ПЗ-8. Ожидания в педагогическом взаимодействии и проблема характеристики

Цель занятия: осознание ожиданий, возникающих при педагогическом взаимодействии у различных его участников.

 

В частности выделяются:

а) идеализированные ожидания от учителя (часть 1),

б) учительские ожидания - нормативные установки по отношению к учащимся (часть 2),

в) пример характеристики учащихся по результатам «тестирования» (часть 3),

г) конструктивное обобщение проделанной работы в виде формулировки требований к педагогической характеристике (часть 4).

 

Часть 1. Ожидания от учителя

Задание: Запишите: «Ч.1. Ожидания от учителя». Последовательно становясь на точки зрения различных субъектов, нужно ответить за них (!) на один и тот же вопрос: «Каким должен быть учитель?», -  а затем нужно проанализировать свои ответы.

Различные участники педагогического взаимодействия отвечали на вопрос: «Каким, с Вашей точки зрения, должен быть учитель?» Время каждого ответа - от одной до полутора минут. На Ваш взгляд, какие ответы были наиболее вероятными в каждой из перечисленных ниже групп опрошенных?

Поставьте себя на место представителя каждой из названных категорий. На один Ваш ответ также отводится от одной минуты до полутора; общее время ответов по всем пунктам - до 30 мин. В протоколе занятия ставьте номер ответа и сокращённое обозначение группы, ожидания которой Вы предсказываете. Если нужно, уточняйте возраст, оставаясь в пределах заданных рамок. Возраст указывайте в скобках.

Итак, каким должен быть учитель с точки зрения:

1.   младших школьников - мальчиков  7-10 лет («1.мч (7-10)...»)?

2.   младших подростков - мальчиков  10-12 лет («2.мч (10-12)...»)?

3.   старших подростков - мальчиков  14-15 лет («3.мч (14-15)...»)?

4.   старшеклассников - юношей  15-17 лет («4.м (15-17)...»)?

5.   студентов педвуза младших курсов - юношей  17-19 лет («5.м (17-19)...»)?

6.   студентов педвуза старших курсов - юношей  20-25 лет («6.м (20-25)...»)?

7.   учителей-мужчин 25-35 лет («7.у. м. (25-35)...»)?

8.   учителей-мужчин 35-45 лет («8.у. м. (35-45)...»)?

9.   учителей-мужчин старше 45 лет («9.у.м. (ст. 45)...»)?

10. младших школьниц - девочек  7-10 лет («10.дч (7-10)...»)?

11. младших подростков - девочек  10-12 лет («11.дч (10-12)...»)?

12. старших подростков - девочек  13-15 лет («12.дч (13-15)...»)?

13. старшеклассниц - девушек  15-17 лет («13.дв (15-17)...»)?

14. студенток педвуза младших курсов - девушек  17-19 лет («14.дв (17-19)...»)?

15. студенток педвуза старших курсов - девушек  20-23 лет («15.дв (20-23)...»)?

16. учителей-женщин 23-30 лет («16.у.ж. (23-30)...»)?

17. учителей-женщин 30-45 лет («17.у.ж. (30-45)...»)?

18. учителей-женщин старше 45 лет («18.у.ж. (ст.45)...»)?

19. школьных администраторов - мужчин  («19.адм.м....»)?

20. школьных администраторов - женщин  («20.адм.ж....»)?

21. родителей младших учащихся, посещающих родительские собрания («21.род.мл....»)?

22. родителей учащихся подросткового возраста («22.род.подр....»)?

23. родителей старшеклассников («23.род.ст....»)?

ВопросыВопросы по Ч.1:»):

1.   Чьи ожидания оправдываются чаще всего? Аргументируйте свое мнение. («1.Чаще всего сбываются ож-я... П. что...»).

2.   Чьи ожидания оправдываются реже всего? Аргументируйте свое мнение. («2.Реже всего - ож-я... П. что...»).

3.   Какие ожидания со стороны учащихся разного возраста чаще всего подтверждаются на практике? И чем это можно объяснить? («3.Чаще всего подтверждаются ож-я ...» Какие? «Это объясняется ...» Чем?).

4.   Какие  ожидания различных учащихся сбываются реже всего? Почему? («4.Реже всего сбываются ... П. что...»).

 

Часть 2.  Учительские ожидания: нормативные установки по отношению к учащимся

Задание: Запишите: «Ч.2. Ожидания от уч-ся». Встаньте на позицию учителя, дающего обобщённую характеристику группам учащихся. Приведите примеры наиболее вероятных характеристик и проанализируйте свои ответы.

