Введение. Рабочие понятия учебного курса «Педагогическая социальная психология» (ПСП)

Программа учебного курса ПСП на факультете физической культуры составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 030300.62 – Психология. Стандарт утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации для специальности 050100/11 (б). Статус дисциплины ПСП в рабочем учебном плане: Б.3 Профессиональный цикл, Базовая (общепрофессиональная) часть.

В числе рабочих понятий любого учебного курса – понятия о его цели, объекте, предмете, задачах, методах, средствах и результатах.

Напомню о том, что цель вообще – это то, к чему человек стремится. С точки зрения психологии – это «образ потребного будущего».

Цель учебного курса ПСП – введение в социально-психологическую тематику педагогической практики.

Объект вообще – это любая отдельность, существующая вне связи с тем, познаёт её кто-либо или нет. С точки зрения психологии, объект – это необходимый источник для возникновения и существования любого психического образования.

Объект учебного курса ПСП – понятия об особенностях, о месте и роли человеческой психики в педагогической практике и соответствующие факты. Конечно же, это не все понятия и факты, имеющиеся в науке, но, прежде всего, те из них, которые предусмотрены образовательным стандартом и зафиксированы в программе именно этого учебного курса.

Предмет вообще – это объект, попавший в сферу чьей-то деятельности, в сферу деятельности какого-либо субъекта. (Субъект же – это активный объект, которыйведёт себя среди других, однопорядковых с ним объектов, тем самым выделяясь среди них). С точки зрения психологии предмет – это « объект-для-субъекта», или данность действительности субъекту.

Предметом учебного курса становится то, с чем имеет дело каждый, кто вовлечён в этот курс, кто причастен к нему так или иначе. Для преподавателя – то, что он(а) несёт своей аудитории. Для учащегося – то, что он(а) извлекает, понимает и использует из предлагаемого материала. Предметность учебного курса для учащихся находит себе выражение в их знании материала, в их умении его использовать, в их конструктивном отношении к материалу, а в оптимальном случае – и в их рефлексии: в осознании учащимися своей вовлечённости в учебный материал.

Несколько слов – о соотношении понятий «объект» и «предмет» в различных контекстах. Так, для науки объект – это действительность, а предмет – система понятий о действительности. Для образовательной системы объектом становится уже научное знание, а предметом – те его грани (фрагменты), которые сочтены имеющими значение для определённой ступени образования в рамках определённой субкультуры. Такое избранное знание включается в содержание образовательного стандарта. Для образовательного учреждения объектом оказывается уже этот образовательный стандарт, обычно «спускаемый» из вышестоящих инстанций. А предметом становится учебная программа, которая разрабатывается работниками данного образовательного учреждения в соответствии со «спущенным» сверху стандартом. Для отдельного преподавателя объект – это «спущенная» ему учебная программа. В соответствии с ней преподаватель готовит её рабочий вариант, формирует свой предмет. В частности, составляет учебно-тематический и календарный план занятий, на которых он по-своему раскрывает для учащихся учебный материал. И уже этот материал выступает как объект учебно-познавательной деятельности для каждого учащегося, который, в оптимальном случае, пытается усвоить этот материал, превращает его в «материал-для-себя», или в свой предмет.

Задачи вообще – это действия, обеспечивающие продвижение к цели. С точки зрения психологии задачи – это нужные действия, которые предстоит определить и выполнить.

Общие задачи учебного курса ПСП суть: 1) определение понятий, 2) соотнесение понятий, 3) использование социально-психологических понятий для решения педагогических задач. И главное на практических занятиях – именно использование понятий.

Методы вообще – это способы действий. В сфере познания как человеческой деятельности, цель которой – оптимизировать субъективную картину мира, самые общие способы действий суть наблюдение, эксперимент и моделирование. Для психологии специфично осознание методов (их общей природы и их частных форм) с выраженной рефлексивностью.

Методы учебного курса ПСП. Учебным планом предусмотрены, в частности, лекции (16 час), практические (лабораторные) занятия (20 час) и самостоятельная работа (36 час). Всего 72 часа. Эти методы учебной работы для студента конкретизируются следующим образом:

- воспринимать предложенный материал, по возможности не оставляя пропусков (лакýн) и неясностей;

- использовать личный опыт, включая в него вновь полученный материал, с возможно большей полнотой, а также фиксируя для себя возникшие трудности для самостоятельной работы с ними и для вопросов преподавателю;

- при самостоятельной работе – максимально использовать материал учебного курса (его понятийно-операциональную «сетку») для решения возникающих задач: учебных, научных, практических, – и добиваясь при этом возможно бóльшей определённости.

