ПЗ-4. Методы психологии и педагогики

Цель работы на занятии – осознание основных методов, или способов действия, в психологии и в педагогике. Занятие проходит в форме подбора иллюстраций для каждого названного способа действий, или для каждого метода, всего 35 . На один пример выделяется до полутора – двух минут. Всего – до 70 минут. Завершают работу выводы.

1. Основные способы («операции») познания

 

1. Анализ

2. Синтез

3. Абстрагирование

4. Конкретизация

5. Сравнение

6. Обобщение

7. Специализация

8. Классификация

9. Типизация

10. Индукция

11. Дедукция

12. Схематизация

 

2. Общенаучные методы

 

13. Наблюдение

14. Эксперимент

15. Моделирование

 

3. Методы научного познания людей

 

16. Наблюдение внешнее

17. Наблюдение включённое

18. Эксперимент лабораторный

19. Эксперимент естественный

20. «Эксперимент формирующий»

21. Моделирование теоретическое

22. Моделирование практическое

 

4. Особые методы психологии

 

23. Самонаблюдение в психологии

24. Эксперимент над собой в психологии

25. Самомоделирование в психологии

 

5. Методы педагогического познания

(«Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить». К. Д. Ушинский).

26. Педагогический контроль и учёт (или контроль и учёт хода и результатов коммуникации культуры)

27. Педагогическая диагностика: констатация, оценивание, интерпретация

28. Педагогическая рефлексия

 

6. Методы практической педагогической деятельности (или дидактика – в действии)

29. Педагогическое проектирование

30. Педагогическая коррекция

31. Методы просвещения – передачи сведений

32. Методы обучения – передачи способов действия

33. Методы воспитания – передачи ценностных ориентиров, или критериев отношения к миру

34. Педагогические технологии

35. Педагогические инновации

 

Выводы

1. Универсальные методы познания –… (Какие?)

2. Потому что … (Почему?)

3. Душа (или психика) познаётся … (При каких условиях?)

4. На этом ПЗ я … (Что Вы делали?)

5. Объективное значение моей работы на этом ПЗ – … (В чём?)

6. Субъективный смысл для меня работы на этом ПЗ (или её прикладное значение) – … (В чём?)

__________________________________