Учителя различных школ отвечали на вопрос: «Какими чаще всего бывают учащиеся определённого возраста: а) школьники? б) школьницы?»

Сформулируйте наиболее вероятные, типичные варианты ответов, которые могли бы дать учителя «вообще», без разделения их по полу, возрасту, специализации и по другим существенным основаниям.

На каждую формулировку отводится около минуты; всего около 15 мин.

В протоколе ставьте номер ответа по порядку и сокращённо называйте группу учащихся, о которых идёт речь. Если нужно, уточните для себя их возраст, оставаясь в пределах заданных границ. Возраст приведите в скобках.

Итак, какими, по мнению учителей, чаще всего бывают учащиеся разного возраста:

1.  младшие учащиеся:  а) мальчики 7-10 лет («1а) мч  (7-10)...» )?

б) девочки 7-10 лет («1б) дч (7-10)...»)?

2.  младшие подростки: а) мальчики 10-12 лет («2а) мч (10-12)...»)?

б) девочки 10-12 лет («2б) дч (10-12)...»)?

3.  старшие подростки:  а) мальчики 14 -15 лет («3а) мч (14-15)...»)?

б) девочки 13-15 лет («3б) дч (13-15)...)?

4.  старшеклассники:     а) юноши 15-17 лет («4а) м (15-17)...»)?

б) девушки 15-17 лет («4б) дв (15-17)...»)?

5.  студенты педвуза младших курсов:

а) юноши 17-19 лет («5а) м (17-19)...»)?

б) девушки 17-19 лет («5б) дв (17-19)...»)?

6.  студенты педвуза старших курсов (они проходят в школах педагогическую практику уже как стажёры - работают учителями):

а) юноши 20-25 лет («6а) м (20-25)...»)?

б) девушки 20-23 лет («6б) дв (20-23)...»)?

ВопросыВопросы по Ч.2:»):

Чем отличаются:

1.   учительские мнения о старших учащихся от мнений о младших? («1.Мнения о старших уч-ся ...» Какие?).

2.   мнения о младших - от мнений о старших? («2.Мнения о младших уч-ся ...» Какие?).

3.   мнения о девочках и девушках, с одной стороны, от мнений о мальчиках и юношах, - с другой? («3.Мнения о девочках и девушках ...» Какие?).

4.   мнения о мальчиках и юношах, с одной стороны, от мнений о девочках и девушках, - с другой? («4.Мнения о мальчиках и юношах ...» Какие?).

 

Часть 3. Пример характеристики учащихся по результатам «тестирования»

В газете «Пять углов» (03.02.94) в рубрике «Школьное агентство новостей» была такая заметка: «В восьмом классе 20-й школы учатся три гения и девять талантливых учеников. Именно такой результат дало тестирование, проведенное учительницей на одном из уроков...».

Запишите: «Ч.3. «Тестирование»:»

Вопросы:

1.   Каковы возможные причины таких высоких результатов в одном классе? Перечислите их в столбик. («1. Причины высоких рез-тов: ...»).

2.   Каковы причины для использования определений «гений» и «талант» на уроке по результатам «теста»? Перечислите в столбик. («2. Причины для использ-я опр-й «гений» и «талант»: ...»).

3.   Каковы вероятные педагогические эффекты обнародования полученных результатов в такой форме? Перечислите в столбик. («3. Вероятные пед. эффекты: ...»).

 

Часть 4. Обобщение результатов проведенной работы

Задание: Запишите: «Ч.4. Обобщение:»

Сформулируйте основные требования к педагогической характеристике - с учётом работы в трёх предыдущих частях и руководствуясь следующими вопросами:

1.   Что является существенным в человеке, о котором идёт речь? (Или: Каким должно быть содержание характеристики?). («1. В содержание хар-ки включается ...» Что?).

2.   Как следует раскрывать то, что признано существенным? (Или: Какой должна быть форма характеристики?) («2. По форме хар-ка должна быть ...» Какой?).

3.   Какова практическая роль характеристики? (Или: Чему она может и должна служить?). («3. Хар-ка используется...» Для чего?).

4.   При каких условиях педагогическая характеристика будет выполнять свою практическую роль? («4. Хар-ка будет выполнять свою роль, если: ...» Что?..)

5.   Какое общее значение имеет работа на этом ПЗ для образования по Вашей специальности? («5. Работа на этом ПЗ...» Что значит?..)

6.   Каков, с Вашей точки зрения, особенный прикладной смысл Вашей работы на этом ПЗ?  («6. Думаю, что для меня эта работа...» Какой смысл имеет?..)

___________________________________________________