ЛК-2. Предмет ПиП. Объекты

1. Общие определения

2. Уровни познания педагогической ситуации

3. Эмпирическое и теоретическое психологическое обобщение

4. Уровни психологического познания в педагогике

1.Общие определения. Предмет науки – это система знаний о её объекте. В ядро предмета науки входят, прежде всего, её исходные определения. Это определения объекта науки, её проблем, её принципов и методов. В ядро предмета науки входит также характеристика строения науки, или описание её структуры.

Объект психологии – душа (психика) в различных её аспектах. Но что такое душа? Её хорошее определение имеет вполне определённые содержание и форму. «Хорошее определение» – значит работающее на практику: помогающее разбираться в существующем положении дел. По содержанию такое определение (а) фиксирует качественное своеобразие души, или её отличие от других явлений того же рода. Оно (б) фиксирует способ, или общую форму существования души. И оно (в) раскрывает место и роль души среди других явлений действительности. Вот вариант такого определения. Психика – это:

а) идеальная принадлежность высоко организованного существа – животного организма, её носителя;

б) субъективное отражение действительности, её источника;

в) инструмент самосохранения и ориентации её носителя – как субъекта – в её источнике, в среде, как множестве объектов.

 

На рисунке даётся схематическое изображение, или условный «портрет» души.

В частности, душа рассматривается с различных её сторон (познание, эмоции, регуляция), на различных её уровнях (отдельные душевные явления и психика как сущность её носителя), по различным её функциям в жизни её носителя: коммуникативной, осведомительной, адаптивной. Далее, в п.3, будут выделены основные психические образования – исходные, «элементарные», и производные, интегративные. Их «палитра» становится «Азбукой» для всех, кто заинтересован в том, чтобы разбираться и в обычных, и в таинственных («уникальных») душевных движениях.

Объект педагогики (изначально: «детовождения») в настоящее время – это действия, обеспечивающие знаково-символическую (семиотическую) коммуникацию культуры. И, прежде всего, это:

а) формирование семиотической общности между людьми;

б) семиотическое приобщение к культуре её потребителей (перцепиентов) посредством носителей этой культуры (её коммуникаторов);

в) семиотическое самовоспроизводство и развитие социальной общности в лице её настоящих (актуальных) и будущих (потенциальных) членов.

Каждый акт коммуникации культуры раскрывается в форме со-бытия двух позиций: позиции носителя (коммуникатора) и позиции потребителя (перцепиента) каких-либо сведений, способов действия, ценностных ориентиров.

Объектом науки «Педагогическая психология» (ПП), положенной в основу учебного курса ПиП, являются психологические аспекты педагогической практики. Иными словами – это субъективная реальность в педагогической практике, взятая как особая отдельность в актуальных её формах.

Будем иметь в виду определение психологии как науки о душе (психике) и определение педагогики как коммуникации культуры. Будем также иметь в виду три общих формы психики, выделяемые в соответствии с тремя основными составляющими в определении психики, которое является традиционным для отечественной психологии.

1. Будем рассматривать психологию тех, кто так или иначе причастен к педагогике в самом широком, современном значении этого слова. Психическое при этом берется как принадлежащее его носителю. Будем иметь в виду, чья именно субъективная реальность учитывается.

2. Будем рассматривать субъективное отражение того, что происходит в педагогической практике, того, что имеет к ней большее или меньшее отношение. Психическое при этом берётся как картина происходящего, как субъективное отражение происходящего под определённым углом зрения. Будем иметь в виду, какие именно явления субъективной реальности учитываются.

3. Будем также рассматривать причины, следствия и место различных психических явлений в педагогической практике. Психическое при этом берётся как порождение конкретных условий, обретающее среди них своё определённое место и выполняющее свою собственную инструментальную роль. Это – ориентация , которая обеспечивает, в общем: (а) приспособление к среде, (б) картину существующего и (в) связь со средой, или регуляцию. Будем иметь в виду, каковы место и роль субъективной реальности на практике.

