереотипность и оригинальность, рутина и творчество друг без друга не существуют. Нет такого продукта, при получении которого не было бы рутины и исключалось бы творчество… Сейчас в повседневном обиходе для нас привычны компьютерная техника и технологии. Но и их внедрение в нашу жизнь не освободило нас от того, что в прошлом веке было метафорически обозначено как «песок». Любой настоящий труд оказывается трудным, предполагает преодоление, предполагает субъектность и соответствующие способности.

Разнообразные описания педагогических способностей фактически хорошо укладываются в общую схему, предложенную Н.В. Кузьминой. В частности, у мастеров педагогического труда выделяются: организаторские способности, конструктивные, коммуникативные, прогностические, аналитические… (Кузьмина Н.В., 1971;1985). С точки зрения их развития, в генетическом плане, актуальна такая их последовательность: 1 – аналитические, 2 – коммуникативные, 3 – конструктивные, 4 – организационные, 5 – прогностические. Онтологически же, по существованию, актуальна их обратная последовательность: высшие прогностические способности включают в себя все предыдущие.

Аналитические способности – это способности обнаруживать, различать, опознавать отдельности в действительности. Коммуникативные – это способности устанавливать, поддерживать и развивать связи с действительностью, прежде всего – с социальной действительностью: с окружающими людьми. Конструктивные – это способности упорядочивать элементы, одно- и разнородные, в пределах различных множеств и между множествами, для решения актуальных задач. Организационные – это способности стимулировать, направлять и поддерживать деятельность других людей и собственную деятельность. Прогностические – это способности распространять (экстраполировать) происходящие изменения на более или менее отдалённую перспективу. При высокой выраженности нескольких способностей говорят о педагогическом таланте, а в особых случаях – и о гениальности.

Характер – это устойчивая форма проявления субъектности. Рассматривается как психический склад, как форма системы субъективных отношений, возникающих, формирующихся, раскрывающихся при преодолении препятствий. Характер хорошо описывается концепцией фрустрации и её моделью в форме тестарисуночной апперцепции Розенцвейга. Тест провоцирует проявление реакций на критические ситуации, чреватые конфликтом. В частности, выделяется направление реагирования на происходящее: вовне, на себя и нейтральное. И выделяется вид реагирования: «застревающее на препятствии» – в форме его оценки, «обвинительное» – в форме поиска причин фрустрации и «упорствующее» реагирование – в форме установки на разрешение ситуации.

Межсубъектная вариативность в проявлениях характера у учителей превышает межличностное и межличное разнообразие. Типичны для учителей проявления, отнесённые к профессиональной деформации: авторитарность, назидательность, уверенность в собственной непогрешимости. И «самый страшный порок – склонность к демагогии…» (Светлана Эрленовна Берестовицкая). Конструктивное же для учителя в этом плане – «гибкость, терпимость, умение видеть человека и доверять ему» (Галина Вячеславовна Иванова)…

Итак, в лекции выделены общие основания для профессиональной деятельности – движущие силы развития человека от юности до средней взрослости с учётом его гендерного статуса. Раскрыты общие характеристики учителей, прежде всего, молодых, по выраженности у них профессионально важных личностных и субъектных качеств. Далее речь пойдёт об особенных противоречиях у молодых учителей, о кризисе у учителей-мастеров, о профессиональном выгорании и об устойчивости к стрессу.

___________________________

 

Задания по «ЛК-5. Учитель: человек и его развитие»

Завершите следующие высказывания:

«1. Работа по осмыслению сложившейся жизненной ситуации нужна …». Для чего?

«2. При самопознании человека актуальны …». Какие общие психические образования?

«3. Одновременное повышение моторного интеллекта и спад речевого интеллекта у людей в 20-22 года можно объяснить …» Чем?

«4. Принцип Питера формулируется …». Как?

«5. Первые роды для женщины становятся главным фактором и для её текущего состояния, и для периодизации её последующей жизни, п. что …» Почему?

«6. Подчёркнутое выражение положит. материнских чувств связано с недостатками развития ребёнка, п. что …». Почему?

«7а. Основные общие соц. роли у большинства учителей как личностей суть …». Какие? Назовите их и аргументируйте своё решение.

«7б. Осн. общие проф. функции у каждого учителя как педагога суть …». Какие? Назовите их и аргументируйте своё решение.

«8а. Основные противоречия в общем развитии учителя как личности суть …». Какие? Назовите их и аргументируйте своё решение.

«8б. Осн. противоречия в общем развитии учителя как субъекта деятельности суть …» Какие? Назовите их и аргументируйте своё решение.

9. А.С. Макаренко говорил, что выходить в качестве учителя перед группой воспитанников можно, лишь научившись произносить слова «Иди сюда» с 20-ю вариантами интонации. «9. Нюансы интонации при произнесении слов «Иди сюда» – это показатель …». Чего? Какой характеристики учителя?

___________________________________