ПЗ-9. Ожидания и характеристики в педагогическом взаимодействии

Цель занятия: осознание ожиданий, возникающих при педагогическом взаимодействии у различных его участников. В частности выделяются:

а) идеализированные ожидания от учителя (часть 1),

б) учительские ожидания – нормативные установки по отношению к учащимся (часть 2),

в) пример характеристики учащихся по результатам «тестирования» (часть 3),

г) конструктивное обобщение проделанной работы в виде формулировки требований к педагогической характеристике (часть 4).

 

Часть 1. Ожидания от учителя

Задание : Запишите: «Ч.1. Ожидания от учителя». Последовательно становясь на точки зрения различных субъектов, нужно ответить за них (!) на один и тот же вопрос: «Каким должен быть учитель?», – а затем нужно проанализировать свои ответы.

Различные участники педагогического взаимодействия отвечали на вопрос: «Каким, с Вашей точки зрения, должен быть учитель?» Время каждого ответа – от одной до полутора минут. На Ваш взгляд, какие ответы были наиболее вероятными в каждой из перечисленных ниже групп опрошенных?

Поставьте себя на место представителя каждой из названных категорий. На один Ваш ответ также отводится от одной минуты до полутора; общее время ответов по всем пунктам – до 30 мин. В протоколе занятия ставьте номер ответа и сокращённое обозначение группы, ожидания которой Вы предсказываете. Если нужно, уточняйте возраст, оставаясь в пределах заданных рамок. Возраст указывайте в скобках.

Итак, каким должен быть учитель с точки зрения:

1. младших школьников – мальчиков 7-10 лет («1.мч (7-10)…»)?

2. младших подростков – мальчиков 10-12 лет («2.мч (10-12)…»)?

3. старших подростков – мальчиков 14-15 лет («3.мч (14-15)…»)?

4. старшеклассников – юношей 15-17 лет («4.м (15-17)…»)?

5. студентов педвуза младших курсов – юношей 17-19 лет («5.м (17-19)…»)?

6. студентов педвуза старших курсов – юношей 20-25 лет («6.м (20-25)…»)?

7. учителей-мужчин 25-35 лет («7.у. м. (25-35)…»)?

8. учителей-мужчин 35-45 лет («8.у. м. (35-45)…»)?

9. учителей-мужчин старше 45 лет («9.у.м. (ст. 45)…»)?

10. младших школьниц – девочек 7-10 лет («10.дч (7-10)…»)?

11. младших подростков – девочек 10-12 лет («11.дч (10-12)…»)?

12. старших подростков – девочек 13-15 лет («12.дч (13-15)…»)?

13. старшеклассниц – девушек 15-17 лет («13.дв (15-17)…»)?

14. студенток педвуза младших курсов – девушек 17-19 лет («14.дв (17-19)…»)?

15. студенток педвуза старших курсов – девушек 20-23 лет («15.дв (20-23)…»)?

16. учителей-женщин 23-30 лет («16.у.ж. (23-30)…»)?

17. учителей-женщин 30-45 лет («17.у.ж. (30-45)…»)?

18. учителей-женщин старше 45 лет («18.у.ж. (ст.45)…»)?

19. школьных администраторов – мужчин («19.адм.м….»)?

20. школьных администраторов – женщин («20.адм.ж….»)?

21. родителей младших учащихся, посещающих родительские собрания («21.род.мл….»)?

22. родителей учащихся подросткового возраста («22.род.подр….»)?

23. родителей старшеклассников («23.род.ст….»)?

ВопросыВопросы по Ч.1:»):

1. Чьи ожидания оправдываются чаще всего? Аргументируйте свое мнение. («1.Чаще всего сбываются ож-я… П. что…»).

2. Чьи ожидания оправдываются реже всего? Аргументируйте свое мнение. («2.Реже всего сбываются ож-я… П. что…»).

3. Какие ожидания со стороны учащихся разного возраста чаще всего подтверждаются на практике? И чем это можно объяснить? (« 3.Чаще всего подтверждаются ож-я …» Какие? Или ожидания чего?.. «Это объясняется …» Чем?).

4. Какие ожидания различных учащихся сбываются реже всего? Почему? («4.Реже всего сбываются ож-я…» Чего? «П. что…»).

 

Часть 2. Учительские ожидания: нормативные установки по отношению к учащимся

Задание : Запишите: «Ч.2. Ожидания от уч-ся». Встаньте на позицию учителя, дающего обобщённую характеристику группам учащихся. Приведите примеры наиболее вероятных характеристик и проанализируйте свои ответы.

