Методические указания по курсу «Психология и педагогика»

1. Общие указания, учебно-тематический план аудиторных занятий, литература по курсу, основное содержание: (а) в общем, по Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ГСЭ.Ф.07.), и (б) в частности – как перечень понятий, раскрывающих основное содержание программного материала

2. Методические указания при работе в аудитории: общий регламент

3. Методические указания при самостоятельной работе: план анализа учебника (учебного пособия), критерии учёта текущей учебной работы, примерная тематика творческих исследовательских работ

 

1. Общие указания, учебно-тематический план аудиторных занятий, литература по курсу, основное содержание (перечень понятий)

В учебном курсе нет механического деления на «Психологию» и «Педагогику». Психологический и педагогический аспекты представлены в каждой теме. Определения понятий сочетаются, соотносятся и используются при выполнении учебных заданий разной сложности. Предполагается, что осмысленное усвоение этого учебного материала помогает улучшить личные структуры поведения и оптимизировать личные тактики и общую стратегию деятельности. Предполагается, что осмысленное усвоение этого учебного материала может помочь каждому студенту организовать собственный жизненный сценарий и, в итоге, раскрыть свои потенциалы. В том числе – стимулировать и ускорять свой личностный рост.

Для этого главное в учебной работе студента суть:

– на лекциях – воспринимать и осмысливать предложенный материал, по возможности не оставляя пропусков (лакун) и неясностей;

– на практических занятиях – использовать полученную информацию для развития (оптимизации) имеющихся представлений о субъективной реальности, о её развитии, о её месте и роли в образовательном процессе;

– при самостоятельной работе – с максимально возможной полнотой использовать материал учебной дисциплины (её понятийную «сетку») для осмысления учебных, публицистических, литературных, художественных, житейских и научных фактов, обнаруживающих психическое развитие человека в процессе образования.

 

Учебно-тематический план аудиторных занятий

Разделы учебной программы обозначены в учебно-тематическом плане аудиторных (лекционных и практических) занятий. По этому плану на аудиторных занятиях предусмотрена работа по следующим темам:

1. Введение. Определение рабочих понятий учебного курса

2. Предмет ПиП. Объекты познания

3. Проблемы и принципы

4. Методы и структура научного познания

5. Учитель и его развитие

6. Учительские проблемы, кризисы, выгорание

7. Учащиеся и учебно-познавательная деятельность 8. Психология педагогического взаимодействия

9. Контроль, оценка, отметка и измерение в образовании

Важно учесть в своём рабочем дневнике (в тетради) предусмотренные планом девять лекционных и девять практических занятий, чтобы отмечать у себя их текущую отработку и быть в курсе собственного продвижения в освоении учебного материала.

 

Литература по курсу

К общим средствам учебной работы относятся:

1) Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030200 Политология (квалификация (степень) «бакалавр»)»; Электронный ресурс – см.: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=116252

Лекции, задания к практическим занятиям, методические указания и справочные материалы по учебной дисциплине «Психология и педагогика» для студентов 1 курса факультета социальных наук (направление 030200 Политология); Электронный ресурс – см.:

http://www.humanpsy.ru , далее по ссылке «О кафедре – психология человека» слева в меню «Учебно-методические материалы» см. «Психология и педагогика».

2) Литература:

Основная литература:

Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2011.

Ильин Е.П. Психология для педагогов. – СПб.: Питер, 2012.

 

Дополнительная литература:

Арапова Э. А., Юркина Л. В.. Психология и педагогика. Уч.-мет. изд., 2 части. – М.: МИТХТ им. М. В. Ломоносова, 2003.

Глуханюк Н. С., Семенова С. Л., Печеркина А. А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. – М.: 2005. – 3-е изд.
Карандашев В. Н. Педагогическая психология. Хрестоматия. – СПб., 2006.
Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2006.

Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. — СПб.: Питер, 2006.
Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008.
Мандель Б. Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы. – Ростов-на-Дону, 2007.

