ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА (первый курс)

В этом блоке расположены материалы занятий Б. А. Еремеева по психологии и педагогике (факультет социальных наук, первый курс).

Методические указания по курсу «Психология и педагогика»

1. Общие указания, учебно-тематический план аудиторных занятий, литература по курсу, основное содержание: (а) в общем, по Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (ГСЭ.Ф.07.), и (б) в частности – как перечень понятий, раскрывающих основное содержание программного материала

2. Методические указания при работе в аудитории: общий регламент

3. Методические указания при самостоятельной работе: план анализа учебника (учебного пособия), критерии учёта текущей учебной работы, примерная тематика творческих исследовательских работ

Подробнее...

ЛК-1. Введение. Рабочие понятия учебной дисциплины «Психология и педагогика» (ПиП)

В число рабочих понятий любого осмысленного дела, в том числе – каждой учебной дисциплины (учебного курса), входит ограниченный ряд понятий. В нашем случае это понятия о цели, объекте, предмете, задачах, методах, средствах, результатах учебной дисциплины (курса) «Психология и педагогика», или ПиП .

Подробнее...

ПЗ-1. Рабочие понятия учебной дисциплины

Цель занятия – осознание исходных ориентиров в учебной работе, предусмотренной учебной программой.

Подробнее...

ЛК-2. Предмет ПиП. Объекты

1. Общие определения

2. Уровни познания педагогической ситуации

3. Эмпирическое и теоретическое психологическое обобщение

4. Уровни психологического познания в педагогике

Подробнее...

ПЗ-2. Предмет ПиП. Объекты

Цель работы – осознание основных аспектов и компонентов (А) психики и (Б) педагогической ситуации. В соответствии с этим в работе выделяются две большие части. Завершают работу выводы.

Подробнее...

ЛК-3. Предмет ПиП. Проблемы и принципы

1. Общие определения

2. Общепсихологические проблемы

3. Особенные проблемы ПП

4. Общепсихологические принципы

5. Особенные принципы ПП

Подробнее...

ПЗ-3. Проблемы и принципы

Цель работы на занятии – осознание практической актуальности основных проблем и принципов психологии и педагогической психологии. Используется пример рассказа «Как трудно быть учителем!». Автор рассказа – один из отечественных прозаиков XX века Юрий Нагибин (по: Нагибин Ю. М. Остров любви. Рассказы и повести. М., «Молодая гвардия», 1977. С.239-262). Рассказ используется в изложении, с сокращениями.

В занятии выделяются две основные части: знакомство с изложением рассказа и анализ содержания текста под взятым углом зрения, – а также выводы.

Подробнее...

ЛК-4. Предмет ПиП. Методы и структура ПП

1. Исходные познавательные операции и действия

2. Общенаучные методы

3. Специфика методов ПП

4. Этапы психолого-педагогического исследования

5. Основания для структурирования ПП

Подробнее...

ПЗ-4. Методы психологии и педагогики

Цель работы на занятии – осознание основных методов, или способов действия, в психологии и в педагогике. Занятие проходит в форме подбора иллюстраций для каждого названного способа действий, или для каждого метода, всего 35 . На один пример выделяется до полутора – двух минут. Всего – до 70 минут. Завершают работу выводы.

Подробнее...

ЛК-5. Учитель: человек и его развитие

При характеристике учителя будем опираться на модель человека, предложенную Б.Г. Ананьевым (1968). Будем иметь в виду индивидный, личностный, личный, субъектный и индивидуальный уровни характеристики человека как развивающегося существа. И будем делать акценты на том, что представляется наиболее существенным. Выделим:

1. Общие противоречия и кризисы развития

2. Периоды жизни мужчины

3. Особенности жизни женщины

4. Характеристика учителя как личности и как субъекта

Подробнее...

ПЗ-5. Педагогические позиции

Педагогическая позиция обнаруживает себя в профессиональной деятельности в целом, в профессиональных поступках, в типичных формах профессионального поведения и даже в частных профессиональных действиях.

