Содержание курса

Тема 1. Введение.

Предметная область и задачи педагогической социальной психологии. Проблематика педагогической социальной психологии. История социально-психологических исследований в практике педагогической деятельности.Социально-психологические аспекты обучения и воспитания. Основные направления использования социально-психологического знания в педагогической деятельности учителей и родителей.

Основные  методологические  подходы  к изучению и объяснению  социально - психологических   явлений. Методы социальной психологии и их использование для исследования прикладных проблем педагогической деятельности. Наблюдение и его ключевая роль в прикладном социально-педагогическом исследовании. Экспериментальные технологии в исследовании педагогического процесса. Формирующий (психолого-педагогический) эксперимент. Методы опроса и их применение в педагогической практике. Метод социометрии и его использование для исследования социально-психологических характеристик учащегося и структуры классного коллектива. Этика использования социометрических данных. Социально - психологическое моделирование: ролевые и деловые игры как способы исследования социально - психологических характеристик личности и группы.

Исследовательский компонент педагогической деятельности. Тренинг профессиональной педагогической наблюдательности. Формирование умений использования методов социально-психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач.

 

Тема 2. Педагогическое общение и взаимодействие.

Различные определения общения и их содержательный анализ. Функции (стороны) общения как социально-психологические аспекты исследования его эффективности. Становление потребности в общении ребенка со сверстником.  Этапы развития общения со сверстниками: эмоционально-практический, ситуативно-деловой, внеситуативно-деловой, внеситуативно-личностный. Роль взрослого в становлении общения ребенка со сверстником. Возрастные особенности участников процесса общения как фактор его эффективности.

Профессионально-педагогическое общение. Характеристики педагогического общения. Факторы эффективности педагогического общения. Умения учителя, влияющие на эффективность общения: коммуникативные, гностические, экспрессивные. Дидактическое общение. Дидактические трудности в работе учителя. Формирование навыков дидактического общения. Развитие навыков общения у учащихся в педагогическом процессе.

Психологические основы организации совместной учебной деятельности. Сотрудничество как тип взаимодействия учителя и ученика. Анализ учебной деятельности как совместной познавательной и продуктивной активности. Развитие диалогических умений в учебном процессе. Возможности диалогического обучения. Формирование навыков диалогического общения.

Взаимодействие "педагог - психолог - администрация" как условие социально-психологического обеспечения деятельности учителя.

 

Тема 3. Социально-психологические основы эффективного педагогического общения.

Основные функции и аспекты изучения общения в социальной психологии. Общение как обмен информацией (коммуникативный аспект). Коммуникативный компонент педагогической деятельности.

Вербальные средства общения. Влияние личностных особенностей коммуникатора, реципиента, и особенностей информации на восприятие речевого сообщения. Речевые аспекты педагогической деятельности и культура речи учителя. Формирование навыков рефлексивного слушания.

Невербальные средства общения: мимика, пантомимика, интонация речи, организация пространства общения и т.д. Экспрессивный аспект педагогической деятельности. Характеристики имиджа и их роль в общении. Имидж современного учителя. Формирование навыков использования различных средств коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.

Общение как взаимодействие (интерактивный аспект). Характеристики личности  как участника взаимодействия: статус, позиция, функции, роли, уровень притязаний. Понятие совместной деятельности, ее структура и компоненты. Психологические регуляторы социального взаимодействия: ожидания, нормы, ценности, традиции, контроль, санкции.

Конструктивный компонент педагогической деятельности. Специфика взаимодействия в педагогическом процессе. Формирование навыков использования различных способов взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.

Общение как восприятие и понимание людьми друг друга (перцептивный аспект). Механизмы межличностного восприятия. Педагогическая социальная перцепция. Гностические и перцептивные умения учителя. Эмпатия в работе учителя. Формирование навыков эмпатического слушания. Способность эмоциональной идентификации учителя с классом. Способы повышения эффективности взаимопонимания педагога с учащимися.

Оценка человека человеком и факторы, влияющие на ее формирование. Стереотипы и установки учителя по отношению к учащимся. Установки учащихся в отношении учителей. Факторы оценки учителя учащимися. Развитие умений и навыков антиципации оценочных суждений учащихся.

Обратная связь как механизм педагогического общения, ее виды, функции и условия эффективности. Формирование навыков конструктивного восприятия и подачи обратной связи в учебно-воспитательном процессе. Функции педагогической оценки, ее образовательная и воспитательная роль. Субъективные оценочные ошибки учителя и формирование навыков их рефлексии.

Приёмы общения и их использование для решения учебно-воспитательных задач. Рефлексивный компонент педагогической деятельности. Профессиональная идентичность педагога. Самообучение педагогическому общению. Развитие социально-психологических умений анализа и решения различных педагогических ситуаций. Формирование индивидуального стиля педагогического общения.

 

Тема 4. Межличностные отношения в педагогическом процессе.

