ПЗ-5. Цели и ценности учителя с различных точек зрения

Цель занятия: осознание общего и особенного в ожиданиях от учителя с различных точек зрения.

Предлагается рассмотреть два момента в ожиданиях от учителя с различных точек зрения в условиях современной России.

Во-первых, это педагогические цели, которые учитель должен ставить перед собой.

Во-вторых, это ценности, которыми учитель должен руководствоваться: при постановке целей, при движении к ним, при оценке и интерпретации результатов.

Предлагается учесть двадцать различных позиций:

1. общество в целом;

2. государство (в лице современных органов власти);

3. муниципальные средние школы в СПб (большинство школ – в лице городского комитета по образованию);

4. школа, которую окончил выполняющий задание (в лице её администрации);

5. школа, соответствующая оптимальной личной модели образования - см. ПЗ-3 (в лице её администрации);

6. учащиеся начальных классов (7 – 10 лет);

7. учащиеся – младшие подростки (10 –13 лет);

8. учащиеся – старшие подростки (13 – 15 лет);

9. старшеклассники (15 – 17 лет);

10. родители младших школьников;

11. родители младших подростков;

12. родители старших подростков;

13. родители старшеклассников;

14. педагогические вузы – в лице выпускающих предметных кафедр;

15. педагогические вузы – в лице кафедр частных (специальных) методик;

16. педагогические вузы – в лице кафедр педагогики;

17. педагогические вузы – в лице кафедр психологии;

18. послевузовское образование педагогов – в лице методистов, проводящих аттестацию учителей;

19. учителя муниципальных средних школ – большинства школ СПб;

20. учителя специальных школ – как коллеги по «цеху» (прототип для оптимального варианта особенной школы при личном моделировании образования на первом ПЗ).

Работа оформляется в виде таблицы с последующими комментариями. В таблице четыре столбца и 20 рабочих строк. Первый и второй столбец содержат перечисленные выше 20 позиций; третий столбец – цели, к которым должен стремиться учитель; четвертый – ценности, на которые учитель должен ориентироваться с точки зрения взятых субъектов.

№пп

Субъекты

Цели учителя

Ценности учителя

1

общество

Задание состоит из двух частей: из исходных определений (в пределе – из номинаций) и из их анализа.

 

ЧАСТЬ 1. Исходные определения

1. Сформулируйте (или только назовите) наиболее очевидные цели, которые должен ставить в своей работе учитель, по мнению различных совокупных субъектов. Запишите свои решения в соответствующие строки третьего столбца в таблице.

2. Прочитайте перечень ценностей (по М. Рокичу: см. Приложение)

3. Сделайте выбор 10-ти наиболее актуальных для учителя ценностей – по каждой из 20 учтённых позиций. Запишите их порядковые номера (по предложенному перечню) в соответствующие строки четвёртого столбца.

 

ЧАСТЬ 2. Анализ исходных определений

1. Распределите цели, названные в третьем столбце таблицы, на группы, различающиеся как более и менее общие (основание группировки – обобщённость целей). Число групп произвольно. («1. Группировка целей по их обобщённости»).

2. Аргументируйте своё решение. («2. П. что …»)

3. Распределите должные для учителя ценности – их номера вошли в четвертый столбец таблицы – на более и на менее общие (основание для распределения – обобщённость). («3. Распред. ценностей по обобщённости»).

4. Аргументируйте своё решение. («4. П. что …»)

5. Как соотносятся в данном случае два взятых аспекта в ожиданиях от учителя с различных точек зрения – должные цели и должные ценности?

Используйте любые основания для соотнесения, подходящие с Вашей точки зрения. Чем больше оснований сможете выделить, тем лучше. («5. Должные цели и должные ценности соотносятся:» Как?).

 

Выводы

«1. Цели (а) и ценности (б) учителя в соц.-пс. плане …» Что Вы можете о них сказать, в общем? ( Подсказка: можно иметь в виду и разнообразие ожиданий со стороны тех, кто так или иначе причастен к образовательному процессу, и работу на ПЗ по осмыслению насущных ожиданий).

2. Какова социально-психологическая роль у учительских целей и ценностей? Начните так: «2а) Професс. пед-е цели»Что делают? «2б) Професс. пед. ценности» Что делают?

3. «3А. Думаю, что объективное значение работы на данном ПЗ в рамках подготовки на ФФК …» Какое? В чём оно состоит?

«3Б. Для меня субъективный смысл работы на этом ПЗ …» Какой? В чём он заключается?

 

_____________

ПРИЛОЖЕНИЕ

 ПЕРЕЧЕНЬ ЦЕННОСТЕЙ (по М. Рокичу) к ПЗ «Цели и ценности учителя…»

1. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл как результат)

3. Здоровье (физическое и психическое)

4. Интересная работа

5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)

6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

7. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

8. Наличие хороших и верных друзей

9. Общественное признание (уважение окружающих, товарищей по работе)

10. Познание (получение образования, расширение кругозора, интеллектуальное развитие)

11. Продуктивная жизнь (максимальная реализация своих потенциалов)

12. Развитие (работа над собой, физическое и духовное совершенствование)

13. Развлечения (приятное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)

14. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

15. Счастливая семейная жизнь

16. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)

17. Творчество (возможность творческой деятельности)

18. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)

19. Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах

20. Воспитанность (хорошие манеры)

21. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания)

22. Жизнерадостность (чувство юмора)

23. Исполнительность (дисциплинированность)

24. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)

25. Непримиримость к недостаткам в себе и других

26. Образованность (широта знаний, высокая общая культура)

27. Ответственность (чувство долга, умение держать слово)

28. Рациональность (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения)

29. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)

30. Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов

31. Твердая воля (умение настаивать на своем, не отступать перед трудностями, преодолевать препятствия)

32. Терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения

33. Широта взглядов (умение принять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

34. Честность (правдивость, искренность)

35. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)

36. Чуткость (внимательность)

______________________________________________