ПЗ-1. Рабочие понятия учебной дисциплины ПСП

Цель занятия – осознание исходных ориентиров в учебной работе, предусмотренной учебной программой.

Выделенныево вводной лекцииисходные учебные элементы – это универсальные рабочие понятия, «заземлённые» на учебный материал дисциплины «Педагогическая социальная психология». В их числе цель, объект, предмет, задачи, методы, средства и результаты учебной работы. На практическом занятии, во-первых, предлагается в качестве разминки использовать предложенные понятия для фантазийного осознания житейской ситуации с позиции любого из её участников.

Во-вторых, в качестве основной части занятия предлагается определить собственные рабочие понятия для занятий по курсу ПСП (допускается форма эссе).

В-третьих, предлагается сравнить то, как предложенные понятия раскрываются преподавателем названной учебной дисциплины – «Педагогическая социальная психология», – и то, как это сделано в личном плане – программе предстоящей работы. На основе сравнения предлагается выделить своеобразие личных формулировок.

И, в-четвёртых, предлагается сделать выводы.

 

1. Разминка

1. Ниже приводится стихотворение Саши Чёрного (1880-1932) с участием нескольких действующих лиц.

«Обстановочка.

Ревёт сынок: побит за двойку с плюсом. // Жена на локоны взяла последний рубль. // Супруг, убитый лавочкой и флюсом, // Подсчитывает месячную убыль. // Кряхтят на счётах жалкие копейки: // Покупка зонтика и дров пробила брешь. // А розовый капот из бумазейки // Бросает в пот склонившуюся плешь. // Над самой головой насвистывает чижик // (Хоть птичка божия не кушала с утра). // На блюдце киснет одинокий рыжик, // Но водка выпита до капельки вчера. // Дочурка под кроватью ставит кошке клизму, // В наплыве счастья полуоткрывши рот. // И кошка, мрачному предавшись пессимизму, // Трагичным голосом взволнованно орёт. // Безбровая сестра в облезлой кацавейке // Насилует простуженный рояль. // А за стеной жиличка-белошвейка // Поёт романс: "Пойми мою печаль". // Как не понять? В столовой тараканы, // Оставя чёрствый хлеб, задумались слегка. // В буфете дребезжат сочувственно стаканы. // И сырость капает слезами с потолка…»

В течение одной – полутора минут сформулируйте своё впечатление об этом стихотворении. Начните со слов: «1. Впечатление: …». После этого конкретизируйте, раскройте своё впечатление, выделив три его грани: чувства, мысли, намерения. Уделите этой конкретизации 2-3 минуты. Начните так:

«1а. Чувства: …». Какие чувства у Вас возникли при восприятии стихотворения? Назовите (перечислите) их, опираясь на формулировку своего впечатления.

«1б. Мысли: …». Какие мысли у Вас появились в связи с воспринятым?..

«1в. Намер.: …». Какие намерения появились (или как будто появились, – при условии, что Вас увлёкло бы содержание этого стихотворения)?

2. Войдите в положение любого действующего лица, любого персонажа взятой ситуации. Напишите: «2. Я – …». Кто? Чью роль Вы решили принять?

«2а. Моя цель в этой роли: …». Какая?

«2б. Объект для меня: …». Что?

«2в. Мой предмет: … ». Какой?

«2г. Мои задачи: …». Какие?

«2д. Мои методы: …». Какие?

«2е. Мои средства: …». Какие?

«2ё. Мои результаты (в оптимальном случае): …». Какие?

 

2. Определение собственных рабочих понятий для занятий по курсу ПиП

«А. Моя цель в работе по курсу: …». Какая?

«Б. Объект для меня: …». Какой?

«В. Предмет: … ». Какой?

«Г. Задачи: …». Какие?

«Д. Методы: …». Какие?

«Е. Средства: …». Какие?

«Ё. Мои результаты (в оптимальном случае): …». Какие?

 

3. Сравнение собственных рабочих понятий с предложенными во «Введении»

Чем отличаются Ваши определения от предложенных преподавателем?

А. Цель – введение в психологическую тематику педагогики как практической деятельности. «А. Для меня специфично …» Что?

Б. Объект – научное знание о человеческой психике в условиях педагогической практики; знание, предусмотренное учебной программой. « Б. Для меня специфично …» Что?

В . Предмет – лично воспринятое и понятое в программном материале. «В. Для меня специфично …» Что?

Г. Задачи : 1) определение понятий, 2) соотнесение понятий, 3) использование понятий для выполнения заданий, предложенных в работе по курсу. « Г. Для меня специфично …» Что?

Д. Методы : лекции, практические занятия, консультации и самостоятельная работа. «Д. Для меня специфично …» Что?

Е. Средства учебной работы: общиеучебно-методические указания, литература, тематический план, план работы с учебником (учебным пособием), критерии учёта текущей (аудиторной и самостоятельной) и итоговой (экзаменационной) работы, преподаватель, регламент, соседи-сокурсники, расходные материалы… «Е. Для меня специфично …» Что?

Ё. Результаты работы по курсу:

По содержанию: (1) знания, (2) умения, (3) определённое отношение к учебному предмету и, в частности, (4) осознание процесса и результатов своей учебной работы, или их рефлексия. По форме: итоговая аттестация с выставлением традиционной отметки на основе текущей работы и экзамена. «Ё. Для меня специфично …» Что?

 

Выводы (в виде завершения неоконченных предложений)

«1. Сейчас я понимаю пед. соц. пс-гию как …» Что Вы можете о ней сказать, в общем? (Подсказка: можно иметь в виду три уровня краткой характеристики, а в пределе – даже только их обозначение:

1а) по месту и роли в жизни;

1б) по своеобразию – в сравнении с другими сферами деятельности;

1в) по внутреннему строению – по составу основных их компонентов).

«2. Я понимаю: (2а) высшее професс. образование… и, в частности, (2б) подготовку по специальности «Физическая культура», как …» Что Вы можете о них сказать, в общем и в частности?

«3. Рабочие понятия уч. курса ПСП …» Что Вы можете о них сказать, в общем?

«4. Для моих определений рабочих понятий, в общем, характерно …» Что, в отличие от предложенных преподавателем? Какие они, Ваши определения?

«5а. Объективное значение работы на этом ПЗ …» В чём?

«5б. А её субъективный смысл для меня – …». В чём? Какова в этом плане проделанная Вами работа?

_____________________________________