Организация взаимоотношений в учебном и воспитательном процессе. Взаимоотношения учителей с классом и учащимися. Налаживание контакта с трудными учащимися. Формирование навыков установления контакта в ситуациях эмоционального напряжения. Взаимоотношения учителя с родителями учащихся. Взаимоотношения учителя с коллегами и администрацией школы. Приемы установления диалогических отношений с различными участниками образовательного процесса. Основные трудности в организации взаимоотношений у неопытного учителя.

Межличностные отношения учащихся. История и методы изучения взаимоотношений в детских группах и коллективах. Структура и динамика личных взаимоотношений учащихся. Отношения сотрудничества среди учащихся и роль учителя в их формировании.

Ученик в системе личных взаимоотношений. Исследования межличностной аттракции в социальной психологии и педагогической практике. Отношения любви и дружбы. Функции дружбы. Онтогенетические стадии развития дружеских отношений.

Анализ и условия формирования противоправных отношений. Антиципация угрозы как социально-перцептивный механизм агрессии. Ситуационная и личностная детерминация девиантного поведения. Развитие умений анализа причин девиантного поведения учащегося.

 

Тема 5. Психологическое воздействие в педагогической практике.

Воздействие как социально-психологическое явление. Целенаправленное и нецеленаправленное воздействие. Непосредственное и опосредованное воздействие. Основные механизмы воздействия: заражение, внушение, убеждение, подражание.

Педагогическое воздействие в учебном и воспитательном процессе. Виды воздействия учителя на учащегося: организующие, оценивающие, дисциплинирующие.  Психологическая характеристика различных форм воздействия: проявление внимания, просьба и требование, убеждение и внушение, принуждение, оценивание, юмор. Развитие навыков оказания педагогического воздействия на учащегося. Формы оценочного стимулирования. Психологическое воздействие отметки.

Эффективность педагогического воздействия. Взаимосвязь понимания учителем учащегося и соотношения педагогических воздействий. Педагогический такт. Психологическая угроза некорректных педагогических воздействий. Развитие навыков педагогической проницательности.

Воспитание как процесс формирования социальных установок личности. Понятие социальной установки (аттитюда), ее природа, элементы, функции. Традиции исследования социальных установок и современные подходы к изучению.  Роль изучения социальных установок для анализа детерминант, мотивации и прогнозирования социального поведения личности. Формирование навыков анализа социальных установок и прогнозирования поведения учащихся.

Феномен группового давления и явление конформности. Экспериментальные исследования конформности. Виды конформности, понятие конформизма, нонконформизма, негативизма. Соотношение понятий «конформность» и «внушаемость». Конформизм, нонконформизм и негативизм на различных стадиях  онтогенетического развития личности. Формирование навыков педагогического общения с конформными и неконформными учащимися.

Психологическое воздействие меньшинства на большинство: возможности и условия эффективности. Развитие умений использования влияния меньшинства в педагогическом воздействии.

 

Тема 6. Психология группы и классного коллектива.

Понятие, признаки и основные характеристики группы в социальной психологии. Влияние группы на индивида: социальная фасилитация, групповое давление, деиндивидуализация, групповая поляризация, огруппление мышления. Понятие референтной группы. Роль референтной группы в формировании социальных установок личности. Классификации групп.

Малые группы. Критерии определения малой группы. Качественные и количественные характеристики малой группы. Основные направления в исследовании структуры межличностных отношений в малой группе: социометрическое, социологическое, шкала групповой динамики.

Понятие коллектива и критерии его определения. Свойства коллектива и методы их изучения. Основные этапы развития исследований детских групп и коллективов в отечественной и зарубежной социальной психологии. Типологии детских коллективов.  Проблемы экспериментального изучения детских коллективов. Экспериментальные исследования влияния группы на учебную деятельность.  Роль коллектива в воспитании учащихся. Психологическая защищенность учащегося в классном коллективе.

Социометрические процедуры в исследовании структуры школьного класса: возможности и ограничения. Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы школьников. Развитие умений социально-психологического анализа структуры конкретного классного коллектива.

Групповые процессы: механизмы образования групп и групповая динамика. Основные элементы групповой динамики, стадии развития группы, типы групповых структур и возможности эволюции группы. Статусно-ролевые стереотипы поведения в группе. Уровень развития группы и критерии его определения. Управление групповой динамикой, повышение эффективности групповых процессов.

Социально-психологические закономерности формирования детского  Возрастные особенности межличностного взаимодействия в группе сверстников, функции и роли членов детского коллектива. Социальные и личностные детерминанты формирования детских сообществ. Роль педагога в формировании и функционировании детского коллектива. Формирование умений управления групповой динамикой классного коллектива.

Социально - психологический климат в группе и методы его изучения. Типы социально-психологического климата и его влияние на эффективность деятельности группы. Управление социально-психологическим климатом. Социально-психологический климат в классе и эффективность педагогического воздействия. Развитие умений прогнозирования и регуляции педагогом социально-психологического климата в классе.

Большие группы: основные закономерности образования и функционирования.   Специфические регуляторы социального поведения: нравы, обычаи и традиции, образ жизни группы, субкультура, язык. Стихийные группы  и массовые движения. Молодежная субкультура и контркультура. Социально-психологические аспекты исследования неформальных молодежных объединений. Психолого-педагогические принципы работы с молодежными группами.