Марцинковская Т. Д. История психологии: учебник для студентов высших учебных заведений. – 7-е изд., стер. – М.: «Академия», 2007.
Нестерова О. В. Педагогическая психология в схемах, таблицах и опорных конспектах. - М.: Айрис-пресс 2008.
Педагогическая психология в современной школе: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Регуш и А.В. Орловой. – СПб., 2010.
Подласый И. П. Педагогика. В 3-х книгах. – М.: ВЛАДОС, 2007.
Подласый И. П. Педагогика: учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2009.
Позина М. Б. Введение в профессию. Психология и педагогика. – М., 2007.
Прусова Н. В., Пивоварова И. А., Ножкина Т. В. Общая психология: учебное пособие для вузов – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002.

Селиванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. Учеб. пособие для студентов вузов. Под ред. В. А. Сластёнина. – М.: Академия, 2008.

Смирнов С. А. и др. Под ред. С. А. Смирнова. Педагогика: теории, системы, технологии. Учебник. – М.: Академия, 2008.
Столяренко А. М. Психология и педагогика. – М.: ЮНИТИ, 2008.
Тертель А. Л. Психология. Курс лекций: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология и педагогика», Королев, 2011; http://do.gendocs.ru/docs/index-66582.html

Юркина Л. В. Методические рекомендации по дисциплине «Психология и педагогика»
Учебно-методическое пособие. – М.: МИТХТ им. М. В. Ломоносова, 2008.

 

Основное содержание учебной дисциплины

а) Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ГСЭ.Ф.07. (с ред. доп.)

Психология: объект и предмет психологии; соотношение субъективной и объективной реальности; психика и организм; активность психики (души), психика, поведение и деятельность; структура [точнее – «структуры»] субъективной реальности; [человек как] личность и межличностные отношения; свобода воли; личностная ответственность; общее и индивидуальное [точнее – «особенное и единичное»] в психике человека.

Педагогика: [объект и] предмет педагогики; цели образования и [, в частности,] воспитания; педагогический идеал и его конкретно-историческое воплощение; средства и методы педагогического воздействия на личность; общие принципы дидактики и их реализация в конкретных предметных методиках обучения; нравственно-психологические и идейные [аспекты] взаимоотношения поколений; семейное воспитание и семейная педагогика [, в общем]; межличностные отношения в коллективе; нравственно-психологический образ педагога [у различных участников образовательного процесса]; мастерство педагогического общения.

 

б) Перечень понятий, раскрывающих основное содержание программного материала

Цель, объект, субъект, предмет, задачи, методы, средства, результаты деятельности

Объективное и субъективное; объектное, субъектное и предметное

Наука и практика, наука и исследование

Существование и развитие.

Сущность и явление

Теория и эмпирия (опыт) как формы (уровни) познания и знания

Проблемы, принципы, методы, методики и технологии в человеческой практике

Наименование, определение, характеристика (описание, рассказ, нарратив)

Образование: просвещение, обучение, воспитание

Теория, методология, факты (ориентирующие примеры)

Атрибуты и их формы: с учётом качественной определённости (свойства и состояния) и с учётом изменчивости: функции и процессы

Структуры и функции (выполнение ролей)

Психология и педагогика

Психология: практика житейского познания одушевлённых существ и её обобщение

Педагогика: практика коммуникации культуры и наука о ней

Теоретические, методологические и методические основы педагогики – практики

Педагогика – практика. Педагогическая ситуация и её участники

Педагогика – наука. Дифференциация и интеграция в педагогике
Соотношение понятий «образование», «просвещение», «обучение», «воспитание»

Современные концепции образования, его принципы, задачи и функции, основные направления (предметность), методы и частные формы

Основы организации образовательного процесса

Человек: индивид, личность, частное лицо (персона), субъект, индивидуальность

Индивид: пол, возраст, раса; конституция, сенсомоторика, нейродинамика; органические потребности, функциональная асимметрия, безусловно-рефлекторные связи

Личность: цели и ценности, роли и функции, нормы и ритуалы

Частное лицо: влечения и мотивы, умения и навыки, привычки и стереотипы

Субъект деятельности: направленность, способности, характер

Общность: пара, группа (малая, большая), социальный институт (организация), толпа, масса…

