ПЗ-9. Компетенции и компетентность: примеры понимания

Цель занятия: осознание обозначенных понятий и их объективного содержания посредством работы с учебными текстами.

 

Задания: 1) познакомиться с отрывком из учебника и дважды сформулировать собственные определения компетенции и компетентности - до и после подсказок преподавателя (часть 1); 2) проанализировать предложенную конкретизацию компетенции и ком-петентности и предложить собственный её вариант (часть 2). Завершают работу выводы.

 

Часть 1. Понимание компетенции и компетентности

В одном из недавно изданных учебников для вузов под названием «Психология и педагогика» во «Введении», в частности, говорится о «компетенции» и о «компетентности». Ниже приводится отрывок из этого «Введения», раскрывающий и контекст, и содержание названных понятий.

«С 2010 г. отечественные вузы переходят на многоуровневую модель организа­ции образовательного процесса в соответствии с подписанной Россией в 2003 г. Декларацией о вхождении в Болонский процесс. В связи с этим в государственных образовательных стандартах нового поколения появилась и новая лексика, напри­мер такие термины, как «компетенция», «компетентность», «модульная программа» и «учебный модуль».

Значение и смысл введения новых терминов должны быть понятными и сту­дентам. Это необходимо для адекватной оценки ими своих образовательных ре­зультатов, понимания содержания и предназначения новых учебников, а также требований работодателей на рынке труда. Преподавателям это необходимо для эффективного использования содержания новых учебников и учебных пособий в своей практике и для создания новых учебников.

Термин «компетенция» имеет несколько значений, это:

§  способность применять знания, умения и использовать личностные качества для успешной деятельности в определенной области;

§  социальное требование к человеку для эффективного выполнения им продук­тивной деятельности определенного вида;

§  критерий оценки готовности человека к решению проблем и задач данного вида деятельности.

Понятие «компетентный» (от лат. competentis - соответствующий, способный) используется для оценки человека как «знающего, сведущего в определённой об­ласти, обладающего компетенцией». В структуре любой компетенции выделяют составляющие; когнитивную (представления и знания), ориентировочную (по­нимание и мотив), операциональную (умения и навыки), а также опыт (поведенческий, отражающий способ решения задачи). В зависимости от их развития люди могут различаться по уровню своей компетентности в решении одного и того же типа задач.

В силу сказанного, в книге используются:

§  термин «компетенция» при формулировке цели как ожидаемого результата освоения содержания учебной программы и соответствующего ей учебного по­собия, а также целей каждого раздела и учебного модуля;

§  термин «компетентность» при оценке достижений студентов в ходе освоения каждого модуля иподмодуля, раздела или содержания всей книги. Компетент­ность выявляется посредством вопросов и заданий, предложенных для само­стоятельной работы». [Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2011.С.7-8].

Таким образом, авторы учебника говорят о терминах и о вариантах их значений.

Руководствуясь предложенными формулировками, раскройте своё понимание того, что же обозначают оба термина. Определите своими словами, какая реальность отображается («схватывается») (а) термином«компетенция» и (б) термином«компетентность». Иначе говоря, дайте ответы на вопросы: что такое «компетенция» и что такое «компетентность». Причём вопросы не записывайте. Запишите: «1.Исходное понимание:», - и далее оба ответа следует оформить как завершение двух начатых высказываний, с новой строки каждое:

«1а) По-моему, компетенция - это...» Что?

«2б) По-моему, компетентность - это...» Что?

Далее ознакомьтесь с методическими указаниями (или подсказками) преподавателя ПП на ФФК.

Говоря о чём бы то ни было, мы бываем в разной степени конкретными. Что-то мы можем только односложно назвать. Здесь мы предельно абстрактны, и конкретность нашей позиции при назывании минимальна. Но мы можем также что-то определять, т.е. задавать предметную область существования в её основных (главных!) чертах. Здесь наша конкретность уже может быть выражена с большей или меньшей полнотой, которая уже достаточна для понимания природы того, о чём идёт речь. Наконец, мы можем что-то охарактеризовать, стремясь к возможно более полному его охвату (описанию) - как эмпирической данности и/или даже стремясь раскрыть его сущность. И в этом случае конкретность выражения нашей субъективной позиции может быть сколь угодно велика. Ограничивают её только так называемые «конструктивные соображения» - требования внешних и внутренних условий, на фоне которых всегда даётся характеристика.