Современные экономические условия диктуют рыночную ориентацию для образовательной политики государства. И это проявляется, в частности, в особых акцентах на содержании и форме образовательных стандартов. Низкая производительность труда в российском обществе (сейчас она в 3-4 раза ниже, чем в развитых странах мира) заставляет осознавать существующее положение дел и прямо говорить о компетенции совокупного работника как профессионала. То есть, о соответствии каждого работника требованиям профессии и о повышении эффективности работы по мере профессионализации. Для теоретиков профессионального образования это стало сигналом. – Сигналом для того, чтобы разрабатывать соответствующие понятия: «компетенция» и «компетентность». И для того, чтобы внедрять их в содержание учебных программ, изменяя образовательные стандарты, приближая их к стандартам практики.

 

2. Уровни познания педагогической ситуации. «Живая клетка» педагогики, или её молярная единица,– это педагогическая ситуация. Её структурные компоненты суть Учитель, Ученик, Учебный Материал и Референт (социальная группа), а также парные отношения между ними. Конкретизация педагогической ситуации на практике возможна при разном обобщении, и это становится основанием для выделения соответствующих форм педагогической психологии: по субъектам (носителям психики) и по их деятельности, взятой с определёнными акцентами.

1. На макро-уровне обобщения организованная педагогика берётся как социальный институт, или образовательная система.

Слово «образование», как и все другие слова, многозначно. Самое общее его значение – это становление определённости. Более частным является значение «формирование по образу и подобию». В особом, педагогическом смысле слова образование – это систематическое организованное приобщение к культуре, к определённым её сферам.

Образовательная система рассматривается наряду с системами промышленного и сельскохозяйственного производства, экономики и финансов, здравоохранения и науки, торговли, транспорта и связи, государственного устройства и силовых структур, бытового обслуживания и прочих. На фоне других социальных институтов вскрывается специфика образования, рассматривается его сущность и место в обществе и в государстве. В психологическом плане вскрывается значение и смысл образования для общества, для государства, для отдельных социальных групп и персон.

2. На мезо-уровне обобщения образовательная система рассматривается в различных её формах, которые соотносятся друг с другом. Именно в этом смысле говорят о дошкольном, школьном и высшем образовании, об общем и специальном (профессиональном) образовании, о государственном и частном и о других его системах и подсистемах. Выделяются различные уровни (ступени) образования: по организованности (формализованности), по особенностям управления, по приуроченности к различным периодам человеческой жизни и/или сферам жизни, по особенностям функционирования и т.д. – Вплоть до соотнесения образовательных учреждений как самостоятельных организаций или отдельных педагогических систем как воплощения действенных образовательных парадигм. В психологическом плане существенны актуальные критерии, которые используются при выделении образовательных форм и при их соотнесении друг с другом.

3. При обобщении на микро-уровне рассматриваются структурообразующие компоненты образования. Проводится анализ внутреннего строения педагогической ситуации. Учитываются групповые и персональные субъекты, как реальные, так и условные. По функциональной роли это коммуникатор (Учитель) и перцепиент (Ученик). Они вступают во взаимодействие (в Коммуникацию культуры) по определённому поводу (по поводу конкретного Учебного Материала) и на определённом социальном фоне. А фон этот раскрывается, прежде всего, с учётом ценностных ориентиров, заданных тем или иным авторитетным субъектом (Референтом). В роли такого авторитета может выступать и некая фигура, и некий социальный институт. Каждый из компонентов педагогической ситуации имеет объективные и субъективные характеристики, в том числе и собственно психологические.