Учителя различных школ отвечали на вопрос: «Какими чаще всего бывают учащиеся определённого возраста: а) школьники? б) школьницы?»

Сформулируйте наиболее вероятные, типичные варианты ответов, которые могли бы дать учителя «вообще», без разделения их по полу, возрасту, специализации и по другим существенным основаниям.

На каждую формулировку отводится около минуты; всего около 15 мин.

В протоколе ставьте номер ответа по порядку и сокращённо называйте группу учащихся, о которых идёт речь. Если нужно, уточните для себя их возраст, оставаясь в пределах заданных границ. Возраст приведите в скобках.

Итак, какими, по мнению учителей, чаще всего бывают учащиеся разного возраста:

1. младшие учащиеся: а) мальчики 7-10 лет («1а) мч (7-10)…» )?

б) девочки 7-10 лет («1б) дч (7-10)…»)?

2. младшие подростки: а) мальчики 10-12 лет («2а) мч (10-12)…»)?

б) девочки 10-12 лет («2б) дч (10-12)…»)?

3. старшие подростки: а) мальчики 14 -15 лет («3а) мч (14-15)…»)?

б) девочки 13-15 лет («3б) дч (13-15)…)?

4. старшеклассники: а) юноши 15-17 лет («4а) м (15-17)…»)?

б) девушки 15-17 лет («4б) дв (15-17)…»)?

5. студенты педвуза младших курсов:

а) юноши 17-19 лет («5а) м (17-19)…»)?

б) девушки 17-19 лет («5б) дв (17-19)…»)?

6. студенты педвуза старших курсов (они проходят в школах педагогическую практику уже как стажёры – работают учителями):

а) юноши 20-25 лет («6а) м (20-25)…»)?

б) девушки 20-23 лет («6б) дв (20-23)…»)?

 

ВопросыВопросы по Ч.2:»):

Чем отличаются:

1. учительские мнения о старших учащихся от мнений о младших? («1.Мнения о старших уч-ся …» Какие?).

2. мнения о младших – от мнений о старших? («2.Мнения о младших уч-ся …» Какие?).

3. мнения о девочках и девушках, с одной стороны, от мнений о мальчиках и юношах, – с другой? («3.Мнения о девочках и девушках …» Какие?).

4. мнения о мальчиках и юношах, с одной стороны, от мнений о девочках и девушках, – с другой? («4.Мнения о мальчиках и юношах …» Какие?).

 

Часть 3. Пример характеристики учащихся по результатам «тестирования»

В газете «Пять углов» (03.02.94) в рубрике «Школьное агентство новостей» была такая заметка: «В восьмом классе 20-й школы учатся три гения и девять талантливых учеников. Именно такой результат дало тестирование, проведенное учительницей на одном из уроков...».

Запишите: «Ч.3. «Тестирование»:»

Вопросы:

1. Каковы возможные причины таких высоких результатов в одном классе? Перечислите их в столбик. («1. Причины высоких рез-тов: …»).

2. Каковы причины для использования определений «гений» и «талант» на уроке по результатам «теста»? Перечислите в столбик. (« 2. Причины для использ-я опр-й «гений» и «талант»: …»).

3. Каковы вероятные педагогические эффекты обнародования полученных результатов в такой форме? Перечислите в столбик. (« 3. Вероятные пед. эффекты: …»).

 

Часть 4. Обобщение результатов проведенной работы

Задание : Запишите: «Ч.4. Обобщение:»

Сформулируйте основные требования к педагогической характеристике – с учётом работы в трёх предыдущих частях и руководствуясь следующими вопросами:

1. Что является существенным в человеке, о котором идёт речь? (Или: Каким должно быть содержание характеристики?). (« 1. В содержание хар-ки включается …» Что?).

2. Как следует раскрывать то, что признано существенным? (Или: Какой должна быть форма характеристики?) («2. По форме хар-ка должна быть …» Какой?).

3. Какова практическая роль характеристики? (Или: Чему она может и должна служить?). («3. Хар-ка используется…» Для чего?).

4. При каких условиях педагогическая характеристика будет выполнять свою практическую роль? («4. Хар-ка будет выполнять свою роль, если: …» Что?..)

5. Какое общее значение имеет работа на этом ПЗ для образования по Вашей специальности? («5. Работа на этом ПЗ…» Что она значит для образования по специальности 050100/11 (б)?..)

6. Каков, с Вашей точки зрения, особенный прикладной смысл Вашей работы на этом ПЗ? («6. Думаю, что для меня эта работа…» Какой смысл имеет?..)

____________________________________