 

Методические указания к самостоятельной работе

В рамках самостоятельной работы выделяются общая (А) и особенная (Б) части.

А. Общая часть предполагает аналитическую реферативную работу с учебником (учебным пособием) в соответствии с предлагаемым планом.

План для аналитической реферативной работы с текстом учебника (учебного пособия)

Работа начинается с библиографической характеристики взятого источника (см. пример карточки в библиотечном каталóге – по ГОСТ 7.05-2008):

Фамилия И. О. автора. Название источника. – Город: Издательство, Год издания. – Количество страниц (с.) ; [при использовании Интернета:] адрес сайта.

1. Введение. Даются определения рабочих понятий учебного курса – так, как их раскрывает автор анализируемого текста. В частности, он может выделять цель, объект, предмет, задачи, методы, средства, результаты учебной работыпо предмету.

2. Даётся описание предмета науки. В нашем случае – это педагогическая социальная психология (ПСП) как особая научная область. Что и как, с точки зрения автора реферируемого текста, входит в ядро этой науки?

Здесь даются исходные определения уже самой науки: её объекта, проблем, принципов, методов, её структуры (или оснований, предлагаемых для структурирования) – всё так, как понимает автор анализируемого текста. Если взят учебник (учебное пособие) по педагогической социальной психологии (ПСП), то рассматривается предмет именно этой пограничной («межпредметной») науки.

3. Определяется уровень обобщения, на котором автор рассматривает социально-психологические аспекты педагогики.

Так, речь может идти о психологии организованной педагогики как социальной системы, и тогда говорят о « педагогической социальной психологии образования».

Субъективное звено в образовании может раскрываться в различных ракурсах и с различными акцентами. В частности, могут учитываться взгляды различных субъектов: персон, групп, социальных институтов.

Образование может быть взято как особая сфера жизни, выделяемая среди других сфер и сосуществующая наряду с ними. Тогда рассматриваются вопросы образования и реальной экономики: производства, торговли, бытового обслуживания, финансовой сферы, политики… Могут рассматриваться также: место образования в общей социодинамике культуры; уровень организованности (формализованности) образования; особенности управления образованием и управления в образовании; приуроченность образования к различным периодам человеческой жизни; уровень функционирования образовательной системы; отдельные структурообразующие компоненты образования и др.

Могут рассматриваться отдельные подсистемы образования: государственного и негосударственного; общего и специального; дошкольного, школьного, внешкольного; начального, среднего и высшего профессионального (в том числе – спортивного); непрерывного послевузовского и т.д.

Могут рассматриваться вопросы социальной психологии на уровне отдельных образовательных учреждений, на уровне типичных педагогических явлений, на уровне отдельных педагогических ситуаций и, наконец, на уровне их различных компонентов. В их числе – различные участники педагогической ситуации и различные их отношения.

Могут воспроизводиться высказывания авторитетных участников образовательного процесса по тому или иному поводу.

4. Определяются авторские акценты на социально-психологических аспектах тех компонентов, которые выделяются в педагогической ситуации на правах самостоятельных.

Среди таких компонентов, прежде всего, – учитель и его работа. Это также ученик(и) и учебно-познавательная деятельность. Это учебный предмет (материал учебной дисциплины) и его оформление в рамках образовательного стандарта. Это социальные группы, на фоне и в условиях которых развертываются отношения между учителем и учеником (учениками) как личностями. Это парные отношения между четырьмя названными компонентами как общими элементами в любой педагогической ситуации.

Могут выделяться также различные грани активности учащегося, в том числе социальной. На фоне научения (как прижизненных адаптивных изменений в поведении) выделяются учение и, шире, различные аспекты самообразования. Могут выделяться различные грани профессиональной активности учителя: просвещение, обучение, воспитание, самообразование. Часто выделяются и типичные ситуации педагогического взаимодействия – на фоне универсальных сфер деятельности его участников (познания, общения, труда, ценностных ориентаций). Наконец, автор учебника (пособия) может особое внимание уделять социальной психологии отдельных форм деятельности в педагогическом контексте: психологии учёта наличного состояния дел (наблюдения), психологии проектирования, организации, управления, психологии творчества каких-либо участников педагогического процесса (и/или их совместного творчества) и т.д.