В частности, рассматриваются:

· учитель и его работа (просвещение, обучение, воспитание);

· ученик и его учебно-познавательная деятельность (научение, учение, самообразование);

· учебный материал («учебный предмет», «учебная дисциплина») и его оформление в рамках образовательного стандарта;

· ценностные ориентиры, в частности, принципы (и/или их авторитетный источник), на фоне и в условиях которых развертываются отношения между учителем и учеником;

· парные отношения между четырьмя названными компонентами как элементами ситуации;

· педагогическое взаимодействие в рамках взятой педагогической ситуации. А это взаимодействие рассматривается как особая форма единства общих сфер человеческого бытия. В их числе философы выделяют познание, общение, труд, ценностные ориентации. А на их основе в рамках взятой ситуации проводятся и учёт наличного состояния дел (в том числе – как контроль в различных формах), и проектирование оптимальных состояний, и организация с управлением по принятым критериям, и творческое созидание…

В каждом случае при выделении и характеристике психики в педагогическом контексте возможны различные ракурсы и различные акценты на существовании и/или на развитии носителей психики, носителей единичных и носителей множественных. Самым общим является выделение разных уровней психологического познания и, прежде всего, эмпирического (опытного, «наглядно-чувственного») и теоретического: предполагающего размышление и наличие особой логики.

 

3. Эмпирическое и теоретическое психологическое обобщение различаются по их результатам. При психологическом познании на эмпирическом уровне выделяются и разводятся психические явления. У человека они рассматриваются как частные психические образования. При психологическом познании на теоретическом уровне психика раскрывается как особая сущность. У человека она рассматривается как общее образование , которое не сводится к сумме частных психических образований. Психика рассматривается как самостоятельная отдельность. И для познающих её она раскрывает своё внутреннее строение, свою сложно организованную целостность, как системное объединение множества функциональных единиц.

Разводя явления и сущность, мы противопоставляем внешнее и очевидное внутреннему и скрытому. Говоря же о психических образованиях, мы подразумеваем возникновение психики во всех её формах, общих и частных, и обретение ею по мере развития различных состояний – вплоть до исчезновения.

Посмотрим, каковы основные отдельности, выделяемые в современной психологии среди базовых психических явлений и при характеристике психики человека как особой сущности.

Вернёмся к определению объекта психологии, психики, и к рисунку, к условному «портрету» души. При определении любого психического явления будем иметь в виду два главных момента: что является объектом отражения, или объективным содержанием этого явления (его источником) и как взаимодействуют субъект (носитель явления) с объектом.

При взгляде со стороны источника души, объекта, мы выделяем познавательные психические явления, или образы (как результаты отражения). В этот ряд входят: ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение. Ощущение – это психическое отражение отдельных признаков того, что воздействует на соответствующий орган в организме субъекта, или на определённый анализатор. Восприятие – это психическое отражение отдельных тел (физических явлений) при их непосредственном воздействии на соответствующие органы субъекта, на его анализаторы. Представление психическое отражение отдельныхтел (физических явлений), которые ранее непосредственно воздействовали на соответствующие анализаторы субъекта. Мышление – психическое отражение отдельных отношений между объектами, которое опосредствовано действиями субъекта, устанавливающего эти отношения. Воображение – психическое воссоздание объекта субъектом – предмета-для-себя. Иными словами, это внутреннее созидание и сохранение предмета как «вещи в себе».

При взгляде со стороны носителя души, субъекта, мы выделяем аффективные психические явления. При акценте «на входе» выделяются эмотивные явления, при акценте «на выходе» – регулятивные (или конативные) явления. Среди эмотивных явлений различаются эмоции и высшие чувства человека. Эмоция – это психическое отражение отношения объекта к субъекту (но не наоборот!), опосредствованное состоянием организма субъекта (или отражение «на языке организма»). А человеческое чувство – это психическое отражение отношения объекта к субъекту, опосредствованное социальным опытом субъекта (или отражение «на языке личности»). Психические регулятивные явления обозначаются словом «внимание». Внимание – это всегда включение объекта субъектом в сферу своей активности.

Стремление приблизиться к природе субъективной реальности, ухватить её «живые клетки», имеющие и познавательную, и аффективную проекции, привело к выделению такой функциональной единицы психики, как смысл. Смысл – это интегративная единица душевной жизни, раскрывающая для её носителя конкретику наличного бытия: (а) существенное для носителя психики в актуальном для него масштабе наличных условий, в том числе: (б) собственные характеристики источника (объекта отражения), общие, особенные и единичные; (в) место и роль источника (объекта отражения) в типичных для носителя психики условиях его жизни – в типичных жизненных ситуациях.