Хорошие, «работающие» на практике словарные определения удовлетворяют нескольким требованиям к их содержанию и к их форме. По содержанию хорошие определения фиксируют (а) качественное своеобразие определяемого, (б) его сущность - как способ существования и (в) его место и роль среди других явлений действительности. По форме хорошие определения (а) кратки - они содержат необходимое и достаточное число компонентов, (б) учитывают общее и особенное в определяемом (его род и вид) и (в) они внутренне непротиворечивы.

С учётом предложенных указаний по формулировке «хороших» определений завершите приведённые ниже высказывания:

«2. С учётом подсказок, я думаю, что:»

«2а) компетенция - это: (а)...; (б) ...; (в) ...»;

«2б) компетентность - это: (а)...; (б) ...; (в) ...».

...А вот какие варианты определений даёт ваш преподаватель дисциплины ПП на ФФК:

«Компетенция - это (а) теоретический конструкт, или модель, (б) актуальных аспектов субъектного потенциала у человека (в) в определённой сфере деятельности».

«Компетентность - это (а) вовлечённость человека в деятельность (б) с высокой субъективной удовлетворённостью и (в) с высокой объективной эффективностью».

Проведите сравнительный анализ трёх вариантов определения компетенции и ком-петентности: (А) по учебнику, (Б) своего (во втором варианте, с учётом подсказок) и (В) преподавательского, - используя любые основания по своему усмотрению. Начните свой анализ так:

«3а). Для сравнения взято ...» Какое основание? «В этом плане определения А, Б и В распределились ...» В какой последовательности? «Потому что ...» Почему Вы так решили? - Аргументируйте своё решение.

По п.3 первой части ПЗ можно использовать столько оснований для сравни-тельного анализа (подпункты «б», «в» и т.д.), сколько Вы сочтёте нужным. Завершая сравнительный анализ трёх вариантов определения компетенции и компетентности, сделайте вывод о соотношении трёх познавательных позиций: у авторов учебника (А), у себя (Б) и у преподавателя дисциплины ПП на ФФК (В). Начните со слов: «Думаю, что позиции А, Б и В объединяются ...» Чем? «Специфично же для А ...;» Что? «для Б ...» Что? «для В ...» Что?

 

Часть 2. Общая компетенция и её конкретизация

Авторы взятого учебника считают необходимым использовать понятие общей компетенции, в которой с психолого-педагогической точки зрения авторы различают базовые компетенции, социальные  компетенции и личностные компетенции.

Базовые компетенции раскрываются как «поисково-aнaлитические и организа-ционно-исполнительские умения, (...) способности к анализу и синтезу, планированию и критической оценке разных видов деятельности, готов­ность к совместной деятельности, (...) самостоятельность, (...) понимание меры ответственности за результаты своей деятельности» (Там же, с.10).

Социальные компетенции раскрываются как «коммуникативные ком­петенции, которые формируются через умение человека адекватно выражать свои чувства и личностное отношение к ситуации и сложившимся обстоятельствам, критическое осмысление и способность к самокритике, способность воспринимать разнообразие межкультурных, возрастных, индивидуально-психологических раз­личий у людей, их позиций и способов поведения» (Там же, с.11).

Личностные компетенции раскрываются как «готовность к самопознанию, кри­тической самооценке, презентации себя в современном обществе как квалифици­рованного специалиста, ориентированного на новации и творчество с опорой на современную науку и технологии, [как] высоконравственного гражданина, семьянина, инициативного и ответственного исполнителя или руководителя» (Там же, с.11).

А для оценки сформированности различных аспектов у соответствующих проявлений компетентности человека авторы предлагают 16 суждений, список которых приводится ниже:

«1. ...полный объём психологических и педагогических знаний, входящих в содержание оцениваемой компетенции, понимание их функции и решение задач конкретного типа;

2. ...основной, но не полный объём психологических и/или педагогических знаний, входящих в содержание оцениваемой компетенции, или непонимание предназначения некоторых из них для решения задач данного типа;

3. ...основной объём психологических и педагогиче­ских знаний, входящих в содержание оцениваемой компетенции, но непонимание функций значительной их части в решении задач конкретного типа, или только минимально необходимый объём знаний, входящих в содержание оцениваемой компетенции;

4. ...нет пси­хологических и/или педагогических знаний (или есть только их минимальный объём), входящих в содержание оцениваемой компетенции, и нет понимания их роли в решении задач данного типа;

5. ...есть понимание значения конкретной компетенции для себя как субъекта учения и общения - в настоящем, для реализации себя как специалиста, гражданина, семьянина - в будущем;