Психика и психические образования: исходные (аналитические) и производные (интегративные)

Познавательная сфера: ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение

Аффективная сфера: эмоции и чувства; регуляция и уровни внимания: невольное, произвольное, послепроизвольное, волевое

Объективные значения и субъективные смыслы

Психические функции, процессы, состояния и свойства человека

Индивидные, личностные, личные, субъектные и индивидуальные психические образования

Темперамент

Сознание и внесознательное: неосознанное и бессознательное

Память

Психическая субъектность и психология деятельности

Духовность

Психология развития

Малая группа, коллектив

Структуры группы и групповая динамика; функционирование и развитие группы

Групповое (и коллективное) мнение
Групповые потребности и интересы, групповые роли, групповые традиции и нормы

Социально-психологический климат и морально-нравственная атмосфера
Человек и группа: групповые потенциалы, лидерство и руководство

Психолого-педагогические аспекты профессионализма и профессионального развития

 

2. Методические указания при работе в аудитории

Общий регламентработы по курсу

Лекции (ЛК) и практические занятия (ПЗ) проводятся по расписанию. Опоздавшие или не имеющие возможности присутствовать отрабатывают каждую тему самостоятельно. Отработка включает в себя следующие пять шагов.

Во-первых, это конспект лекции, который остаётся у студента (1-й шаг).

Далее, уже в протоколе сдаваемой отработки, выполняются:

- аннотация лекции, или краткий (не более 10 слов) ответ на вопрос, о чём в лекции идёт речь (2-й шаг),

- резюме лекции, или краткое (не более 10 предложений) изложение основных положений, или идей лекции (3-й шаг),

- вопросы к лекции – всего 7±2 (4-й шаг),

- задание по лекции (5-й шаг).

Повторяю: тексты зачитанных в аудитории лекций с заданиями для самостоятельной («домашней») работы, а также задания к практическим занятиям преподаватель отправляет на электронный ресурс кафедры психологии человека. – См.: http://www.humanpsy.ru , далее по ссылке «О кафедре – психология человека» слева в меню «Учебно-методические материалы» см. «Психология и педагогика».

Отработка пропущенного аудиторного занятия засчитывается при учёте текущей работы, если она сдана преподавателю не позже, чем на следующем аудиторном занятии. Причём преподавателю можно сдать копию этой отработки; оригинал может остаться у студента и может быть потом использован в качестве легальной шпаргалки при выполнении итоговой контрольной (экзаменационной) работы по курсу.

 

3. Методические указания при самостоятельной работе

В рамках самостоятельной работы выделяются общая часть (А), особенная (Б) и, в рамках особенной части, творческое аналитическое исследование (В).

А. Общая часть предполагает аналитическую реферативную работу с учебником (учебным пособием) в соответствии с предлагаемым планом.

Б. Особенная часть самостоятельной работы предполагает разную степень познавательной инициативы студента. Примеры её проявления также приводятся далее.

В. Примерная тематика творческих исследовательских работ и общая последовательность рабочих действий.

 

А. План аналитической реферативной работы с текстом учебника (учебного пособия)

Работа начинается с библиографической характеристики взятого источника. См., например, карточку в библиотечном каталоге:

Фамилия И.О. автора. Название источника [Текст] / И.О. Фамилия автора. – Город: Издательство, Год издания. – Количество страниц (с.).

Или см. ГОСТ 7.1—2003: http://ru.wikisource.org/wiki/%C3%CE%D1%D2_7.1%972003

1. Введение. Даются определения рабочих понятий учебного курса – так, как их раскрывает автор анализируемого текста. В частности, он может выделять цель, объект, предмет, задачи, методы, средства, результаты учебной работыпо курсу (дисциплине).

2. Даётся описание предмета науки. В нашем случае – это психология и педагогика (ПиП), как особые подсистемы знания. Что и как, с точки зрения автора реферируемого текста, входит в ядро науки?