Каждый взятый компонент может рассматриваться с различным вниманием к его объективным (социальным) и к субъективным (психическим) граням и характеристикам.

5. Заключение. Даётся в виде краткого обобщения – резюме – взглядов автора текста на природу, а также на место и роль субъективного звена (социальной психики) в педагогической практике. Студент также оценивает, по возможности, взятый источник и интерпретирует выраженную в нем позицию: дает личные комментарии.

Б. Особенная часть самостоятельной работы предполагает разную степень познавательной инициативы студента. Вот её примеры:

- разработка 10-минутного сообщения по теме с использованием рекомендованных, а также дополнительных источников (по усмотрению студента);

- разработка варианта практического занятия (или лекции) по теме курса (на 45 мин.) с использованием рекомендованных и дополнительных источников;

- реферативная работа по одной из тем курса;

- выполнение курсовой работы – УИР (НИРС);

- доклад по выполненной УИР (НИР): в рамках учебного занятия, на заседании секции СНО, на студенческой конференции…;

- подготовка тезисов, статьи по социально-психологическим аспектам педагогической практики. [Конец общих «Методических указаний…» к самостоятельной работе].

Средства вообще – это объекты, расширяющие возможности субъекта в его взаимодействии с действительностью. В любой науке, в том числе и в психологии, в качестве её главного средства выступает, прежде всего, еёпредмет, её понятийный аппарат, который раскрывает действительность для тех, кто этим аппаратом владеет, и для тех, кто начинает им овладевать.

Средства учебной работы по курсу ПСП.

1) Учебная программа, в основе которой – Примерная программа дисциплины «Педагогическая социальная психология» по направлению подготовки «Педагогическое образование»; квалификация (степень): бакалавр / Авторы-составители: д.пс.н., профессор Регуш Л. А., к.пс.н., доцент Веретина О. Р. – СПб., 2010. – 26 с. (рукопись). (Программа одобрена на заседании кафедры психологии развития и образования 21 сентября 2010 года, протокол № 2. Зав. кафедрой – д.пс.н., профессор Семикин В. В.).

Программу конкретизирует учебно-тематический план аудиторных занятий. В частности, планом предусмотрены лекции (8х2=16 час) и практические (лабораторные) занятия (ПЗ) –10х2 = 20 час. В частности, темы ПЗ предусмотрены на двух уровнях работы:

Репродуктивный уровень

Конструктивный уровень

Предмет и задачи курса. Методы социально-психологического исследования. – 3 ч.

Введение. – 1 ч. Рабочие понятия учебного курса. – 2 ч.

Педагогическое общение и взаимодействие. – 2 ч.

Общие условия для развития человека. – 1 ч.

Социально-психологические основы эффективного педагогического общения. – 3 ч.

Личная модель оптимальной школы. – 2 ч.

Педагогические позиции. – 2 ч.

Межличностные отношения в педагогическом процессе. – 2 ч.

Цели и ценности учителя с различных точек зрения. – 2 ч.

Психологическое воздействие в педагогической практике. – 2 ч.

Включенность в образование. – 2 ч.

Психология группы и классного коллектива. – 4 ч.

Элементы психологии – в профессиональной рефлексии успешного педагога-тренера. – 2 ч

Национальный проект «Наша новая школа». – 2 ч.

Психолого-педагогические аспекты лидерства и руководства. – 2 ч.

Ожидания и характеристики в педагогическом взаимодействии – 2 ч.

Развитие личности в социуме и образовательной среде. – 2 ч.

Учитель и ученик: сравнение субъективных позиций. – 2 ч.

2) Литература (основная):

1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М., 2006.

2. Жеребцов С. Н., Коломинский Я. Л. Социальная психология развития личности. – Минск, 2009.

3. Ильин Е. П. Психология для учителей. – СПб., 2012.

4. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб., 2010.

5. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2007.

6. Межличностное общение. Хрестоматия. – СПб., 2001.

7. Парыгин Б. Д. Социальная психология. – СПб., 2003.

8. Почебут Л. Г., Мейжис И. А. Социальная психология. – СПб., 2010.

9. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.

10. Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб., 2008.

Дополнительная

Агеева И. А. Успешный учитель. Тренинговые и коррекционные программы. – М., 2007.