Цель работы– распознавание, оценка и психологическая интерпретация отдельных педагогических позиций по примерам их жизненных проявлений как социально-типичных. В трёх частях работы рассматриваются персональные позиции; в четвёртой части проводится их сравнение и обобщение. Завершают работу выводы.

Подробнее...

ЛК-6. Учительские проблемы, кризисы и «выгорание»

1. Особенные проблемы молодых учителей

2. «Педагогические кризисы» профессионального мастерства

3. «Выгорание» учителя и устойчивость к стрессу

Подробнее...

ПЗ-6. Познание человека и его проблем

На предыдущих занятиях мы с вами узнали о выделении психических явлений и уровней души как сущности. Мы узнали также о том, что такое проблемы и ознакомились с примерами научных проблем и с примерами жизненных проблем у учителей.

Цель этого практического занятия– осознать, в общем плане, основные формы и аспекты познания человека и того, что с человеком связано. В работе две части: исходные определения и оценочные суждения о выразительном поведении человека. Завершают работу выводы.

Подробнее...

ЛК-7. Ученик и учебно-познавательная деятельность

1. О развитии человека

2. Дети, в том числе учащиеся, в России начала ХХ века

3. Включённость в образование

4. Общие законы познания

5. Базовые ожидания от учителей

Подробнее...

ПЗ-7 . Включённость в образование (по воспоминаниям бывших детей)

Цель – осознание своеобразия личных позиций и их социально-психологической обусловленности при получении школьного образования.

Задание : Предлагаются тексты личных воспоминаний в авторских формулировках. В них исправлены орфографические ошибки и расставлены знаки препинания. Познакомившись с каждым текстом, нужно письменно ответить на вопросы. На каждый ответ в среднем даётся около 1-2 минут; на оба рисунка – до 7 (10) минут. Общее время работы – до 55 (70) минут.

Подробнее...

ЛК-8. Психология педагогического взаимодействия

Раскрывая эту тему, будем исходить из учительской позиции. Опрошенные учителя назвали своими 19 проблем, понимаемых как трудности, или в эмоционально-образном плане. Из них 12 проблем возникают в отношениях учителей с учениками. Три проблемы порождаются межученическими отношениями. По одной проблеме порождаются в отношениях учителей с родителями, с администрацией, в отношениях в собственной семье и положением учителя в обществе (Векилова С.А.). Будем иметь в виду условия именно педагогического взаимодействия и, в том числе, условия общения в рамках образовательного процесса. Для лекции выделим такие вопросы:

1. Учитель и администрация (директор)

2. Учитель и родители учащихся

3. Учитель и учащиеся

4. Условия эффективности педагогического взаимодействия

Подробнее...

ПЗ-8. Ожидания и характеристики в педагогическом взаимодействии

Цель занятия – осознание ожиданий, возникающих при педагогическом взаимодействии у различных его участников. В частности выделяются:

а) идеализированные ожидания от учителя (часть 1),

б) учительские ожидания – нормативные установки по отношению к учащимся (часть 2),

в) пример характеристики учащихся по результатам «тестирования» (часть 3),

г) конструктивное обобщение проделанной работы в виде формулировки требований к педагогической характеристике (часть 4).

Подробнее...

ЛК-9. Контроль, оценки, отметки и измерение в образовании

1. Система и контроль в ней

2. Педагогические оценки, отметки и отношение к ним

3. Отметки и самооценка

4. Психологические основания для измерения образованности

Подробнее...

ПЗ-9. Учитель и ученик: сравнение субъективных позиций

Цель работыосознание соотношения между позициями основных участников педагогического взаимодействия в рамках личной модели оптимального образования.

В работе три части: конкретизация позиции учителя, конкретизация позиции ученика и их соотнесение. Используются следующие источники:

1. Методы, приемы и технологии в педагогике ненасилия: Сб. науч. статей и материалов ХХ Всероссийской научно-практической конференции по проблемам педагогики ненасилия (СПб., 21.04.99) / Под ред. М. С. Гавриловой и др. – СПб.: «Образование – Культура», 1999. С.283.

2. Еремеев Б. А. Диагностика познания человека человеком. – СПб.: Образование, 1991, с.9.

Подробнее...