Школа как поликультурная социальная среда. Умение педагога учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации. Формирование культуры межнациональных отношений в учебно-воспитательном процессе. Овладение способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды. Развитие этнической и религиозной толерантности школьников.Технологииформирования основ толерантного сознания личности учащегося.

 

Тема 7. Психолого-педагогические аспекты лидерства и руководства.

Социально-психологические подходы к пониманию природы лидерства. История исследований лидерства. Теории лидерства: теории черт, ситуативные и синтетические, системные.

Лидерство как процесс самоорганизации группы. Статус лидера и условия его достижения. Функции и поведение лидера. Типологии лидерства. Критерии оценки эффективности лидера.

Групподинамические условия лидерообразования в детской группе. Дифференциация детей в детском коллективе. Исследования детской популярности в среде сверстников. Факторы, влияющие на положение ребенка в группе. Проявление и развитие лидерских задатков в сюжетно-ролевой игре. Исследования вожачества и лидерства в детских сообществах.  Стадии формирования и типы вожаков по Д.Б. Эльконину. Понятие организаторских способностей личности и факторы их развития в онтогенезе. Формирование умений анализа возможностей оказания влияния на процесс лидерообразования в детской группе. Управление лидерством в школьном классе.

Соотношение понятий «лидерство» и «руководство». Стили руководства: критерии выделения и условия эффективности. Специфика педагогической деятельности как руководства учебно-воспитательным процессом.

 

Тема 8. Развитие личности в социуме и образовательной среде.

Личность как представитель определенной социальной группы. Социально - психологические аспекты социализации личности. Понятие социализации, основные этапы социализации личности.  Учебная деятельность и общение  как основные сферы социализации личности  учащихся. Содержание процесса социализации как включения индивида в систему общественных отношений. Усвоение социальных влияний и реализация социальной сущности личности. Образовательное учреждение как институт социализации. Социализация агрессии и ее проявления в школьной жизни. Девиантная личность и  школьная жизнь. Деформация личности при делинквентном поведении и ее влияние на сверстников.

Формирование самосознания в процессе социализации в период школьного обучения. Социальная идентичность и Я-концепция. Самоопределение личности как поиск базовых отношений к миру, другим людям, человеческому сообществу в целом и самому себе. Формирование собственной системы жизненных смыслов и принципов, ценностей и идеалов, возможностей и способностей, ожиданий и притязаний. Развитие ответственности и самоактуализация личности.

Институты социализации. Семья как социально-психологический фактор воспитания личности. Развитие личности в образовательной среде. Развитие Я-концепции и самооценки в учебном и воспитательном процессе. Развитие мотивации учения, поведения и выбора профессии. Развитие умения учитывать в педагогическом взаимодействии индивидуальные и социально-психологические особенности учащихся. Формирование педагогических умений повышения ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности учащихся.

Личность и деятельность учителя. Психологические модели педагогической деятельности. Мотивация педагога и удовлетворенность профессией. Профессиональная Я-концепция и развитие самоэффективности учителя. Профессиональные деформации личности учителя. Освоение технологий оценки и развития самоэффективности педагога.

 

Основные понятия курса ПСП

Агрессия, аттитюд, большая группа, внушение, групповая динамика, девиантная личность, делинквентное поведение, заражение, идентификация, интериоризованная роль, каузальная атрибуция, когнитивный диссонанс, коллектив, коммуникативная компетентность, конформность, малая группа, негативизм, нонконформизм, педагогическая наблюдательность, подражание, профессиональная деформация, референтная группа, рефлексия, самоактуализация, самоопределение, самооценка, самоэффективность, социализация, социальная идентичность, социальная перцепция, социальная сензитивность,  социальная установка, социальная роль, социальный статус, социальные нормы, социальный интеллект, социальный контроль, социометрия, стихийная группа, толерантность, убеждение, уровень притязаний, формирующий эксперимент, ценностные ориентации, эмоциональное выгорание, эмоциональный интеллект, эмпатия, Я-концепция.

 

Рекомендуемая литература:

Основная

  1.  Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2006.
  2. Жеребцов С.Н., Коломинский Я.Л. Социальная психология развития личности. Минск,  2009.
  3. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб., 2010.
  4. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2007.
  5. Межличностное общение. Хрестоматия. СПб., 2001.
  6. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 2003.
  7. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. СПб., 2010.
  8. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
  9. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. СПб., 2008.

  

Дополнительная

  1.  Агеева И.А. Успешный учитель. Тренинговые и коррекционные программы. М, 2007.
  2. Бодалёв А.А. Психология общения. М., 1996
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М., 2007.
  4. Грехнев В.С. Культура педагогичского общения. М.,1990.
  5. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. СПб, 2010.
  6. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М. 1991
  7. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. М.,1986.
  8. Мерзлякова Е.Л. Чему и как учить учителей. Тренинг педагогического общения. М., 2007.
  9. Сушков И. Психология взаимоотношений. М., 1999
  10. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
  11. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 1999
  12. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984.