Бодалев А. А. Психология общения. – М., 1996.

Габай Т. В. Педагогическая психология. – М., 1995; 2003.

Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2007.

Грехнев В. С. Культура педагогичского общения. – М.,1990.

Зимняя И. А. Педагогическая психология. – Ростов-н/Д., 1997; М., 1999.

Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы. – СПб., 2010.

Казанская В. Г. Педагогическая психология: Учебн. пособие. – СПб., 2003.

Колесникова И. А. и др. Основы андрогогики: Учеб. пособие. – М., 2003.

Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. – М., 1991.

Лисина М. И. Проблема онтогенеза общения. – М.,1986.

Мерзлякова Е. Л. Чему и как учить учителей. Тренинг педагогического общения. – М., 2007.

Немов Р. С. Психология: В 3-х кн. Кн.2. – М., 1999.

Педагогическая психология: Учебник … / Под ред. Н. В. Клюевой. – М., 2003.

Педагогическая психология: Учеб. пособие / Под ред. А. В. Орловой и П. Н. Виноградова. – СПб., 2004.

Психология и педагогика: Учеб. пособие / Отв. ред. В.М. Николаенко. – М. – Новосибирск, 1998.

Сушков И. Психология взаимоотношений. – М., 1999.

Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. – М., 1998.

Хрестоматия по педагогической психологии. – М., 1995.

Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1978.

Юсупов И. М. Педагогическая психология: Учебн. пособие. – Самара, 2003.

Ядов В. А. Социальная идентичность личности. – М., 1999.

Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. – М., 1984.

Якунин В. А. Педагогическая психология. – СПб., 1998.

3) Методические материалы по курсу содержат: учебно-тематический план, план для аналитической работы с учебником, требования к оформлению протоколов практических занятий (ПЗ), тексты ПЗ и критерии учёта текущей и итоговой (зачётной) работы. Все эти материалы содержатся во Введении и находятся на сайте кафедры психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена (через Google):

http://www.humanpsy.ru , далее по ссылке «О кафедре – психология человека», слева в меню – «Учебно-методические материалы», курс «Педагогическая социальная психология».

4) Преподаватель. Он нужен, прежде всего, для ответов на вопросы и для контроля – в рамках аудиторных занятий и при проведении зачётной (итоговой контрольной) работы. – Потому что специальное время для консультаций учебным планом не предусмотрено.

5) Регламент работы. Практические занятия по курсу ПСП проводятся по расписанию. Опоздавшие к началу групповой работы или не имеющие возможности присутствовать на аудиторном занятии отрабатывают тему самостоятельно. Отработка практических занятий засчитывается при учёте текущей работы, если она проведена в соответствии с календарным планом с допуском «одно занятие»: пропущенная тема сдаётся на следующей паре.

6) Соседи. В течение семестра допускается совместная работа при поиске ответов на поставленные вопросы. При этом после ответа, указания источников получения информации и личной подписи делается примечание о совместной работе: называются партнёры: «Совм. с …».

7) Расходные материалы. Для протоколов практических занятий используются двойные листочки из ученической тетрадки (или лист формата А4, сложенный пополам) с вкладышами – для рисунков и при размашистом почерке. Листочки оформляются строго по заданному образцу, а при использовании вкладышей все странички протокола ещё и нумеруются.

Слева сверху – дата: число, месяц, год. Под датой – время начала работы: часы, минуты. В середине верхней строчки – аббревиатура (начальные буквы из слов) названия учебной дисциплины: ПСП. Под ними – ПЗ, чёрточка, номер по учебно-тематическому плану и тема. Справа сверху – фамилия исполнителя в именительном падеже, под ней – имя и отчество полностью. В третьей строке справа, под ФИО, пишется сокращённое название факультета (информативное сочетание букв: ФФК), затем – курс (2 год обучения) с номером группы (2). При выполнении последней, зачётной контрольной работы по учебному курсу, в четвёртой строке справа пишется дата рождения: день, месяц, год, – а при наличии какой-либо профессиональной занятости студента («подработки») также указывается профессия и/или специальность.

Последняя строчка письменного ответа в каждом протоколе, в том числе при отработке лекции и при анализе учебника (учебного пособия), подчёркивается от одного края страницы до другого. Справа под чертой автор подписывается. Если ответ занял более пяти минут, то слева под чертой проставляется время окончания ответа. (При длительности ответа менее пяти минут время его окончания не фиксируется).

