ПЗ-3. Личная модель оптимальной школы

Цель работы: осознание личного отношения к школьному образованию с позиции студента педвуза, недавно учившегося в школе и намеренного в будущем быть учителем.

В работе две основные части: свободное (фантазийное) и формализованное моделирование оптимальной школы, – и выводы.

Часть 1. Эссе «Оптимальная школа» (см. вкладыш)

Задание

1. Начните работу с оформления вкладыша в протокол. Его «шапка» аналогична «шапке» протокола. Затем под темой ПЗ запишите: « Ч.1. Эссе «Оптимальная школа»».

2. В течение 12(15) минут на вкладыше в протокол в свободной форме напишите эссе, раскрывая свои представления об оптимальной школе. Объём работы – от 100 знаменательных слов и более, в пределах отведённого времени. Закончив эссе, последнюю написанную строчку подчеркните от одного края страницы до другого. Слева под чертой проставьте время окончания этой части работы, а справа под чертой подпишитесь.

3. В протоколе занятия под словами «Ч.1. Эссе «Оптимальная школа» (см. вкладыш)» запишите: « Содержательный анализ личной модели».

А. Какие характеристики школы учтены в Вашей модели? Перечислите их. Начните со слов: «А. В моей модели учтены…».

Б. Какие цели оптимальной школы учтены в Вашей модели? Обозначьте их. Начните со слов: «Б. Цели школы, по-моему, суть …».

В. Как учитывает Ваша модель тех, для кого предназначена школа? Что о них сказано в эссе? Начните со слов: «В. Учащиеся …».

Г. Как учитывает Ваша модель тех, кто работает в школе? Что о них сказано в эссе? Начните со слов: «Г. Работники школы суть …».

Д. Какие отношения (связи) оптимальной школы с окружающим миром учтены в Вашей модели? Обозначьте их. Начните со слов: «Д. Школа …».

Е. Какие компоненты школы и отношения между ними учтены в Вашей модели? Обозначьте их. Начните со слов: «Е. В школе …».

Часть 2. Формализованная модель структуры школьного образования

Здесь задание – раскрыть функционально-ролевую структуру школьного образования. При этом следует исходить из личного опыта, общего и специального, в том числе обретённого за время обучения в РГПУ. При необходимости следует использовать соответствующие источники. Ссылки на литературу, на сайты Интернета и/или на информаторов следует привести в конце работы.

Итак, каковы оптимальные (т.е. лучшие, наиболее подходящие) характеристики школьного образования при современных условиях жизни? Раскройте эти характеристики, руководствуясь следующими пунктами:

1 . Начните с ключевых слов: «1. Виды школ». Назовите варианты (формы, «уровни») школьного образования, или виды школ, необходимых, с Вашей точки зрения, для обеспечения всеобщей организованной социализации подрастающего поколения.

Будем иметь в виду оформление этого и последующих ответов в виде таблицы 1. Перечислите необходимые виды школ в столбик у левого края страницы, оставляя свободными примерно две трети её ширины.

 

Таблица 1. Виды образовательных учреждений и их характеристика

1. Виды школ

2а. Характеристика

Кол-во школ

2б.

абс.

2в. %

. Ключевое слово «характеристика» («хар-ка»). Дайте качественно-количественную характеристику каждому варианту, выделенному в предыдущем пункте:

а) В чём его своеобразие в рамках общей системы школьного образования? (Кратко: одним – тремя словами, написанными в соответствующих строках столбца 2а в таблице 1).

б) Сколько учебных заведений такого вида должно быть в городе, например, в Санкт-Петербурге? (Примерно; ответ заносится в столбец 2б таблицы 1);

в) Какую долю от общего необходимого числа школ в городе должны составлять учебные заведения такого вида? ( В процентах – относительно желательного суммарного числа школ в городе; ответ заносится в столбец 2в таблицы 1).

3 . Ключевое слово «состав» (таблица 2). Намечаются два столбца: страница делится пополам на высоту нескольких строк.

Левый столбец (3а) обозначается буквой А, правый столбец (3б) – буквой Б. Возьмите два примера из числа предложенных Вами вариантов школ:

. Возьмите школу из числа типичных, или часто встречающихся по Вашей классификации (обозначается буквой А). Запишите название школы в «шапке» левого столбца.

. Возьмите школу из числа специальных, представленных в Вашей классификации относительно малым количеством (возьмите любой частный вид) (обозначается буквой Б). Запишите название школы в «шапке» правого столбца.

Каждый пример (А и Б), охарактеризуйте по составу участников педагогического взаимодействия:

. Перечислите категории участников взаимодействия в столбце социальные роли.

. Наметьте оптимальное количество участников в рамках каждой категории.

. Подсчитайте общую численность участников педагогического взаимодействия в одной и в другой школе.

 

Таблица 2. Состав образовательного учреждения

3а. Состав типичной школы (А) …

3б. Состав особенной школы (Б) …

Социальные роли

Кол-во

чел.

Социальные роли

Кол-во

чел.

4 . Ключевые буквы «ФРС». Раскройте черты оптимальной функционально-ролевой структуры для каждого из взятых примеров – А и Б. В том и в другом случае для всех выделенных ролевых позиций наметьте:

а) обязанности (что должны делать носители данной роли?);

б) права (что они могут делать?);

в) нормы ролевого поведения (как должны действовать носители данной роли?);

г) оплату труда (с максимально возможной определённостью).

При ответе используйте таблицу (в двух вариантах: для А – таблица 3 и для Б – таблица 4).

 

Таблица 3 (и 4). Функционально-ролевая структура … школы

Роли участников

взаимодействия

Характеристика функционирования

обязанности

права

нормы ролевого

поведения

оплата труда

5 . Прокомментируйте свои предложения по оптимизации школы. Как они вписываются в действительное положение дел? По возможности, учтите при этом реалии современного Санкт-Петербурга. В частности, учтите пространственно-временные, социальные, финансово-экономические, культурные и/или другие обстоятельства, уместные в данном случае с Вашей точки зрения. При необходимости – фантазируйте.

 

Выводы

 1. Оцените основные аспекты личного (субъективного) отношения к проделанной работе

баллах, от 0 до 10):

«1а). Знания об организации школьного образования – …»;

«1б). Интерес к тематике подобного рода – …»;

«1в). Принятие необходимости выполнить задание – … ».

 

2. Оцените в процентах, насколько вероятно воплощение в действительность Ваших идей по разработанной модели образования, и аргументируйте свою оценку:

«2. Думаю, что вероятность реализации модели – …%. П. что …».

 

3 . Оцените в процентах, насколько близка к действительности – к существующему положению дел – предложенная Вами модель, и аргументируйте свою оценку:

«3. Думаю, что моя модель близка к действительности на …%. П. что …».

 

4 . Что Вы можете сказать о своей модели оптимальной школы, в общем? Начните со слов: «Личная модель опт-й школы:

а) …;

б) … ;

в) … »

(Подсказка: (а) – по факту, констатируя; (б) – оценивая по любым подходящим основаниям; (в) – интерпретируя так или иначе)

 

5 . «Личные модели в проф. пед. деятельности нужны …» Зачем?

 

6 . «6А. Думаю, что объективное значение работы на данном ПЗ в рамках подготовки на ФФК …» Какое? В чём оно состоит?

«6Б. Для меня субъективный смысл работы на этом ПЗ …» Какой? В чём он заключается?

______________________________________________________