ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (второй курс)

В этом блоке расположены материалы занятий Б. А. Еремеева по педагогической социальной психологии (дисциплина ПСП, факультет физической культуры, второй курс).

Введение. Рабочие понятия учебного курса «Педагогическая социальная психология» (ПСП)

Программа учебного курса ПСП на факультете физической культуры составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 030300.62 – Психология. Стандарт утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации для специальности 050100/11 (б). Статус дисциплины ПСП в рабочем учебном плане: Б.3 Профессиональный цикл, Базовая (общепрофессиональная) часть.

Подробнее...

ПЗ-1. Рабочие понятия учебной дисциплины ПСП

Цель занятия – осознание исходных ориентиров в учебной работе, предусмотренной учебной программой.

Подробнее...

Содержание курса

Тема 1. Введение.

Предметная область и задачи педагогической социальной психологии. Проблематика педагогической социальной психологии. История социально-психологических исследований в практике педагогической деятельности.Социально-психологические аспекты обучения и воспитания. Основные направления использования социально-психологического знания в педагогической деятельности учителей и родителей.

Подробнее...

ПЗ-2. Общие условия для развития человека

Цель работы: осознание общих условий для развития человека.

Подробнее...

ПЗ-3. Личная модель оптимальной школы

Цель работы: осознание личного отношения к школьному образованию с позиции студента педвуза, недавно учившегося в школе и намеренного в будущем быть учителем.

В работе две основные части: свободное (фантазийное) и формализованное моделирование оптимальной школы, – и выводы.

Подробнее...

ПЗ-4. Педагогические позиции

Педагогическая позиция обнаруживает себя в профессиональной деятельности в целом, в профессиональных поступках, в типичных формах профессионального поведения и даже в частных профессиональных действиях.

Цель работы: распознавание, оценка и психологическая интерпретация отдельных педагогических позиций по примерам их жизненных проявлений как социально-типичных. В трёх частях работы рассматриваются персональные позиции; в четвёртой части проводится их сравнение и обобщение. Завершают работу выводы.

Задание: познакомиться с текстами и письменно ответить на вопросы – по каждому тексту и по трём текстам вместе.

Подробнее...

ПЗ-5. Цели и ценности учителя с различных точек зрения

Цель занятия: осознание общего и особенного в ожиданиях от учителя с различных точек зрения.

Предлагается рассмотреть два момента в ожиданиях от учителя с различных точек зрения в условиях современной России.

Во-первых, это педагогические цели, которые учитель должен ставить перед собой.

Во-вторых, это ценности, которыми учитель должен руководствоваться: при постановке целей, при движении к ним, при оценке и интерпретации результатов.

Подробнее...

ПЗ-6. Элементы психологии в профессиональной рефлексии успешного педагога-тренера

Цель работы на данном практическом занятии – проанализировать пример того, как успешный педагог, в частности, тренер, в условиях интервью осознаёт душевную жизнь: и свою, и у окружающих людей.

Подробнее...

ПЗ-7. Включённость в образование. По воспоминаниям бывших детей

Цель: осознание своеобразия личных позиций и их социально-психологической обусловленности при получении школьного образования.

Подробнее...

ПЗ-8. Национальный проект «Наша новая школа»

Цель занятия: осознание основных положений национального проекта «Наша новая школа» и выработка своего отношения к этому проекту.

Задание: 1) ознакомиться с текстом и сформулировать своё впечатление о нём; 2) провести рациональный анализ национального проекта по тексту; 3) сформулировать основные положения для личного проекта «Новая школа», используя положительные моменты рассмотренного документа, корректируя и исключая его отрицательные моменты, добавляя необходимое с собственной точки зрения. Завершают работу выводы.

Подробнее...

ПЗ-9. Ожидания и характеристики в педагогическом взаимодействии

Цель занятия: осознание ожиданий, возникающих при педагогическом взаимодействии у различных его участников. В частности выделяются:

а) идеализированные ожидания от учителя (часть 1),

б) учительские ожидания – нормативные установки по отношению к учащимся (часть 2),

в) пример характеристики учащихся по результатам «тестирования» (часть 3),

г) конструктивное обобщение проделанной работы в виде формулировки требований к педагогической характеристике (часть 4).

Подробнее...

ПЗ-10. Учитель и ученик: сравнение субъективных позиций

Цель работы: осознание соотношения между позициями основных участников педагогического взаимодействия в рамках личной модели оптимального образования.

В работе три части: конкретизация позиции учителя, конкретизация позиции ученика и их соотнесение. Используются следующие источники:

1. Методы, приемы и технологии в педагогике ненасилия: Сб. науч. статей и материалов ХХ Всероссийской научно-практической конференции по проблемам педагогики ненасилия (СПб., 21.04.99) / Под ред. М. С. Гавриловой и др. – СПб.: «Образование – Культура», 1999. С.283.

2. Еремеев Б. А. Диагностика познания человека человеком. – СПб.: Образование, 1991, с.9.

Подробнее...

ЛК Учебный курс "Педагогическая социальная психология"

Введение

1. Предмет науки «педагогическая социальная психология»

2. Педагогическое взаимодействие и педагогическое общение

3. Исходные условия эффективного педагогического общения

4. Межчеловеческие и, в частности, межличностные отношения

5. Психология педагогического воздействия

6. Группы и школьные классы

7. Лидерство и руководство

8. О развитии человека как личности

Заключение

Литература

Подробнее...

Вопросы по лекции "Учебный курс ПСП"

Вопросы предлагаются в форме начала высказываний. Нужно переписать каждое начало с его номером – слова можно сокращать – и завершить высказывание в течение 1-1,5 минут. Вопросы записывать не нужно)

Подробнее...