Результаты работы по курсу ПСП характеризуются по содержанию и по форме.

В оптимальном случае по содержанию ожидаются следующие результаты.

1) Усвоение основных понятий ПСП, или знание основ предмета ПСП. Оно обеспечивает ориентировку в основном содержании предмета.

2) Сформированность общих и специальных умений. Среди них: умение выделять социально-типичные субъективные аспекты педагогической практики; умение различать объективное значение и субъективный смысл педагогических явлений; умение не абсолютизировать, не доводить до абсурда теоретические схемы и их роль; умение использовать возможности социальной психологии для осознания происходящего и для выработки решений.

3) Определённость отношения к учебному предмету. Отношение это проявляется, в общем, как вовлечённость в гуманитарную проблематику, – естественно, со своеобразным личным профилем того, что нравится и что не нравится, причём в разной степени. Весьма желательно, чтобы отношение к учебному предмету было отделено от отношения к преподавателю (хотя это и весьма затруднительно для большинства студентов от 17 до 25 лет).

4) В соответствии с принятым образовательным стандартом предполагается, что в оптимальном случае можно говорить о формировании у студентов ряда компетенций.

Этообщекультурные компетенции:

-владение культурой [познания –] научным мышлением: анализом и синтезом фактов и теоретических положений, обобщением (ОК-3);

- использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

- восприятие (…) другого, эмпатия, установление доверительного контакта и диалога, убеждение и поддержка людей (ОК-7);

- нахождение организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственность за них (ОК-8);

- проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформление научных отчётов, статей, заключений и пр. (ОК-9).

Это профессиональные компетенции:

[а] в практической деятельности:

Способность и готовность к:

- реализации стандартных программ (…) предупреждения отклонений в социальном и личн(…)ом статусе и развитии, а также [предупреждения] профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

- отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и (…) [готовности их воспринимать] респондентами с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);

- выявлению специфики (…) [социального] функционирования человека с учётом особенностей [его] возрастного (…) [развития], кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

[б] в научно-исследовательской деятельности:

Способность и готовность к:

- применению знаний по психологии как науки о (…) психике (ПК-9);

- пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);

- выбору магистерских образовательных программ в различных областях психологии и социальной работы (ПК-14);

[в] в педагогической деятельности:

Способность и готовность к:

- участию в учебно-методической работе в сфере среднего образования (ПК-16);

- самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

[г] в организационно-управленческой деятельности:

Способность и готовность к:

- анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21);

- проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22).

 

Также конкретизируются ожидаемые результаты освоения дисциплины. В частности,

[а] студент должен знать:

- основную проблематику и ключевые закономерности педагогической социальной психологии;

- социально-психологические механизмы педагогического взаимодействия;

- особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

- особенности социального партнерства в системе образования;

- способы построения межличностных отношений в группах разного возраста;

[б] студент должен уметь:

- применять социально-психологические знания в построении собственного профессионального поведения в реальных педагогических ситуациях;

- использовать методы социально-психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

- учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы социализации и [, в частности,] обучения и воспитания;

- учитывать в педагогическом взаимодействии (…) [, в частности,] социально-психологические особенности учащихся;

- управлять деятельностью помощников учителя и волонтеров, координировать деятельность социальных партнеров;

[в] студент должен владеть:

- способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

- различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

- способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;

- владеть навыками [в смысле «иметь навыки»] социально-психологического анализа и разрешения конкретных педагогических ситуаций. (Ист.: Примерная программа дисциплины «Педагогическая социальная психология»…, – с изм.: ред. и доп.).

В формальном плане проводится зачёт. Допуском к зачётной работе является аттестация по итогам текущей работы, аудиторной и самостоятельной. Нужно набрать 55 и более «нормативных» баллов из ста возможных.

Оценивается отработка каждой темы курса. При этом учитываются:

1) Включённость студента в работу. Она проявляется (а) как следование инструкции при оформлении ответов на вопросы и при решении задач, (б) как активность в форме вопросов и комментариев по теме в аудитории, (в) как инициативная самостоятельная работа по курсу вне аудитории;

2) Учитывается усвоение учебного материала. Оно проявляется как приближение выполнения предложенных заданий, ответов на вопросы и решения задач, к эталонному выполнению.