Психические явления суть отдельности в рамках душевной жизни, или её функциональные смысловые единицы. Они выделяются на практике, благодаря (а) их проявлению во внешних (телесных) движениях и (б) благодаря специальным мыслительным действиям того, кто их познаёт. Теоретическое выделение психических явлений происходит в форме их обозначения, определения и описания (характеристики) как психических образований. Так выражается эмпирическое обобщение. (Подробнее см.: http://www.humanpsy.ru , далее по ссылке «О кафедре – психология человека» слева в меню «Учебно-методические материалы» см. «Введение в психологию…», ЛК-7. Позн. псих. образования; ЛК-8. Афф. псих. образования…).

При характеристике психики человека как особой сущности все исследователи исходят из принятой ими модели (или теории) человека. Таких моделей много. Различны классификации предложенных моделей. Так, Коржова Елена Юрьевна, профессор кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена, выделила 14 групп, в которые она объединила различные психологические теории человека, по традиции называемые «теориями личности». (См.: Коржова Е. Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей (2004)). Для самой общей, предварительной ориентировки в этом множестве позиций, я предложил развести все познавательные подходы к человеку на три большие группы. В основе такого их разделения – направление взгляда познающих. Их условные названия, которые легко запомнить, – это взгляды «снизу», «сверху» и «сбоку». (Подробнее см.: http://www.humanpsy.ru , далее по ссылке «О кафедре – психология человека» слева в меню «Учебно-методические материалы» см. «Введение в психологию…», ЛК-3. О познании человека).

С моей точки зрения, наиболее общую модель человека как носителя психики предложил Борис Герасимович Ананьев (1907-1972). В его модель вполне укладываются самые различные представления и человековедов прошлого, и современных исследователей. Эта модель была наиболее полно раскрыта в книге «Человек как предмет познания», изданной в 1968 г., и снова выпущенной уже современным издательством «Питер». Обобщив явное и подспудное содержание этого труда, я предложил конкретизацию ананьевской модели с выделением пяти уровней характеристики человека: индивидного, личностного, персонального, субъектного, индивидуального. Разумеется, используя эти понятия, важно иметь в виду их неоднозначность, которая учтена одним из общих законов познания: «лингвистическим законом» (по: Аллахвердов В. М., 1999, 2000). Но мы будем иметь в виду, что использование различных слов при выражении определённых идей помогает уточнить ситуативное значение каждого слова. И, выделяя разные уровни характеристики человека посредством их обозначения различными словами, мы задаём своеобразие значения, с которым использовано каждое слово. (Подробнее об этом см.: http://www.humanpsy.ru , далее по ссылке «О кафедре – психология человека» слева в меню «Учебно-методические материалы» см. «Введение в психологию…», ЛК-4. Характеристики человека как носителя психики).

И для каждого из выделенных уровней характеристики человека установлен уровень развития его психики как особой сущности. Это темперамент человека , его сознание, память, психическая субъектность, духовность. Под темпераментом понимается генетически первичный уровень психической организации индивида; видовой опыт индивида в его базовых отношениях со средой; инструмент самосохранения и ориентации индивида в самых общих условиях его обитания – как полезных и/или вредных для него. Под сознанием понимается здесь, прежде всего, социальный, или личностный уровень психической организации человека; общественный опыт человека, опосредствующий субъективное отражение им действительности; инструмент включения человека в общество, в мир культуры, инструмент ориентации в мире людей и сохранения обретённой позиции. Память человека предлагается понимать как личный, или частный уровень психической организации со смысловым ядром в виде «Я»; как прижизненный опыт субъективного отражения действительности, или опыт собственной жизни; как инструмент самосохранения и ориентации в типичных для данного человека жизненных ситуациях. Собственно человеческая субъектность – это практический уровень психической организации; это опыт преодоления препятствий и сопротивления вредоносным воздействиям; это инструмент самосохранения и ориентации в новых и в неопределённых условиях жизни. Наконец, духовность – это индивидуальный уровень психической организации; это опыт теоретического, в частности, семиотического освоения действительности (посредством знаковых систем любой физической природы); и это инструмент ориентации и самосохранения в мире значений и смыслов, имеющих социокультурную, антропоцентрическую природу.