Здесь даются исходные определения уже самой науки: её объекта, проблем, принципов, методов, её структуры (или оснований, предлагаемых для структурирования) – всё так, как понимает автор анализируемого текста, учебника по психологии и/или по педагогике. Если взят учебник (учебное пособие) по педагогической психологии (ПП), то рассматривается предмет именно этой пограничной науки, а не базовые определения двух наук, психологии и педагогики.

3. Определяется уровень обобщения, на котором автор рассматривает психологические аспекты педагогики.

Так, речь может идти о психологии организованной педагогики как социальной системы, и тогда говорят о «педагогической психологии образования».

Субъективное звено в образовании может раскрываться в различных ракурсах и с различными акцентами. В частности, могут учитываться взгляды различных субъектов: персон, групп, социальных институтов.

Образование может быть взято как особая сфера жизни, выделяемая среди других сфер и сосуществующая наряду с ними. Тогда рассматриваются вопросы образования и реальной экономики: производства, торговли, бытового обслуживания, финансовой сферы, политики… Могут рассматриваться также: место образования в общей социодинамике культуры; уровень организованности (формализованности) образования; особенности управления образованием и в образовательных учреждениях; приуроченность образования к различным периодам человеческой жизни; уровень функционирования образовательной системы; отдельные структурообразующие компоненты образования и др.

Могут рассматриваться отдельные подсистемы образования: государственного и негосударственного; общего и специального; дошкольного, школьного, внешкольного; начального, среднего и высшего профессионального; непрерывного послевузовского и т.д.

Могут рассматриваться вопросы психологии на уровне отдельных образовательных учреждений, на уровне типичных педагогических явлений, на уровне отдельных педагогических ситуаций и на уровне различных компонентов в педагогической ситуации.

4. Определяются авторские акценты на психологических аспектах тех компонентов, которые выделяются в педагогической ситуации на правах самостоятельных.

Среди таких компонентов, прежде всего, – учитель и/или его работа. Это также ученик и/или его учебно-познавательная деятельность. Это ещё и учебный материал («предметная область» науки и/или практики) и его оформление в рамках образовательного стандарта. Это также и социальная («референтная») группа, на фоне и в условиях которой развертываются отношения между учителем и учеником. Это парные отношения между четырьмя названными компонентами как элементами педагогической ситуации.

Могут выделяться различные грани активности учащегося: научение, учение, самообразование в его различных аспектах. Могут выделяться различные грани активности учителя: просвещение, обучение, воспитание, рефлексия. Часто выделяются различные грани педагогического взаимодействия как особой деятельности участников этого взаимодействия: как познания, общения, труда, ценностной ориентации. Наконец, автор учебника (пособия) может особое внимание уделять психологии отдельных форм деятельности в педагогическом контексте: психологии учёта наличного состояния дел, психологии проектирования, организации, управления, творчества у любого из участников педагогического процесса и т.д.

Каждый взятый компонент во взятом источнике может рассматриваться с различным вниманием к его как объективным, так и субъективным граням и характеристикам.

5. Заключение. Даётся в виде краткого обобщения – резюме – взглядов автора текста на природу, а также на место и роль субъективного звена (психики) в педагогической практике. Студент также оценивает, по возможности, взятый источник и интерпретирует выраженную в нем позицию: даёт личные комментарии по поводу и взятого источника, и выраженной в нём позиции.

 

Б. Критерии учёта текущей учебной работы

Оценивается отработка каждой темы курса. «Весомость» работы определяется тремя обстоятельствами:

а) трудоёмкостью темы (в часах аудиторных занятий – по учебному плану);

б) включённостью студента в работу (проявляется как следование инструкции при оформлении ответов на вопросы и решении задач и/или как активность – в форме вопросов и комментариев по теме, а также в наиболее выраженной форме – как инициативная работа по курсу);

в) усвоением учебного материала (проявляется как приближение выполнения предложенных заданий, ответов на вопросы и решения задач, к эталонному выполнению).