Работа на практическом занятии приносит от 1 (при выполнении всех формальных требований) до 2 баллов и может дать по всем ПЗ от 10 до 20 «сырых» баллов; возможный максимум приравнивается к 100 «нормативным» баллам.

Текст аналитической реферативной работы с учебником может принести от 0 до 10 баллов.

Пропущенные занятия отрабатываются самостоятельно и сдаются в письменной форме. Засчитываются (оцениваются в 1 балл) отработки, приближающиеся к их эталонным вариантам на 25% и более. Дополнительный (второй) балл начисляется при сближении с эталоном более, чем на 50%.

Учитывается также, как это было сказано выше, инициативная работа по курсу в контексте учебно-тематического плана. В частности, учитываются:

1. Разработка 10-минутного сообщения по теме с использованием рекомендованных источников 1 балл; с использованием дополнительных источников (по усмотрению студента) – 2 балла.

2. Разработка лекции или варианта практического занятия по теме курса (на 45 мин.) с использованием рекомендованных источников – от 5 до 10 баллов; с использованием дополнительных источников – от 6 до 12 баллов.

3. Реферативная работа по одной из тем курса – от 3 до 5 баллов.

4. Выполнение курсовой работы (УИР-НИР) – от 5 до 15 баллов.

5. Доклад по выполненной УИР-НИР, сделанный на занятии, оценивается 2 баллами, сделанный на научной студенческой конференции – 3 баллами.

6. Подготовка тезисов, статьи по психологическим проблемам педагогики (в том числе совместно с преподавателем) – от 5 до 10 баллов.

Студенты, не имеющие возможности работать по расписанию в аудитории, готовятся самостоятельно. Для допуска к выполнению зачётного задания выполняется письменный анализ учебника по принятой понятийной сетке и отрабатываются практические занятия – с учётом требований к ним по форме и содержанию. (См. список лит-ры, «Методические указания…» и, в частности, «План…»).

Накопленная сумма баллов за текущую работу соответствует таким значениям отметки, традиционной для отечественного образования:

до 54 баллов включительно из ста возможных – «неуд»,

от 55 до 74 баллов включительно – «уд»,

от 75 до 89 баллов включительно – «хор»,

от 90 баллов и выше – «отл».

Допускаются к выполнению итоговой контрольной (зачётной) работы студенты, набравшие 55 баллов и выше, что признаётся « удовлетворительным» результатом текущей учебной работы в семестре.

Итоговая контрольная (зачётная) работа по форме представляет собой ответы на вопросы и решение задач по всему учебному материалу. Содержательный масштаб заданий таков, что ответ по каждому пункту требует не более 1-2 мин, а общее время, необходимое для выполнения всей зачётной работы, колеблется в пределах 50-60 мин. Практика такого рода ответов используется на всех занятиях, начиная с первого, т.е. отрабатывается в течение всего семестра.

Ответ по каждому пункту зачётной работы оценивается по 5-балльной шкале: от нуля до 4 баллов. Отсутствие попытки ответить на вопрос штрафуется: начисляются «минус четыре балла». Предельная сумма баллов по всем пунктам принимается за 100%, которые обозначаются как «нормативные баллы». «Удовлетворительной» считается работа, оцененная в 25 баллов из ста и выше; «хорошей» – работа с оценкой в 50 баллов и выше; «отличной» – в 75 баллов и выше.

Зачёт выставляется студенту, набравшему за выполнение итоговой контрольной (зачётной) работы 25 баллов и более.

(Для справки – с учётом перехода к Болонской системе оценки учебной работы: студенты, набирающие при аттестации 75 баллов и более, получают дополнительный кредит по предмету).

 

Задания на вводной лекции («Введение»)

1. Завершите предложение: «Думаю, что, начиная новое дело, в т.ч. работу по новому учебному курсу, сначала нужно определить…» Что? Аргументируйте свой ответ: «Потому что…» Почему?

2. Предмет учебного курса (УК) парадоксален: он одновременно и меньше, и больше объекта этого УК. Почему так получается? Дайте аргументированный ответ, формулируя его по аналогии с предыдущим (1) и последующим (3) ответами.

3. Завершите предложение: «Когда говорят об «эталонном выполнении» учебного задания, то обычно имеют в виду…» Что? Что обычно фактически является эталоном в процессе образования? Аргументируйте свой ответ: «Потому что…» Почему?

___________________________________________________