Психика как сущность (или психологическая сущность носителя души) устанавливается в результате познавательного моделирования, при котором познающий субъект уже выходит за рамки того, что извлёк из опыта. Эта сущность человека раскрывается через разведение уровней и сторон душевной жизни. Суждения о сущности, об уровнях, гранях, функциях психической организации человека, суть теоретические обобщения в форме психологического объяснения человеческой природы. (Подробнее об этом см.: http://www.humanpsy.ru, далее по ссылке «О кафедре – психология человека» слева в меню «Учебно-методические материалы» см. «Введение в психологию…», ЛК-9÷ЛК-12).

 

4. Уровни психологического познания в педагогике. В практическом контексте, в том числе и в педагогической психологии, психика рассматривается на трёх уровнях, и это обозначено как три уровня её структурного описания.

1. Психика участников педагогического взаимодействия берётся, прежде всего, как субъективная реальность, которая соотносится с объективной реальностью, с не-психикой: с другими характеристиками её носителей, а также с характеристиками её источников и с характеристиками практики, объединяющей участников коммуникации. Это макро-уровень (или внешний уровень) структурного описания психики.

2. Во-вторых, соотносятся различные проявления психики: как функции и процессы (и их результаты – образы), как состояния и свойства её носителей. Эти проявления могут принадлежать одному или различным участникам взаимодействия; они могут предполагать разные уровни обобщения – в пространстве и/или во времени. Это мезо-уровень (или промежуточный уровень) структурного описания.

3. В-третьих, любое проявление психики, любое психическое образование может рассматриваться с выделением различных его элементов (компонентов, единиц) и с последующим их соотнесением. Это делается при структурном описании на микро-уровне, или на уровне внутреннего строения взятого образования.

В рамках нашего учебного курса, ПиП, выделяются, в частности, психологические аспекты профессиональной педагогической деятельности, учебно-познавательной деятельности, учебного материала («учебного предмета», «учебной дисциплины») как факта культуры, педагогического взаимодействия и, в частности, контроля и оценивания в образовании.

Таким образом, становится ясным, что предмет педагогики, предмет психологии и предмет педагогической психологии потенциально гораздо богаче того, что предусмотрено образовательным стандартом по учебному курсу ПиП. И тем более наука гораздо богаче того, что предусмотрено соответствующей учебной программой и того, что включено в учебно-тематический план наших аудиторных занятий.

На следующей лекции в рамках знакомства с предметом ПиП мы рассмотрим проблемы и принципы педагогической психологии.

 

Задания по «ЛК-2. Предмет ПиП. Объект» 

(в основном, в виде завершения начатых предложений)

«1. Я считаю, что объект психологии – это…» Что? (Дайте общий, абстрактный, односложный ответ и конкретизируйте его, выделив основные грани этого объекта). Аргументируйте свою позицию. Почему Вы так считаете? («П. что …»).

«2. Я считаю, что объект педагогики – это…» Что? (Дайте общий, абстрактный, односложный ответ и конкретизируйте его, выделив основные грани этого объекта). Аргументируйте свою позицию. Почему Вы так считаете? («П. что …»).

3) На лекции было дано определение: «Объект ПП – это …» Что?

3а). Воспроизведите краткую формулировку предложенного на лекции определения того, что такое объект ПП.

3б). Дайте письменное определение объекта ПП своими словами (переведите определение преподавателя на свой язык).

«4. Определение объекта ПП нужно …». Для чего?

«5. Я думаю, что псих. аспекты проф. пед. деят-сти – это …». Что?

«6. Я думаю, что псих. аспекты уч.-позн. деят-сти – это …». Что?

«7. Я думаю, что псих. аспекты учебного мат-ла – это …». Что?

«8. Я думаю, что псих. аспекты пед. взаимодействия – это …». Что?

___________________________________