Посещение аудиторного занятия (2 ак. часа) оценивается в 1 балл, но только при условии включённости в работу. Возможен дополнительный балл – за особую активность и/или за качество выполнения заданий, свидетельствующее об усвоении материала. Таким образом, аудиторная работа (36 ак. час) может принести от 18 до 36 «сырых» баллов. 36 «сырых» баллов принимаются за 100%, или за 100 «нормативных» баллов.

Пропущенные занятия отрабатываются самостоятельно и сдаются в письменной форме. Засчитываются (оцениваются в 1 балл) отработки, приближающиеся к их эталонным вариантам на 25% и более. Дополнительный (второй) балл начисляется при сближении с эталоном более чем на 50%.

 

Учитывается также инициативная работа по курсу в контексте учебно-тематического плана. В частности, учитываются (в «сырых» баллах):

1. Разработка 10-минутного сообщения по теме с использованием рекомендованных источников 1 балл; с использованием дополнительных источников (по усмотрению студента) – 2 балла.

2. Разработка лекции или варианта практического занятия по теме курса (на 45 мин.) с использованием рекомендованных источников – от 5 до 10 баллов; с использованием дополнительных источников – от 6 до 12 баллов.

3. Реферативная работа по одной из тем курса – от 3 до 5 баллов.

4. Выполнение творческой учебной работы (учебно-исследовательской работы – ИР; научно-исследовательской работы – НИР) по теме курса – от 5 до 15 баллов.

5. Доклад по выполненной УИР-НИР, сделанный на занятии, оценивается 2 баллами, на научной студенческой конференции – 3 баллами.

6. Подготовка тезисов, статьи по психологическим проблемам педагогики (в том числе совместно с преподавателем) – от 5 до 10 баллов.

Студенты, не имеющие возможности работать по расписанию в аудитории и/или не имеющие склонности проводить исследовательскую работу с привязкой к учебному курсу, готовят письменную отработку материала по учебнику (см. выше список литературы). На основе этой письменной отработки будет выполняться итоговое (экзаменационное) задание по всему программному материалу с оценкой результата в «нормативных» баллах.

Накопленная сумма «нормативных баллов» за текущую работу соответствует определённым значениям отметки, традиционной для отечественного образования:

до 54 баллов включительно – «неудовлетворительно»,

от 55 до 74 баллов включительно – «удовлетворительно»,

от 75 до 89 баллов включительно – «хорошо»,

от 90 баллов и выше – «отлично».

Аттестуются за текущую работу и допускаются к выполнению контрольной (экзаменационной) работы по всему курсу студенты, которые набрали 55 «нормативных» баллов и выше, что соответствует 20-и и большему числу «сырых» баллов. Такой промежуточный результат признаётся « удовлетворительным». 27-32 «сырых» балла соответствуют отметке «хорошо» и 33 «сырых» баллов и выше соответствуют отметке «отлично».

 

В. Примерная тематика творческих исследовательских работ и общая последовательность рабочих действий

1. Анализ варианта тестов по учебной дисциплине «Психология и педагогика»

2. Анализ компетенций бакалавра по специальности 030200 Политология, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования

3. Анализ личной позиции (мнений) политолога по определённому поводу

4. Анализ личной позиции (мнений) политолога по различным поводам

5. Анализ мнения группы политологов по определённому поводу

6. Анализ статей политического словаря

7. Анализ предвыборной программы кандидата на выборную должность

8. Анализ предвыборных партийных документов

И другие…

Общая последовательность рабочих действий:

1. Выбор темы

2. Определение рабочих понятий своего исследования

3. Сбор (подбор) эмпирического материала

4. Описание материала, (а) субъективное и (б) объективное

5. Рациональный анализ – с выделением существенных «смысловых единиц» и их актуальных отношений

6. Количественное описание эмпирического материала – выделенных единиц и их отношений

7. Оценивание результатов качественного и количественного описания материала

8. Интерпретация результатов

9. Выводы

10. Оформление исследования в виде отчёта по творческой НИР

При появлении смысловой установки на выполнение творческой научно-исследовательской работы (НИР) студент выбирает себе тему и после этого получает от преподавателя методические указания, раскрывающие (специализирующие и конкретизирующие) каждое рабочее действие.

________________________________