6. ...есть понимание значения данной компетенции для себя в период обучения и общения в вузе, для успешной профессиональной подготовки и своего профессионально-личностного развития;

7. ...есть нечёткое понимание значения данной психолого-педагогической компетенции для себя в настоящем и в будущем;

8. ...нет понимания значения данной психолого-педагогической ком­петенции для себя ни в настоящем, ни для будущего, её ориентировочная основа не сформирована;

9. ...успешные ответы на все вопросы и выполнение всех заданий, предлагаемых для самостоятельной работы;

10. ...успешное решение только определенных групп пред­лагаемых для контроля задач и нет правильных ответов на все вопросы;

11. ...решение лишь единичных задач и правильные ответы на отдельные вопросы;

12. ...нет самостоятельного, без помощи..., успешного решения предлагаемых задач и правильных ответов на вопросы;

13. ...закреплён и расширен опыт решения задач каждого пред­ложенного типа - в образовательной сфере, сфере общения и работы над собой с опорой на психологию и педагогику;

14. ...закреплён опыт решения задач в образовательной сфере, сфере общения с друзьями и членами семьи, а также работы над собой;

15. ...обогащён опыт решения некоторых задач в образовательной сфере, сфере общения с друзьями и членами семьи, а также работы над собой;

16. ...имеется позитивный опыт решения отдельных задач из основных трёх типов» (Там же, с.12-13).

Задачи:

1)   В протоколе после подзаголовка «Ч.2. Общ. комп-ция и её конкр-ция» пронумеруйте 16 строк подряд по порядку - с 1-й по 16-ю.

2)   В каждой строке запишите ключевые слова, раскрывающие (а) содержание и (б) форму соответствующего проявления компетентности, по мнению авторов взятого учебника.

3)   Сгруппируйте 16 предложенных суждений - их номера - (а) по содержанию проявле-ний компетентности и (б) по форме этих проявлений. Запишите оба варианта групп номеров: «3а) по содержанию: ...; ...; ...»; «3а) по форме: ...; ...; ...»

4)   Сделайте выводы: а) какие аспекты проявлений компетентности актуальны с позиции авторов учебника? Начните так (с красной строки): «По учебнику актуальны такие проявления комп-сти: ...» Какие? б)  какие уровни проявления компетентности (какие градации при её оценке) актуальны для авторов учебника? Начните так (с красной строки): «По учебнику актуальны такие градации комп-сти: ...» Какие?

5) Прокомментируйте полученные результаты: а) каковы достоинства психолого-педагогической конкретизации общей компетенции по учебнику? б) каковы её недостатки?   Начните так (оба варианта - с красной строки): «Дост-ва псих.-пед. конкр-ции общей комп-ции по учебнику: ... » Какие? «Её недостатки: ...» Какие?

6) Будем исходить из того, что предельный уровень конкретизации любых словесных определений - это эмпирический, или вещный, телесный, наглядный уровень, предполагающий внешние признаки, или физические знаки того, что учтено определением. Предложите свои варианты физических проявлений у того содержания, в котором, по мнению авторов учебника, проявляется компетентность человека. Начните так: «Комп-сть проявл-тся ...» В чём?

7) Эта задача выполняется только по желанию. Каковы эмпирические показатели формы, в частности, уровня (это подсказка) проявления компетентности у человека? Начните свой ответ со слов: «Думаю, что уровень комп-сти проявл-тся ...» Как? При каких условиях?

 

Выводы (в виде завершения начатых высказываний, с опорой на общий и учебный опыт)

1. «Практика и теория соотносятся как ...» Приведите пример подходящей пары понятий. «Среди общих оснований для их соотнесения - ...» Какие?

2. «Думаю, что высшее образование ...» В каких отношениях с практикой и теорией?

3. «Понимание комп-ции и комп-сти ...» Что Вы можете сказать об этом понимании, в общем?

4. «Комп-ция отличается от комп-сти ...» Чем? (Подсказка: какая она, в отличие от комп-сти?).

5. «Комп-сть отличается от комп-ции ...» Чем?  (Подсказка: та же).

6. «Комп-ция и комп-сть различаются ...» По каким общим основаниям?

7. «Последовательная конкр-ция понятия ...» Что Вы можете о ней сказать, в общем?

8. «Думаю, что (а) общее значение работы на данном ПЗ в рамках вузовской подготовки...;» В чём? «а (б) субъективный смысл этой работы для меня ...» В чём?

_________________________________________________